Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06 2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06 2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БорИнвестПроект" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.04.2015 по делу N А43-1973/2015,
по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, г. Нижний Новгород (ОГРН 1055248134677, ИНН 5262142192), к обществу с ограниченной ответственностью "БорИнвестПроект", г. Бор Нижегородской области (ОГРН 1135246000746, ИНН 5246043324), об изъятии земельного участка для государственных нужд, о прекращении права собственности ответчика на земельный участок,
в отсутствие представителей сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БорИнвестПроект" (далее - ООО "БорИнвестПроект"):
- - об изъятии в собственность Нижегородской области для государственных нужд Нижегородской области земельного участка (кадастровый номер 52:19:0102044:20), площадью 11 376 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса, местоположение: Нижегородская область, город Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор - Киров;
- - о прекращении права собственности ООО "БорИнвестПроект" на указанный земельный участок.
Исковые требования основаны на статье 30 (частях 1, 23) Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением от 28.04.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "БорИнвестПроект" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что основания для изъятия земельного участка отсутствуют, поскольку Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу не предусмотрено строительство тренировочной базы команд на территории г. Бор Нижегородской области.
По мнению заявителя, истцом нарушен порядок изъятия земельного участка для государственных нужд, установленный законом, а именно ответчик не был уведомлен о принятии решения о возможном выкупе земельного участка для государственных нужд.
Заявитель полагает необоснованным выделение в отдельное производство требования об установлении размера компенсации за изымаемый земельный участок.
Стороны явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили. Истец представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Федеральный закон Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая предельные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета. Пунктом 13 постановления рекомендовано органам исполнительной власти Республики Мордовия, Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Свердловской областей предоставить в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказчику (застройщику) земельные участки, необходимые для строительства и реконструкции стадионов, а также осуществить передачу имущества, расположенного на этих земельных участках.
Постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 08.08.2014 N 5383 утвержден акт выбора земельного участка под строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка, в связи с чем возникла необходимость в изъятии для государственных нужд земельных участков, попавших в зону строительства, в том числе спорного участка.
Во исполнение требований статьи 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановления Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" Правительство Нижегородской области издало распоряжение от 18.09.2014 N 1729-р "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Нижегородской области".
Указанным распоряжением для государственных нужд Нижегородской области подлежат изъятию земельные участки с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, подпадающие в зону строительства базы команд, в том числе земельный участок (кадастровый номер 52:19:0102044:20), площадью 11 376 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового комплекса, местоположение: Нижегородская область, город Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор - Киров, принадлежащего на праве собственности ООО "БорИнвестПроект" (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2013 серии 52-АЕ номер 072621).
Распоряжение опубликовано в газете "Правовая среда" от 23.09.2014 N 95 (1805).
26.09.2014 истец направил в адрес ответчика письмо N 311-05-17-19234/14, которым уведомил Общество об издании указанного распоряжения Правительства Нижегородской области и процедуре изъятия путем выкупа недвижимого имущества.
13.10.2014 ООО "БорИнвестПроект" получен проект соглашения о выкупе земельного участка для государственных нужд Нижегородской области, подготовленный на основании упомянутого распоряжения Правительства Российской Федерации и отчета об оценке от 15.08.2014 N 229-2/2014.
Учитывая, что проект соглашения со стороны ООО "БорИнвестПроект" не подписан и в Министерство не возвращен, срок, установленный законом для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта истек, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника статья 55 этого Кодекса отсылает к гражданскому законодательству. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями определять порядок возмещения собственникам земельных участков и землепользователям убытков, причиненных изъятием земельных участков (статья 57).
Статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2017 на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры. Данный закон вступил в силу 07.06.2013.
Согласно пункту 2 статьи 30 указанного закона в случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве, в том числе аренды, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателям указанных земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.
Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:
1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения);
3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (далее - объекты инфраструктуры местного значения).
Образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения допускается с согласия в письменной форме:
1) собственника земельного участка, из которого образуется указанный земельный участок;
2) землепользователя или землевладельца, за исключением землепользователя или землевладельца - государственного или муниципального унитарного предприятия и государственного или муниципального учреждения.
В случае отказа указанных лиц от образования земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения указанные земельные участки на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подлежат изъятию для размещения объектов инфраструктуры.
Из смысла Закона N 108-ФЗ следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него.
