Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Евсеевой О.В.
с участием прокурора Губаревой О.А.
представителями Законодательного Собрания Оренбургской области - Трубниковой В.В., Назаренковой Г.М., Новокрещенова С.В., Митякова А.В., Алифанова К.А.,
представителя Губернатора Оренбургской области - Курманбаева Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 22 Закона "Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области",
Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 1 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области". Закон опубликован в газете "Южный Урал" от 28 октября 2003 года N 210.
Прокурор обратился в суд с заявлением и просил признать статью 22 Закона Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.
Статья 22 Закона предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных органами местного самоуправления.
В заявлении Прокурор ссылается на превышение компетенции со стороны субъекта Российской Федерации при принятии обжалуемой нормы. Считает, что установление административной ответственности за правонарушения, предусмотренные оспариваемой нормой, относится к полномочиям федерального законодателя, который уже ввел за названные правонарушения ответственность, предусмотрев ее в статьях 6.3, 6.4, 8.1, 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении - дела в судебном заседании прокурор отдела Оренбургской прокуратуры Губарева О.В. доводы и требования заявления поддержала в полном объеме.
Представители Законодательного Собрания Оренбургской области Трубникова В.В., Назаренкова Г.М., Новокрещенов С.В., Митяков А.В., Алифанов К.А., действующие на основании доверенностей, с требованиями заявителя не согласились и представили в суд письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Губернатора Оренбургской области Курманбаев Ж.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований заявителя отказать, поскольку статья 22 Закона Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" принята в пределах компетенции и полномочий представительного органа области и соответствует федеральному законодательству.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Закон Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" с учетом внесенных в него изменений опубликован в установленном порядке и является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривалось.
Статья 22 Закона изложена в следующей редакции:
1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных органами местного самоуправления, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч рублей до сорока тысяч рублей.
2. Те же действия (бездействие), совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч рублей до восьмидесяти тысяч рублей.
Пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 указанного Кодекса к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)" и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования.
Статьей 75 Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" в новой редакции и в редакции, действовавшей на момент принятия Закона Оренбургской области "Об административной ответственности в Оренбургской области", уже предусмотрена административная ответственность за нарушение требований закона в области охраны окружающей среды, в том числе по благоустройству территорий.
Административная ответственность установлена статьями 8.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 55 Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в новой редакции и в редакции, действовавшей на момент принятия Закона Оренбургской области "Об административной ответственности в Оренбургской области", также предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарного законодательства в части требований закона по благоустройству территорий.
Перечень производственных работ, при которых может возникнуть нарушение состояния благоустройства территории, включает в себя любые строительные, земляные, иные работы, к осуществлению которых предъявляются санитарные, экологические, строительные, технические требования, направленные на создание условий для жизни и здоровья населения, в том числе Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 22 сентября 2003 г. N 170.
Административная ответственность установлена статьями 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, статьей 22 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" законодателем субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность за административные правонарушения при наличии федерального регулирования по данному вопросу.
Исходя из положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, должны содержать конкретные признаки действий (бездействия), образующих состав административного правонарушения. Следовательно, материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях, диспозиция каждой статьи, предусматривающей административную ответственность, должна содержать признаки объекта и объективной стороны такого правонарушения.
Статья 22 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных органами местного самоуправления, то есть содержит общую отсылку к иным нормативным актам, что позволяет толковать ее неоднозначно, поэтому нарушается принцип правовой определенности правового регулирования.
Доводы представителей Законодательного Собрания Оренбургской области о том, что организация благоустройства территории муниципального образования относятся к вопросам местного значения и установление административной ответственности за нарушение муниципального нормативного правового акта, предусматривающего требования к благоустройству территории муниципального образования, является компетенцией субъекта Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд полагает неосновательными.
Из правового анализа указанного выше федерального законодательства следует, что за нарушение установленных в Российской Федерации требований санитарного, экологического, строительного, технического законодательства, в том числе в сфере благоустройства территорий общественного пользования населенных пунктов, в частности, и после проведения земляных работ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уже установлена административная ответственность за нарушения законодательства: в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статьи 6.3, 6.4); в области охраны окружающей среды (статьи 8.1, 8.8). Правила благоустройства территорий, принимаемые органами местного самоуправления в силу их полномочий, не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации в перечисленных выше сферах отраслевого регулирования, соответственно, за их нарушение не исключено привлечение к административной ответственности по соответствующим нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, положения статьи 22 оспариваемого Закона содержат отсылку к нормативным правовым актам органов местного самоуправления, принимаемым такими органами на территории Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, не конкретизируя состав правонарушения, не формулируя требования к его объективной стороне, не указывая за какие конкретные действия наступает установленная данной статьей административная ответственность, что не сообразуется с принципом правовой определенности, обязанности государства обеспечить законность при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (статья 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в соответствии с которой любое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Доводы представителей Законодательного Собрания Оренбургской области о необоснованности заявления прокурора, поскольку многие нормы Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях тоже носят бланкетный характер, не опровергают изложенное выше заключение о том, что положения статьи 22 оспариваемого Закона нарушают принцип правовой определенности, обязанности государства обеспечить законность при применении мер административного принуждения.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таком положении статью 22 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" следует признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
заявление прокурора Оренбургской области - удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу статью 22 Закона Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.02.2014 ПО ДЕЛУ N 3-3-2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2014 г. по делу N 3-3-2014
Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Евсеевой О.В.
