Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2015 N 08АП-7285/2015 ПО ДЕЛУ N А46-742/2015

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. N 08АП-7285/2015

Дело N А46-742/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев 20.08.2015-27.08.2015 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7285/2015) крестьянского (фермерского) хозяйства "Горячий ключ" (далее - КФХ "Горячий ключ", заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 22.05.2015 по делу N А46-742/2015 (судья Яркова С.В.), принятое
по заявлению КФХ "Горячий ключ"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, Управление, заинтересованное лицо),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Иртыш" (далее - ООО "Иртыш"), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество),
о признании незаконными решений от 27.11.2014 N ТУ-02/9034, от 27.02.2015 N ТУ-02/1415 и об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от КФХ "Горячий ключ" - Жихаренко Д.А. по доверенности от 22.08.2014 от сроком действия 2 лет, до перерыва также: глава КФХ "Горячий ключ" Щербак Ю.С. по выписке из ЕГРЮЛ, т. 3 л.д. 15 (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от ТУ Росимущества в Омской области - Усько М.П. по доверенности N 44-Д от 26.01.2015 сроком действия 31.12.2015 (удостоверение);
- от ООО "Иртыш" - Седельников Е.А. по доверенности от 27.08.2014 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Росимущества - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:

крестьянское (фермерское) хозяйство "Горячий ключ" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным решения Росимущества в лице ТУ Росимущества в Омской области от 27.11.2014 N ТУ-02/9034 об отказе в предоставлении КФХ "Горячий ключ" на правах аренды земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, площадью 99 673 961 кв. м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 55-АА N 881239 от 05.09.2013.
Кроме того, заявитель просил обязать Росимущество принять решение о предоставлении КФХ "Горячий ключ" в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 общей площадью 99 671 164 кв. м, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, в границах Камышловского сельского поселения, без проведения торгов, в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2013 N 74 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также оформить и направить заявителю договор аренды сроком на 49 лет и акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132.
Определением Арбитражного суда Омской области от 29.01.2015 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТУ Росимущества в Омской области.
КФХ "Горячий ключ" также обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения ТУ Росимущества от 27.02.2015 N ТУ-02/1415 об отказе в предоставлении заявителю на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, площадью 99 673 961 кв. м, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, в границах Камышловского сельского поселения, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации. В рамках данного заявления КФХ "Горячий ключ" также просило обязать Управление предоставить КФХ "Горячий ключ" в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 55:11:00 0000:132, площадью 99 673 961 кв. м, расположенный по адресу: Омская область, Любинский район, в границах Камышловского сельского поселения, без проведения торгов, в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2013 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", оформить и направить в адрес заявителя договор аренды сроком на 49 лет, акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132.
Определением Арбитражного суда Омской области от 27.03.2015 дела, возбужденные по указанным выше заявлениям КФХ "Горячий ключ", в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство с присвоением делу номера А46-742/2015. Названным определением произведена замена заинтересованного лица - Росимущества - на ТУ Росимущества в Омской области, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Росимущество и ООО "Иртыш".
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.05.2015 в удовлетворении заявленных КФХ "Горячий ключ" требований отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что менее чем через месяц после повторного обращения КФХ "Горячий ключ" с заявлением о предоставлении спорного земельного участка (11.02.2014) аналогичная заявка поступила и от другого лица, а также из того, что в материалы дела также представлены заявки и от иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 в собственность либо в долгосрочную аренду.
Суд первой инстанции указал, что законодательство, устанавливающее особенности осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок, в то время как законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливает, что при подаче двух и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах, поэтому оспариваемое в данном случае решение заинтересованного лица не нарушает прав заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, КФХ "Горячий ключ" и закрытое акционерное общество "Учебно-опытное хозяйство N 1" (не участвующее в деле) обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просили решение Арбитражного суда Омской области от 22.05.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 апелляционная жалоба закрытого акционерного общества "Учебно-опытное хозяйство N 1" возвращена указанному юридическому лицу в связи с тем, что решение Арбитражного суда Омской области от 22.05.2015 не затрагивает его прав и обязанностей.
