Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Малаховой С.Е. (доверенность от 17.01.2014), Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2013), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "БТИ землеустройство, оценка" - Винокурова А.С. (директор), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 (судья Меликян Э.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А01-2080/2013, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - территориальное управление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов); площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов); площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов); площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения); площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов); площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов); возложении на территориальное управление обязанности принять решение о предоставлении в аренду обществу названных земельных участков и направить заявителю соответствующие проекты договоров аренды.
Требования мотивированы наличием прав общества на данные земельные участки вследствие нахождения на них объектов недвижимости общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "БТИ, землеустройство, оценка", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея (далее - кадастровая палата).
Решением от 29.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2014, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что общество представило необходимые документы, предусмотренные перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной собственности. С учетом установленных обстоятельств суды признали бездействие территориального управления незаконным. В целях устранения допущенных нарушений на заинтересованное лицо возложена обязанность направить заявителю проекты договоров аренды земельных участков.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение от 29.04.2014 и постановление апелляционного суда от 15.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что конфигурация земельного участка полосы отвода железной дороги изменена. Этот участок сформирован с учетом фактически сложившихся границ, при этом из него исключены земельные участки, которые не создают угрозу безопасности движения. Также в пределах полосы отвода имеются земельные участки, находящиеся в непосредственной близости к железнодорожному полотну. Раздел земельного участка осуществлен без согласия правообладателя. Заявитель не предоставил доказательств того, что территориальное управление располагало достаточными сведениями и документами для оформления договора аренды спорного земельного участка, либо в отсутствие таких документов не предпринимало никаких мер. С учетом изложенного основания для удовлетворения заявления общества отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты обеих инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзыве, просили оставить жалобу без удовлетворения. Территориальное управление и кадастровая палата явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.01.1995 земельный участок, занятый полосой отвода железной дороги Горячеключевской дистанции, расположенный в Тахтамукайском районе Республики Адыгея, площадью 195,01 га предоставлен в постоянное бессрочное пользование Краснодарскому отделению Северо-Кавказской железной дороги (государственный акт N РА-2 N 001182; т. 1, л.д. 11, 12). Земельному участку площадью 195,01 га присвоен кадастровый номер 01:05:0000000:0008.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2004 серии 01-РА N 122093 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 17).
27 декабря 2005 года на основании распоряжения территориального управления от 09.12.2005 N 314 (т. 1, л.д. 18, 19) заявитель и заинтересованное лицо заключили договор аренды N 48 данного участка сроком на 11 месяцев (т. 1, л.д. 24-27).
30 января 2007 года общество направило письмо N 58/НОДРИ в территориальное управление с приложением заявления о предоставлении спорного земельного участка полосы отвода Тахтамукайского района в аренду со сроком на 11 месяцев, однако в аренде обществу отказано по мотиву отсутствия материалов межевания.
Письмом от 08.04.2011 N 1031 территориальное управление уведомило общество об отмене распоряжения от 27.12.2005 N 314 "О предоставлении в аренду земельного участка ОАО "РЖД", поскольку границы участка с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 не установлены в соответствии с действующим законодательством (т. 1, л.д. 20).
Заявитель провел межевание полосы отвода железной дороги в Тахтамукайском районе непосредственно под объектами, являющимися собственностью общества, так как земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 находился на учете с декларированной площадью, подлежащей уточнению.
В результате межевания земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 разделен на шесть участков: площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов); площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов); площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов); площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения); площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов); площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов).
Эти участки поставлены на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми паспортами от 04.10.2010.
В целях заключения долгосрочных договоров аренды шести земельных участков заявитель неоднократно обращался в территориальное управление, о чем свидетельствуют письма (от 12.10.2012 N 776/НРИрег.2, от 24.01.2013 N 36/НРИрег.2, от 04.04.2013 N 231) с приложением соответствующих документов.
Поскольку в установленные сроки заявления не рассмотрены, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Испрашиваемые обществом земельные участки предназначены для эксплуатации зданий, сооружений и других объектов транспорта (подпункт 3 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс; т. 1, л.д. 19-69)).
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса).
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД". В пункте 2 названных Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договора аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 данного Кодекса.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 данного Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса).
Суды установили, что общество направило в территориальное управление документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков.
В нарушение правил части 5 статьи 200 Кодекса заинтересованное лицо не представило доказательств, позволяющих сделать вывод о правомерности оспариваемого бездействия.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно удовлетворили заявление общества. В порядке восстановления нарушенного права суды на основании пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса возложили на заинтересованное лицо обязанность принять решение о предоставлении участков в аренду и направить в адрес общества проекты соответствующих договоров.
Доводы жалобы территориального управления являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права при рассмотрении дела суды применили верно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган государственной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу N А01-2080/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А01-2080/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А01-2080/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Малаховой С.Е. (доверенность от 17.01.2014), Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2013), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "БТИ землеустройство, оценка" - Винокурова А.С. (директор), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 (судья Меликян Э.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А01-2080/2013, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - территориальное управление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов); площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов); площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов); площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения); площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов); площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов); возложении на территориальное управление обязанности принять решение о предоставлении в аренду обществу названных земельных участков и направить заявителю соответствующие проекты договоров аренды.
