Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре судебного заседания Б.С.
с участием:
прокурора Волгоградской областной прокуратуры Дружининой И.А.,
заявителя П.Т.,
представителя заявителя С.А.
представителя Губернатора Волгоградской области С.В.
представителя комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области Р.А.
представителя государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" Х.Е.
представителя администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 03 июня 2013 г. гражданское дело по заявлению П.Т. о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня его принятия пункта 1.4 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма"
Главой Администрации Волгоградской области принято постановление от 17.06.2010 г. N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", действующее в редакциях постановлений Главы Администрации Волгоградской обл. от 20.08.2010 N 1305, от 29.06.2011 N 672. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", N 116, 30.06.2010.
Пункт 1.4 данного постановления устанавливает, что природный парк расположен на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского муниципальных районов Волгоградской области в пределах границ согласно приложению.
П.Т. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня его принятия пункта 1.4 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", по тем основаниям, что выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в определении в тексте исследуемого нормативного правового положения о том, что территория природного парка располагается на землях различного целевого назначения.
В обоснование требований П.Т. указала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт объявляет землю Среднеахтубинского района особо охраняемой природной территорией вместе с расположенными на ней населенными пунктами, в частности хутором Клетский, в котором проживает заявитель и является владельцем земельного участка по адресу: <...>.
Прокурором Среднеахтубинского района оспаривается право собственности П.Т. на земельный участок со ссылкой на постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма".
Считает, что п. 1.4 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" противоречит Закону Волгоградской области от 05.04.2005 года N 1040-ОД (ред. от 10.05.2006) "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе" и п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, в связи с чем просит признать его недействующим с момента принятия.
Заявитель полагает, что судьба права собственности на землю, принадлежащую ей и гражданам, проживающим на указанной территории, не разрешена, поскольку ведение подсобного хозяйства не совместимо с режимом особо охраняемой природной территории.
В процессе рассмотрения дела заявителем и ее представителем уточнялись требования, в связи с чем в судебном заседании П.Т. и ее представитель С.А. просили: "Признать нормативный правовой акт - постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 г. N 917 (в редакции от 29.06.2011) "об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" недействующим со дня его принятия и противоречащим закону в части п. 1.4 в части установления режима особо охраняемой природной территории (природный парк (раздел IV Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях") в отношении земель населенных пунктов Среднеахтубинского района Волгоградской области, в том числе хутора Клетский" (л.д. 198). Заявитель полагает, что включение ее земельного участка в границы природного парка ограничивает ее право собственности, возможности распоряжения.
Представитель администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Т.С., действующий на основании доверенности, поддержал требования заявителя, просил их удовлетворить. При этом указал, что оспариваемый нормативный акт согласовывался с администрацией Среднеахтубинского района.
Представитель Губернатора Волгоградской области С.В., действующий на основании доверенности, поддержал представленные суду возражения и полагал заявление П.Т. о признании противоречащим законодательству и недействующим в части постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" (далее - оспариваемое Постановление) необоснованным и неподлежащим удовлетворению. В обоснование указал, что оспариваемое постановление принято Главой Администрации Волгоградской области в пределах компетенции и в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
Первый заместитель Главы Администрации Волгоградской области подписал оспариваемое постановление в пределах своих полномочий от имени Главы Администрации Волгоградской области.
Отнесение земель и земельных участков к категории земель населенных пунктов осуществляется установлением границ населенного пункта, которые определяются генеральными планами городских округов и поселений.
Из всех муниципальных образований, входящих в состав Среднеахтубинского района, только городским поселением город Краснослободск утвержден генеральный план, в котором отражены границы городского поселения.
Ранее городское поселение город Краснослободск также входило в состав границ территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" (далее - Парк), однако, после утверждения генерального плана, постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29.06.2011 N 672 "О внесении изменения в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 г. N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" из состава границ территории Парка было исключено. Включение постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" территорий населенных пунктов не исключает возможности дальнейшего исключения указанных территорий из состава границ территории Парка. Для этого, органами местного самоуправления должны быть в установленном законом порядке разработаны и утверждены генеральные планы с отображением границ населенных пунктов, входящих в состав такого муниципального образования.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Согласно пункту 8 статьи 95 ЗК РФ и пункту 2 статьи 18 Закона N 33-ФЗ территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
В соответствии с пунктом 3.2. оспариваемого Положения территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей. Земельные участки используются правообладателями с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима природного парка.