КФХ "Горячий ключ" в апелляционной жалобе (с учетом дополнений к ней), настаивая на незаконности оспариваемого решения заинтересованного лица, указывает на то, что межевание спорного земельного участка проведено за счет заявителя, и на то, что поданные в отношении такого участка заявки на предоставление его во владение и пользование неравноправны и поданы в рамках различных процедур получения прав в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности.
По мнению заявителя, поданные до 01.02.2014 заявки на момент подачи заявления КФХ "Горячий ключ" от 11.02.2014 являлись недействующими, поскольку поданы в отношении объекта - земельного участка, существовавшего до межевания, имеющего характеристики, отличные от характеристик участка, испрашиваемого заявителем, а также в связи с тем, что на момент рассмотрения заявки КФХ "Горячий ключ" срок рассмотрения указанных выше заявок истек. Также заявитель указывает на то, что во внимание не могут быть приняты заявки, поступившие в Управление после истечения 30-дневного срока рассмотрения повторной заявки КФХ "Горячий ключ", поданной 11.02.2014 (и в том числе заявка ООО "Иртыш"), поскольку решение по такой заявке должно было быть принято до подачи таких заявок.
Кроме того, по мнению КФХ "Горячий ключ", заявка закрытого акционерного общества "Учебно-опытное хозяйство N 1" (далее - ЗАО "УчХОЗ N 1") также не является заявкой, конкурирующей с заявкой КФХ "Горячий ключ", поскольку подана вне рамок процедуры, предусмотренной законодательством о крестьянских (фермерских) хозяйствах, и в связи с тем, что заявитель имеет приоритет в получении участков для сельскохозяйственных нужд. Последнее, по мнению заявителя, следует из системного толкования положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
До начала судебного заседания КФХ "Горячий ключ" также заявлено ходатайство в письменной форме о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: запроса о предоставлении информации от 01.07.2015, ответ на запрос от 13.07.2015, отзыв заявки от 04.03.2014.
В судебном заседании представители КФХ "Горячий ключ" поддержали требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также указанное выше ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении данного ходатайства, поскольку подателем жалобы не обоснована невозможность представления по объективным причинам документа, датированного 04.03.2014 (отзыва заявки) в материалы дела в ходе его рассмотрения в суде первой инстанции, а также в связи с тем, что указанные выше документы, датированные 01.07.2015 и 13.07.2015, изготовлены после вынесения обжалуемого решения и не могли быть учтены судом первой инстанции. Указанные выше документы возвращены представителям КФХ "Горячий ключ" в судебном заседании.
Представитель ТУ Росимущества в Омской области в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде не согласился с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иными лицами, участвующими в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу суду апелляционной инстанции не представлены.
Представитель ООО "Иртыш" в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционной жалобу - без удовлетворения.
Росимущество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявило, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанного выше лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, расположенный по адресу: Омская область, р-н Любинский, Камышловское сельское поселение.
05.09.2013 КФХ "Горячий ключ" в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" обратилось с заявлением о предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, площадью 119 182 505 кв. м, сроком на 49 лет.
15.09.2013 заявитель дополнительно представил экономическое обоснование испрашиваемого участка сроком на 49 лет, подготовленное СибНИИСХ Россельхозакадемии.
15.01.2014 в адрес КФХ "Горячий ключ" поступил ответ от Росимущества, из которого следует, что предоставление земельного участка невозможно без проведения кадастровых работ по исключению участков покрытых лесной растительностью. После исключения земельных участков покрытых лесной растительностью Росимущество повторно рассмотрит вопрос о предоставлении соответствующих земель.
На основании данного ответа Росимущества заявителем после проведения за его счет землеустроительных и кадастровых работ по разделению и исключению из земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 земель, покрытых лесной растительностью, фактически образован новый объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, площадью 99 673 961 кв. м, иной конфигурации. На указанный объект недвижимости при непосредственном участии КФХ "Горячий ключ" получено свидетельство о государственной регистрации права собственности.
11.02.2014 КФХ "Горячий ключ" подало заявку на получение земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, площадью 99 673 961 кв. м (из которого были исключены земли лесного фонда).