Требования мотивированы наличием прав общества на данные земельные участки вследствие нахождения на них объектов недвижимости общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "БТИ, землеустройство, оценка", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея (далее - кадастровая палата).
Решением от 29.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2014, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что общество представило необходимые документы, предусмотренные перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной собственности. С учетом установленных обстоятельств суды признали бездействие территориального управления незаконным. В целях устранения допущенных нарушений на заинтересованное лицо возложена обязанность направить заявителю проекты договоров аренды земельных участков.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение от 29.04.2014 и постановление апелляционного суда от 15.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что конфигурация земельного участка полосы отвода железной дороги изменена. Этот участок сформирован с учетом фактически сложившихся границ, при этом из него исключены земельные участки, которые не создают угрозу безопасности движения. Также в пределах полосы отвода имеются земельные участки, находящиеся в непосредственной близости к железнодорожному полотну. Раздел земельного участка осуществлен без согласия правообладателя. Заявитель не предоставил доказательств того, что территориальное управление располагало достаточными сведениями и документами для оформления договора аренды спорного земельного участка, либо в отсутствие таких документов не предпринимало никаких мер. С учетом изложенного основания для удовлетворения заявления общества отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты обеих инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзыве, просили оставить жалобу без удовлетворения. Территориальное управление и кадастровая палата явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.01.1995 земельный участок, занятый полосой отвода железной дороги Горячеключевской дистанции, расположенный в Тахтамукайском районе Республики Адыгея, площадью 195,01 га предоставлен в постоянное бессрочное пользование Краснодарскому отделению Северо-Кавказской железной дороги (государственный акт N РА-2 N 001182; т. 1, л.д. 11, 12). Земельному участку площадью 195,01 га присвоен кадастровый номер 01:05:0000000:0008.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2004 серии 01-РА N 122093 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 17).
27 декабря 2005 года на основании распоряжения территориального управления от 09.12.2005 N 314 (т. 1, л.д. 18, 19) заявитель и заинтересованное лицо заключили договор аренды N 48 данного участка сроком на 11 месяцев (т. 1, л.д. 24-27).
30 января 2007 года общество направило письмо N 58/НОДРИ в территориальное управление с приложением заявления о предоставлении спорного земельного участка полосы отвода Тахтамукайского района в аренду со сроком на 11 месяцев, однако в аренде обществу отказано по мотиву отсутствия материалов межевания.
Письмом от 08.04.2011 N 1031 территориальное управление уведомило общество об отмене распоряжения от 27.12.2005 N 314 "О предоставлении в аренду земельного участка ОАО "РЖД", поскольку границы участка с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 не установлены в соответствии с действующим законодательством (т. 1, л.д. 20).
Заявитель провел межевание полосы отвода железной дороги в Тахтамукайском районе непосредственно под объектами, являющимися собственностью общества, так как земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 находился на учете с декларированной площадью, подлежащей уточнению.
В результате межевания земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:0008 разделен на шесть участков: площадью 85,4213 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1218 (земли населенных пунктов); площадью 12,0372 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1219 (земли населенных пунктов); площадью 5,0232 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1220 (земли населенных пунктов); площадью 88,6489 га с кадастровым номером 01:05:0000000:1221 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения); площадью 2,7942 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1139 (земли населенных пунктов); площадью 1,0853 га с кадастровым номером 01:05:3116003:1140 (земли населенных пунктов).
Эти участки поставлены на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми паспортами от 04.10.2010.
В целях заключения долгосрочных договоров аренды шести земельных участков заявитель неоднократно обращался в территориальное управление, о чем свидетельствуют письма (от 12.10.2012 N 776/НРИрег.2, от 24.01.2013 N 36/НРИрег.2, от 04.04.2013 N 231) с приложением соответствующих документов.
Поскольку в установленные сроки заявления не рассмотрены, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Испрашиваемые обществом земельные участки предназначены для эксплуатации зданий, сооружений и других объектов транспорта (подпункт 3 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс; т. 1, л.д. 19-69)).
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса).
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД". В пункте 2 названных Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договора аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 данного Кодекса.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 данного Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса).
Суды установили, что общество направило в территориальное управление документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков.
В нарушение правил части 5 статьи 200 Кодекса заинтересованное лицо не представило доказательств, позволяющих сделать вывод о правомерности оспариваемого бездействия.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно удовлетворили заявление общества. В порядке восстановления нарушенного права суды на основании пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса возложили на заинтересованное лицо обязанность принять решение о предоставлении участков в аренду и направить в адрес общества проекты соответствующих договоров.
Доводы жалобы территориального управления являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права при рассмотрении дела суды применили верно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган государственной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу N А01-2080/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
И.В.СИДОРОВА
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)