Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Каплина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в судебном заседании главы Каршевитского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области Петрова Ю.А., действующего на основании постановления от 22.09.2014 N 72/608,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения надзорной деятельности по Ленинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (404620, Волгоградская область, г. Ленинск, ул. Ленина, 194)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2014 года по делу N А12-18232/2014 (судья Романов С.П.)
по заявлению администрации Каршевитского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области (404614, Волгоградская область, Ленинский р-н, с.Каршевитое, ул. Заречная, 7, ОГРН 1053478414835, ИНН 3415012697)
к отделению надзорной деятельности по Ленинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (404620, Волгоградская область, г. Ленинск, ул. Ленина, 194)
заинтересованное лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 13-1 Гвардейской, 15А, ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546),
главный государственный инспектор Ленинского района Волгоградской области по пожарному надзору Яров Дмитрий Сергеевич (Волгоградская область, г. Ленинск)
о признании недействительным предписания,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Каршевитского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, заявитель) с заявлением к отделению надзорной деятельности по Ленинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ОНД по Ленинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области) о признании недействительным предписания от 28.04.2014 N 16/16/01/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда от 16.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
ОНД по Ленинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, ОНД по Ленинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, главный государственный инспектор Ленинского района Волгоградской области по пожарному надзору Яров Дмитрий Сергеевич явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 75 90836 9, N 410031 75 90837 6, N 410031 75 90835 2. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 24 сентября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от 21.04.2014 N 16 (т. 1 л.д. 33-34) ОНД по Ленинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области в период с 24 апреля 2014 года по 28 апреля 2014 года проведена проверка соблюдения Каршевитским сельским поселением требований пожарной безопасности.
В ходе внеплановой проверки установлено, что на территории поселения для целей пожаротушения не созданы условия для забора воды в любое время года з ер. Дарюня в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28.04.2014 N 16 (т. 1 л.д. 35).
28 апреля 2014 года администрации выдано предписание N 16/16/01/1 со сроком исполнения до 01 августа 2014 года, в соответствии с которым заявителю предписано: на территории поселения для целей пожаротушения создать условия для забора воды в любое время года из ер. Дарюня в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69.
Заявитель не согласился с выданным предписанием и обжаловал его в судебном порядке в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление признано недействительным.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы противопожарного водоснабжения поселений и городских округов урегулированы в статье 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов установлены в Своде правил 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
Согласно пункту 4.1 Свода правил 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение: населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей; расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса Ф3.1 по функциональной пожарной опасности площадью не более 150 м?, класса Ф3.2 по функциональной пожарной опасности объемом не более 1000 м?, классов Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 по функциональной пожарной опасности I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом не более 250 м?; зданий и сооружений класса Ф5 по функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности объемом не более 1000 м?; сезонных универсальных приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий не более 1000 м?; зданий класса Ф5.2 по функциональной пожарной опасности площадью не более 50 м?.
В соответствии с пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2012 N 390 (далее - Правила) на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пунктом 80 Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Предписанием от 28.04.2014 N 16/16/01/1 администрации предписывалось на территории поселения для целей пожаротушения создать условия для забора воды в любое время года из ер. Дарюня в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69.
Судом первой инстанции верно установлено, что на проверяемом водном объекте оборудован подъезд для забора воды посредством мотопомп в пожарную автоцистерну АЦ-30 на базе автомобиля ГАЗ-53, находящихся на балансе поселения, а также трактора, находящегося в аренде поселения и иного специального оборудования. Факт устройства подъездов подтвержден актом от 30.05.2014 (т. 1 л.д. 48). Кроме того, справкой Ленинской ПЧ 5 отряда ФПС по Волгоградской области от 14.07.2014 N 33 подтвержден факт возможности забора воды посредством мотопомп (т. 1 л.д. 64).
Таким образом, администрация обеспечила условия для забора воды для целей пожаротушения в любое время года. При этом, апелляционная коллегия считает, что выбранный администрацией способ достижения указанной цели более рациональный и эффективный, чем тот, на котором настаивает контролирующий орган. Поскольку позволяет осуществлять забор воды не только в одном оборудованном месте на ер. Дарюня, а в любом наиболее удобном и приближенном территориально к очагу возгорания, в том числе, из колодцев непосредственно возле домов на территории поселения. При этом следует учитывать, что русла рек огибают данный населенный пункт по всему периметру, вода доступна со всех сторон.
Администрацией закуплены три передвижные помпы, которые могут использоваться одновременно для наполнения емкости, поэтому довод о меньшей мощности помпы по отношению к оборудованию пожарной машины несостоятелен.
Апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что из текста оспоренного предписания невозможно установить, какой объем работ следует выполнить для устранения нарушений, то есть предписание не конкретизировано. Формулировка "создать условия для забора воды в любое время года" является неопределенной и свидетельствует о неисполнимости предписания.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии предписания от 28.04.2014 N 16/16/01/1 требованиям действующего законодательства, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал данное предписание недействительным.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении администрацией требований СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" отклоняется апелляционной коллегией, поскольку оспариваемое предписание не возлагает на администрацию обязанности по устранению нарушений каких-либо пунктов СНиП 2.04.02-84*.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд первой инстанции, установив нарушения норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ удовлетворил заявленные требования.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалованного решения не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2014 по делу N А12-18232/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
С.Ю.КАПЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N А12-18232/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А12-18232/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Каплина С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в судебном заседании главы Каршевитского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области Петрова Ю.А., действующего на основании постановления от 22.09.2014 N 72/608,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения надзорной деятельности по Ленинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (404620, Волгоградская область, г. Ленинск, ул. Ленина, 194)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2014 года по делу N А12-18232/2014 (судья Романов С.П.)