Указанная заявка оставлена ТУ Росимущества в Омской области без рассмотрения, а в адрес КФХ "Горячий ключ" направлено письмо от 18.02.2014, в котором заинтересованное лицо указало, что предоставление испрашиваемого участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", без проведения торгов невозможно, и что в данном случае участок может быть предоставлен только в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Не согласившись с указанным бездействием Росимущества, а также правовой позицией о неприменении к сложившимся отношениям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", КФХ "Горячий ключ" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.07.2014, оставленным без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.01.2015 по делу N А46-3002/2014, требования КФХ "Горячий ключ" удовлетворены частично, незаконным признано бездействие Росимущества, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению КФХ "Горячий ключ" от 10.02.2014 о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, общей площадью 99 671 164 кв. м, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, в границах Камышловского сельского поселения, по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Указанным решением суда на Росимущество возложена обязанность принять решение по заявлению КФХ "Горячий ключ" от 10.02.2014 о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
После вступления в законную силу судебного акта по делу N А46-3002/2014 КФХ "Горячий ключ" 06.11.2014 подало заявление от 23.10.2014 с требованием рассмотреть заявку от 11.02.2014.
27.11.2014 в адрес КФХ "Горячий ключ" поступил ответ (исх. N ТУ-02/9034) Росимущества о том, что испрашиваемый земельный участок будет введен в хозяйственный оборот исключительно в порядке статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (т. 1 л.д. 24-25).
В письме от 27.02.2015 N ТУ-02/1415 Росимущество также указало, что:
- - заявление КФХ "Горячий ключ" от 10.02.2014 исх. N СХ-005, переданное ТУ Росимущества в Омской области 11.02.2014, соответствует статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- - в настоящее время на части испрашиваемого земельного участка площадью 68,15 га расположены объекты ООО "Иртыш", освободить которые последнее обязано на основании решения Арбитражного суда Омской области от 16.09.2013 по делу N А46-8841/2013;
- - по информации филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 26.01.2015 N 732-12-ВИ обнаружена кадастровая ошибка в положении границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 (т. 3 л.д. 25-26).
Полагая, что решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, изложенные в письмах ТУ Росимущества в Омской области от 27.11.2014 N ТУ-02/9034 и от 27.02.2015 N ТУ-02/1415, являются незаконными и нарушают права КФХ "Горячий ключ", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
22.05.2015 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, КФХ "Горячий ключ" оспаривается законность отказов ТУ Росимущества в Омской области в предоставлении в аренду сроком на 49 лет в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, изложенных в письмах от 27.11.2014 N ТУ-02/9034 и от 27.02.2015 N ТУ-02/1415 и мотивированных тем, что земельный участок будет введен в хозяйственный оборот в порядке статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку заявления о предоставлении соответствующего участка поступили также и от иных лиц, кроме КФХ "Горячий ключ", а также в связи с тем, что на части указанного земельного участка расположены объекты недвижимости ООО "Иртыш".
При этом доводы заявителя, сформулированные в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к тому, что заявка КФХ "Горячий ключ" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 должна быть удовлетворена в приоритетном порядке по сравнению с заявками иных лиц, поскольку подана в рамках процедуры, предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", лицом, имеющим статус КФХ, в то время как у иных заявителей такой статус отсутствует.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, не может согласиться с изложенной позицией подателя жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения рассматриваемых правоотношений) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в ТУ Росимущества в Омской области) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Вместе с тем, указанная статья Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ не содержит нормы, определяющей порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок.
При этом согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
При таких обстоятельства, поскольку Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" прямо не предусмотрено, что при подаче заявок несколькими лицами на предоставление одного и того же земельного участка в приоритетном порядке должна быть удовлетворена именно заявка КФХ, постольку доводы подателя апелляционной жалобы о приоритетном положении заявления КФХ "Горячий ключ" отклоняются, как не основанные на нормах закона.
Так, поданная 11.02.2014 заявка КФХ "Горячий ключ" на предоставление земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132, как установлено Управлением и указано в решении от 18.02.2014, соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Вместе с тем, в материалах дела имеется заявление ООО "Иртыш" (вход. N 10535 от 03.09.2014) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 для целей, не связанных со строительством, на праве аренды сроком на 49 лет.
Также судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 30.07.2014 с аналогичным заявлением (вход. N 9313) в адрес ТУ Росимущества в Омской области обращался глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ткаченко Евгений Владимирович.
