Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Елизарова М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2014 г. апелляционную жалобу администрации Красногорского муниципального района на решение Красногорского городского суда Московской области от 12 декабря 2013 г. по делу по заявлению Р. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Р. - Я.,
установила:
Р. обратился в суд с заявлением, уточненным в процессе производства по делу, о признании незаконными постановлений администрации Красногорского муниципального района Московской области от 29 декабря 2012 г. о предоставлении гражданам К.А., С.А., С.Т., К.З. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: Московская область, <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства. В обоснование заявленного требования указал, что в декабре 2012 года направил в администрацию Красногорского муниципального района заявление о предоставлении ему в аренду указанных земельных участков, на которое получил ответ, что данные участки предоставлены физическим лицам льготной категории. Считает, что земельные участки предоставлены инвалидам, не принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оспариваемые постановления нарушают его право на заключение договора аренды этих участков на аукционе.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель администрации Красногорского муниципального района Московской области возражал против заявленного требования, ссылаясь на то, что Р. пропущен предусмотренный законом срок на обращение с заявлением в суд, так как сведения о предоставлении участков в аренду иным лицам были даны ему в январе 2013 г. Прямых указаний в законодательстве на наличие нуждаемости и принятие на учет инвалидов для предоставления в аренду земельных участков в льготном порядке не имеется, в связи с чем оспариваемые постановления являются законными.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 12 декабря 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Красногорского района просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм процессуального права и неправильным толкованием материального права. Мотивируя тем, что Р. пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением в суд, процедура предоставления земельных участков льготным категориям граждан соблюдена.
Администрация Красногорского муниципального района Московской области, извещенная о месте и времени судебного заседания, в апелляционную инстанцию своего представителя не направила.
К.А., С.А., С.Т., К.З., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя - Я., обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного решения суда.
Судом установлено, что Р. на свое заявление от 14 декабря 2012 г., направленное в администрацию Красногорского муниципального района Московской области, о приобретении права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные по адресу: Московская область, <данные изъяты>, получил ответы, датированные 10 января 2013 г. о предоставлении указанных участков в аренду физическим лицам. 18 марта 2013 г. Р. обратился в Росреестр по Московской области о проверке законности документов, представленных на регистрацию прав аренды на земельные участки, на который 4 апреля 2013 г. получил ответ, что его обращение принято к сведению, 6 мая 2013 г. заявитель на свой запрос от 0 апреля 2013 г. получил из регистрирующего органа сообщение о регистрации прав аренды на указанные земельные участки. В связи с этим Р. 7 мая 2013 г. подал в суд заявление о признании незаконными постановлений администрации Красногорского муниципального района Московской области о предоставлении гражданам К.А., С.А., С.Т., К.З. в аренду земельных участков.
Проанализировав установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок на обращение в суд Р. с заявлением подлежит исчислению с 18 марта 2014 г. Причин подвергать сомнению данный вывод суда, основанный на имеющихся в деле документах, у судебной коллегии не имеется.
Поскольку администрация Красногорского муниципального района Московской области ни в суд первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию не представила доказательства о получении Р. их писем в январе 2013 г., судебная коллегия не может признать достоверным довод апелляционной жалобы о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения в суд.
Нельзя признать обоснованной и ссылку в апелляционной жалобе на часть четырнадцатую статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Статья 17 названного Федерального закона, обозначенная как "Обеспечение инвалидов жилой площадью", регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями этих Правил.
Из содержания приведенных норм следует, что первоочередное обеспечение инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, земельными участками для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, предоставляемой не всем инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, а лишь тем из них, кто нуждается в получении социальной поддержке как дополнительной гарантии реализации жилищных прав, то есть инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, состоящим на жилищном учете или имеющим основания для постановки на такой учет.
Таким образом, право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства непосредственно связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
В материалах дела имеются документы, что К.А., С.А., С.Т., К.З., которым постановлениями главы Красногорского муниципального района Московской области от 29 декабря 2012 г. предоставлены в аренду земельные участки с указанными выше кадастровыми номерами, являются инвалидами первой и второй группы соответственно. Однако отсутствуют доказательства, что указанные граждане состоят на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не представлено таких доказательств и в апелляционную инстанцию. Льготное предоставление земельных участков инвалидам при отсутствии данных об их нуждаемости в улучшении жилищных условий не соответствует действующему законодательству и нарушает право других лиц, в том числе заявителя, на приобретение в аренду этих земельных участков на аукционе.