Нормы, содержащиеся в оспариваемом Постановлении подразумевают наличие на территории Парка населенных пунктов и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (при этом запрещают их расширение и создание новых), наличие летних лагерей, выпас скота, наличие в частной собственности ранее предоставленных земельных участков, наличие агрохозяйственной зоны для экологически безопасных форм использования земель сельскохозяйственного назначения с целью обеспечения местного населения и посетителей природного парка продуктами питания и т.д.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Таким образом, по мнению представителя, режим особо охраняемой природной территории Парка не прекращает прав собственности граждан и юридических лиц на земельные участки и не вводит прямого запрета на хозяйственную или иную деятельность лиц, проживающих на данной территории, а вводит лишь определенные ограничения использования таких земель, выражающееся в установлении системы правил, мероприятий, и ограничений необходимых для выполнения стоящих перед ним задач, исходя из целей создания природного парка и требований природоохранного законодательства.
Кроме того, даже в том случае, если бы граница населенного пункта была установлена, действующее законодательство допускает размещение земельных участков иных категорий в границах населенных пунктов.
Данная позиция подтверждается определением Верховного Суда РФ от 20.01.2010 N 18-Впр09-94, согласно которому то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым планом земельный участок отнесен к числу земель поселений, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
С учетом указанных доводов, как полагал представитель заинтересованного лица, оспариваемое заявителем постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" ни в какой его части (в том числе в части пункта 1.4.) не содержит противоречий ни нормам Земельного кодекса Российской Федерации (в частности статье 7 ЗК РФ), ни положениям Закона Волгоградской области от 05.04.2005 N 1040-ОД "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе", ни каким-либо иным нормам федерального и регионального законодательства.
Представитель комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области Р.А. и представитель государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" Х.Е., действующие на основании доверенности, просили отказать в удовлетворении требований заявителя, полностью поддержали доводы изложенные в возражениях.
Выслушав П.Т., ее представителя, представителя администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Т.Е., представителя аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области С.В., представителя комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области Р.А., представителя государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" Х.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Дружининой И.А., полагавшей заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание особо охраняемых природных территорий регионального значения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 18 названного Федерального закона и ч. 8 ст. 95 Земельного кодекса РФ природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
Согласно ст. 19 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 данного Федерального закона на территории природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков (п. 1); конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке (п. 6).
В соответствии со ст. 12 данного Федерального закона обязательной государственной экологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, а также материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", глава администрации Волгоградской области, в том числе, утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения; принимает решения об организации, реорганизации, упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения; принимает решения об установлении, изменении границ и (или) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Согласно Закону Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы", особенности, зонирование и режим природного парка определяются положением об этом парке, утверждаемым Губернатором Волгоградской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39 действовавшего на момент издания оспариваемого Постановления Устава (Основного закона) Волгоградской области Глава Администрации области в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Судом установлено.
24.09.1999 г. Государственным комитетом по охране окружающей среды Волгоградской области подано представление за N 1173/1 Главе Администрации Волгоградской области в соответствии с Порядком образования природных парков, предусмотренным Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в порядке выполнения Закона Волгоградской области от 17.04.1998 г. N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" и во исполнение постановления Администрации Волгоградской области от 20.11.1998 г. N 693 "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" для принятия решения об образовании природного парка "Волго-Ахтубинская пойма". (л.д. 99)
Главой Администрации Волгоградской области принято постановление от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 утверждены границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Вышеназванные нормативные правовые акты, согласованы со всеми заинтересованными лицами, в том числе с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды и органами местного самоуправления.
Заключениями государственной экологической экспертизы N 80 утвержденной приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области от 22 мая 2000 г. N 307/01 по проекту областной целевой программы "Сохранение природных комплексов Волго-Ахтубинской поймы. Создание природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", а также N 556, утвержденной приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области от 17.12.2002 г. N 1116 по проекту "Границы природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", подтвержден особый природоохранный статус территории Волго-Ахтубинской поймы и рекомендован к реализации. (л.д. 119 - 126, 127 - 144)
Заключением государственной экологической экспертизы N 29 от 08.12.2009 по рассмотрению материалов "Комплексное экологическое обследование территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", обосновывающее придание статуса особо охраняемой природной территории регионального значения", установлена обоснованность придания территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - особо ценного и целостного природно-территориального образования, отличающегося высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма.
