Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общественная организация имеет долгосрочную лицензию с разрешенным видом пользования животным миром "охота", при этом охотхозяйственное соглашение и договор аренды лесного участка не заключены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Головкова В.Л.,
судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,
при секретаре Н.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 12 мая 2015 года, которым заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" о признании использования лесных участков незаконным, приостановлении деятельности по использованию лесных участков - удовлетворено.
Признано незаконным использование Региональной общественной организацией "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" лесных участков, площадью 810,252 тыс. га, расположенных на землях лесного фонда Прилузского района РК для нужд охотничьего хозяйства без соответствующего охотхозяйственного соглашения и договора аренды на пользование указанного лесного участка.
Приостановлена деятельность Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков, площадью 810,252 тыс. га, расположенных на землях лесного фонда Прилузского района РК в части:
- - осуществления всех видов охот на представленной в пользовании территории в соответствии с договором N 11 от 02.02.2010 г.;
- - выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства);
- - создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в данной сфере,
до заключения договора аренды лесных участков с Комитетом лесов РК, разработки проекта освоения лесов и получения по нему положительного заключения государственной экспертизы.
Взыскана с Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов Российской Федерации, к РОО "КРООиР" с заявлением о признании использования лесных участков в размере 810,252 тыс. га для нужд охотничьего хозяйства, на землях лесного фонда Прилузского района РК, без договора аренды на пользование указанного лесного участка и охотхозяйственного соглашения, незаконным; приостановлении деятельности по использованию данных лесных участков в части: осуществления всех видов охот на представленной в пользовании территории в соответствии с договором N 11 от 02.02.2010 г.; выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства); создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в данной сфере до заключения договора аренды лесных участков с Комитетом лесов РК и разработки проекта освоения лесов, получения по нему положительного заключения государственной экспертизы
В судебном заседании помощник прокурора Прилузского района, действующая по поручению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель ответчика в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще. В предыдущем судебном заседании с иском был не согласен по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц, Министерства природы и окружающей среды РК, Комитета лесов РК в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомили; доказательств, в обоснование позиции по спору, не представили.
Судом принято приведенное выше решение при имеющейся явке лиц.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела. На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Прокурор в начале судебного процесса заявил ходатайство об отказе от иска в части приостановления деятельности Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков в размере 810,252 тыс. га на землях лесного фонда Прилузского района Республики Коми в части: осуществления всех видов охот на представленной в пользовании территории в соответствии с договором N 11 от 02.02.2010 г.; выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства); создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в данной сфере, до заключения договора аренды лесных участков с Комитетом лесов РК, разработки проекта освоения лесов и получения по нему положительного заключения государственной экспертизы, в котором также имеется указание на то, что последствия отказа от иска разъяснены и понятны. В остальной части решение суда просил оставить без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Рассматривая отказ прокурора от части заявленных требований, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Рассмотрев заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора об отказе от заявленных требований в части, судебная коллегия не находит оснований для его отклонения, поскольку такой отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В связи с изложенным, судебная коллегия принимает отказ прокурора от исковых требований в части приостановления деятельности Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков.
Поскольку судебной коллегией принят отказ прокурора от исковых требований в вышеуказанной части, то в силу положений части 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение Прилузского районного суда Республики Коми от 12.05.2015 в части приостановления деятельности Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков подлежит отмене, а производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, в остальной части, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Региональная общественная организация "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" имеет долгосрочную лицензию серии 11 N 000013 от 02 февраля 2010 года, выданную Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми с разрешенным видом пользования животным миром "охота", в границах, согласно Приложению N 2 к распоряжению Правительства РК от 31.12.2009 г. N 524-р на площади 810,252 тыс. га на землях Прилузского района лесного фонда Республики Коми. Охотхозяйственное соглашение и договор аренды лесного участка РОО "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" не заключались.
Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора в части признания незаконным использование Региональной общественной организацией "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" лесных участков на землях лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства без договора аренды на пользование указанным лесным участком и охотхозяйственного соглашения, суд исходил из того, что лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к использованию лесного участка после заключения охотхозяйственного соглашения, государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления в уполномоченный орган или орган местного самоуправления в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы. Наличие долгосрочных лицензий, выданных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, их получивших, от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с новыми законодательными установлениями, а только предоставляет льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений, то есть, данные договоры заключаются с ними без проведения аукциона.
