Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.05.2014 по делу N А18-878/2012 (судья Мержоев М.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Умелец" (г. Карабулак, Республика Ингушетия, ИНН 0607001679, ОГРН 1020601370668)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" (г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании кадастровой стоимости равной ее рыночной стоимости
с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (г. Назрань, ИНН 0602012733, ОГРН 1020600987571),
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Умелец" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:00 00 001:0139 равной ее рыночной стоимости.
Решением суда от 06.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4,38 га, с кадастровым номером 06:03:0000001:0139, расположенного по адресу: Республика Ингушетия, г. Карабулак, Бурплощадка, б/н, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 16.07.2012 отчетом ООО "Аудит-Консалтинг" в размере 3 850 000 (три миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что цель, которую преследует общество об изменении кадастровой стоимости не может быть достигнута в отношении неактуальных сведений государственного кадастра недвижимости.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы производство по делу приостанавливалось, в связи с проведением судебной экспертизы по разрешению вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:0000001:0139 в размере его рыночной стоимости.
Определением суда от 24.02.2015 производство по делу возобновлено.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 04.01.1990 по договору купли-продажи общество (кооператив "Умелец") приобрело базу производственного обслуживания с прилегающей территорией. Согласно приложению к договору - счету N 75 от 21.12.1989 общество приобрело слесарный цех стоимостью 4 000 рублей и другие механизмы. В представленном техническом паспорте составленного в 1993 году поименованы иные объекты недвижимого имущества, а именно жилые дома под литерами А, Б, и В, механический цех, складские помещения.
В связи с приобретением производственных объектов в собственность в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации общество одновременно приобрело право на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Ингушетия" N 16 от 25.11.2011 утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Республики Ингушетия по состоянию на 1 января 2010.
Работы по определению государственной кадастровой оценки земель Республики Ингушетия производил Северо-Кавказский филиал федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля".
ООО Аудиторская Фирма "Аудит-Консалтинг" по заказу общества определило рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 16.07.2012. Согласно отчету N 214/6-О-07/2012 от 20.08.2012 рыночная стоимость земельного участка составляет 3 262 000 рублей, а по состоянию на 01.12.2010-3 262 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 06:03:00 00 001:0139 должна быть установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 16.07.2012, общество обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции счел представленный в обоснование иска отчет N 214/6-О-07/2012 от 20.08.2012 соответствующим требованиям законодательства.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 (далее по тексту - Закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 указанного Федерального закона, подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Ингушетия "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Ингушетия" N 16 от 25.11.2011 утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Республики Ингушетия по состоянию на 01.01.2010, тогда как представленный обществом и положенный в основу обжалуемого судебного акта отчет N 214/6-О-07/2012 от 20.08.2012 составлен по состоянию на 16.07.2012.
Изложенное также нашло свое отражение в апелляционной жалобе.
В части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" указано, что если при разрешении вопроса, требующего специальных знаний, ходатайство или согласие на назначение экспертизы со стороны участвующих в деле лиц отсутствуют, и экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, суд обязан разъяснить участвующим в деле лицам возможные последствия не заявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
Для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза определения рыночной стоимости, так и судебная экспертиза представленного истцом отчета оценки (данная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2001 N 913/11).
В суде апелляционной инстанции Министерство заявило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, поручив ее проведение Муниципальному унитарному предприятию центр "Эксперт", эксперту Алтудовой Р.Б.
Поскольку представленные в материалы дела обществом доказательства, в том числе отчет N 214/6-О-07/2012 от 20.08.2012, не содержали сведения о рыночной стоимости земельного участка на актуальную дату - 01.01.2010, суд апелляционной инстанции с учетом заявленного ходатайства, а также в целях проверки доводов апелляционной жалобы, определением от 26.09.2014 назначил судебную экспертизу, проведение которой поручил муниципальному унитарному предприятию центр "Эксперт" (Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Лермонтова, 52 "а", каб. 18), эксперту Алтудовой Р.Б.
Согласно заключению эксперта N 02/02/15 от 04.02.2015 рыночная стоимость земельного участка 06:03:00 00 001:0139 по состоянию на 01.01.2010 составляет 13 172 600 рублей.
В силу положений частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу, приоритета перед ними не имеет (статья 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а сама экспертиза проведена по установленной законом методике.