В силу пункта 33 статьи 30 названного Закона с заявлениями о государственной регистрации прав граждан, юридических лиц на объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для размещения объектов инфраструктуры, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вправе обращаться:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры регионального значения;
3) орган местного самоуправления - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры местного значения.
О принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений.
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
18.09.2014 Правительством Нижегородской области принято распоряжение N 1729-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области". В силу пункта 1.4 данного распоряжения изъятию подлежит принадлежащий ООО "БорИнвестПроект" земельный участок (кадастровый номер 52:19:0102044:20), площадью 11 376 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового комплекса, местоположение: Нижегородская область, город Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор - Киров.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является органом, уполномоченным на реализацию указанного распоряжения.
Требования Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению установленной процедуры изъятия спорного участка (опубликование распоряжения, уведомление об этом собственника участка, вручение последнему проекта соглашения о выкупе данного участка) истцом выполнены.
На дату рассмотрения дела соглашение сторонами не подписано, земельный участок находится в фактическом владении ответчика, что препятствует формированию земельного участка для строительства базы команд и передаче его в федеральную собственность свободным от прав третьих лиц.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии основания для изъятия земельного участка, поскольку Программой не предусмотрено строительство тренировочной базы команд на территории г. Бор Нижегородской области, отклоняются, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указано, что изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения).
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Нижегородской области от 19.11.2013 N 859 утверждена региональная программа, которая состоит из объектов и мероприятий, финансируемых полностью или частично из средств федерального бюджета, а также финансируемых полностью за счет средств регионального бюджета.
Согласно пункту 1.4 Программы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19.11.2013 N 859, строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка будет осуществлено исключительно за счет средств бюджета Нижегородской области.
Актом N 136-14 от 26.06.2014 выбора земельного участка под строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка, подтверждено, чьи земельные участки входят в границы земельного участка, необходимого для строительства объекта инфраструктуры регионального значения - базы команд.
Таким образом, необходимость изъятия спорного земельного участка подтверждена документально.
Выделение в отдельное производство требований о выкупной цене не нарушает прав собственника земельного участка на получение соответствующей компенсации и будет реализовано в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции, оценив материалы дела и представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворил исковые требования.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.04.2015 по делу N А43-1973/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БорИнвестПроект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2015 ПО ДЕЛУ N А43-1973/2015
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. по делу N А43-1973/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06 2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06 2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БорИнвестПроект" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.04.2015 по делу N А43-1973/2015,
по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, г. Нижний Новгород (ОГРН 1055248134677, ИНН 5262142192), к обществу с ограниченной ответственностью "БорИнвестПроект", г. Бор Нижегородской области (ОГРН 1135246000746, ИНН 5246043324), об изъятии земельного участка для государственных нужд, о прекращении права собственности ответчика на земельный участок,
в отсутствие представителей сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БорИнвестПроект" (далее - ООО "БорИнвестПроект"):
- - об изъятии в собственность Нижегородской области для государственных нужд Нижегородской области земельного участка (кадастровый номер 52:19:0102044:20), площадью 11 376 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса, местоположение: Нижегородская область, город Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор - Киров;
- - о прекращении права собственности ООО "БорИнвестПроект" на указанный земельный участок.
Исковые требования основаны на статье 30 (частях 1, 23) Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением от 28.04.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "БорИнвестПроект" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что основания для изъятия земельного участка отсутствуют, поскольку Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу не предусмотрено строительство тренировочной базы команд на территории г. Бор Нижегородской области.
По мнению заявителя, истцом нарушен порядок изъятия земельного участка для государственных нужд, установленный законом, а именно ответчик не был уведомлен о принятии решения о возможном выкупе земельного участка для государственных нужд.
Заявитель полагает необоснованным выделение в отдельное производство требования об установлении размера компенсации за изымаемый земельный участок.
Стороны явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили. Истец представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Федеральный закон Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая предельные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета. Пунктом 13 постановления рекомендовано органам исполнительной власти Республики Мордовия, Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Свердловской областей предоставить в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказчику (застройщику) земельные участки, необходимые для строительства и реконструкции стадионов, а также осуществить передачу имущества, расположенного на этих земельных участках.
Постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 08.08.2014 N 5383 утвержден акт выбора земельного участка под строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка, в связи с чем возникла необходимость в изъятии для государственных нужд земельных участков, попавших в зону строительства, в том числе спорного участка.
Во исполнение требований статьи 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановления Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" Правительство Нижегородской области издало распоряжение от 18.09.2014 N 1729-р "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Нижегородской области".
