Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению истца, ответчиком в установленный срок жилой дом расселен не был.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Зыбунова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Сазоновой В.Г. и Мигуновой О.И.,
при секретаре судебного заседания Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 марта 2015 года, которым постановлено:
иск В.Л.И. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным бездействия по отселению жильцов и предоставлении в собственность жилого помещения вне очереди, признании незаконным постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома <адрес>
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в не переселении из аварийного жилого дома N <адрес> В.Л.И.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани предоставить В.Л.И. благоустроенное жилое помещение на праве собственности общей площадью.... кв. м, состоящее из одной комнаты.
Прекратить право собственности В.Л.И. на комнату <адрес>
В удовлетворении иска Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к В.Л.И. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя В.Л.И. - Л., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
В.Л.И. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее по тексту - ИК МО г. Казани) и муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - МКУ "УДП ИК МО г. Казани") о признании незаконным бездействия по отселению жильцов и предоставлении в собственность жилого помещения вне очереди.
Требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12 июля 2013 года она является собственником комнаты N.... общей площадью.... кв. м, расположенной в квартире <адрес>
В указанном жилом помещении также зарегистрирована ее дочь А.Э.А., <дата> года рождения.
Согласно постановлению ИК МО города Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 "О признании многоквартирных домов г. Казани аварийными и подлежащими сносу" (далее - постановление ИК МО г. Казани N 11567) дом N <адрес> признан аварийным и подлежащем сносу.
Управлению жилищной политики ИК МО города Казани предписано обеспечить переселение жителей вышеуказанного дома в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В пункте 2 первоначальной редакции постановления ИК МО г. Казани N 11567 был утвержден срок, в который необходимо произвести переселение жителей аварийных домов - 2010-2011 года. Однако в указанный срок жители аварийных домов переселены не были.
Постановлением ИК МО г. Казани от 11 сентября 2013 года N 7992 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2015 годы (с учетом изменений, внесенных постановлением ИК МО г. Казани от 25 апреля 2014 года N 2234), где установлен новый срок переселения жителей из аварийного дома <адрес>
Согласно письму МКУ "УЖП ИК МО г. Казани" от 16 июля 2014 года N.... у собственников жилых помещений аварийного жилищного фонда планируется производить выкуп жилых помещений по цене 11022 руб. за 1 кв. м.
В.Л.И. с выкупом жилого помещения не согласна, просила признать бездействие ИК МО г. Казани по непринятию своевременных мер по ее отселению из жилого дома N <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания, незаконным, нарушающим ее права и законные интересы; обязать ИК МО города Казани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Казани.
ИК МО г. Казани обратился с иском к В.Л.И. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд.
Требования мотивированы тем, что собственником комнаты <адрес> общей площадью.... кв. м является В.Л.И.
Постановлением ИК МО г. Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, о чем В.Л.И. уведомлена официальным письмом.
В связи с тем, что собственники в разумный срок не произвели реконструкцию жилого дома, ИК МО г. Казани было принято постановление от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес>
Данное постановление зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ от 01 августа 2014 года (....
Для заключения соглашения об изъятии путем выкупа В.Л.И. приглашалась в администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани, где ей была предложена выкупная стоимость в размере 11022 руб. за квадратный метр изымаемого жилого помещения (всего.... кв. м*11022 руб. = 287674 руб. 20 коп.) с учетом приходящегося на нее общедомового имущества, в том числе земельного участка.
В.Л.И. не согласилась с предложенной ей выкупной стоимостью.
ИК МО г. Казани просил прекратить право собственности за В.Л.И. на комнату N <адрес> с выплатой ей денежной компенсации в сумме 287674 руб. 20 коп.; признать за муниципальным образованием города Казани право собственности на комнату N.... в квартире <адрес> выселить В.Л.И. из комнаты <адрес> со снятием с регистрационного учета после выплаты ей денежной компенсации в сумме 287674 руб. 20 коп.
Определением суда от 22 октября 2014 года указанные дела объединены в одно производство.