Вывод суда является правильным и доводы апелляционной жалобы РОО "КРООиР" о том, что охотпользователи имеют право осуществлять свою деятельность на основании долгосрочной лицензии, и не обязаны заключать договор аренды лесных участков, являются несостоятельными в силу следующего.
Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об охоте..."), Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об охоте...", для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом земельным законодательством и лесным законодательством.
На основании части 2 статьи 36 Лесного кодекса РФ, лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Таким образом, указанная норма прямо предусматривает осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства при одновременном наличии охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.
Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об охоте...", понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.
В данном соглашении подлежат обязательному закреплению в качестве его условий: обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов; обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
Согласно положениям ст. ст. 88 - 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного, верным является вывод суда о том, что лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к использованию лесного участка после заключения охотхозяйственного соглашения, государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления в уполномоченный орган или орган местного самоуправления в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы
До вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
Статьей 37 Федерального закона "О животном мире", регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона "О животном мире").
Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона "О животном мире" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 71 этого Федерального закона. Названное право подлежит прекращению при возникновении следующих обстоятельств:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил в порядке части 3 статьи 10 этого Федерального закона максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, когда аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения признан не состоявшимся по причине того, что в нем участвовали менее двух участников, - в этих случаях с единственным участником аукциона в течение тридцати дней со дня его проведения заключается охотхозяйственное соглашение;
- площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий; в части 10 статьи 71 этого Федерального закона установлены предельные размеры охотничьих угодий, которые могут быть предоставлены на основании охотхозяйственного соглашения: максимальный размер таких угодий не может превышать максимальной площади охотничьих угодий, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- истекло пять лет со дня установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти максимальной площади охотничьих угодий;
- лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения указанного аукциона.
Таким образом, системный анализ положений законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов свидетельствует о том, что договор о предоставлении в пользование территорий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, и наличие неаннулированной долгосрочной лицензии предоставляют лишь право на пользование животным миром. Названное право сохраняется до истечения срока действия лицензии при условии, если лицо, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, воспользовалось правом на заключение охотхозяйственных соглашений. Лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, и имеющих действующий договор о предоставлении в пользование территории или акватории, наделяются правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно истолковал положения статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указав, что данная норма предоставляет льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений, и не освобождает лиц, имеющих долгосрочные лицензии, от исполнения требований лесного и земельного законодательства, согласно которым деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляется при одновременном наличии охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.
Согласно пункту 2.3.7 Договора N 7 от 25 января 2010 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и региональной общественной организацией "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" (пользователь), пользователь имеет право на предоставленных в пользование территориях получать участки земельного фонда, лесного фонда и водного фонда в производственных и иных целях в соответствии с гражданским, земельным, лесным и водным законодательством.
Для использования леса в целях деятельности охотничьего хозяйства, как компонента природной среды применяются нормы Лесного кодекса РФ, согласно которому необходим договор аренды, проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Однако таких документов у ответчика не имеется, следовательно, деятельность по использованию лесных участков является незаконной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что признавая незаконным использование лесного участка равного по площади территории охотничьего угодья и приостанавливая деятельность по производству всех видов охоты, суд фактически отнес охоту к видам лесопользования, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку наряду с частью 1 статьи 34 федерального закона "О животном мире", установившей, что охота является одним из видов пользования животным миром, действует и норма пункта 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ, согласно которой осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и, соответственно, самой охоты, является одним из видов использования лесов.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что право пользования животным миром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связано с заключением охотхозяйственных соглашений, которое в данном случае отсутствует, суд первой инстанции принял правильное решение о признании незаконным использования Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" лесных участков площадью 810,252 тыс. га, расположенных на землях лесного фонда Прилузского района РК для нужд охотничьего хозяйства без соответствующего охотхозяйственного соглашения и договора аренды на пользование указанного лесного участка.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Принять отказ Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора от исковых требований к Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" в части приостановления деятельности Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков в размере 810,252 тыс. га на землях лесного фонда Прилузского района Республики Коми в части: осуществления всех видов охот на представленной в пользовании территории в соответствии с договором N 11 от 02.02.2010; выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства); создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в данной сфере, до заключения договора аренды лесных участков с Комитетом лесов РК, разработки проекта освоения лесов и получения по нему положительного заключения государственной экспертизы. Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 12 мая 2015 года в указанной части отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 27.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3704/2015
Требование: 1) О признании незаконным использования лесных участков для нужд охотничьего хозяйства; 2) О приостановлении деятельности по использованию лесных участков.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общественная организация имеет долгосрочную лицензию с разрешенным видом пользования животным миром "охота", при этом охотхозяйственное соглашение и договор аренды лесного участка не заключены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N 33-3704/2015
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Головкова В.Л.,
судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,
при секретаре Н.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 12 мая 2015 года, которым заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" о признании использования лесных участков незаконным, приостановлении деятельности по использованию лесных участков - удовлетворено.