по заявлению администрации Каршевитского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области (404614, Волгоградская область, Ленинский р-н, с.Каршевитое, ул. Заречная, 7, ОГРН 1053478414835, ИНН 3415012697)
к отделению надзорной деятельности по Ленинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (404620, Волгоградская область, г. Ленинск, ул. Ленина, 194)
заинтересованное лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 13-1 Гвардейской, 15А, ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546),
главный государственный инспектор Ленинского района Волгоградской области по пожарному надзору Яров Дмитрий Сергеевич (Волгоградская область, г. Ленинск)
о признании недействительным предписания,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Каршевитского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, заявитель) с заявлением к отделению надзорной деятельности по Ленинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ОНД по Ленинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области) о признании недействительным предписания от 28.04.2014 N 16/16/01/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда от 16.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
ОНД по Ленинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, ОНД по Ленинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, главный государственный инспектор Ленинского района Волгоградской области по пожарному надзору Яров Дмитрий Сергеевич явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 75 90836 9, N 410031 75 90837 6, N 410031 75 90835 2. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 24 сентября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от 21.04.2014 N 16 (т. 1 л.д. 33-34) ОНД по Ленинскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области в период с 24 апреля 2014 года по 28 апреля 2014 года проведена проверка соблюдения Каршевитским сельским поселением требований пожарной безопасности.
В ходе внеплановой проверки установлено, что на территории поселения для целей пожаротушения не созданы условия для забора воды в любое время года з ер. Дарюня в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28.04.2014 N 16 (т. 1 л.д. 35).
28 апреля 2014 года администрации выдано предписание N 16/16/01/1 со сроком исполнения до 01 августа 2014 года, в соответствии с которым заявителю предписано: на территории поселения для целей пожаротушения создать условия для забора воды в любое время года из ер. Дарюня в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69.
Заявитель не согласился с выданным предписанием и обжаловал его в судебном порядке в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление признано недействительным.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы противопожарного водоснабжения поселений и городских округов урегулированы в статье 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов установлены в Своде правил 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
Согласно пункту 4.1 Свода правил 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение: населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей; расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса Ф3.1 по функциональной пожарной опасности площадью не более 150 м?, класса Ф3.2 по функциональной пожарной опасности объемом не более 1000 м?, классов Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 по функциональной пожарной опасности I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом не более 250 м?; зданий и сооружений класса Ф5 по функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности объемом не более 1000 м?; сезонных универсальных приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий не более 1000 м?; зданий класса Ф5.2 по функциональной пожарной опасности площадью не более 50 м?.
В соответствии с пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2012 N 390 (далее - Правила) на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пунктом 80 Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Предписанием от 28.04.2014 N 16/16/01/1 администрации предписывалось на территории поселения для целей пожаротушения создать условия для забора воды в любое время года из ер. Дарюня в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69.
Судом первой инстанции верно установлено, что на проверяемом водном объекте оборудован подъезд для забора воды посредством мотопомп в пожарную автоцистерну АЦ-30 на базе автомобиля ГАЗ-53, находящихся на балансе поселения, а также трактора, находящегося в аренде поселения и иного специального оборудования. Факт устройства подъездов подтвержден актом от 30.05.2014 (т. 1 л.д. 48). Кроме того, справкой Ленинской ПЧ 5 отряда ФПС по Волгоградской области от 14.07.2014 N 33 подтвержден факт возможности забора воды посредством мотопомп (т. 1 л.д. 64).
Таким образом, администрация обеспечила условия для забора воды для целей пожаротушения в любое время года. При этом, апелляционная коллегия считает, что выбранный администрацией способ достижения указанной цели более рациональный и эффективный, чем тот, на котором настаивает контролирующий орган. Поскольку позволяет осуществлять забор воды не только в одном оборудованном месте на ер. Дарюня, а в любом наиболее удобном и приближенном территориально к очагу возгорания, в том числе, из колодцев непосредственно возле домов на территории поселения. При этом следует учитывать, что русла рек огибают данный населенный пункт по всему периметру, вода доступна со всех сторон.
Администрацией закуплены три передвижные помпы, которые могут использоваться одновременно для наполнения емкости, поэтому довод о меньшей мощности помпы по отношению к оборудованию пожарной машины несостоятелен.
Апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что из текста оспоренного предписания невозможно установить, какой объем работ следует выполнить для устранения нарушений, то есть предписание не конкретизировано. Формулировка "создать условия для забора воды в любое время года" является неопределенной и свидетельствует о неисполнимости предписания.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии предписания от 28.04.2014 N 16/16/01/1 требованиям действующего законодательства, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал данное предписание недействительным.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении администрацией требований СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" отклоняется апелляционной коллегией, поскольку оспариваемое предписание не возлагает на администрацию обязанности по устранению нарушений каких-либо пунктов СНиП 2.04.02-84*.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд первой инстанции, установив нарушения норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ удовлетворил заявленные требования.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалованного решения не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2014 по делу N А12-18232/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
С.Ю.КАПЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)