Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Мокроусовой Л.М.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Корсар": Зимина А.В., представителя по доверенности б/н от 12.08.2014;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Муниципального образования г. Тамбова в лице Администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 по делу N А64-2405/2014 (судья Захаров А.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корсар" к Администрации Тамбовской области, г. Тамбов Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, г. Тамбов об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
Третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов Муниципальное образование г. Тамбова в лице Администрации города Тамбова, г. Тамбов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Корсар" (далее - ООО "Корсар", истец) обратилось в суд с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 241000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 7299000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 1836000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 2076000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 323000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44 общей площадью 350 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 442000 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2014 по делу N А64-2405/2014 назначена судебная экспертиза.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на нарушение судом норм материального и процессуального права. Также заявитель указывал, что заключение эксперта N 1246с-14 от 11.06.2014 является недостоверным и ненадлежащим доказательством.
03.10.2014 через канцелярию суда от ООО "Корсар" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 09.10.2014 представитель ООО "Корсар" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 09.10.2014 представители Администрации Тамбовской области, Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Муниципального образования г. Тамбова в лице Администрации города Тамбова не явились.
18.09.2014 через канцелярию суда от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области поступило ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что ООО "Корсар" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44 общей площадью 350 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- -с кадастровым номером 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- -с кадастровым номером 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:34, его кадастровая стоимость составляет 1 214 558,88 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22415).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:44 его кадастровая стоимость составляет 1 693 608 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22401).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:49, его кадастровая стоимость составляет 11 158 457, 28 руб. (кадастровый паспорт от 10.02.2014 N 6800/201/2014-26406).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:40, его кадастровая стоимость составляет 12 764 965,44 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22403).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:26, его кадастровая стоимость составляет 1 491 985,59 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22406).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:43, его кадастровая стоимость составляет 36 335 149,92 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22410).
Считая, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0313007:34, 68:29:0313007:44, 68:29:0313007:49, 68:29:0313007:40, 68:29:0313007:26, 68:29:0313007:43, принадлежащих истцу на праве собственности, значительно превышает их рыночную стоимость, что ведет к увеличению налогового бремени, ООО "Корсар" обратилось к ООО "СО-Эксперт" для производства оценки рыночной стоимости данных земельных участков.
Согласно Отчету N 54/14 от 27.02.2014 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 составляет:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34-264 303 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:43-6 675 501 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49-2 322 142 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40-2 635 362 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:26-262 197 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44-367 850 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названных земельных участков его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, ООО "Корсар" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельных участков установлена в следующем размере:
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:34 в размере 1 214 558,88 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:44 в размере 1 693 608 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:49 в размере 11 158 457, 28 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:40, в размере 12 764 965,44 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:26 в размере 1 491 985,59 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:43, в размере 36 335 149,92 руб.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы, выкупную стоимость земельного участка и земельный налог, их установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы пользователя и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Согласно представленному истцом в материалы дела отчета N 54/14 от 27.02.2014, рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 земельных участков составляет:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м в размере 264 303 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м в размере 6 675 501 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м в размере 2 322 142 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м в размере 2 635 362 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м в размере 262 197 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44 общей площадью 3501 кв. м в размере 367 850 руб.;
- Согласно заключению эксперта N 1246с-14 от 11.06.2014, полученному в результате проведения судебной экспертизы в ходе рассмотрения настоящего дела, рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 земельных участков с кадастровыми номерами составляет:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м - 241000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м - 7299000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м - 1836000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м - 2076000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м - 323000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44 общей площадью 350 кв. м - 442000 руб.;
- Представитель истца уточнил заявленные требования с учетом заключение эксперта N 1246с-14 от 11.06.2014.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, суд также отмечает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд области правомерно признал заключение эксперта N 1246с-14 от 11.06.2014 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- - 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 241000 руб.;
- - 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17,., равной его рыночной стоимости в размере 7299000 руб.;
- - 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, равной его рыночной стоимости в размере 1836000 руб.;
- - 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, равной его рыночной стоимости в размере 2076000 руб.;
- - 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, равной его рыночной стоимости в размере 323000 руб.;
- - 68:29:0313007:44 общей площадью 350 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, равной его рыночной стоимости в размере 442000 руб.;
- В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0313007:34, 68:29:0313007:44, 68:29:0313007:49, 68:29:0313007:40, 68:29:0313007:26, 68:29:0313007:43 68:29:0208007:98, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Заявитель жалобы выражает несогласие с указанным экспертным заключением, однако при рассмотрении дела судом первой инстанции, участниками процесса указанное заключение эксперта не было оспорено, доводы о несоответствии заключения действующему законодательству Администрацией города Тамбова заявлено не было.