Заключение государственной экологической экспертизы утверждено уполномоченным органом - комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Волгоградской области. (л.д. 105)
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законами Волгоградской области от 17 апреля 1998 г. N 167-ОД "Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы" и от 7 декабря 2001 г. N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", постановлениями Главы Администрации Волгоградской области от 5 июня 2000 г. N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и от 4 июля 2006 г. N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" и согласовано с заинтересованными лицами, в том числе с органами местного самоуправления, а также с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, которое, согласно пункта 1 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.11.2008 N 459 является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Волгоградской области. (л.д. 100 - 104) Создание природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" произведено без изъятия земельных участков и иных природных объектов (пункты 3.2 Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма").
При таких данных, суд пришел к выводу о том, что порядок образования природного парка, установленный специальной нормой (статьей 19) ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" соблюден, оспариваемое постановление от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" принято Главой Администрации Волгоградской области в пределах компетенции и в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
Доводы заявителя и его представителя о том, что п. 1.4 Положения противоречит требованиям п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации и Закону Волгоградской области от 05.04.2005 г. N 1040 и препятствует пользованию и распоряжению земельным участком, находящимся в собственности заявителя, несостоятельны. То обстоятельство, что земельный участок отнесен к числу земель поселений, в силу ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям. В силу п. 3.2 Положения территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей. Земельные участки используются правообладателями с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима природного парка.
В чем конкретно выражается ограничение в распоряжении земельным участком ни заявитель, ни ее представитель пояснить суду не смогли, нет обоснования и в заявлениях П.Т.
Иск прокурора об оспаривании права собственности заявителя на земельный участок не опровергает установленных выше судом обстоятельств, находится в иной правоприменительной плоскости и не влечет незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления П.Т.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
Заявление П.Т. о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента его принятия пункта 1.4 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.06.2013 ПО ДЕЛУ N 3-35/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу N 3-35/2013
Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре судебного заседания Б.С.
с участием:
прокурора Волгоградской областной прокуратуры Дружининой И.А.,
заявителя П.Т.,
представителя заявителя С.А.
представителя Губернатора Волгоградской области С.В.
представителя комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области Р.А.
представителя государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" Х.Е.
представителя администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 03 июня 2013 г. гражданское дело по заявлению П.Т. о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня его принятия пункта 1.4 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма"
установил:
Главой Администрации Волгоградской области принято постановление от 17.06.2010 г. N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", действующее в редакциях постановлений Главы Администрации Волгоградской обл. от 20.08.2010 N 1305, от 29.06.2011 N 672. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", N 116, 30.06.2010.
Пункт 1.4 данного постановления устанавливает, что природный парк расположен на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского муниципальных районов Волгоградской области в пределах границ согласно приложению.
П.Т. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня его принятия пункта 1.4 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", по тем основаниям, что выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в определении в тексте исследуемого нормативного правового положения о том, что территория природного парка располагается на землях различного целевого назначения.
В обоснование требований П.Т. указала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт объявляет землю Среднеахтубинского района особо охраняемой природной территорией вместе с расположенными на ней населенными пунктами, в частности хутором Клетский, в котором проживает заявитель и является владельцем земельного участка по адресу: <...>.
Прокурором Среднеахтубинского района оспаривается право собственности П.Т. на земельный участок со ссылкой на постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма".
Считает, что п. 1.4 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" противоречит Закону Волгоградской области от 05.04.2005 года N 1040-ОД (ред. от 10.05.2006) "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе" и п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, в связи с чем просит признать его недействующим с момента принятия.
Заявитель полагает, что судьба права собственности на землю, принадлежащую ей и гражданам, проживающим на указанной территории, не разрешена, поскольку ведение подсобного хозяйства не совместимо с режимом особо охраняемой природной территории.