Представитель истицы в ходе судебного разбирательства увеличил исковые требования, просил также признать постановление ИК МО г. Казани от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером 16:50:011107:39 и жилых помещений дома N <адрес> незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В ходе судебного разбирательства ИК МО г. Казани уточнил исковые требования, просил обязать В.Л.И. заключить с ИК МО г. Казани соглашение о выкупе комнаты N <адрес> на условиях, указанных в соглашении, с выплатой ей денежной компенсации в сумме 287674 руб. 20 коп., прекратить право собственности за В.Л.И. на комнату N <адрес> с момента заключения соглашения о выкупе; признать за муниципальным образованием города Казани право собственности на комнату N <адрес> с момента заключения соглашения о выкупе; выселить В.Л.И. из комнаты N <адрес> со снятием с регистрационного учета после выплаты ей денежной компенсации в сумме 287674 руб. 20 коп.
В судебном заседании представитель В.Л.И. исковые требования поддержал, иск ИК МО г. Казани не признал.
Представитель ИК МО г. Казани в суде иск В.Л.И. не признал, иск ИК МО г. Казани поддержал.
Ответчик по иску В.Л.И. - МКУ "УЖП ИК МО г. Казани" в суд своего представителя не направил.
Представитель третьих лиц (по иску ИК МО г. Казани) - Кабинета Министров Республики Татарстан (далее по тексту - КМ РТ) и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее по тексту - МСА и ЖКХ РТ), в суде с иском ИК МО г. Казани согласилась.
Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ИК МО г. Казани просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения и отказе в удовлетворении иска В.Л.И. При этом, ссылаясь на положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, считает, что процедура изъятия жилого помещения у В.Л.И. соблюдена. Отмечается, что срок отселения жильцов из дома N <адрес> не окончен, иск В.Л.И. предъявлен преждевременно.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пунктам 1, 3, 4 части 1, пункту 2 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Часть 4 указанной статьи устанавливает, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, истице на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 03 апреля 1996 года, принадлежит на праве собственности комната N <адрес>, общей площадью.... кв. м.
Постановлением ИК МО г. Казани от 30 декабря 2009 N 11567 дом N <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
МКУ "УЖП ИК МО г. Казани" предписано обеспечить переселение жителей вышеуказанного дома в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В пункте 2 первоначальной редакции постановления ИК МО г. Казани N.... был утвержден срок, в который необходимо произвести переселение жителей аварийных домов, 2010-2011 года.
Постановлением ИК МО г. Казани от 11 сентября 2013 года N 7992 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2015 годы (с учетом изменений, внесенных постановлением ИК МО г. Казани от 25 апреля 2014 года N 2234), где установлен новый срок переселения жителей из аварийного дома N <адрес>
Письмом начальника Управления жилищной политики ИК МО города Казани от 16 июля 2014 года N.... было отказано истице в предоставлении благоустроенного жилого помещения, а также сообщено, что у собственников жилых помещений планируется выкуп жилых помещений по цене 11022 руб. за 1 кв. м
17 июля 2014 года ИК МО г. Казани было вынесено постановление N.... "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес> которое зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ от 01 августа 2014 года (N....).
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 27 октября 2014 года, вступившим в законную силу, постановление руководителя ИК МО г. Казани N 11567 от 30.12.2009 "О признании многоквартирных домов г. Казани аварийными и подлежащими сносу", в части сноса объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Дом жилой конец 17 начало 18 века" по адресу <адрес>, признано недействующим с 18 апреля 2013 года, то есть с момента издания постановления Кабинета Министров РТ N 266 от 18 апреля 2013 года "Об утверждении границы территории объекта культурного наследия дом <адрес>
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска ИК МО г. Казани, суд первой инстанции исходил из того, что постановление ИК МО г. Казани от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес> является незаконным, поскольку ИК МО г. Казани не соблюден, предусмотренный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок изъятия жилого помещения, а именно, предварительная процедура по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции.
Удовлетворяя требования В.Л.И., суд первой инстанции, исходил из того, что дом, в котором проживает истица, в установленном порядке признан не пригодным для проживания, включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2015 годы, установившей срок отселения граждан в 2014 году, а потому истица приобрела право на предоставление жилого помещения, которое в силу части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с нормами, предусмотренными статьями 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пп. "г" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 апреля 2015 г.) процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
В пункте 22 указанного выше постановления отмечено, что необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из пояснений свидетеля Н.С.Н. следует, что примерно год назад ей вручили стопку уведомлений для жильцов о необходимости сноса жилого дома, она расписалась в реестре. В.Л.И. в комнате не проживает, в комнате живут ее родственники, через которых было передано уведомление (л.д. 146 оборот).