Суд полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не указывают на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы его выводы.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 12 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красногорского муниципального района - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4626/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу N 33-4626/2014
Судья: Елизарова М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2014 г. апелляционную жалобу администрации Красногорского муниципального района на решение Красногорского городского суда Московской области от 12 декабря 2013 г. по делу по заявлению Р. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Р. - Я.,
установила:
Р. обратился в суд с заявлением, уточненным в процессе производства по делу, о признании незаконными постановлений администрации Красногорского муниципального района Московской области от 29 декабря 2012 г. о предоставлении гражданам К.А., С.А., С.Т., К.З. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: Московская область, <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства. В обоснование заявленного требования указал, что в декабре 2012 года направил в администрацию Красногорского муниципального района заявление о предоставлении ему в аренду указанных земельных участков, на которое получил ответ, что данные участки предоставлены физическим лицам льготной категории. Считает, что земельные участки предоставлены инвалидам, не принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оспариваемые постановления нарушают его право на заключение договора аренды этих участков на аукционе.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель администрации Красногорского муниципального района Московской области возражал против заявленного требования, ссылаясь на то, что Р. пропущен предусмотренный законом срок на обращение с заявлением в суд, так как сведения о предоставлении участков в аренду иным лицам были даны ему в январе 2013 г. Прямых указаний в законодательстве на наличие нуждаемости и принятие на учет инвалидов для предоставления в аренду земельных участков в льготном порядке не имеется, в связи с чем оспариваемые постановления являются законными.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 12 декабря 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Красногорского района просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм процессуального права и неправильным толкованием материального права. Мотивируя тем, что Р. пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением в суд, процедура предоставления земельных участков льготным категориям граждан соблюдена.
Администрация Красногорского муниципального района Московской области, извещенная о месте и времени судебного заседания, в апелляционную инстанцию своего представителя не направила.
К.А., С.А., С.Т., К.З., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя - Я., обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного решения суда.
Судом установлено, что Р. на свое заявление от 14 декабря 2012 г., направленное в администрацию Красногорского муниципального района Московской области, о приобретении права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные по адресу: Московская область, <данные изъяты>, получил ответы, датированные 10 января 2013 г. о предоставлении указанных участков в аренду физическим лицам. 18 марта 2013 г. Р. обратился в Росреестр по Московской области о проверке законности документов, представленных на регистрацию прав аренды на земельные участки, на который 4 апреля 2013 г. получил ответ, что его обращение принято к сведению, 6 мая 2013 г. заявитель на свой запрос от 0 апреля 2013 г. получил из регистрирующего органа сообщение о регистрации прав аренды на указанные земельные участки. В связи с этим Р. 7 мая 2013 г. подал в суд заявление о признании незаконными постановлений администрации Красногорского муниципального района Московской области о предоставлении гражданам К.А., С.А., С.Т., К.З. в аренду земельных участков.
Проанализировав установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок на обращение в суд Р. с заявлением подлежит исчислению с 18 марта 2014 г. Причин подвергать сомнению данный вывод суда, основанный на имеющихся в деле документах, у судебной коллегии не имеется.
Поскольку администрация Красногорского муниципального района Московской области ни в суд первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию не представила доказательства о получении Р. их писем в январе 2013 г., судебная коллегия не может признать достоверным довод апелляционной жалобы о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения в суд.
Нельзя признать обоснованной и ссылку в апелляционной жалобе на часть четырнадцатую статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Статья 17 названного Федерального закона, обозначенная как "Обеспечение инвалидов жилой площадью", регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями этих Правил.
Из содержания приведенных норм следует, что первоочередное обеспечение инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, земельными участками для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, предоставляемой не всем инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, а лишь тем из них, кто нуждается в получении социальной поддержке как дополнительной гарантии реализации жилищных прав, то есть инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, состоящим на жилищном учете или имеющим основания для постановки на такой учет.
Таким образом, право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства непосредственно связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
В материалах дела имеются документы, что К.А., С.А., С.Т., К.З., которым постановлениями главы Красногорского муниципального района Московской области от 29 декабря 2012 г. предоставлены в аренду земельные участки с указанными выше кадастровыми номерами, являются инвалидами первой и второй группы соответственно. Однако отсутствуют доказательства, что указанные граждане состоят на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не представлено таких доказательств и в апелляционную инстанцию. Льготное предоставление земельных участков инвалидам при отсутствии данных об их нуждаемости в улучшении жилищных условий не соответствует действующему законодательству и нарушает право других лиц, в том числе заявителя, на приобретение в аренду этих земельных участков на аукционе.
Суд полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не указывают на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы его выводы.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 12 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красногорского муниципального района - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)