Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.04.2015 N Ф06-22001/2013 ПО ДЕЛУ N А65-15883/2014

Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушающими антимонопольное законодательство действия органа местного самоуправления, выразившиеся в нарушении установленного законом порядка предоставления земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. N Ф06-22001/2013

Дело N А65-15883/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Стахеевой К.Ю., доверенность от 09.02.2015 N 826/ИК,
ответчика - Зиянгировой Н.Р., доверенность от 29.12.2014 б/н,
общество с ограниченной ответственностью "Валенсия плюс" - Халитова Р.Н., протокол от 16.11.2011 N 6/11,
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-15883/2014
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об оспаривании решения и предписания, третьи лица; общество с ограниченной ответственностью "Валенсия плюс" (ИНН 1659042220, ОГРН 1021603462320), общество с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" (ИНН 1659029540, ОГРН 1031628200053),

установил:

исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 03.06.2014 по делу N 06-7/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" и "Валенсия плюс" (далее - общества "Хэрэкэт" и "Валенсия плюс").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 31.03.2015 до 16 часов 00 минут 02.04.2015.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, в антимонопольный орган поступило обращение по вопросу правомерности действий (бездействия) комитета при осуществлении передачи в аренду в порядке предварительного согласования обществу "Хэрэкэт" земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15.
По результатам рассмотрения обращения антимонопольным органом возбуждено дело N 06-7/2014 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе проверки управлением установлено, что 19.05.2009 общество "Хэрэкэт" обратилось с письменным заявлением (исх. N 19/09) в адрес МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани" (далее - комитет земельных и имущественных отношений) о предоставлении земельного участка под застройку площадью 500 кв. м и для благоустройства 150 кв. м по ул. Ново-Давликеевская, г. Казани.
Постановлением комитета от 14.10.2010 N 9339 предварительно согласовано выделение обществу "Хэрэкэт" земельного участка в аренду для размещения объекта по ул. Ново-Давликеевская.
В соответствии с пунктом 5.2 вышеуказанного постановления организация обратилось в комитет земельных и имущественных отношений по вопросу специального согласования, разрешающего соответствующий вид использования на земельном участке для зоны Ж2.
Постановлением комитета от 08.04.2011 N 1705 изменен вид разрешенного использования на торговый объект: магазин розничной торговли (универсальный).
03.08.2011 комитетом принято постановление N 4222 о предоставлении обществу "Хэрэкэт" земельного участка по ул. Ново-Давликеевская, г. Казани.
Между комитетом земельных и имущественных отношений и обществом "Хэрэкэт" заключен договор аренды земельного участка 25.08.2011 N 15973 сроком до 02.08.2014.
Обществом "Хэрэкэт" на указанном земельном участке построено нежилое здание (свидетельство о государственной регистрации права номер 16-АМ 003278 от 26.11.2012), которое по договору купли-продажи от 03.06.2013 N 1/2013 продано обществу "Валенсия плюс".
18.07.2013 между обществом "Хэрэкэт" и обществом "Валенсия плюс" заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 25.08.2011 N 15973, согласно которому общество "Валенсия плюс" получило право пользоваться земельным участком с кадастровым номером 16:50:171673:15.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 26.07.2013 номер 16-ан N 131471 на вышеуказанное нежилое здание и постановления комитета от 06.08.2013 N 7193 между комитетом земельных и имущественных отношений и обществом "Валенсия плюс" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15 от 22.08.2013 N 18955.
Решением антимонопольного органа от 03.06.2014 по делу N 06-7/2014 комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон) в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15 в порядке предварительного согласования обществу "Хэрэкэт" без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании данного решения заявителю выдано предписание от 03.06.2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены принятых комитетом постановлений о предварительном согласовании, о внесении изменений, о представлении земельного участка, расторжения договоров аренды и купли-продажи и принятии меры по возвращению земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15 в муниципальную собственность.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, комитет обратился в арбитражный суд.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, для квалификации действий (бездействия) в качестве нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 15 Закона, обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих совершение уполномоченными органами действий, запрещенных законом или не соответствующих нормативно-правовым положениям, которые привели или могут привести к таким последствиям, как ограничение конкуренции, создания преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке.
В силу части 2 статьи 209 и статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным образом.
Совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
Вопросы, связанные с порядком предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (действующего в рассматриваемый период) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации срок.
После определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Судами установлено, что при предоставление комитетом земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта, публичное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка не производилось ни в одном печатном издании в том числе, в официальных печатных изданиях "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
Комитетом произведено опубликование лишь постановления от 14.10.2010 N 9339 о предварительном согласовании места размещения объекта и акта выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта в еженедельнике "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани", что не является информированием населения и заинтересованных лиц о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Соответственно, выводы антимонопольного органа о несоблюдении комитетом при предоставлении данного земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта для строительства требований пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, судами обоснованно признано правильными. Таким образом, в действиях комитета имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15 в порядке предварительного согласования обществу "Хэрэкэт" без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков.
Между тем в соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Как отмечено судом апелляционной инстанции, антимонопольным органом в обжалуемом решении и вынесенном предписании фактически указано на несогласие с постановлением комитета от 14.10.2010 N 9339 "О предварительном согласовании общества "Хэрэкэт" места размещения объекта по ул. Ново-Давликеевская", что свидетельствует о попытке преодолеть установленную законом процедуру обжалования противоречащего, по мнению управления, действующему законодательству ненормативного правового акта, сроки на обращение с заявлением об обжаловании которого, истекли.
Судебная коллегия отклоняет довод подателя жалобы о том, что отсутствие предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков является длящимся нарушением и заканчивается фактическим предоставлением земельного участка - принятием комитетом постановления от 03.08.2011 N 4222. Как следует из оспариваемого решения управления, антимонопольным органом заявителю вменяется бездействие, связанное с предварительным неизвещением лиц, в том числе возможных претендентов о возможности предоставления земельного участка, то есть невыполнение процедуры, установленной пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом следует отметить постановление от 14.10.2010 N 9339 о предварительном согласовании места размещения объекта и акта выбора земельного участка комитетом опубликовано и к этому у антимонопольного органа претензий не имеется.
Нарушение требований статьи 41.1 Закона о защите конкуренции является самостоятельным основанием для признания оспариваемых ненормативных актов недействительным.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования заявителя, признали недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа и вынесенное на его основании предписание.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судами не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А65-15883/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Р.Р.МУХАМЕТШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)