Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Филин Г.Г., доверенность от 29.09.2014,
от заинтересованного лица: 1. Алембаев И.А., доверенность от 24.04.2014, Мануйлова О.П., доверенность от 09.01.2014; 2. Мануйлова О.С., доверенность от 27.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19570/2014) Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2014 по делу N А56-9538/2014 (судья Чуватина Е.В.),
по заявлению Общество с ограниченной ответственностью "ВАВВИЯ"
заинтересованные лица: 1) Правительство Санкт-Петербурга, 2) Комитет по строительству
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВАВВИЯ" (адрес: Россия 193315, г. Санкт-Петербург, ст. Нева, ОГРН: 1037825025919; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по строительству (Россия 190000, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки 76, ОГРН: 1027810279397; далее - Комитет) и Правительства Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191060, Санкт-Петербург, Смольный; далее - Правительство) в предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 1 (восточнее садоводства "Красный октябрь"), кадастровый номер 78:12:6351:269, площадью 7930 кв. м, для строительства складских объектов, и обязании Правительства Санкт-Петербурга принять соответствующее решение о предоставлении участка для строительства.
Решением суда от 27.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, Правительство и Комитет обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податели ссылаются на отсутствие безусловной обязанности уполномоченного органа принять решение о предоставлении земельного участка, нарушение Администрацией Невского района Санкт-Петербурга процедуры информирования населения, отсутствие согласования строительства с собственниками сетевых сооружений, расположенных на участке, истечение сроков технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; отсутствие разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отсутствие подъездных путей, нахождение на земельном участке временных строений.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2009 N 1480 в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации Обществу было разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 7930 кв. м, кадастровый номер 78:12:6351:92, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 1 (восточнее садоводства "Красный октябрь"), в целях определения возможности проектирования и строительства складских объектов.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 25.01.2011 N 119 был утвержден Акт о выборе земельного участка для строительства (л.д. 7-9), выполненный на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, включающего заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.
Указанным Актом в качестве функционального назначения объекта недвижимости в отношении земельного участка определено размещение складских объектов.
12.09.2011 произведен государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 1 (восточнее садоводства "Красный октябрь"), кадастровый номер 78:12:6351:269, площадью 7930 кв. м, оформлен кадастровый паспорт от 12.09.2011 N 376, участку присвоен кадастровый номер 78:12:6351:269 (далее - Участок) (л.д. 12-14).
Согласно разделу 9 кадастрового паспорта разрешенное использование участка определено "для размещения складских объектов".
В соответствии с пунктом 3.15 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение), заявитель 13.11.2013 обратился в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Участка для строительства, с приложением документов в соответствии с требованиями статей 30, 32 Земельного кодекса РФ, пунктом 3.13 Положения (л.д. 15,16).
Письмом от 29.11.2013 Комитет по строительству возвратил заявителю представленный им пакет документов на доработку, указав, что Обществом не представлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Полагая незаконными действия Комитета по возврату документов, ссылаясь на нарушение данными действиями прав Общества на приобретение Участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону, а также обстоятельств, послуживших основанием их принятия, возлагается на орган, который принял соответствующее решение или совершил действие (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объектов.
Согласно пункту 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка утвержден акт выбора и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, произведен государственный кадастровый учет.
Общество обратилось в орган, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта, место размещения которого было предварительно согласовано, до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 29 этого же Кодекса, в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с разделом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813, решение о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов принимается Правительством Санкт-Петербурга.
В сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ и Положением, Правительство Санкт-Петербурга решение о предоставлении Обществу Участка для строительства складских объектов не приняло.
Доводы Правительства Санкт-Петербурга о том, что размещение объекта торговли не является видом разрешенного использования Участка, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно статье 11 Части 1 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства правообладатели указанных земельных участков, объектов капитального строительства направляют заявление в Комиссию по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга.
Срок действия решения Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства составляет пять лет. Если в этот срок заявитель не приступил к осуществлению строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании полученного разрешения, Правительство Санкт-Петербурга вправе отменить указанное решение.