В Администрацию Вахитовского и Приволжского района ИК МО г. Казани реестр писем, полученных собственниками жилых помещений, в том числе и по дому N <адрес>, с уведомлением о сносе аварийных жилых помещений, возвращен письмом ООО "Управляющая компания Вахитовского района" за исх. N.... от 21 марта 2014 года.
Постановление ИК МО г. Казани об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес> принято 17 июля 2014 года, в установленном порядке зарегистрировано в Управлении Росреестра по РТ. 07 августа 2014 года в адрес В.Л.И. было направлено письмо исх. N.... с уведомлением о принятии указанного постановления.
11 сентября 2014 года в адрес В.Л.И. было направлено письмо с требование о сносе либо реконструкции жилого дома. Письмо получено В.Л.И. 13 сентября 2014 года. Однако никаких действий, свидетельствующих о ее согласии реконструировать жилой дом, В.Л.И. предпринято не было.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ИК МО города Казани в установленном законом порядке была соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения.
На основании частей 6, 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Подпунктом "з" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Из пояснений представителя ИК МО г. Казани, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что для заключения соглашения об изъятии путем выкупа В.Л.И. приглашалась в администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани, где ей была предложена выкупная стоимость в размере 11022 руб. за кв. м изымаемого жилого помещения (всего.... кв. м*11022 руб. = 287674 руб. 20 коп.) с учетом приходящегося на нее общедомового имущества, в том числе земельного участка. В.Л.И. не согласилась с предложенной ей выкупной стоимостью, что подтверждается ее заявлением от 09 апреля 2014 года.
Поскольку соглашение между истцом и ответчиком - собственником жилого помещения о выкупе жилого помещения, подлежащего сносу, достигнуто не было, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости принудительного выкупа и прекращении права собственности ответчицы на комнату N <адрес> в связи с изъятием его для муниципальных нужд.
При определении размера выкупной цены подлежащей выплате В.Л.И. суд апелляционной инстанции исходит из оценки стоимости квартиры В.Л.И., установленной на основании протокола Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 декабря 2013 года N.... и распоряжения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 12 января 2014 N 1/р-1, кроме того, учитывает, что каких-либо доводов и доказательств, опровергающих указанные сведения об оценке имущества, В.Л.И. не представлено.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска В.Л.И. судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно подпункту "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обмен жилых помещений между собственником жилого помещения и органом местного самоуправления возможен при достижении соглашения между обеими сторонами. В случае не достижения такого соглашения в отношении собственников жилых помещений предусмотрен только выкуп принадлежащего им жилого помещения.
Положения части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывают на необходимость соблюдения общих правил, предусмотренных жилищным законодательством, при разрешении вопроса о переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, наличие соглашения между ИК МО города Казани и собственниками помещения в аварийном доме, предусмотренного частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязательным условием для получения иного благоустроенного жилья взамен аварийного.
Кроме того, в обязанности ИК МО города Казани в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" входит предоставление других благоустроенных жилых помещений только гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 331-О-О и других, жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, которые признаны малоимущими или указаны в законе.
Между тем, В.Л.И. в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и малоимущей не признана, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, в ИК МО города Казани с таким заявлением не обращались, имеет в собственности иное жилое помещение - квартиру N <адрес>
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований В.Л.И.
При таком положении, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат требованиям закона, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе удовлетворении заявленных В.Л.И. исковых требований и удовлетворении иска ИК МО города Казани.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 марта 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Иск Исполнительного комитета муниципального образования города Казани удовлетворить.
Обязать В.Л.И. заключить с Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани соглашение о выкупе комнаты N <адрес> на условиях, указанных в соглашении, с выплатой ей денежной компенсации в сумме 287674,20 руб.
Прекратить право собственности В.Л.И. на комнату N <адрес> с момента заключения соглашения о выкупе.
Признать за муниципальным образованием города Казани право собственности на комнату N <адрес> с момента заключения соглашения о выкупе.
Выселить В.Л.И. из комнаты N <адрес> со снятием с регистрационного учета, после выплаты ей выкупной цены в сумме 287674,20 руб.
