Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Малтыз И.Н. (доверенность от 16.12.2013 г.)
от ответчика (должника): 1 - Соловьев М.О. (доверенность от 09.01.2014 г.), 2 - Вишневская М.В. (доверенность от 25.12.2013 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10952/2014) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2014 г. по делу N А56-77682/2013 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по заявлению ЗАО "АВТО-МАРКЕТ"
к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитету по управлению городским имуществом
о признании бездействия незаконными,
установил:
Закрытое акционерное общество "АВТО-МАРКЕТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании бездействия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) и Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) по утверждению границ земельного участка, постановке земельного участка на кадастровый учет, расположенного по адресу: Центральный район, Новгородская ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с 10-й Советской ул.) незаконным, а также об обязании КЗРиЗ утвердить границы указанного земельного участка и обязании КУГИ произвести постановку на кадастровый учет земельного участка, сформированного в утвержденных КЗРиЗ границах.
Решением от 14.03.2014 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе, поданной КЗРиЗ, ответчик просит решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель КЗРиЗ апелляционную жалобу поддержал, представитель КУГИ с доводами жалобы согласилась, а представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1476 от 22.12.2009 года Общество провело изыскательские работы на земельном участке по адресу: Центральный район, Новгородская ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с 10-й Советской ул.) в целях определения возможности проектирования строительства объекта (административно-делового комплекса со встроенными физкультурно-оздоровительным центром и многоэтажным гаражом).
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: с предварительным согласованием мест размещения объекта.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1)Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 37 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) Проведение работ по формированию земельного участка;
3) Государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, установленными ст. 70 Кодекса;
4) Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результат выбора земельного участка оформляется актом о выборе земельного участка для строительства. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 названного кодекса уполномоченный орган исполнительной власти, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее Акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. На основании Положения о Комитете по градостроительству Санкт-Петербурга уполномоченным органом разрабатывать проекты границ земельного участка и утверждать Акты выбора земельного участка, на момент их утверждения являлся Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (в настоящее время Комитет по строительству).
Акт выбора земельного участка с приложенным планом границ земельного участка утвержден Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре N 4520 от 28.12.2010 года.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 68 ЗК РФ землеустройство наряду с другими мероприятиями включает в себя процедуры по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. В соответствии с п. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии с п. 2 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. С учетом вышеизложенного для завершения процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, собственник земельного участка, в данном случае уполномоченный орган КУГИ Санкт-Петербурга обязан инициировать и завершить процедуру постановки земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии с проектом границ земельного участка и планом границ земельного участка в границы испрашиваемого участка попадают земельные участки, на которые зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга и часть территории земли право государственной собственности, на которую не разграничено.
Во исполнение п. 1 ст. 32 ЗК РФ Общество с целью формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка обратился в КУГИ Санкт-Петербурга с письмом N 08/12/11 от 08.12.2011 года о сформировании земельного участка и проведении работы по кадастровому учету.
КУГИ письмом N 2784 от 22.09.2012 года сообщило Заявителю о выдаче 01.03.2012 года заявления о проведении топогеодезических работ в отношении испрашиваемого земельного участка, ориентировочной площадью 4000 кв. м для передачи в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Указанное заявление со схемой ориентировочных границ земельного участка согласованного КУГИ Санкт-Петербурга и КЗРиЗ и передано в КЗРиЗ 28.05.2012 года дело по объекту недвижимости N 31/08242. В заявлении указан источник финансирования работ - Общество.
Во исполнение обязанности по финансированию землеустроительных работ с постановкой на кадастровый учет Общество заключило договор N 26/12 от 10.04.2012 года с ООО "ГЕО". В соответствии с п. 1.1 Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению кадастровых землеустроительных работ по установлению границ земельного участка по адресу: г. Санкт-Петербург, Новгородская ул., участок 1 (Северо-западнее пересечения 10-ой Советской ул.), т.е. участка закрепленного за заявителем и в отношении которого утвержден Акт выбора земельного участка
ООО "ГЕО" 01.06.2012 года получило от КЗРиЗ дополнительные сведения региональной информационной системы в целях создания или актуализации картографической основы для разработки схемы расположения земельного участка (с целью утверждения границ земельного участка). На основании полученных данных ООО "ГЕО" провело топогеодезические работы и полученные в результате проведения работ координаты повторных точек формируемого земельного участка, были внесены в региональную информационную систему. После проверки данных КЗРиЗ присвоил этому материалу идентификационный номер 1418/31-348/1.