В соответствии с пунктом 3.39-4 Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679, Правительство Санкт-Петербурга делегировало КГА полномочия принимать решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Распоряжением КГА от 16.08.2010 N 2616 Обществу было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования "для размещения складских объектов" для земельного участка площадью 7930 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 1 (восточнее садоводства "Красный октябрь"), кадастровый номер 78:12:6351:92, предоставленного ранее для проведения проектно-изыскательских работ в рамках процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
На момент обращения Общества в Комитет по строительству с заявлением о предоставлении Участка для строительства пятилетний срок действия указанного разрешения, предусмотренный Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, не истек.
Доказательства признания распоряжения КГА от 16.08.2010 N 2616 недействительным, равно как и его отмены в установленном законом порядке, в материалы дела не представлены.
Сопоставление плана границ земельного участка, являющегося приложением к Акту выбора (л.д. 10) и плана Участка в кадастровом паспорте (л.д. 13, 14) свидетельствует о том, что соответствующие участки являются идентичными объектами по адресу, площади и конфигурации. Доказательства обратного вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Правительством Санкт-Петербурга не представлены.
Предоставление разрешения на данный вид использования в отношении участка, испрашиваемого заявителем, также было подтверждено заключением КГА от 17.12.2012 N 1-4-78456/5.
Соответствующий вид разрешенного использования участка предусмотрен разделом 9 кадастрового паспорта Участка (л.д. 12).
Как правильно указал суд первой инстанции, с учетом изложенного, оснований полагать, что в отношении испрашиваемого земельного участка вид разрешенного использования "для размещения объекта розничной торговли" не определен, не имеется.
Доводы подателей жалобы о нарушении процедуры предварительного согласования места размещения объекта отклоняются апелляционным судом ввиду следующего.
Требование о необходимости информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства установлено в пункте 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Информирование населения является одной из стадий выбора земельного участка и предшествует принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Следовательно, проверка соблюдения органом власти требований пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть произведена до момента утверждения акта о выборе земельного участка.
Информирование населения является обязанностью администрации соответствующего района Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 491 и пунктом 3.5.2 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078.
В материалы дела, представлены документы, подтверждающие осуществление публикации в газете "Невское время" N 187 (4692) от 15.10.2010.
Акт выбора земельного участка, утвержденный распоряжением от 25.01.2011 N 119, принятым после публикации в газете, в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан.
Таким образом, ссылки Комитета и Правительства на нарушение процедуры публичного информирования являются несостоятельными.
Обстоятельства нахождения на Участке временных объектов, равно как и отсутствие подъездных путей основаниями, препятствующими принятию решения о предоставлении Участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, не являются.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации именно орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Утверждение распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 25.01.2011 N 119 Акта о выборе земельного участка для строительства свидетельствует о том, что уполномоченным органом обеспечен выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как правильно указал суд первой инстанции, сам по себе факт прохождения водопроводной сети по территории испрашиваемого Участка не свидетельствует о наличии оснований для отклонения заявления о предоставлении Участка, поскольку принятие Правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении Участка для строительства является основанием для оформления правоустанавливающего документа для осуществления строительства на Участке, но не документом, разрешающим строительство по смыслу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства завершает соответствующую процедуру, осуществленную в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Определенное в Акте выбора земельного участка разрешенное использование не предполагает его предоставление в иных целях, для строительства иного объекта при волеизъявлении заявителя в соответствии с установленной Земельным кодексом РФ процедурой.
Доказательства принятия Правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении Обществу Участка для строительства складских объектов в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что непринятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в установленные статьей 32 Земельного кодекса РФ сроки, свидетельствует о том, что бездействие Правительства Санкт-Петербурга не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление арбитражным судом несоответствия оспариваемого действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является основанием для принятия судом решения о признании оспариваемого действия (бездействия) незаконным.