Признано незаконным использование Региональной общественной организацией "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" лесных участков, площадью 810,252 тыс. га, расположенных на землях лесного фонда Прилузского района РК для нужд охотничьего хозяйства без соответствующего охотхозяйственного соглашения и договора аренды на пользование указанного лесного участка.
Приостановлена деятельность Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков, площадью 810,252 тыс. га, расположенных на землях лесного фонда Прилузского района РК в части:
- - осуществления всех видов охот на представленной в пользовании территории в соответствии с договором N 11 от 02.02.2010 г.;
- - выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства);
- - создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в данной сфере,
до заключения договора аренды лесных участков с Комитетом лесов РК, разработки проекта освоения лесов и получения по нему положительного заключения государственной экспертизы.
Взыскана с Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов Российской Федерации, к РОО "КРООиР" с заявлением о признании использования лесных участков в размере 810,252 тыс. га для нужд охотничьего хозяйства, на землях лесного фонда Прилузского района РК, без договора аренды на пользование указанного лесного участка и охотхозяйственного соглашения, незаконным; приостановлении деятельности по использованию данных лесных участков в части: осуществления всех видов охот на представленной в пользовании территории в соответствии с договором N 11 от 02.02.2010 г.; выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства); создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в данной сфере до заключения договора аренды лесных участков с Комитетом лесов РК и разработки проекта освоения лесов, получения по нему положительного заключения государственной экспертизы
В судебном заседании помощник прокурора Прилузского района, действующая по поручению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель ответчика в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще. В предыдущем судебном заседании с иском был не согласен по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц, Министерства природы и окружающей среды РК, Комитета лесов РК в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомили; доказательств, в обоснование позиции по спору, не представили.
Судом принято приведенное выше решение при имеющейся явке лиц.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела. На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Прокурор в начале судебного процесса заявил ходатайство об отказе от иска в части приостановления деятельности Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков в размере 810,252 тыс. га на землях лесного фонда Прилузского района Республики Коми в части: осуществления всех видов охот на представленной в пользовании территории в соответствии с договором N 11 от 02.02.2010 г.; выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства); создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в данной сфере, до заключения договора аренды лесных участков с Комитетом лесов РК, разработки проекта освоения лесов и получения по нему положительного заключения государственной экспертизы, в котором также имеется указание на то, что последствия отказа от иска разъяснены и понятны. В остальной части решение суда просил оставить без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Рассматривая отказ прокурора от части заявленных требований, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Рассмотрев заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора об отказе от заявленных требований в части, судебная коллегия не находит оснований для его отклонения, поскольку такой отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В связи с изложенным, судебная коллегия принимает отказ прокурора от исковых требований в части приостановления деятельности Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков.
Поскольку судебной коллегией принят отказ прокурора от исковых требований в вышеуказанной части, то в силу положений части 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение Прилузского районного суда Республики Коми от 12.05.2015 в части приостановления деятельности Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков подлежит отмене, а производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, в остальной части, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Региональная общественная организация "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" имеет долгосрочную лицензию серии 11 N 000013 от 02 февраля 2010 года, выданную Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми с разрешенным видом пользования животным миром "охота", в границах, согласно Приложению N 2 к распоряжению Правительства РК от 31.12.2009 г. N 524-р на площади 810,252 тыс. га на землях Прилузского района лесного фонда Республики Коми. Охотхозяйственное соглашение и договор аренды лесного участка РОО "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" не заключались.
Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора в части признания незаконным использование Региональной общественной организацией "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" лесных участков на землях лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства без договора аренды на пользование указанным лесным участком и охотхозяйственного соглашения, суд исходил из того, что лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к использованию лесного участка после заключения охотхозяйственного соглашения, государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления в уполномоченный орган или орган местного самоуправления в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы. Наличие долгосрочных лицензий, выданных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, их получивших, от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с новыми законодательными установлениями, а только предоставляет льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений, то есть, данные договоры заключаются с ними без проведения аукциона.