Указанным распоряжением для государственных нужд Нижегородской области подлежат изъятию земельные участки с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, подпадающие в зону строительства базы команд, в том числе земельный участок (кадастровый номер 52:19:0102044:20), площадью 11 376 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового комплекса, местоположение: Нижегородская область, город Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор - Киров, принадлежащего на праве собственности ООО "БорИнвестПроект" (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2013 серии 52-АЕ номер 072621).
Распоряжение опубликовано в газете "Правовая среда" от 23.09.2014 N 95 (1805).
26.09.2014 истец направил в адрес ответчика письмо N 311-05-17-19234/14, которым уведомил Общество об издании указанного распоряжения Правительства Нижегородской области и процедуре изъятия путем выкупа недвижимого имущества.
13.10.2014 ООО "БорИнвестПроект" получен проект соглашения о выкупе земельного участка для государственных нужд Нижегородской области, подготовленный на основании упомянутого распоряжения Правительства Российской Федерации и отчета об оценке от 15.08.2014 N 229-2/2014.
Учитывая, что проект соглашения со стороны ООО "БорИнвестПроект" не подписан и в Министерство не возвращен, срок, установленный законом для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта истек, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника статья 55 этого Кодекса отсылает к гражданскому законодательству. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями определять порядок возмещения собственникам земельных участков и землепользователям убытков, причиненных изъятием земельных участков (статья 57).
Статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2017 на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры. Данный закон вступил в силу 07.06.2013.
Согласно пункту 2 статьи 30 указанного закона в случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве, в том числе аренды, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателям указанных земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.
Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:
1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения);
3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (далее - объекты инфраструктуры местного значения).
Образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения допускается с согласия в письменной форме:
1) собственника земельного участка, из которого образуется указанный земельный участок;
2) землепользователя или землевладельца, за исключением землепользователя или землевладельца - государственного или муниципального унитарного предприятия и государственного или муниципального учреждения.
В случае отказа указанных лиц от образования земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения указанные земельные участки на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подлежат изъятию для размещения объектов инфраструктуры.
Из смысла Закона N 108-ФЗ следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него.
В силу пункта 33 статьи 30 названного Закона с заявлениями о государственной регистрации прав граждан, юридических лиц на объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для размещения объектов инфраструктуры, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вправе обращаться:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры регионального значения;
3) орган местного самоуправления - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры местного значения.
О принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений.
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
18.09.2014 Правительством Нижегородской области принято распоряжение N 1729-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области". В силу пункта 1.4 данного распоряжения изъятию подлежит принадлежащий ООО "БорИнвестПроект" земельный участок (кадастровый номер 52:19:0102044:20), площадью 11 376 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового комплекса, местоположение: Нижегородская область, город Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор - Киров.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является органом, уполномоченным на реализацию указанного распоряжения.
Требования Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению установленной процедуры изъятия спорного участка (опубликование распоряжения, уведомление об этом собственника участка, вручение последнему проекта соглашения о выкупе данного участка) истцом выполнены.
На дату рассмотрения дела соглашение сторонами не подписано, земельный участок находится в фактическом владении ответчика, что препятствует формированию земельного участка для строительства базы команд и передаче его в федеральную собственность свободным от прав третьих лиц.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии основания для изъятия земельного участка, поскольку Программой не предусмотрено строительство тренировочной базы команд на территории г. Бор Нижегородской области, отклоняются, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указано, что изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения).
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Нижегородской области от 19.11.2013 N 859 утверждена региональная программа, которая состоит из объектов и мероприятий, финансируемых полностью или частично из средств федерального бюджета, а также финансируемых полностью за счет средств регионального бюджета.
Согласно пункту 1.4 Программы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19.11.2013 N 859, строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка будет осуществлено исключительно за счет средств бюджета Нижегородской области.
Актом N 136-14 от 26.06.2014 выбора земельного участка под строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка, подтверждено, чьи земельные участки входят в границы земельного участка, необходимого для строительства объекта инфраструктуры регионального значения - базы команд.
Таким образом, необходимость изъятия спорного земельного участка подтверждена документально.
Выделение в отдельное производство требований о выкупной цене не нарушает прав собственника земельного участка на получение соответствующей компенсации и будет реализовано в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции, оценив материалы дела и представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворил исковые требования.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.04.2015 по делу N А43-1973/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БорИнвестПроект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Е.А.БОГУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)