Стороны возражений по проведенной экспертизе не представили, ходатайств о проведении повторной экспертизы не заявили.
Общество не заявило отказ от заявленных исковых требований, после определения экспертом в рамках судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 указанного Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, исковые требования, заявленные к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:00 00 001:0139 по состоянию на 01.01.2010 в размере 13 172 600 рублей и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:00 00 001:0139, общей площадью 43 800 кв. м расположенного по адресу: Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Промысловская, б/н, территория Бурплощадка, равной его рыночной стоимости в размере 13 172 600 рублей.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.05.2014 по делу N А18-878/2012 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом.
Неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 6 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку заключение эксперта признано судом соответствующим действующему законодательству, исковые требования общества удовлетворены, доказательства оплаты экспертизы в размере 70 000 рублей Министерство не представило, следовательно, расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию с ООО "Умелец" в пользу Муниципального унитарного предприятия центр "Эксперт".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.05.2014 по делу N А18-878/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 06:03:0000001:0139, площадью 43 800,00 кв. м по адресу: Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Промысловская, б/н, территория Бурплощадка, равной его рыночной стоимости в размере 13 172 600 (тринадцать миллионов сто семьдесят две тысячи шестьсот) рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в течение десяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:0000001:0139, площадью 43 800,00 по адресу: Республика Ингушетия, г.о.Карабулак, территория Бурплощадка, б/н равной его рыночной стоимости в размере 13 172 600 (тринадцать миллионов сто семьдесят две тысячи шестьсот) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Умелец" (г. Карабулак, Республика Ингушетия, ИНН 0607001679, ОГРН 1020601370668) в пользу Муниципального унитарного предприятия центр "Эксперт" (ИНН 0711054437, ОГРН 1020700741742, расчетный счет N 40602810200430000062, Филиал в г. Нальчике ОАО МИнБ" в г. Нальчике; корр.счет N 30101810900000000703, БИК 048327703) 70 000 рублей расходов за проведение экспертизы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Умелец" (г. Карабулак, Республика Ингушетия, ИНН 0607001679, ОГРН 1020601370668) в доход федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение иска.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 16АП-2042/2013 ПО ДЕЛУ N А18-878/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А18-878/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.05.2014 по делу N А18-878/2012 (судья Мержоев М.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Умелец" (г. Карабулак, Республика Ингушетия, ИНН 0607001679, ОГРН 1020601370668)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" (г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании кадастровой стоимости равной ее рыночной стоимости
с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (г. Назрань, ИНН 0602012733, ОГРН 1020600987571),
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Умелец" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:00 00 001:0139 равной ее рыночной стоимости.
Решением суда от 06.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4,38 га, с кадастровым номером 06:03:0000001:0139, расположенного по адресу: Республика Ингушетия, г. Карабулак, Бурплощадка, б/н, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 16.07.2012 отчетом ООО "Аудит-Консалтинг" в размере 3 850 000 (три миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что цель, которую преследует общество об изменении кадастровой стоимости не может быть достигнута в отношении неактуальных сведений государственного кадастра недвижимости.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы производство по делу приостанавливалось, в связи с проведением судебной экспертизы по разрешению вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:0000001:0139 в размере его рыночной стоимости.
Определением суда от 24.02.2015 производство по делу возобновлено.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 04.01.1990 по договору купли-продажи общество (кооператив "Умелец") приобрело базу производственного обслуживания с прилегающей территорией. Согласно приложению к договору - счету N 75 от 21.12.1989 общество приобрело слесарный цех стоимостью 4 000 рублей и другие механизмы. В представленном техническом паспорте составленного в 1993 году поименованы иные объекты недвижимого имущества, а именно жилые дома под литерами А, Б, и В, механический цех, складские помещения.
В связи с приобретением производственных объектов в собственность в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации общество одновременно приобрело право на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Ингушетия" N 16 от 25.11.2011 утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Республики Ингушетия по состоянию на 1 января 2010.
Работы по определению государственной кадастровой оценки земель Республики Ингушетия производил Северо-Кавказский филиал федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля".