Вывод суда является правильным и доводы апелляционной жалобы РОО "КРООиР" о том, что охотпользователи имеют право осуществлять свою деятельность на основании долгосрочной лицензии, и не обязаны заключать договор аренды лесных участков, являются несостоятельными в силу следующего.
Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об охоте..."), Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об охоте...", для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом земельным законодательством и лесным законодательством.
На основании части 2 статьи 36 Лесного кодекса РФ, лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Таким образом, указанная норма прямо предусматривает осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства при одновременном наличии охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.
Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об охоте...", понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.
В данном соглашении подлежат обязательному закреплению в качестве его условий: обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов; обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
Согласно положениям ст. ст. 88 - 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного, верным является вывод суда о том, что лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к использованию лесного участка после заключения охотхозяйственного соглашения, государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления в уполномоченный орган или орган местного самоуправления в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы
До вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
Статьей 37 Федерального закона "О животном мире", регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона "О животном мире").
Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона "О животном мире" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 71 этого Федерального закона. Названное право подлежит прекращению при возникновении следующих обстоятельств:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил в порядке части 3 статьи 10 этого Федерального закона максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, когда аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения признан не состоявшимся по причине того, что в нем участвовали менее двух участников, - в этих случаях с единственным участником аукциона в течение тридцати дней со дня его проведения заключается охотхозяйственное соглашение;
- площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий; в части 10 статьи 71 этого Федерального закона установлены предельные размеры охотничьих угодий, которые могут быть предоставлены на основании охотхозяйственного соглашения: максимальный размер таких угодий не может превышать максимальной площади охотничьих угодий, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- истекло пять лет со дня установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти максимальной площади охотничьих угодий;
- лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения указанного аукциона.
Таким образом, системный анализ положений законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов свидетельствует о том, что договор о предоставлении в пользование территорий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, и наличие неаннулированной долгосрочной лицензии предоставляют лишь право на пользование животным миром. Названное право сохраняется до истечения срока действия лицензии при условии, если лицо, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, воспользовалось правом на заключение охотхозяйственных соглашений. Лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, и имеющих действующий договор о предоставлении в пользование территории или акватории, наделяются правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно истолковал положения статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указав, что данная норма предоставляет льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений, и не освобождает лиц, имеющих долгосрочные лицензии, от исполнения требований лесного и земельного законодательства, согласно которым деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляется при одновременном наличии охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.
Согласно пункту 2.3.7 Договора N 7 от 25 января 2010 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и региональной общественной организацией "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" (пользователь), пользователь имеет право на предоставленных в пользование территориях получать участки земельного фонда, лесного фонда и водного фонда в производственных и иных целях в соответствии с гражданским, земельным, лесным и водным законодательством.
Для использования леса в целях деятельности охотничьего хозяйства, как компонента природной среды применяются нормы Лесного кодекса РФ, согласно которому необходим договор аренды, проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Однако таких документов у ответчика не имеется, следовательно, деятельность по использованию лесных участков является незаконной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что признавая незаконным использование лесного участка равного по площади территории охотничьего угодья и приостанавливая деятельность по производству всех видов охоты, суд фактически отнес охоту к видам лесопользования, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку наряду с частью 1 статьи 34 федерального закона "О животном мире", установившей, что охота является одним из видов пользования животным миром, действует и норма пункта 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ, согласно которой осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и, соответственно, самой охоты, является одним из видов использования лесов.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что право пользования животным миром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связано с заключением охотхозяйственных соглашений, которое в данном случае отсутствует, суд первой инстанции принял правильное решение о признании незаконным использования Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" лесных участков площадью 810,252 тыс. га, расположенных на землях лесного фонда Прилузского района РК для нужд охотничьего хозяйства без соответствующего охотхозяйственного соглашения и договора аренды на пользование указанного лесного участка.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Принять отказ Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора от исковых требований к Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" в части приостановления деятельности Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" по использованию лесных участков в размере 810,252 тыс. га на землях лесного фонда Прилузского района Республики Коми в части: осуществления всех видов охот на представленной в пользовании территории в соответствии с договором N 11 от 02.02.2010; выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства); создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в данной сфере, до заключения договора аренды лесных участков с Комитетом лесов РК, разработки проекта освоения лесов и получения по нему положительного заключения государственной экспертизы. Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 12 мая 2015 года в указанной части отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)