Кроме того, ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы при рассмотрении делу судом области и при рассмотрении апелляционной жалобы заявлено не было.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права судом области применены правильно. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 по делу N А64-2405/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2014 ПО ДЕЛУ N А64-2405/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2014 г. по делу N А64-2405/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Мокроусовой Л.М.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Корсар": Зимина А.В., представителя по доверенности б/н от 12.08.2014;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Муниципального образования г. Тамбова в лице Администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 по делу N А64-2405/2014 (судья Захаров А.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корсар" к Администрации Тамбовской области, г. Тамбов Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, г. Тамбов об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
Третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов Муниципальное образование г. Тамбова в лице Администрации города Тамбова, г. Тамбов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Корсар" (далее - ООО "Корсар", истец) обратилось в суд с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 241000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 7299000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 1836000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 2076000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 323000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44 общей площадью 350 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 442000 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2014 по делу N А64-2405/2014 назначена судебная экспертиза.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Администрация города Тамбова обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на нарушение судом норм материального и процессуального права. Также заявитель указывал, что заключение эксперта N 1246с-14 от 11.06.2014 является недостоверным и ненадлежащим доказательством.
03.10.2014 через канцелярию суда от ООО "Корсар" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 09.10.2014 представитель ООО "Корсар" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 09.10.2014 представители Администрации Тамбовской области, Федеральной кадастровой палате в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Муниципального образования г. Тамбова в лице Администрации города Тамбова не явились.
18.09.2014 через канцелярию суда от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области поступило ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что ООО "Корсар" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44 общей площадью 350 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- -с кадастровым номером 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17;
- -с кадастровым номером 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:34, его кадастровая стоимость составляет 1 214 558,88 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22415).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:44 его кадастровая стоимость составляет 1 693 608 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22401).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:49, его кадастровая стоимость составляет 11 158 457, 28 руб. (кадастровый паспорт от 10.02.2014 N 6800/201/2014-26406).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:40, его кадастровая стоимость составляет 12 764 965,44 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22403).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:26, его кадастровая стоимость составляет 1 491 985,59 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22406).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:43, его кадастровая стоимость составляет 36 335 149,92 руб. (кадастровый паспорт от 05.02.2014 N 6800/201/2014-22410).
Считая, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0313007:34, 68:29:0313007:44, 68:29:0313007:49, 68:29:0313007:40, 68:29:0313007:26, 68:29:0313007:43, принадлежащих истцу на праве собственности, значительно превышает их рыночную стоимость, что ведет к увеличению налогового бремени, ООО "Корсар" обратилось к ООО "СО-Эксперт" для производства оценки рыночной стоимости данных земельных участков.
Согласно Отчету N 54/14 от 27.02.2014 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 составляет:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34-264 303 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:43-6 675 501 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49-2 322 142 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40-2 635 362 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:26-262 197 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44-367 850 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названных земельных участков его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, ООО "Корсар" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Утвержденные Администрацией Тамбовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Тамбовской области были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельных участков установлена в следующем размере:
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:34 в размере 1 214 558,88 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:44 в размере 1 693 608 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:49 в размере 11 158 457, 28 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:40, в размере 12 764 965,44 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:26 в размере 1 491 985,59 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0313007:43, в размере 36 335 149,92 руб.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы, выкупную стоимость земельного участка и земельный налог, их установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы пользователя и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Согласно представленному истцом в материалы дела отчета N 54/14 от 27.02.2014, рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 земельных участков составляет:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м в размере 264 303 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м в размере 6 675 501 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м в размере 2 322 142 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м в размере 2 635 362 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м в размере 262 197 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44 общей площадью 3501 кв. м в размере 367 850 руб.;
- Согласно заключению эксперта N 1246с-14 от 11.06.2014, полученному в результате проведения судебной экспертизы в ходе рассмотрения настоящего дела, рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 земельных участков с кадастровыми номерами составляет:
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м - 241000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м - 7299000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м - 1836000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м - 2076000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м - 323000 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0313007:44 общей площадью 350 кв. м - 442000 руб.;
- Представитель истца уточнил заявленные требования с учетом заключение эксперта N 1246с-14 от 11.06.2014.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, суд также отмечает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд области правомерно признал заключение эксперта N 1246с-14 от 11.06.2014 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- - 68:29:0313007:34 общей площадью 251 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, в размере 241000 руб.;
- - 68:29:0313007:43 общей площадью 7509 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17,., равной его рыночной стоимости в размере 7299000 руб.;
- - 68:29:0313007:49 общей площадью 2306 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, равной его рыночной стоимости в размере 1836000 руб.;
- - 68:29:0313007:40 общей площадью 2638 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, равной его рыночной стоимости в размере 2076000 руб.;
- - 68:29:0313007:26 общей площадью 249 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, равной его рыночной стоимости в размере 323000 руб.;
- - 68:29:0313007:44 общей площадью 350 кв. м, местоположение: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Кавалерийская, 17, равной его рыночной стоимости в размере 442000 руб.;
- В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0313007:34, 68:29:0313007:44, 68:29:0313007:49, 68:29:0313007:40, 68:29:0313007:26, 68:29:0313007:43 68:29:0208007:98, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Заявитель жалобы выражает несогласие с указанным экспертным заключением, однако при рассмотрении дела судом первой инстанции, участниками процесса указанное заключение эксперта не было оспорено, доводы о несоответствии заключения действующему законодательству Администрацией города Тамбова заявлено не было.
Кроме того, ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы при рассмотрении делу судом области и при рассмотрении апелляционной жалобы заявлено не было.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права судом области применены правильно. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2014 по делу N А64-2405/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)