ООО Аудиторская Фирма "Аудит-Консалтинг" по заказу общества определило рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 16.07.2012. Согласно отчету N 214/6-О-07/2012 от 20.08.2012 рыночная стоимость земельного участка составляет 3 262 000 рублей, а по состоянию на 01.12.2010-3 262 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 06:03:00 00 001:0139 должна быть установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 16.07.2012, общество обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции счел представленный в обоснование иска отчет N 214/6-О-07/2012 от 20.08.2012 соответствующим требованиям законодательства.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 (далее по тексту - Закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 указанного Федерального закона, подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Ингушетия "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Ингушетия" N 16 от 25.11.2011 утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Республики Ингушетия по состоянию на 01.01.2010, тогда как представленный обществом и положенный в основу обжалуемого судебного акта отчет N 214/6-О-07/2012 от 20.08.2012 составлен по состоянию на 16.07.2012.
Изложенное также нашло свое отражение в апелляционной жалобе.
В части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" указано, что если при разрешении вопроса, требующего специальных знаний, ходатайство или согласие на назначение экспертизы со стороны участвующих в деле лиц отсутствуют, и экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, суд обязан разъяснить участвующим в деле лицам возможные последствия не заявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
Для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза определения рыночной стоимости, так и судебная экспертиза представленного истцом отчета оценки (данная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2001 N 913/11).
В суде апелляционной инстанции Министерство заявило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, поручив ее проведение Муниципальному унитарному предприятию центр "Эксперт", эксперту Алтудовой Р.Б.
Поскольку представленные в материалы дела обществом доказательства, в том числе отчет N 214/6-О-07/2012 от 20.08.2012, не содержали сведения о рыночной стоимости земельного участка на актуальную дату - 01.01.2010, суд апелляционной инстанции с учетом заявленного ходатайства, а также в целях проверки доводов апелляционной жалобы, определением от 26.09.2014 назначил судебную экспертизу, проведение которой поручил муниципальному унитарному предприятию центр "Эксперт" (Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Лермонтова, 52 "а", каб. 18), эксперту Алтудовой Р.Б.
Согласно заключению эксперта N 02/02/15 от 04.02.2015 рыночная стоимость земельного участка 06:03:00 00 001:0139 по состоянию на 01.01.2010 составляет 13 172 600 рублей.
В силу положений частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу, приоритета перед ними не имеет (статья 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а сама экспертиза проведена по установленной законом методике.
Стороны возражений по проведенной экспертизе не представили, ходатайств о проведении повторной экспертизы не заявили.
Общество не заявило отказ от заявленных исковых требований, после определения экспертом в рамках судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 указанного Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, исковые требования, заявленные к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:00 00 001:0139 по состоянию на 01.01.2010 в размере 13 172 600 рублей и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:00 00 001:0139, общей площадью 43 800 кв. м расположенного по адресу: Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Промысловская, б/н, территория Бурплощадка, равной его рыночной стоимости в размере 13 172 600 рублей.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.05.2014 по делу N А18-878/2012 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом.
Неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 6 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку заключение эксперта признано судом соответствующим действующему законодательству, исковые требования общества удовлетворены, доказательства оплаты экспертизы в размере 70 000 рублей Министерство не представило, следовательно, расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию с ООО "Умелец" в пользу Муниципального унитарного предприятия центр "Эксперт".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.05.2014 по делу N А18-878/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 06:03:0000001:0139, площадью 43 800,00 кв. м по адресу: Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Промысловская, б/н, территория Бурплощадка, равной его рыночной стоимости в размере 13 172 600 (тринадцать миллионов сто семьдесят две тысячи шестьсот) рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в течение десяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:03:0000001:0139, площадью 43 800,00 по адресу: Республика Ингушетия, г.о.Карабулак, территория Бурплощадка, б/н равной его рыночной стоимости в размере 13 172 600 (тринадцать миллионов сто семьдесят две тысячи шестьсот) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Умелец" (г. Карабулак, Республика Ингушетия, ИНН 0607001679, ОГРН 1020601370668) в пользу Муниципального унитарного предприятия центр "Эксперт" (ИНН 0711054437, ОГРН 1020700741742, расчетный счет N 40602810200430000062, Филиал в г. Нальчике ОАО МИнБ" в г. Нальчике; корр.счет N 30101810900000000703, БИК 048327703) 70 000 рублей расходов за проведение экспертизы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Умелец" (г. Карабулак, Республика Ингушетия, ИНН 0607001679, ОГРН 1020601370668) в доход федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение иска.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)