Кроме того, о своей заинтересованности в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 в собственность либо в долгосрочную аренду сроком на 49 лет заявило закрытое акционерное общество "Учебно-опытное хозяйство N 1", заявление которого поступило в адрес ТУ Росимущества в Омской области 28.02.2014 (вход. N 2691), то есть менее чем через месяц после обращения КФХ "Горячий ключ" с заявкой от 11.02.2014.
При этом ссылки подателя жалобы на то, что на настоящий момент ЗАО "УчХОЗ N 1" не имеет интереса в предоставлении ему в пользование спорного земельного участка, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, как не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно исходил из того, что соответствующая заявка ЗАО "УчХОЗ N 1" является действительной, и из того, что решение по заявлению КФХ "Горячий ключ" не могло быть принято без учета наличия такой заявки.
Таким образом, принимая во внимание то, что указанными выше лицами в целях ведения сельскохозяйственной деятельности испрашивается один и тот же земельный участок, а также то, что в Федеральном законе от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" отсутствует норма, определяющая порядок рассмотрения заявок, поданных несколькими лицами в отношении одного земельного участка, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией заинтересованного лица, обоснованно поддержанной судом первой инстанции о том, что рассматриваемые правоотношения должны быть урегулированы исходя из принципов, указанных в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации: публичности, эффективности, открытости и справедливости при проведении процедур предоставления земельного участка.
При этом ТУ Росимущества в Омской области правильно указывает, что поскольку спорный земельных участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, постольку в данном случае подлежат применению положения, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Так, согласно статье 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участниками отношений, регулируемых этим законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. При этом возможность действия данного закона на правоотношения с участием крестьянских (фермерских) хозяйств не исключено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения указанной выше заявки КФХ "Горячий ключ") передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
При этом указанный выше способ предоставления земельных участков при наличии двух и более заявлений в отношении одного объекта отвечает принципам, указанным в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, а также принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иными словами, суд первой инстанции правильно отметил, что правовое регулирование рассматриваемой спорной ситуации в соответствии с положениями пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Данный вывод, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.05.2015 N 310-ЭС14-7728 по делу N А35-8391/2013 и сводящейся к тому, что при наличии заявок нескольких лиц на предоставление одного земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, должны быть проведены торги с целью исключения возможного предоставления необоснованного преимущества одному из заявителей.
Иное толкование правовой позиции, приведенной в определении от 18.05.2015 N 310-ЭС14-7728 по делу N А35-8391/2013, вступает в противоречие с буквальным содержанием нормы пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что изложенные выше выводы противоречат выводам, сформулированным во вступивших в законную силу судебных актах по делу N А46-3002/2014, имеющих преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие действительности, поскольку приведенное в актах по указанному делу толкование норм Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сформулировано при иных обстоятельствах, без учета факта наличия в отношении одного земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 заявок иных лиц, кроме КФХ "Горячий ключ".
При таких обстоятельствах, с учетом изложенных выше норм права (и смысла, придаваемого им правоприменительной практикой), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенные в письмах ТУ Росимущества в Омской области от 27.11.2014 N ТУ-02/9034 и от 27.02.2015 N ТУ-02/1415, являются обоснованными и полностью соответствуют положениям действующего законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемые решения ТУ Росимущества в Омской области не нарушают прав КФХ "Горячий ключ", поскольку в письме от 27.11.2014 N ТУ-02/9034 заявителю разъяснено, что после размещения Управлением объявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:132 в аренду, КФХ "Горячий ключ" вправе направить в Управление заявление установленного образца о предоставлении ему соответствующего участка.
Как следствие, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае совокупность оснований, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительным оспариваемого решения ТУ Росимущества в Омской области отсутствует, в связи с чем, заявленные КФХ "Горячий ключ" требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, повторяют доводы поданных в суд первой инстанции заявлений, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на КФХ "Горячий ключ".
Вместе с тем, поскольку в рассматриваемой ситуации при подаче апелляционной жалобы заявителю надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1 500 руб., а он уплатил 3 000 руб., 1 500 руб. государственной пошлины подлежит возврату КФХ "Горячий ключ".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 22.05.2015 по делу N А46-742/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Горячий ключ" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной в излишнем размере при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 14.07.2015 N 1.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)