Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Союз-Химки" - Шестакова Н.Б. (представителя по доверенности от 20.05.2013),
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Черненко А.М. (представителя по доверенности от 20.12.2012 N 367-Д);
- от администрации городского округа Химки Московской области - извещена, представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Союз-Химки" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2013 по делу N А41-15786/13, принятое судьей Шайдуллиной А.С.,
установил:
закрытое акционерное общество "Союз-Химки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным и отменить отказ в регистрации договора аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 земельного участка, расположенного по адресу: Московская обл., г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, к. 8 (далее - спорный земельный участок);
- - обязать зарегистрировать договор аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 спорного земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация городского округа Химки Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.08.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 17.08.2005 N 1017р "О предварительном согласовании ЗАО "Союз-Химки" места размещения многоэтажного дома на земельном участке" согласовано место размещения дома на земельном участке ориентировочной площадью 0,41 га., расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8.
На основании постановления Главы городского округа Химки Московской области от 04.10.2007 N 1525 между администрацией и обществом заключен договор аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 спорного земельного участка, со сроком аренды на 49 лет с момента передачи участка по акту приема-передачи. Спорный земельный участок переда обществу в тот же день - 24.05.2013 на основании акта приема-передачи земельного участка.
В соответствии с кадастровым паспортом спорного земельного участка (кадастровый номер 50:10:0010203:37) данный земельный участок имеет площадь 4100 кв. м почтовый адрес ориентира: московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8; категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства многоэтажного жилого дома.
Также, упомянутым распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 17.08.2005 утвержден проект границ и акт выбора земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения от 17.08.2005 N 1017р обществу предписано обратиться в управления для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Общество 07.02.2013 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
Сообщением от 29.03.2013 N 10/004/2013-384 управление отказало обществу в государственной регистрации договора аренды земельного участка ввиду несоблюдения требований пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса).
Считая незаконным отказ управления в регистрации договора аренды незаконным, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу статьи 16 Закон о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
На государственную регистрацию представлен договор аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 спорного земельного участка. В соответствии с договором аренды спорный земельный участок предоставлен в аренду для целей строительства многоэтажного жилого дома.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном Земельным кодексом.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов или 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Выбор земельного участка производится на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (часть 8 статьи 31 Земельного кодекса), которое принимается в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Градостроительного кодекса) Земельный кодекс дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", в пунктах 1 и 2 которой установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Согласно статье 18 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса пункт 2 статьи 16 данного Закона вступил в силу с 01.10.2005.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 15 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса изложен в следующей редакции:
"До 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
- соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004;
- соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона".
Таким образом, предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов после 01.10.2005 (даты вступления в силу статьи 30.1 Земельного кодекса) возможно до 01.03.2007, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.10.2005 либо до 30.12.2007 при наличии соглашения, заключенного до 30.12.2004.
В данном случае спорный земельный участок предоставлен обществу в аренду для строительства многоэтажного жилого дома на основании постановления Главы городского округа от 04.10.2007 N 1525.
Тем самым, указанное постановление в нарушение пункта 15 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса принято после 01.03.2007.
Распоряжение от 17.08.2005 N 1017-р о предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома принято ранее трех лет до предоставления земельного участка на основании постановления от 04.10.2007.
Изложенное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 03.04.2012 N 14760/11.
