Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ГК "Агентство по страхованию вкладов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-3743/15, принятое судьей Кузнецовой С.А. (шифр судьи 106-38)
по заявлению ГК "Агентство по страхованию вкладов" (109147, г. Москва, ул. Таганская, д. 3, оф. 408)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании постановлений от 19.11.2014 N 17-Ю-2014/61, по делам об административном правонарушении
при участии:
- от заявителя: Спесивов В.В. по доверенности от 06.11.2014;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
ГК "Агентство по страхованию вкладов" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по Московской области (далее - ответчик) от 19.11.2014 N 17-Ю-2014/61 о привлечении ГК "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1047796046198) к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в мотивировочной части.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы жалобы, с решением суда первой инстанции не согласился, просил изменить решение суда первой инстанции в мотивировочной части.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 01.10.2014 по 03.10.2014 в соответствии с Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области и Распоряжением Главы сельского поселения Аверкиевское Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 25.09.2014 N 53, во исполнение Требования о проведении внеплановой проверки Павлово Посадской городской прокуратуры от 25.09.2014 N 7.04-2014, специалистами администрации сельского поселения Аверкиевское проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ГК "Агентство по страхованию вкладов".
Уведомлением от 25.09.2014 N 9 ГК "Агентство по страхованию вкладов" была извещена о проведении внеплановой проверки земельного законодательства в период с 01.10.2014 с 10 час. 00 мин. по 03.10.2014, что подтверждается отметкой представителя заявителя - Ганн А.В., действующего по доверенности от 18.03.2014 N 305.
В проведенной проверки Администрацией сельского Аверкиевское Павлово-Посадского муниципального района Московской области установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:17:0031002:14 (разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 72 077 кв. м), расположенный по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Аверкиевское с.п., д. Митино, д. 27 расположенного в границах участка, участок находится примерно в 300 м по направлению на север от ориентира, принадлежит на праве собственности Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", на основании Соглашения об отступном от 24.06.2009 N 2009-0340/8, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.08.2009 сделана запись регистрации N 50-50-17/027/2009-260.
При проведении проверки соблюдения земельного законодательства производились: визуальный осмотр и фотографирование (Акт проверки и фототаблица приложены к материалам дела).
В ходе визуального осмотра установлено: земельный участок не огорожен, доступ свободный: каких-либо строений (сооружений) - нет; наблюдается незначительная залесенность и закустаренность земельного участка; основная площадь земельного участка заросла многолетней сорной растительностью; признаков проведения работ по возделыванию сельхозкультур, обработке почвы, сенокошения на земельном участке не установлено. Земельный участок оборудован минерализованными (противопожарными) полосами по границам земельного участка.
Выявлены нарушения неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", а именно:
- - на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- - залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка.
Проверка проведена в присутствии представителя заявителя - Ганн А.В., действующего по доверенности от 18.03.2014 N 305, о чем свидетельствует его подпись в составленном по результатам проверки Акте проверки соблюдения земельного законодательства N 8 от 03.10.2014.
Составленный административным органом Акт проверки является надлежащим доказательством, полученным в рамках проверки, проводимой контролирующим органом в соответствии с его компетенцией, до возбуждения дела об административном правонарушении.
Письмом от 03.10.2014 N 920 Администрацией сельского Аверкиевское Павло-Посадского муниципального района Московской области материалы проверки были переданы в Управление Росреестра по Московской области.
По факту выявленных правонарушений должностным лицом Управления Росреестра по Московской области в отношении Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" составлен протокол от 29.10.2014 N 17-Ю-2014/61 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в присутствии представителя Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - Ганн А.В., действующего по общей доверенности от 18.03.2014 N 305.