с участием прокурора Губаревой О.А.
представителями Законодательного Собрания Оренбургской области - Трубниковой В.В., Назаренковой Г.М., Новокрещенова С.В., Митякова А.В., Алифанова К.А.,
представителя Губернатора Оренбургской области - Курманбаева Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 22 Закона "Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области",
установил:
Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 1 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области". Закон опубликован в газете "Южный Урал" от 28 октября 2003 года N 210.
Прокурор обратился в суд с заявлением и просил признать статью 22 Закона Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.
Статья 22 Закона предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных органами местного самоуправления.
В заявлении Прокурор ссылается на превышение компетенции со стороны субъекта Российской Федерации при принятии обжалуемой нормы. Считает, что установление административной ответственности за правонарушения, предусмотренные оспариваемой нормой, относится к полномочиям федерального законодателя, который уже ввел за названные правонарушения ответственность, предусмотрев ее в статьях 6.3, 6.4, 8.1, 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении - дела в судебном заседании прокурор отдела Оренбургской прокуратуры Губарева О.В. доводы и требования заявления поддержала в полном объеме.
Представители Законодательного Собрания Оренбургской области Трубникова В.В., Назаренкова Г.М., Новокрещенов С.В., Митяков А.В., Алифанов К.А., действующие на основании доверенностей, с требованиями заявителя не согласились и представили в суд письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Губернатора Оренбургской области Курманбаев Ж.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований заявителя отказать, поскольку статья 22 Закона Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" принята в пределах компетенции и полномочий представительного органа области и соответствует федеральному законодательству.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Закон Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" с учетом внесенных в него изменений опубликован в установленном порядке и является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривалось.
Статья 22 Закона изложена в следующей редакции:
1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных органами местного самоуправления, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч рублей до сорока тысяч рублей.
2. Те же действия (бездействие), совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч рублей до восьмидесяти тысяч рублей.
Пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 указанного Кодекса к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)" и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования.
Статьей 75 Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" в новой редакции и в редакции, действовавшей на момент принятия Закона Оренбургской области "Об административной ответственности в Оренбургской области", уже предусмотрена административная ответственность за нарушение требований закона в области охраны окружающей среды, в том числе по благоустройству территорий.
Административная ответственность установлена статьями 8.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 55 Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в новой редакции и в редакции, действовавшей на момент принятия Закона Оренбургской области "Об административной ответственности в Оренбургской области", также предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарного законодательства в части требований закона по благоустройству территорий.
Перечень производственных работ, при которых может возникнуть нарушение состояния благоустройства территории, включает в себя любые строительные, земляные, иные работы, к осуществлению которых предъявляются санитарные, экологические, строительные, технические требования, направленные на создание условий для жизни и здоровья населения, в том числе Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 22 сентября 2003 г. N 170.
Административная ответственность установлена статьями 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, статьей 22 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" законодателем субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность за административные правонарушения при наличии федерального регулирования по данному вопросу.
Исходя из положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, должны содержать конкретные признаки действий (бездействия), образующих состав административного правонарушения. Следовательно, материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях, диспозиция каждой статьи, предусматривающей административную ответственность, должна содержать признаки объекта и объективной стороны такого правонарушения.
Статья 22 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных органами местного самоуправления, то есть содержит общую отсылку к иным нормативным актам, что позволяет толковать ее неоднозначно, поэтому нарушается принцип правовой определенности правового регулирования.
Доводы представителей Законодательного Собрания Оренбургской области о том, что организация благоустройства территории муниципального образования относятся к вопросам местного значения и установление административной ответственности за нарушение муниципального нормативного правового акта, предусматривающего требования к благоустройству территории муниципального образования, является компетенцией субъекта Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд полагает неосновательными.
Из правового анализа указанного выше федерального законодательства следует, что за нарушение установленных в Российской Федерации требований санитарного, экологического, строительного, технического законодательства, в том числе в сфере благоустройства территорий общественного пользования населенных пунктов, в частности, и после проведения земляных работ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уже установлена административная ответственность за нарушения законодательства: в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статьи 6.3, 6.4); в области охраны окружающей среды (статьи 8.1, 8.8). Правила благоустройства территорий, принимаемые органами местного самоуправления в силу их полномочий, не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации в перечисленных выше сферах отраслевого регулирования, соответственно, за их нарушение не исключено привлечение к административной ответственности по соответствующим нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, положения статьи 22 оспариваемого Закона содержат отсылку к нормативным правовым актам органов местного самоуправления, принимаемым такими органами на территории Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, не конкретизируя состав правонарушения, не формулируя требования к его объективной стороне, не указывая за какие конкретные действия наступает установленная данной статьей административная ответственность, что не сообразуется с принципом правовой определенности, обязанности государства обеспечить законность при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (статья 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в соответствии с которой любое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Доводы представителей Законодательного Собрания Оренбургской области о необоснованности заявления прокурора, поскольку многие нормы Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях тоже носят бланкетный характер, не опровергают изложенное выше заключение о том, что положения статьи 22 оспариваемого Закона нарушают принцип правовой определенности, обязанности государства обеспечить законность при применении мер административного принуждения.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таком положении статью 22 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" следует признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Оренбургской области - удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу статью 22 Закона Оренбургской области от 10 октября 2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда
И.Ф.СЕЛЮТИНА
областного суда
И.Ф.СЕЛЮТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)