Исходя из указанного апелляционный суд решение отказ управления от 29.03.2013 в регистрации договора аренды спорного земельного участка от 24.05.2012 N ЮА-165 соответствующим нормам действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка общества на тот факт, что распоряжение от 17.08.2005 N 1017 о предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома и постановление от 04.10.2007 N 1525 не оспорены в данном случае не может свидетельствовать об ошибочности выводов суда первой инстанции и о незаконности отказа управления в государственной регистрации договора аренды.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, выступлений представителя общества, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2013 по делу N А41-15786/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N А41-15786/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А41-15786/13
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Союз-Химки" - Шестакова Н.Б. (представителя по доверенности от 20.05.2013),
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Черненко А.М. (представителя по доверенности от 20.12.2012 N 367-Д);
- от администрации городского округа Химки Московской области - извещена, представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Союз-Химки" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2013 по делу N А41-15786/13, принятое судьей Шайдуллиной А.С.,
установил:
закрытое акционерное общество "Союз-Химки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным и отменить отказ в регистрации договора аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 земельного участка, расположенного по адресу: Московская обл., г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, к. 8 (далее - спорный земельный участок);
- - обязать зарегистрировать договор аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 спорного земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация городского округа Химки Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.08.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 17.08.2005 N 1017р "О предварительном согласовании ЗАО "Союз-Химки" места размещения многоэтажного дома на земельном участке" согласовано место размещения дома на земельном участке ориентировочной площадью 0,41 га., расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8.
На основании постановления Главы городского округа Химки Московской области от 04.10.2007 N 1525 между администрацией и обществом заключен договор аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 спорного земельного участка, со сроком аренды на 49 лет с момента передачи участка по акту приема-передачи. Спорный земельный участок переда обществу в тот же день - 24.05.2013 на основании акта приема-передачи земельного участка.
В соответствии с кадастровым паспортом спорного земельного участка (кадастровый номер 50:10:0010203:37) данный земельный участок имеет площадь 4100 кв. м почтовый адрес ориентира: московская область, г. Химки, квартал 10, ул. Энгельса, корп. 8; категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства многоэтажного жилого дома.
Также, упомянутым распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 17.08.2005 утвержден проект границ и акт выбора земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения от 17.08.2005 N 1017р обществу предписано обратиться в управления для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Общество 07.02.2013 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
Сообщением от 29.03.2013 N 10/004/2013-384 управление отказало обществу в государственной регистрации договора аренды земельного участка ввиду несоблюдения требований пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса).
Считая незаконным отказ управления в регистрации договора аренды незаконным, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу статьи 16 Закон о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
На государственную регистрацию представлен договор аренды от 24.05.2012 N ЮА-165 спорного земельного участка. В соответствии с договором аренды спорный земельный участок предоставлен в аренду для целей строительства многоэтажного жилого дома.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном Земельным кодексом.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов или 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Выбор земельного участка производится на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (часть 8 статьи 31 Земельного кодекса), которое принимается в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Градостроительного кодекса) Земельный кодекс дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", в пунктах 1 и 2 которой установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Согласно статье 18 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса пункт 2 статьи 16 данного Закона вступил в силу с 01.10.2005.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 15 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса изложен в следующей редакции:
"До 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
- соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004;
- соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона".
Таким образом, предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов после 01.10.2005 (даты вступления в силу статьи 30.1 Земельного кодекса) возможно до 01.03.2007, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.10.2005 либо до 30.12.2007 при наличии соглашения, заключенного до 30.12.2004.
В данном случае спорный земельный участок предоставлен обществу в аренду для строительства многоэтажного жилого дома на основании постановления Главы городского округа от 04.10.2007 N 1525.
Тем самым, указанное постановление в нарушение пункта 15 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса принято после 01.03.2007.
Распоряжение от 17.08.2005 N 1017-р о предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома принято ранее трех лет до предоставления земельного участка на основании постановления от 04.10.2007.
Изложенное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 03.04.2012 N 14760/11.
Исходя из указанного апелляционный суд решение отказ управления от 29.03.2013 в регистрации договора аренды спорного земельного участка от 24.05.2012 N ЮА-165 соответствующим нормам действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка общества на тот факт, что распоряжение от 17.08.2005 N 1017 о предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома и постановление от 04.10.2007 N 1525 не оспорены в данном случае не может свидетельствовать об ошибочности выводов суда первой инстанции и о незаконности отказа управления в государственной регистрации договора аренды.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, выступлений представителя общества, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2013 по делу N А41-15786/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)