В удовлетворении иска В.Л.И. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани") о признании незаконным бездействия по отселению жильцов, предоставлении в собственность жилого помещения вне очереди, о признании постановления незаконным отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 27.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11148/2015
Требование: О признании незаконным бездействия, признании незаконным постановления.Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению истца, ответчиком в установленный срок жилой дом расселен не был.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N 33-11148/2015
Судья: Зыбунова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Сазоновой В.Г. и Мигуновой О.И.,
при секретаре судебного заседания Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 марта 2015 года, которым постановлено:
иск В.Л.И. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным бездействия по отселению жильцов и предоставлении в собственность жилого помещения вне очереди, признании незаконным постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома <адрес>
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в не переселении из аварийного жилого дома N <адрес> В.Л.И.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани предоставить В.Л.И. благоустроенное жилое помещение на праве собственности общей площадью.... кв. м, состоящее из одной комнаты.
Прекратить право собственности В.Л.И. на комнату <адрес>
В удовлетворении иска Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к В.Л.И. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя В.Л.И. - Л., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
В.Л.И. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее по тексту - ИК МО г. Казани) и муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - МКУ "УДП ИК МО г. Казани") о признании незаконным бездействия по отселению жильцов и предоставлении в собственность жилого помещения вне очереди.
Требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12 июля 2013 года она является собственником комнаты N.... общей площадью.... кв. м, расположенной в квартире <адрес>
В указанном жилом помещении также зарегистрирована ее дочь А.Э.А., <дата> года рождения.
Согласно постановлению ИК МО города Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 "О признании многоквартирных домов г. Казани аварийными и подлежащими сносу" (далее - постановление ИК МО г. Казани N 11567) дом N <адрес> признан аварийным и подлежащем сносу.
Управлению жилищной политики ИК МО города Казани предписано обеспечить переселение жителей вышеуказанного дома в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В пункте 2 первоначальной редакции постановления ИК МО г. Казани N 11567 был утвержден срок, в который необходимо произвести переселение жителей аварийных домов - 2010-2011 года. Однако в указанный срок жители аварийных домов переселены не были.
Постановлением ИК МО г. Казани от 11 сентября 2013 года N 7992 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2015 годы (с учетом изменений, внесенных постановлением ИК МО г. Казани от 25 апреля 2014 года N 2234), где установлен новый срок переселения жителей из аварийного дома <адрес>
Согласно письму МКУ "УЖП ИК МО г. Казани" от 16 июля 2014 года N.... у собственников жилых помещений аварийного жилищного фонда планируется производить выкуп жилых помещений по цене 11022 руб. за 1 кв. м.
В.Л.И. с выкупом жилого помещения не согласна, просила признать бездействие ИК МО г. Казани по непринятию своевременных мер по ее отселению из жилого дома N <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания, незаконным, нарушающим ее права и законные интересы; обязать ИК МО города Казани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Казани.
ИК МО г. Казани обратился с иском к В.Л.И. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд.
Требования мотивированы тем, что собственником комнаты <адрес> общей площадью.... кв. м является В.Л.И.
Постановлением ИК МО г. Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, о чем В.Л.И. уведомлена официальным письмом.
В связи с тем, что собственники в разумный срок не произвели реконструкцию жилого дома, ИК МО г. Казани было принято постановление от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес>
Данное постановление зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ от 01 августа 2014 года (....
Для заключения соглашения об изъятии путем выкупа В.Л.И. приглашалась в администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани, где ей была предложена выкупная стоимость в размере 11022 руб. за квадратный метр изымаемого жилого помещения (всего.... кв. м*11022 руб. = 287674 руб. 20 коп.) с учетом приходящегося на нее общедомового имущества, в том числе земельного участка.
В.Л.И. не согласилась с предложенной ей выкупной стоимостью.
ИК МО г. Казани просил прекратить право собственности за В.Л.И. на комнату N <адрес> с выплатой ей денежной компенсации в сумме 287674 руб. 20 коп.; признать за муниципальным образованием города Казани право собственности на комнату N.... в квартире <адрес> выселить В.Л.И. из комнаты <адрес> со снятием с регистрационного учета после выплаты ей денежной компенсации в сумме 287674 руб. 20 коп.
Определением суда от 22 октября 2014 года указанные дела объединены в одно производство.
