Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А32-30664/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А32-30664/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаяна Василия Хочатуровича (ИНН 230606829665, ОГРНИП 311236134000037; паспорт), от лица, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Кивоенко Т.И. (доверенность от 24.10.2013), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2013 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 (судьи Филимонова С.С., Герасименко А.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-30664/2012, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василий Хочатурович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) об отказе в предоставлении в аренду земельных участков площадью 193 975 кв. м с кадастровым номером 23:42:0707001:1041 и площадью 192 356 кв. м с кадастровым номером 23:42:0707001:1042, расположенных в границах территории Широчанского сельского округа Ейского района Краснодарского края, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - земельные участки) и о понуждении департамента к совершению действий по предоставлению земельных участков в аренду предпринимателю на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013, признано незаконным решение департамента об отказе в предоставлении земельных участков в аренду предпринимателю, департамент присужден к направлению предпринимателю проектов договоров аренды земельных участков в течение семи дней с даты вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявления предпринимателя отказано.
Судебные акты мотивированы наличием объема документов, необходимого и достаточного для решения вопроса о предоставлении предпринимателю земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, недоказанностью того, что размер земельных участков не соответствует экономическим возможностям предпринимателя, а также видам осуществляемой им деятельности, нахождением вопроса о сроке аренды за пределами компетенции суда, безотносимостью установленных решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6590/2011 о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко обстоятельств к рассматриваемым в рамках настоящего дела отношениям. Суды сочли, что отсутствие в заявлении предпринимателя обоснования размеров испрашиваемых земельных участков, сформированных как оборотоспособные объекты и поставленных на государственный кадастровый учет, не препятствует принятию решения о предоставлении их в аренду в целях образования (расширения деятельности) крестьянского (фермерского) хозяйства.
Департамент обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Доводы кассационной жалобы сводятся к несоблюдению предпринимателем установленного законом порядка предоставления земельного участка в аренду в целях образования (расширения) крестьянского (фермерского) хозяйства, отсутствию в заявлении обоснования площади испрашиваемых земельных участков, в том числе сведений о количестве членов хозяйства, видах его деятельности, наличии (отсутствии) сельскохозяйственной техники, несоответствию площади испрашиваемых земельных участков возможностям предпринимателя. По мнению департамента обжалуемое решение неисполнимо ввиду наличия обременения прав на земельные участки арендой в пользу третьего лица.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель настаивает на отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприниматель обратился в департамент с заявлениями от 08.08.2012 и от 07.09.2012 о предоставлении земельных участков в аренду для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В письме от 18.09.2012 N 52-2404ж/12-11.10 департамент сообщил заявителю, что на территории муниципального образования Ейский район имеются иные земли сельскохозяйственного назначения, не являющиеся собственностью Краснодарского края, а рассмотрение вопроса о предоставлении предпринимателю земельных участков в аренду возможно после осуществления на территории Краснодарского края федеральных и краевых программ, необходимым условием реализации которых является наличие резерва в виде свободных от прав третьих лиц земельных участков сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель Краснодарского края, достаточного как для размещения объектов федерального и краевого значения, так и для компенсации землепользователям в случае необходимости прекращения их прав на земельные участки.
Расценив названный ответ департамента как решение об отказе в предоставлении земельных участков в аренду, считая названное решение незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Законность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона N 74-ФЗ, включает в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения.
Заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лица должно содержать цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на землю (в т.ч. аренда), срок аренды, обоснование размеров земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельного участка. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона N 74-ФЗ (пункт 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ в действовавшей в спорный период редакции).
С учетом того, что установленный нормами Закона N 74-ФЗ порядок имеет ряд отличий от общего порядка предоставления в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 34 Земельного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), предоставляющий заинтересованным в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лицам определенные преимущества, в том числе освобождает их от необходимости ожидания поступления в течение месяца после предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации конкурирующих заявок, а уполномоченный орган - от необходимости обеспечения опубликования соответствующей информации, соответствие формы и содержания заявления требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ имеют решающее значение для квалификации заявителя как специального субъекта, к которому применимы вышеприведенные нормативные положения. При несоответствии поступившего заявления указанным требованиям специального закона у уполномоченного органа отсутствуют законные основания для распоряжения публичными землями без соблюдения установленных статьей 34 Земельного кодекса и статьей 10 Закона N 101-ФЗ процедур, в том числе в части обязательного предварительного и заблаговременного опубликования в средствах массовой информации сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков, а в случае поступления конкурирующих заявок - организации и проведения торгов.
Без соответствующей оценки заявлений предпринимателя и приложенных к ним документов выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого решения департамента и нарушении им прав и законных интересов заявителя не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, что в силу статьи 287 Кодекса является основанием отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду следует, руководствуясь данными в постановлении указаниями суда кассационной инстанции, обязательными в силу части 2 статьи 289 Кодекса для суда, вновь рассматривающего дело, используя процессуальные полномочия и распределив в соответствии с нормами Кодекса между сторонами бремя доказывания, устранить вышеназванные недостатки и противоречия, оценить заявления предпринимателя с точки зрения их соответствия положениям статьи 12 Закона N 74-ФЗ, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2013 по делу N А32-30664/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)