В соответствии с п. 3.6-1 Положения о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга к полномочиям КЗРиЗ, отнесено принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности, или из земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность, на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 3 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-РП (далее Распоряжение) установленный данным Распоряжением Порядок, применяется при проведении работ по разграничению государственной собственности на землю. В соответствии с абз. 2 п. 4 Распоряжения при принятии решения об утверждении границ земельного участка в установленных действующим законодательством случаях утверждается схема расположения земельного участка. В соответствии с п. 6-1 Распоряжения утверждение границ земельного участка осуществляется при наличии графических материалов, в том числе п. 6-1.4 планового материала, подготовленного в установленном порядке Комитетом по управлению городским имуществом при проведении работ по разграничению государственной собственности на землю.
ООО "ГЕО" на основании дополнительных сведений и схемы ориентировочных границ земельного участка, подписанного КУГИ и КЗРиЗ, выполнило топографические работы. КУГИ Санкт-Петербурга являясь уполномоченным органом на управление имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с п. 7 Распоряжения является заявителем в рамках Порядка, установленного Распоряжением при обращении с заявлением об утверждении границ земельного участка, следовательно, КЗРиЗ по согласованию с КУГИ Санкт-Петербурга должны были утвердить границы земельного участка, после чего ООО "ГЕО" формирует межевой план и по заявлению КУГИ Санкт-Петербурга сведения о земельном участке вносятся в ГКН с присвоением кадастрового номера.
Как указало Общество, до настоящего времени Распоряжение КЗРиЗ об утверждении границ земельного участка отсутствует, участок не сформирован и, следовательно, не поставлен на кадастровый учет; в результате бездействия КЗРиЗ Санкт-Петербурга Общество не имеет возможности обратиться в порядке, установленном ст. 32 ЗК РФ с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.
При этом в процессе формирования земельного участка КУГИ Санкт-Петербурга письмом N 9178 от 14.11.2012 года уведомило Общество о расторжении договоров аренды земельных участков, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка.
Указав, что бездействия ответчиков ведут к нарушению прав заявителя на реализацию права на получение земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд признал их обоснованным, отклонив доводы ответчиков о том, что наличие внутри формируемого земельного участка земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, является препятствием для формирования участка.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки, части земельных участков. В силу статьи 11.1 названного Кодекса под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что земельные участки являются природными объектами, частью поверхности земли, границы которой сформированы посредством землеустройства, поэтому при образовании новых земельных участков прежний участок как природный объект не исчезает, а меняется лишь описание границ. Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. С учетом отмеченной выше особенности такого объекта права, как земельный участок, и по смыслу статьи 11.8 названного Кодекса на вновь образуемые земельные участки возникает или сохраняется право собственности у лиц, которые являлись собственниками участков, из которых образовались новые участки.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации). Между тем согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Таким образом, в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, субъект права в лице конкретного публичного образования не определен, в связи с чем и не требуется государственная регистрация права для распоряжения такими землями.
Исходя из пункта 17 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право собственности на которые не было зарегистрировано. При наличии государственной регистрации права собственности на ранее существовавший участок с учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 22.2 Закона о государственной регистрации подлежит государственной регистрации и право собственности на вновь образуемые земельные участки, а участки, из которых образованы новые участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образуемые участки.
Процесс разграничения земель направлен на распределение земельных участков по уровням собственности и, после определения субъекта права собственности, переход и прекращение права собственности может осуществляться по основаниям, установленным гражданским законодательством, применяемым с учетом пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации.
При изменении земельного участка (образование за счет существовавшего участка нового участка) в соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации не следует невозможности образования за счет существовавшего участка или участков нового участка, право собственности на который возникает у собственника измененных земельных участков. Следовательно, наличие земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга в границах формируемого земельного участка, на который право государственной собственности не разграничено, не является препятствием для формирование земельного участка, на который будет зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, на что обоснованно указал суд в решении.
Оснований для переоценки таких выводов суда апелляционный суд не установил.
Ссылка подателя жалоба на истечение срока действия акта о выборе земельного участка на момент принятия судом решения отклонена апелляционным судом, поскольку бездействие ответчиков явилось причиной увеличения нормативных сроков реализации Обществом права на получение земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объектов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2014 г. по делу N А56-77682/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2014 ПО ДЕЛУ N А56-77682/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. по делу N А56-77682/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Малтыз И.Н. (доверенность от 16.12.2013 г.)
