Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2369/2015

Требование: О признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истца, оспариваемое решение является незаконным, так как противоречит фактическим обстоятельствам и требованиям закона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу N 33-2369/2015


Судья Колыванов С.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Варламовой Е.А.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 февраля 2015 года апелляционную жалобу ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 18 ноября 2014 года по делу по заявлению кадастрового инженера Т. о признании незаконным решения ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 05.08.2014 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

установила:

Кадастровый инженер Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 05.08.2014 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, обязании осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, указанных в межевом плане от 18.07.2014.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое решение является незаконным, так как противоречит фактическим обстоятельствам и требованиям закона, а именно: положениям ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пунктов 20, 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, нарушает его права и интересы как кадастрового инженера.
В судебном заседании заявитель и его представитель заявление поддержали, просили удовлетворить, пояснили, что поскольку в рассматриваемом случае производилось межевание 12-ти земельных участков, образуемых из земель неразграниченной государственной собственности, допускалось составление единого межевого плана.
Представитель заинтересованного лица - ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области возражал против удовлетворения заявления, указал, что поскольку было образовано 12 самостоятельных земельных участков, требовалось представить в уполномоченный орган 12 межевых планов - самостоятельный на каждый земельный участок.
Представитель Администрации городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области заявление поддержал, просил удовлетворить.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 18 ноября 2014 года признано незаконным и отменено оспариваемое кадастровым инженером решение.
В апелляционной жалобе ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области просит об отмене данного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, принимая во внимание, что в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим отмене в силу нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что кадастровым инженером Т. 18.07.2014 по заказу Администрации городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района Московской области был подготовлен межевой план в отношении 12 вновь образуемых для ведения ЛПХ земельных участков по адресу: Московская область, Щелковский район, <данные изъяты>.
25.07.2014 представитель Администрации городского поселения Свердловский обратился в ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанных земельных участков, приложив межевой план от 18.07.2014 и постановление органа местного самоуправления об утверждении планировки территории под размещение вышеуказанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства с приложениями к нему.
Решением ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N 14/РКФ-458613 от 05.08.2014 осуществление кадастрового учета было приостановлено со ссылкой на то, что в нарушение ч. 10 ст. 38 Закона о кадастре не представлены документы, подтверждающие образование земельных участков в соответствии с действующим законодательством, кроме того, представленный межевой план составлен с нарушением положений пункта 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ. К таковым документам относится межевой план - при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка.
Согласно пунктам 1 и 12 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" регламентирован порядок составления и заполнения межевого плана.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что пунктом 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных вышеуказанным Приказом, предусмотрена возможность использования для подготовки межевого плана документации по планировке территории (проекты межевания территорий). В рассматриваемом случае межевой план был подготовлен на основании проекта планировки (проекта межевания) территории под размещение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, утвержденного органом местного самоуправления, в связи с чем ссылка органа кадастрового учета на непредставление документов, подтверждающих образование земельных участков в соответствии с действующим законодательством, является несостоятельной.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о несостоятельности довода представителя ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о необходимости подготовки и представления в уполномоченный орган 12 межевых планов - самостоятельного в отношении каждого из образуемых земельных участков.
Порядок образования земельных участков установлен главой I.1. Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельным участком согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, земельные участки могут быть образованы из земель, то есть без преобразования земельных участков.
При постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, как было указано выше, необходимым документом является межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, представленный в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением.
Пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана приведен исчерпывающий перечень видов кадастровых работ, в результате которых оформляется межевой план в виде одного документа. Оформление межевого плана в виде одного документа в случае одновременного образования нескольких земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности Требованиями не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о кадастре одно заявление и межевой план, оформленный в виде одного документа, представляется в случае постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных путем преобразования других земельных участков.
Положения абзаца 5 пункта 20 Требований, согласно которым межевой план оформляется в виде одного документа в случае, если одновременно образуются земельный участок (земельные участки) и части земельного участка (земельных участков) либо одновременно с образованием земельных участков уточняются сведения о существующих частях исходных земельных участков, к ситуации, когда речь идет об образованием двух и более земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности, не применимы.
При таких обстоятельствах ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области правомерно 05.08.2014 приостановило осуществление государственного кадастрового учета на основании поданного 25.07.2014 заявления N 50-0-1-41/3001/2014-7754.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия постановляет новое решение об отказе в удовлетворении заявленных кадастровым инженером Т. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Щелковского городского суда Московской области от 18 ноября 2014 года отменить, в удовлетворении заявленных кадастровым инженером Т. требований отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)