В процессе рассмотрения дела заявителем и ее представителем уточнялись требования, в связи с чем в судебном заседании П.Т. и ее представитель С.А. просили: "Признать нормативный правовой акт - постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 г. N 917 (в редакции от 29.06.2011) "об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" недействующим со дня его принятия и противоречащим закону в части п. 1.4 в части установления режима особо охраняемой природной территории (природный парк (раздел IV Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях") в отношении земель населенных пунктов Среднеахтубинского района Волгоградской области, в том числе хутора Клетский" (л.д. 198). Заявитель полагает, что включение ее земельного участка в границы природного парка ограничивает ее право собственности, возможности распоряжения.
Представитель администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Т.С., действующий на основании доверенности, поддержал требования заявителя, просил их удовлетворить. При этом указал, что оспариваемый нормативный акт согласовывался с администрацией Среднеахтубинского района.
Представитель Губернатора Волгоградской области С.В., действующий на основании доверенности, поддержал представленные суду возражения и полагал заявление П.Т. о признании противоречащим законодательству и недействующим в части постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" (далее - оспариваемое Постановление) необоснованным и неподлежащим удовлетворению. В обоснование указал, что оспариваемое постановление принято Главой Администрации Волгоградской области в пределах компетенции и в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
Первый заместитель Главы Администрации Волгоградской области подписал оспариваемое постановление в пределах своих полномочий от имени Главы Администрации Волгоградской области.
Отнесение земель и земельных участков к категории земель населенных пунктов осуществляется установлением границ населенного пункта, которые определяются генеральными планами городских округов и поселений.
Из всех муниципальных образований, входящих в состав Среднеахтубинского района, только городским поселением город Краснослободск утвержден генеральный план, в котором отражены границы городского поселения.
Ранее городское поселение город Краснослободск также входило в состав границ территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" (далее - Парк), однако, после утверждения генерального плана, постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29.06.2011 N 672 "О внесении изменения в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 г. N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" из состава границ территории Парка было исключено. Включение постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" территорий населенных пунктов не исключает возможности дальнейшего исключения указанных территорий из состава границ территории Парка. Для этого, органами местного самоуправления должны быть в установленном законом порядке разработаны и утверждены генеральные планы с отображением границ населенных пунктов, входящих в состав такого муниципального образования.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Согласно пункту 8 статьи 95 ЗК РФ и пункту 2 статьи 18 Закона N 33-ФЗ территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
В соответствии с пунктом 3.2. оспариваемого Положения территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей. Земельные участки используются правообладателями с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима природного парка.
Нормы, содержащиеся в оспариваемом Постановлении подразумевают наличие на территории Парка населенных пунктов и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (при этом запрещают их расширение и создание новых), наличие летних лагерей, выпас скота, наличие в частной собственности ранее предоставленных земельных участков, наличие агрохозяйственной зоны для экологически безопасных форм использования земель сельскохозяйственного назначения с целью обеспечения местного населения и посетителей природного парка продуктами питания и т.д.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Таким образом, по мнению представителя, режим особо охраняемой природной территории Парка не прекращает прав собственности граждан и юридических лиц на земельные участки и не вводит прямого запрета на хозяйственную или иную деятельность лиц, проживающих на данной территории, а вводит лишь определенные ограничения использования таких земель, выражающееся в установлении системы правил, мероприятий, и ограничений необходимых для выполнения стоящих перед ним задач, исходя из целей создания природного парка и требований природоохранного законодательства.
Кроме того, даже в том случае, если бы граница населенного пункта была установлена, действующее законодательство допускает размещение земельных участков иных категорий в границах населенных пунктов.
Данная позиция подтверждается определением Верховного Суда РФ от 20.01.2010 N 18-Впр09-94, согласно которому то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым планом земельный участок отнесен к числу земель поселений, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
С учетом указанных доводов, как полагал представитель заинтересованного лица, оспариваемое заявителем постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" ни в какой его части (в том числе в части пункта 1.4.) не содержит противоречий ни нормам Земельного кодекса Российской Федерации (в частности статье 7 ЗК РФ), ни положениям Закона Волгоградской области от 05.04.2005 N 1040-ОД "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе", ни каким-либо иным нормам федерального и регионального законодательства.
Представитель комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области Р.А. и представитель государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" Х.Е., действующие на основании доверенности, просили отказать в удовлетворении требований заявителя, полностью поддержали доводы изложенные в возражениях.