от ответчика (должника): 1 - Соловьев М.О. (доверенность от 09.01.2014 г.), 2 - Вишневская М.В. (доверенность от 25.12.2013 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10952/2014) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2014 г. по делу N А56-77682/2013 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по заявлению ЗАО "АВТО-МАРКЕТ"
к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитету по управлению городским имуществом
о признании бездействия незаконными,
установил:
Закрытое акционерное общество "АВТО-МАРКЕТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании бездействия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) и Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) по утверждению границ земельного участка, постановке земельного участка на кадастровый учет, расположенного по адресу: Центральный район, Новгородская ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с 10-й Советской ул.) незаконным, а также об обязании КЗРиЗ утвердить границы указанного земельного участка и обязании КУГИ произвести постановку на кадастровый учет земельного участка, сформированного в утвержденных КЗРиЗ границах.
Решением от 14.03.2014 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе, поданной КЗРиЗ, ответчик просит решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель КЗРиЗ апелляционную жалобу поддержал, представитель КУГИ с доводами жалобы согласилась, а представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1476 от 22.12.2009 года Общество провело изыскательские работы на земельном участке по адресу: Центральный район, Новгородская ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с 10-й Советской ул.) в целях определения возможности проектирования строительства объекта (административно-делового комплекса со встроенными физкультурно-оздоровительным центром и многоэтажным гаражом).
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: с предварительным согласованием мест размещения объекта.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1)Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 37 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) Проведение работ по формированию земельного участка;
3) Государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, установленными ст. 70 Кодекса;
4) Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результат выбора земельного участка оформляется актом о выборе земельного участка для строительства. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 названного кодекса уполномоченный орган исполнительной власти, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее Акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. На основании Положения о Комитете по градостроительству Санкт-Петербурга уполномоченным органом разрабатывать проекты границ земельного участка и утверждать Акты выбора земельного участка, на момент их утверждения являлся Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (в настоящее время Комитет по строительству).
Акт выбора земельного участка с приложенным планом границ земельного участка утвержден Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре N 4520 от 28.12.2010 года.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 68 ЗК РФ землеустройство наряду с другими мероприятиями включает в себя процедуры по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. В соответствии с п. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии с п. 2 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. С учетом вышеизложенного для завершения процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, собственник земельного участка, в данном случае уполномоченный орган КУГИ Санкт-Петербурга обязан инициировать и завершить процедуру постановки земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии с проектом границ земельного участка и планом границ земельного участка в границы испрашиваемого участка попадают земельные участки, на которые зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга и часть территории земли право государственной собственности, на которую не разграничено.
Во исполнение п. 1 ст. 32 ЗК РФ Общество с целью формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка обратился в КУГИ Санкт-Петербурга с письмом N 08/12/11 от 08.12.2011 года о сформировании земельного участка и проведении работы по кадастровому учету.
КУГИ письмом N 2784 от 22.09.2012 года сообщило Заявителю о выдаче 01.03.2012 года заявления о проведении топогеодезических работ в отношении испрашиваемого земельного участка, ориентировочной площадью 4000 кв. м для передачи в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Указанное заявление со схемой ориентировочных границ земельного участка согласованного КУГИ Санкт-Петербурга и КЗРиЗ и передано в КЗРиЗ 28.05.2012 года дело по объекту недвижимости N 31/08242. В заявлении указан источник финансирования работ - Общество.
Во исполнение обязанности по финансированию землеустроительных работ с постановкой на кадастровый учет Общество заключило договор N 26/12 от 10.04.2012 года с ООО "ГЕО". В соответствии с п. 1.1 Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению кадастровых землеустроительных работ по установлению границ земельного участка по адресу: г. Санкт-Петербург, Новгородская ул., участок 1 (Северо-западнее пересечения 10-ой Советской ул.), т.е. участка закрепленного за заявителем и в отношении которого утвержден Акт выбора земельного участка
ООО "ГЕО" 01.06.2012 года получило от КЗРиЗ дополнительные сведения региональной информационной системы в целях создания или актуализации картографической основы для разработки схемы расположения земельного участка (с целью утверждения границ земельного участка). На основании полученных данных ООО "ГЕО" провело топогеодезические работы и полученные в результате проведения работ координаты повторных точек формируемого земельного участка, были внесены в региональную информационную систему. После проверки данных КЗРиЗ присвоил этому материалу идентификационный номер 1418/31-348/1.