Согласно части 5 указанной статьи в случае принятия судом решения о признании оспариваемого действия (бездействия) незаконным, в резолютивной части решения суд указывает на обязанность органа, осуществляющего публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2014 по делу N А56-9538/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-9538/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N А56-9538/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Филин Г.Г., доверенность от 29.09.2014,
от заинтересованного лица: 1. Алембаев И.А., доверенность от 24.04.2014, Мануйлова О.П., доверенность от 09.01.2014; 2. Мануйлова О.С., доверенность от 27.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19570/2014) Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2014 по делу N А56-9538/2014 (судья Чуватина Е.В.),
по заявлению Общество с ограниченной ответственностью "ВАВВИЯ"
заинтересованные лица: 1) Правительство Санкт-Петербурга, 2) Комитет по строительству
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВАВВИЯ" (адрес: Россия 193315, г. Санкт-Петербург, ст. Нева, ОГРН: 1037825025919; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по строительству (Россия 190000, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки 76, ОГРН: 1027810279397; далее - Комитет) и Правительства Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191060, Санкт-Петербург, Смольный; далее - Правительство) в предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 1 (восточнее садоводства "Красный октябрь"), кадастровый номер 78:12:6351:269, площадью 7930 кв. м, для строительства складских объектов, и обязании Правительства Санкт-Петербурга принять соответствующее решение о предоставлении участка для строительства.
Решением суда от 27.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, Правительство и Комитет обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податели ссылаются на отсутствие безусловной обязанности уполномоченного органа принять решение о предоставлении земельного участка, нарушение Администрацией Невского района Санкт-Петербурга процедуры информирования населения, отсутствие согласования строительства с собственниками сетевых сооружений, расположенных на участке, истечение сроков технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; отсутствие разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отсутствие подъездных путей, нахождение на земельном участке временных строений.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2009 N 1480 в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации Обществу было разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 7930 кв. м, кадастровый номер 78:12:6351:92, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 1 (восточнее садоводства "Красный октябрь"), в целях определения возможности проектирования и строительства складских объектов.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 25.01.2011 N 119 был утвержден Акт о выборе земельного участка для строительства (л.д. 7-9), выполненный на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, включающего заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.
Указанным Актом в качестве функционального назначения объекта недвижимости в отношении земельного участка определено размещение складских объектов.
12.09.2011 произведен государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 1 (восточнее садоводства "Красный октябрь"), кадастровый номер 78:12:6351:269, площадью 7930 кв. м, оформлен кадастровый паспорт от 12.09.2011 N 376, участку присвоен кадастровый номер 78:12:6351:269 (далее - Участок) (л.д. 12-14).
Согласно разделу 9 кадастрового паспорта разрешенное использование участка определено "для размещения складских объектов".
В соответствии с пунктом 3.15 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение), заявитель 13.11.2013 обратился в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении Участка для строительства, с приложением документов в соответствии с требованиями статей 30, 32 Земельного кодекса РФ, пунктом 3.13 Положения (л.д. 15,16).
Письмом от 29.11.2013 Комитет по строительству возвратил заявителю представленный им пакет документов на доработку, указав, что Обществом не представлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Полагая незаконными действия Комитета по возврату документов, ссылаясь на нарушение данными действиями прав Общества на приобретение Участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону, а также обстоятельств, послуживших основанием их принятия, возлагается на орган, который принял соответствующее решение или совершил действие (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объектов.
Согласно пункту 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка утвержден акт выбора и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, произведен государственный кадастровый учет.
Общество обратилось в орган, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта, место размещения которого было предварительно согласовано, до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 29 этого же Кодекса, в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с разделом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813, решение о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов принимается Правительством Санкт-Петербурга.
В сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ и Положением, Правительство Санкт-Петербурга решение о предоставлении Обществу Участка для строительства складских объектов не приняло.
Доводы Правительства Санкт-Петербурга о том, что размещение объекта торговли не является видом разрешенного использования Участка, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно статье 11 Части 1 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства правообладатели указанных земельных участков, объектов капитального строительства направляют заявление в Комиссию по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга.
Срок действия решения Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства составляет пять лет. Если в этот срок заявитель не приступил к осуществлению строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании полученного разрешения, Правительство Санкт-Петербурга вправе отменить указанное решение.