Представитель истицы в ходе судебного разбирательства увеличил исковые требования, просил также признать постановление ИК МО г. Казани от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером 16:50:011107:39 и жилых помещений дома N <адрес> незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В ходе судебного разбирательства ИК МО г. Казани уточнил исковые требования, просил обязать В.Л.И. заключить с ИК МО г. Казани соглашение о выкупе комнаты N <адрес> на условиях, указанных в соглашении, с выплатой ей денежной компенсации в сумме 287674 руб. 20 коп., прекратить право собственности за В.Л.И. на комнату N <адрес> с момента заключения соглашения о выкупе; признать за муниципальным образованием города Казани право собственности на комнату N <адрес> с момента заключения соглашения о выкупе; выселить В.Л.И. из комнаты N <адрес> со снятием с регистрационного учета после выплаты ей денежной компенсации в сумме 287674 руб. 20 коп.
В судебном заседании представитель В.Л.И. исковые требования поддержал, иск ИК МО г. Казани не признал.
Представитель ИК МО г. Казани в суде иск В.Л.И. не признал, иск ИК МО г. Казани поддержал.
Ответчик по иску В.Л.И. - МКУ "УЖП ИК МО г. Казани" в суд своего представителя не направил.
Представитель третьих лиц (по иску ИК МО г. Казани) - Кабинета Министров Республики Татарстан (далее по тексту - КМ РТ) и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее по тексту - МСА и ЖКХ РТ), в суде с иском ИК МО г. Казани согласилась.
Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ИК МО г. Казани просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения и отказе в удовлетворении иска В.Л.И. При этом, ссылаясь на положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, считает, что процедура изъятия жилого помещения у В.Л.И. соблюдена. Отмечается, что срок отселения жильцов из дома N <адрес> не окончен, иск В.Л.И. предъявлен преждевременно.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пунктам 1, 3, 4 части 1, пункту 2 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Часть 4 указанной статьи устанавливает, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, истице на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 03 апреля 1996 года, принадлежит на праве собственности комната N <адрес>, общей площадью.... кв. м.
Постановлением ИК МО г. Казани от 30 декабря 2009 N 11567 дом N <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
МКУ "УЖП ИК МО г. Казани" предписано обеспечить переселение жителей вышеуказанного дома в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В пункте 2 первоначальной редакции постановления ИК МО г. Казани N.... был утвержден срок, в который необходимо произвести переселение жителей аварийных домов, 2010-2011 года.
Постановлением ИК МО г. Казани от 11 сентября 2013 года N 7992 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2015 годы (с учетом изменений, внесенных постановлением ИК МО г. Казани от 25 апреля 2014 года N 2234), где установлен новый срок переселения жителей из аварийного дома N <адрес>
Письмом начальника Управления жилищной политики ИК МО города Казани от 16 июля 2014 года N.... было отказано истице в предоставлении благоустроенного жилого помещения, а также сообщено, что у собственников жилых помещений планируется выкуп жилых помещений по цене 11022 руб. за 1 кв. м
17 июля 2014 года ИК МО г. Казани было вынесено постановление N.... "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес> которое зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ от 01 августа 2014 года (N....).
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 27 октября 2014 года, вступившим в законную силу, постановление руководителя ИК МО г. Казани N 11567 от 30.12.2009 "О признании многоквартирных домов г. Казани аварийными и подлежащими сносу", в части сноса объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Дом жилой конец 17 начало 18 века" по адресу <адрес>, признано недействующим с 18 апреля 2013 года, то есть с момента издания постановления Кабинета Министров РТ N 266 от 18 апреля 2013 года "Об утверждении границы территории объекта культурного наследия дом <адрес>
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска ИК МО г. Казани, суд первой инстанции исходил из того, что постановление ИК МО г. Казани от 17 июля 2014 года N 3999 "Об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес> является незаконным, поскольку ИК МО г. Казани не соблюден, предусмотренный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок изъятия жилого помещения, а именно, предварительная процедура по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции.
Удовлетворяя требования В.Л.И., суд первой инстанции, исходил из того, что дом, в котором проживает истица, в установленном порядке признан не пригодным для проживания, включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2015 годы, установившей срок отселения граждан в 2014 году, а потому истица приобрела право на предоставление жилого помещения, которое в силу части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с нормами, предусмотренными статьями 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пп. "г" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 апреля 2015 г.) процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
В пункте 22 указанного выше постановления отмечено, что необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из пояснений свидетеля Н.С.Н. следует, что примерно год назад ей вручили стопку уведомлений для жильцов о необходимости сноса жилого дома, она расписалась в реестре. В.Л.И. в комнате не проживает, в комнате живут ее родственники, через которых было передано уведомление (л.д. 146 оборот).