На основании протокола и рассмотрев материалы проверки заместителем главного государственного инспектора города Павловский Посад, Павлово-Посадского района Московской области по использованию и охране земель Володиной Е.В. рассмотрены материалы административного дела и вынесено оспариваемое постановление от 19.11.2014 N 17-Ю-2014/61 о привлечении Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Дело об административном правонарушении также рассмотрено в присутствии полномочного представителя заявителя - Ганн А.В., действующего по доверенности от 18.03.2014 N 305, при наличии доказательств извещении законного представителя корпорации, что подтверждается имеющимся в материалах дела определением от 29.10.2014 о назначении времени и места рассмотрения дела об АП, врученным согласно отметке представителя 29.10.2014.
Постановление вынесено в срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
Как следует из Акта от 03.10.2014, проверка проводилась путем визуального осмотра и фотографирования; указан период проверки - с 01.10.2014 по 03.10.2014.
Фотографии, представленные как административным органом, так и заявителем, полностью подтверждают отраженный в Акте факт того, что основная площадь земельного участка заросла многолетней сорной растительностью, каких-либо признаков проведения работ по возделыванию сельхозкультур, обработке почвы и сенокошения на земельном участке не установлено, а участок действительно оборудован противопожарными полосами по его границам.
Каких-либо доказательств фактических мер по обработке земель сельскохозяйственного назначения, заявителем ни суду, ни административному органу представлено не было.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В данном случае административный орган проводил проверку объекта, а не деятельность юридического лица.
Таким образом, при проведении проверки нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не установлено.
Составленный административным органом акт проверки является надлежащим доказательством, полученным в рамках проверки, проводимой контролирующим органом в соответствии с его компетенцией, до возбуждения дела об административном правонарушении, в то время как положения КоАП РФ подлежат применению только с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при рассмотрении административного дела выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ (N 136-ФЗ от 25.10.2001) (далее - ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
На основании подпункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В силу п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369. Одним из признаков - является залесенность и (или) закустаренность участка: на пашне свыше 15% площади земельного участка; на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%.
В результате проведенной проверки, административным органом установлено, что земельный участок не используется Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в соответствии с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства: на земельном участке - наблюдается незначительная залесенность и закустаренность земельного участка; основная площадь земельного участка заросла многолетней сорной растительностью; признаков проведения работ по возделыванию сельхозкультур, обработке почвы, сенокошения на земельном участке не установлено. Земельный участок оборудован минерализованными (противопожарными) полосами по границам земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных решений и процедур согласования.
Так, пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, некоммерческим организациями, в том числе потребительским кооперативам, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проеденного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения, собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ходе рассмотрения административного дела, представителем Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" были представлены объяснения (от 19.11.2014 N 17-41-1458), согласно которым Государственная корпорация создана и действует в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Принадлежащие заявителю на праве собственности земельные участки, расположенные в Павлово-Посадском районе, в том числе с кадастровым номером 50:17:0031002:14 и предназначенный для сельскохозяйственного производства, были приобретены им в качестве отступного в рамках осуществления мероприятий по предупреждению банкротства ОАО Банк "Открытие" на основании Федерального закона и в соответствии с Планом участия заявителя в предупреждении банкротства указанного банка, утвержденным Банком России.
Конечной целью приобретения заявителем земельных участков является его реализация с целью возврата затраченных на приобретение участков средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество заявителя. В 2013 году заявителем принято решение о реализации приобретенных в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков активов, в том числе земельных участков. Путем проведения открытых торгов с использованием электронной торговой площадки. Торги были признаны несостоявшимися в связи с тем, что в установленный срок не поступало ни одной заявки на участие в торгах.
С учетом представленных объяснений, административный орган пришел к выводу, что Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" не может осуществлять сельскохозяйственное производство и иную деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, в силу особенности создания Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на основании Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ.