В соответствии с п. 3.6-1 Положения о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга к полномочиям КЗРиЗ, отнесено принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности, или из земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность, на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 3 Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-РП (далее Распоряжение) установленный данным Распоряжением Порядок, применяется при проведении работ по разграничению государственной собственности на землю. В соответствии с абз. 2 п. 4 Распоряжения при принятии решения об утверждении границ земельного участка в установленных действующим законодательством случаях утверждается схема расположения земельного участка. В соответствии с п. 6-1 Распоряжения утверждение границ земельного участка осуществляется при наличии графических материалов, в том числе п. 6-1.4 планового материала, подготовленного в установленном порядке Комитетом по управлению городским имуществом при проведении работ по разграничению государственной собственности на землю.
ООО "ГЕО" на основании дополнительных сведений и схемы ориентировочных границ земельного участка, подписанного КУГИ и КЗРиЗ, выполнило топографические работы. КУГИ Санкт-Петербурга являясь уполномоченным органом на управление имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с п. 7 Распоряжения является заявителем в рамках Порядка, установленного Распоряжением при обращении с заявлением об утверждении границ земельного участка, следовательно, КЗРиЗ по согласованию с КУГИ Санкт-Петербурга должны были утвердить границы земельного участка, после чего ООО "ГЕО" формирует межевой план и по заявлению КУГИ Санкт-Петербурга сведения о земельном участке вносятся в ГКН с присвоением кадастрового номера.
Как указало Общество, до настоящего времени Распоряжение КЗРиЗ об утверждении границ земельного участка отсутствует, участок не сформирован и, следовательно, не поставлен на кадастровый учет; в результате бездействия КЗРиЗ Санкт-Петербурга Общество не имеет возможности обратиться в порядке, установленном ст. 32 ЗК РФ с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.
При этом в процессе формирования земельного участка КУГИ Санкт-Петербурга письмом N 9178 от 14.11.2012 года уведомило Общество о расторжении договоров аренды земельных участков, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка.
Указав, что бездействия ответчиков ведут к нарушению прав заявителя на реализацию права на получение земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд признал их обоснованным, отклонив доводы ответчиков о том, что наличие внутри формируемого земельного участка земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, является препятствием для формирования участка.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки, части земельных участков. В силу статьи 11.1 названного Кодекса под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что земельные участки являются природными объектами, частью поверхности земли, границы которой сформированы посредством землеустройства, поэтому при образовании новых земельных участков прежний участок как природный объект не исчезает, а меняется лишь описание границ. Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. С учетом отмеченной выше особенности такого объекта права, как земельный участок, и по смыслу статьи 11.8 названного Кодекса на вновь образуемые земельные участки возникает или сохраняется право собственности у лиц, которые являлись собственниками участков, из которых образовались новые участки.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации). Между тем согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Таким образом, в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, субъект права в лице конкретного публичного образования не определен, в связи с чем и не требуется государственная регистрация права для распоряжения такими землями.
Исходя из пункта 17 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право собственности на которые не было зарегистрировано. При наличии государственной регистрации права собственности на ранее существовавший участок с учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 22.2 Закона о государственной регистрации подлежит государственной регистрации и право собственности на вновь образуемые земельные участки, а участки, из которых образованы новые участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образуемые участки.
Процесс разграничения земель направлен на распределение земельных участков по уровням собственности и, после определения субъекта права собственности, переход и прекращение права собственности может осуществляться по основаниям, установленным гражданским законодательством, применяемым с учетом пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации.
При изменении земельного участка (образование за счет существовавшего участка нового участка) в соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации не следует невозможности образования за счет существовавшего участка или участков нового участка, право собственности на который возникает у собственника измененных земельных участков. Следовательно, наличие земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга в границах формируемого земельного участка, на который право государственной собственности не разграничено, не является препятствием для формирование земельного участка, на который будет зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, на что обоснованно указал суд в решении.
Оснований для переоценки таких выводов суда апелляционный суд не установил.
Ссылка подателя жалоба на истечение срока действия акта о выборе земельного участка на момент принятия судом решения отклонена апелляционным судом, поскольку бездействие ответчиков явилось причиной увеличения нормативных сроков реализации Обществом права на получение земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объектов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2014 г. по делу N А56-77682/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)