В соответствии с пунктом 3.39-4 Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679, Правительство Санкт-Петербурга делегировало КГА полномочия принимать решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Распоряжением КГА от 16.08.2010 N 2616 Обществу было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования "для размещения складских объектов" для земельного участка площадью 7930 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 1 (восточнее садоводства "Красный октябрь"), кадастровый номер 78:12:6351:92, предоставленного ранее для проведения проектно-изыскательских работ в рамках процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
На момент обращения Общества в Комитет по строительству с заявлением о предоставлении Участка для строительства пятилетний срок действия указанного разрешения, предусмотренный Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, не истек.
Доказательства признания распоряжения КГА от 16.08.2010 N 2616 недействительным, равно как и его отмены в установленном законом порядке, в материалы дела не представлены.
Сопоставление плана границ земельного участка, являющегося приложением к Акту выбора (л.д. 10) и плана Участка в кадастровом паспорте (л.д. 13, 14) свидетельствует о том, что соответствующие участки являются идентичными объектами по адресу, площади и конфигурации. Доказательства обратного вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Правительством Санкт-Петербурга не представлены.
Предоставление разрешения на данный вид использования в отношении участка, испрашиваемого заявителем, также было подтверждено заключением КГА от 17.12.2012 N 1-4-78456/5.
Соответствующий вид разрешенного использования участка предусмотрен разделом 9 кадастрового паспорта Участка (л.д. 12).
Как правильно указал суд первой инстанции, с учетом изложенного, оснований полагать, что в отношении испрашиваемого земельного участка вид разрешенного использования "для размещения объекта розничной торговли" не определен, не имеется.
Доводы подателей жалобы о нарушении процедуры предварительного согласования места размещения объекта отклоняются апелляционным судом ввиду следующего.
Требование о необходимости информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства установлено в пункте 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Информирование населения является одной из стадий выбора земельного участка и предшествует принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Следовательно, проверка соблюдения органом власти требований пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть произведена до момента утверждения акта о выборе земельного участка.
Информирование населения является обязанностью администрации соответствующего района Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 N 491 и пунктом 3.5.2 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078.
В материалы дела, представлены документы, подтверждающие осуществление публикации в газете "Невское время" N 187 (4692) от 15.10.2010.
Акт выбора земельного участка, утвержденный распоряжением от 25.01.2011 N 119, принятым после публикации в газете, в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан.
Таким образом, ссылки Комитета и Правительства на нарушение процедуры публичного информирования являются несостоятельными.
Обстоятельства нахождения на Участке временных объектов, равно как и отсутствие подъездных путей основаниями, препятствующими принятию решения о предоставлении Участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, не являются.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации именно орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Утверждение распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 25.01.2011 N 119 Акта о выборе земельного участка для строительства свидетельствует о том, что уполномоченным органом обеспечен выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как правильно указал суд первой инстанции, сам по себе факт прохождения водопроводной сети по территории испрашиваемого Участка не свидетельствует о наличии оснований для отклонения заявления о предоставлении Участка, поскольку принятие Правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении Участка для строительства является основанием для оформления правоустанавливающего документа для осуществления строительства на Участке, но не документом, разрешающим строительство по смыслу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства завершает соответствующую процедуру, осуществленную в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Определенное в Акте выбора земельного участка разрешенное использование не предполагает его предоставление в иных целях, для строительства иного объекта при волеизъявлении заявителя в соответствии с установленной Земельным кодексом РФ процедурой.
Доказательства принятия Правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении Обществу Участка для строительства складских объектов в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что непринятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в установленные статьей 32 Земельного кодекса РФ сроки, свидетельствует о том, что бездействие Правительства Санкт-Петербурга не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление арбитражным судом несоответствия оспариваемого действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является основанием для принятия судом решения о признании оспариваемого действия (бездействия) незаконным.
Согласно части 5 указанной статьи в случае принятия судом решения о признании оспариваемого действия (бездействия) незаконным, в резолютивной части решения суд указывает на обязанность органа, осуществляющего публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2014 по делу N А56-9538/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)