Выслушав П.Т., ее представителя, представителя администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Т.Е., представителя аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области С.В., представителя комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области Р.А., представителя государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" Х.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Дружининой И.А., полагавшей заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание особо охраняемых природных территорий регионального значения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 18 названного Федерального закона и ч. 8 ст. 95 Земельного кодекса РФ природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
Согласно ст. 19 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 данного Федерального закона на территории природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков (п. 1); конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке (п. 6).
В соответствии со ст. 12 данного Федерального закона обязательной государственной экологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, а также материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", глава администрации Волгоградской области, в том числе, утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения; принимает решения об организации, реорганизации, упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения; принимает решения об установлении, изменении границ и (или) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Согласно Закону Волгоградской области от 17.04.1998 N 167-ОД "Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы", особенности, зонирование и режим природного парка определяются положением об этом парке, утверждаемым Губернатором Волгоградской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39 действовавшего на момент издания оспариваемого Постановления Устава (Основного закона) Волгоградской области Глава Администрации области в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Судом установлено.
24.09.1999 г. Государственным комитетом по охране окружающей среды Волгоградской области подано представление за N 1173/1 Главе Администрации Волгоградской области в соответствии с Порядком образования природных парков, предусмотренным Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в порядке выполнения Закона Волгоградской области от 17.04.1998 г. N 167-ОД "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" и во исполнение постановления Администрации Волгоградской области от 20.11.1998 г. N 693 "Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы" для принятия решения об образовании природного парка "Волго-Ахтубинская пойма". (л.д. 99)
Главой Администрации Волгоградской области принято постановление от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 утверждены границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Вышеназванные нормативные правовые акты, согласованы со всеми заинтересованными лицами, в том числе с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды и органами местного самоуправления.
Заключениями государственной экологической экспертизы N 80 утвержденной приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области от 22 мая 2000 г. N 307/01 по проекту областной целевой программы "Сохранение природных комплексов Волго-Ахтубинской поймы. Создание природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", а также N 556, утвержденной приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области от 17.12.2002 г. N 1116 по проекту "Границы природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", подтвержден особый природоохранный статус территории Волго-Ахтубинской поймы и рекомендован к реализации. (л.д. 119 - 126, 127 - 144)
Заключением государственной экологической экспертизы N 29 от 08.12.2009 по рассмотрению материалов "Комплексное экологическое обследование территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", обосновывающее придание статуса особо охраняемой природной территории регионального значения", установлена обоснованность придания территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - особо ценного и целостного природно-территориального образования, отличающегося высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма.
Заключение государственной экологической экспертизы утверждено уполномоченным органом - комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Волгоградской области. (л.д. 105)
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законами Волгоградской области от 17 апреля 1998 г. N 167-ОД "Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы" и от 7 декабря 2001 г. N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области", постановлениями Главы Администрации Волгоградской области от 5 июня 2000 г. N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и от 4 июля 2006 г. N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" и согласовано с заинтересованными лицами, в том числе с органами местного самоуправления, а также с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, которое, согласно пункта 1 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.11.2008 N 459 является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Волгоградской области. (л.д. 100 - 104) Создание природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" произведено без изъятия земельных участков и иных природных объектов (пункты 3.2 Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма").
При таких данных, суд пришел к выводу о том, что порядок образования природного парка, установленный специальной нормой (статьей 19) ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" соблюден, оспариваемое постановление от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" принято Главой Администрации Волгоградской области в пределах компетенции и в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
Доводы заявителя и его представителя о том, что п. 1.4 Положения противоречит требованиям п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации и Закону Волгоградской области от 05.04.2005 г. N 1040 и препятствует пользованию и распоряжению земельным участком, находящимся в собственности заявителя, несостоятельны. То обстоятельство, что земельный участок отнесен к числу земель поселений, в силу ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям. В силу п. 3.2 Положения территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей. Земельные участки используются правообладателями с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима природного парка.
В чем конкретно выражается ограничение в распоряжении земельным участком ни заявитель, ни ее представитель пояснить суду не смогли, нет обоснования и в заявлениях П.Т.
Иск прокурора об оспаривании права собственности заявителя на земельный участок не опровергает установленных выше судом обстоятельств, находится в иной правоприменительной плоскости и не влечет незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления П.Т.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление П.Т. о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента его принятия пункта 1.4 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917 "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.
Судья
М.Б.ГАЙДАРОВ
М.Б.ГАЙДАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)