Административным органом собрано достаточно доказательств факта неиспользования Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" земельного участка, с кадастровым N 50:17:0031002:14, не в соответствии с его установленным видом разрешенного использования, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 29.10.2014 N 17-Ю-2014/61, Акте проверки от 03.10.2014, фототаблицей, обмером площади земельного участка, а также иными материалами дела в их совокупности.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в действиях Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" и вины в его совершении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-3743/15 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2015 N 09АП-17477/2015 ПО ДЕЛУ N А40-3743/15
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. N 09АП-17477/2015
Дело N А40-3743/15
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ГК "Агентство по страхованию вкладов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-3743/15, принятое судьей Кузнецовой С.А. (шифр судьи 106-38)
по заявлению ГК "Агентство по страхованию вкладов" (109147, г. Москва, ул. Таганская, д. 3, оф. 408)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании постановлений от 19.11.2014 N 17-Ю-2014/61, по делам об административном правонарушении
при участии:
- от заявителя: Спесивов В.В. по доверенности от 06.11.2014;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
ГК "Агентство по страхованию вкладов" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по Московской области (далее - ответчик) от 19.11.2014 N 17-Ю-2014/61 о привлечении ГК "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1047796046198) к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в мотивировочной части.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы жалобы, с решением суда первой инстанции не согласился, просил изменить решение суда первой инстанции в мотивировочной части.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 01.10.2014 по 03.10.2014 в соответствии с Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области и Распоряжением Главы сельского поселения Аверкиевское Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 25.09.2014 N 53, во исполнение Требования о проведении внеплановой проверки Павлово Посадской городской прокуратуры от 25.09.2014 N 7.04-2014, специалистами администрации сельского поселения Аверкиевское проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ГК "Агентство по страхованию вкладов".
Уведомлением от 25.09.2014 N 9 ГК "Агентство по страхованию вкладов" была извещена о проведении внеплановой проверки земельного законодательства в период с 01.10.2014 с 10 час. 00 мин. по 03.10.2014, что подтверждается отметкой представителя заявителя - Ганн А.В., действующего по доверенности от 18.03.2014 N 305.
В проведенной проверки Администрацией сельского Аверкиевское Павлово-Посадского муниципального района Московской области установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:17:0031002:14 (разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 72 077 кв. м), расположенный по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Аверкиевское с.п., д. Митино, д. 27 расположенного в границах участка, участок находится примерно в 300 м по направлению на север от ориентира, принадлежит на праве собственности Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", на основании Соглашения об отступном от 24.06.2009 N 2009-0340/8, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.08.2009 сделана запись регистрации N 50-50-17/027/2009-260.
При проведении проверки соблюдения земельного законодательства производились: визуальный осмотр и фотографирование (Акт проверки и фототаблица приложены к материалам дела).
В ходе визуального осмотра установлено: земельный участок не огорожен, доступ свободный: каких-либо строений (сооружений) - нет; наблюдается незначительная залесенность и закустаренность земельного участка; основная площадь земельного участка заросла многолетней сорной растительностью; признаков проведения работ по возделыванию сельхозкультур, обработке почвы, сенокошения на земельном участке не установлено. Земельный участок оборудован минерализованными (противопожарными) полосами по границам земельного участка.
Выявлены нарушения неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", а именно:
- - на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- - залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка.
Проверка проведена в присутствии представителя заявителя - Ганн А.В., действующего по доверенности от 18.03.2014 N 305, о чем свидетельствует его подпись в составленном по результатам проверки Акте проверки соблюдения земельного законодательства N 8 от 03.10.2014.
Составленный административным органом Акт проверки является надлежащим доказательством, полученным в рамках проверки, проводимой контролирующим органом в соответствии с его компетенцией, до возбуждения дела об административном правонарушении.
Письмом от 03.10.2014 N 920 Администрацией сельского Аверкиевское Павло-Посадского муниципального района Московской области материалы проверки были переданы в Управление Росреестра по Московской области.
По факту выявленных правонарушений должностным лицом Управления Росреестра по Московской области в отношении Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" составлен протокол от 29.10.2014 N 17-Ю-2014/61 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в присутствии представителя Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - Ганн А.В., действующего по общей доверенности от 18.03.2014 N 305.