В Администрацию Вахитовского и Приволжского района ИК МО г. Казани реестр писем, полученных собственниками жилых помещений, в том числе и по дому N <адрес>, с уведомлением о сносе аварийных жилых помещений, возвращен письмом ООО "Управляющая компания Вахитовского района" за исх. N.... от 21 марта 2014 года.
Постановление ИК МО г. Казани об изъятии земельного участка с кадастровым номером.... и жилых помещений дома N <адрес> принято 17 июля 2014 года, в установленном порядке зарегистрировано в Управлении Росреестра по РТ. 07 августа 2014 года в адрес В.Л.И. было направлено письмо исх. N.... с уведомлением о принятии указанного постановления.
11 сентября 2014 года в адрес В.Л.И. было направлено письмо с требование о сносе либо реконструкции жилого дома. Письмо получено В.Л.И. 13 сентября 2014 года. Однако никаких действий, свидетельствующих о ее согласии реконструировать жилой дом, В.Л.И. предпринято не было.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ИК МО города Казани в установленном законом порядке была соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения.
На основании частей 6, 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Подпунктом "з" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Из пояснений представителя ИК МО г. Казани, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что для заключения соглашения об изъятии путем выкупа В.Л.И. приглашалась в администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани, где ей была предложена выкупная стоимость в размере 11022 руб. за кв. м изымаемого жилого помещения (всего.... кв. м*11022 руб. = 287674 руб. 20 коп.) с учетом приходящегося на нее общедомового имущества, в том числе земельного участка. В.Л.И. не согласилась с предложенной ей выкупной стоимостью, что подтверждается ее заявлением от 09 апреля 2014 года.
Поскольку соглашение между истцом и ответчиком - собственником жилого помещения о выкупе жилого помещения, подлежащего сносу, достигнуто не было, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости принудительного выкупа и прекращении права собственности ответчицы на комнату N <адрес> в связи с изъятием его для муниципальных нужд.
При определении размера выкупной цены подлежащей выплате В.Л.И. суд апелляционной инстанции исходит из оценки стоимости квартиры В.Л.И., установленной на основании протокола Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 декабря 2013 года N.... и распоряжения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 12 января 2014 N 1/р-1, кроме того, учитывает, что каких-либо доводов и доказательств, опровергающих указанные сведения об оценке имущества, В.Л.И. не представлено.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска В.Л.И. судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно подпункту "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обмен жилых помещений между собственником жилого помещения и органом местного самоуправления возможен при достижении соглашения между обеими сторонами. В случае не достижения такого соглашения в отношении собственников жилых помещений предусмотрен только выкуп принадлежащего им жилого помещения.
Положения части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывают на необходимость соблюдения общих правил, предусмотренных жилищным законодательством, при разрешении вопроса о переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, наличие соглашения между ИК МО города Казани и собственниками помещения в аварийном доме, предусмотренного частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязательным условием для получения иного благоустроенного жилья взамен аварийного.
Кроме того, в обязанности ИК МО города Казани в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" входит предоставление других благоустроенных жилых помещений только гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 331-О-О и других, жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, которые признаны малоимущими или указаны в законе.
Между тем, В.Л.И. в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и малоимущей не признана, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, в ИК МО города Казани с таким заявлением не обращались, имеет в собственности иное жилое помещение - квартиру N <адрес>
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований В.Л.И.
При таком положении, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат требованиям закона, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе удовлетворении заявленных В.Л.И. исковых требований и удовлетворении иска ИК МО города Казани.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 марта 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Иск Исполнительного комитета муниципального образования города Казани удовлетворить.
Обязать В.Л.И. заключить с Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани соглашение о выкупе комнаты N <адрес> на условиях, указанных в соглашении, с выплатой ей денежной компенсации в сумме 287674,20 руб.
Прекратить право собственности В.Л.И. на комнату N <адрес> с момента заключения соглашения о выкупе.
Признать за муниципальным образованием города Казани право собственности на комнату N <адрес> с момента заключения соглашения о выкупе.
Выселить В.Л.И. из комнаты N <адрес> со снятием с регистрационного учета, после выплаты ей выкупной цены в сумме 287674,20 руб.
В удовлетворении иска В.Л.И. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и муниципальному казенному учреждению "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани") о признании незаконным бездействия по отселению жильцов, предоставлении в собственность жилого помещения вне очереди, о признании постановления незаконным отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)