На основании протокола и рассмотрев материалы проверки заместителем главного государственного инспектора города Павловский Посад, Павлово-Посадского района Московской области по использованию и охране земель Володиной Е.В. рассмотрены материалы административного дела и вынесено оспариваемое постановление от 19.11.2014 N 17-Ю-2014/61 о привлечении Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Дело об административном правонарушении также рассмотрено в присутствии полномочного представителя заявителя - Ганн А.В., действующего по доверенности от 18.03.2014 N 305, при наличии доказательств извещении законного представителя корпорации, что подтверждается имеющимся в материалах дела определением от 29.10.2014 о назначении времени и места рассмотрения дела об АП, врученным согласно отметке представителя 29.10.2014.
Постановление вынесено в срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
Как следует из Акта от 03.10.2014, проверка проводилась путем визуального осмотра и фотографирования; указан период проверки - с 01.10.2014 по 03.10.2014.
Фотографии, представленные как административным органом, так и заявителем, полностью подтверждают отраженный в Акте факт того, что основная площадь земельного участка заросла многолетней сорной растительностью, каких-либо признаков проведения работ по возделыванию сельхозкультур, обработке почвы и сенокошения на земельном участке не установлено, а участок действительно оборудован противопожарными полосами по его границам.
Каких-либо доказательств фактических мер по обработке земель сельскохозяйственного назначения, заявителем ни суду, ни административному органу представлено не было.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В данном случае административный орган проводил проверку объекта, а не деятельность юридического лица.
Таким образом, при проведении проверки нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не установлено.
Составленный административным органом акт проверки является надлежащим доказательством, полученным в рамках проверки, проводимой контролирующим органом в соответствии с его компетенцией, до возбуждения дела об административном правонарушении, в то время как положения КоАП РФ подлежат применению только с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при рассмотрении административного дела выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ (N 136-ФЗ от 25.10.2001) (далее - ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
На основании подпункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В силу п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369. Одним из признаков - является залесенность и (или) закустаренность участка: на пашне свыше 15% площади земельного участка; на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%.
В результате проведенной проверки, административным органом установлено, что земельный участок не используется Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в соответствии с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства: на земельном участке - наблюдается незначительная залесенность и закустаренность земельного участка; основная площадь земельного участка заросла многолетней сорной растительностью; признаков проведения работ по возделыванию сельхозкультур, обработке почвы, сенокошения на земельном участке не установлено. Земельный участок оборудован минерализованными (противопожарными) полосами по границам земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных решений и процедур согласования.
Так, пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, некоммерческим организациями, в том числе потребительским кооперативам, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проеденного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения, собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ходе рассмотрения административного дела, представителем Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" были представлены объяснения (от 19.11.2014 N 17-41-1458), согласно которым Государственная корпорация создана и действует в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Принадлежащие заявителю на праве собственности земельные участки, расположенные в Павлово-Посадском районе, в том числе с кадастровым номером 50:17:0031002:14 и предназначенный для сельскохозяйственного производства, были приобретены им в качестве отступного в рамках осуществления мероприятий по предупреждению банкротства ОАО Банк "Открытие" на основании Федерального закона и в соответствии с Планом участия заявителя в предупреждении банкротства указанного банка, утвержденным Банком России.
Конечной целью приобретения заявителем земельных участков является его реализация с целью возврата затраченных на приобретение участков средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество заявителя. В 2013 году заявителем принято решение о реализации приобретенных в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков активов, в том числе земельных участков. Путем проведения открытых торгов с использованием электронной торговой площадки. Торги были признаны несостоявшимися в связи с тем, что в установленный срок не поступало ни одной заявки на участие в торгах.
С учетом представленных объяснений, административный орган пришел к выводу, что Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" не может осуществлять сельскохозяйственное производство и иную деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, в силу особенности создания Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на основании Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ.
Административным органом собрано достаточно доказательств факта неиспользования Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" земельного участка, с кадастровым N 50:17:0031002:14, не в соответствии с его установленным видом разрешенного использования, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 29.10.2014 N 17-Ю-2014/61, Акте проверки от 03.10.2014, фототаблицей, обмером площади земельного участка, а также иными материалами дела в их совокупности.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в действиях Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" и вины в его совершении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2015 по делу N А40-3743/15 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)