Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2014 N Ф09-7737/14 ПО ДЕЛУ N А76-5056/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. N Ф09-7737/14

Дело N А76-5056/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Тороповой М.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2014 по делу N А76-5056/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От предпринимателя Ищенко Сергея Николаевича (далее - предприниматель Ищенко С.Н.) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в его отсутствие. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприниматель Ищенко С.Н. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа администрации от 10.12.2013 по подготовке и выдаче распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка для проектирования и строительства многоуровневой автостоянки, котельной, магазина и предприятия бытового обслуживания с автомойкой, магазином и нежилыми помещениями по ул. Ключевой в Советском р-не г. Челябинска предпринимателя Ищенко С.Н.; об обязании администрации в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и выдать распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка для проектирования и строительства многоуровневой автостоянки, котельной, магазина и предприятия бытового обслуживания с автомойкой, магазином и нежилыми помещениями по ул. Ключевой в Советском р-не г. Челябинска предпринимателя Ищенко С.Н.
Определением суда от 13.03.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - комитет), Главное управление архитектуры и градостроительства города Челябинска (далее - главное управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2014 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка, выраженный в письме от 10.12.2013 N 10-22728/13-0-1, признан недействительным. На администрацию возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу, принять решение о предоставлении в аренду предпринимателю Ищенко С.Н. земельного участка по ул. Ключевой в Советском р-не г. Челябинска для проектирования и строительства многоуровневой автостоянки, котельной, магазина и предприятия бытового обслуживания с автомойкой, магазином и нежилыми помещениями на основании заявления предпринимателя от 24.10.2013.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2014 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 29, п. 8 ст. 31, п. 5 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что предоставление земельного участка за пределами срока действия акта выбора земельного участка невозможно. Кроме того, заявитель считает, что предприниматель Ищенко С.Н. был предупрежден о правовых последствиях истечения срока действия акта выбора, продление срока действия акта выбора законом не предусмотрена. Как указывает заявитель, предпринимателем обжаловался отказ администрации, изложенный в письме от 25.04.2013, в рамках дела N А76-13864/2013, и в удовлетворении требований заявителя было отказано в связи с непредставлением кадастрового паспорта земельного участка и нахождением испрашиваемого земельного участка в двух функциональных зонах. Таким образом, предоставлению предпринимателю земельного участка препятствовали объективные причины. Заявитель считает необоснованными выводы судов о несоответствии фактическим обстоятельствам дела обстоятельства аннулирования испрашиваемого земельного участка, так как земельный участок с кадастровым номером 74:36:0418009:44 был внесен в государственный кадастр недвижимости после истечения срока действия акта выбора земельного участка, и на момент обращения предпринимателя 23.10.2013 земельный участок с кадастровым номером 74:36:0418009:44 был аннулирован как временный.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что распоряжением Первого заместителя Главы города Челябинска от 24.03.2008 N 698-д (далее - распоряжение N 698-д) утвержден прилагаемый акт выбора земельного участка N 002857-04-2008 и предварительно согласовано место размещения многоуровневой автостоянки по ул. Ключевой в поселке Новосинеглазовский Советского р-на г. Челябинска предпринимателю Ищенко С.Н. без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Предпринимателю поручено осуществить подготовку проектной документации на многоуровневую стоянку и ее утверждение в установленном порядке; на основании согласованного проекта оформить документы о предоставлении земельного участка для строительства многоуровневой автостоянки в порядке, установленном действующим законодательством. Главному управлению архитектуры поручено обеспечить разработку документации по планировке территории в границах: ул. Громова - ул. Челябинская - ул. Заводская - местный проезд в Советском р-не г. Челябинска.
Согласно п. 5.5 акта выбора земельного участка N 002857-04-2008 площадь земельного участка, необходимая для строительства и эксплуатации, определяется проектом и может быть скорректирована.
Из акта выбора также следует, что заявленный объект (многоуровневая стоянка) не соответствует разрешенным "по праву" видам пользования. Главному управлению архитектуры поручено обеспечить разработку документации по планировке территории в границах: ул. Громова - ул. Челябинская - ул. Заводская - местный проезд в Советском р-не г. Челябинска.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка 18.06.2009 на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 6 550 кв. м. с кадастровым номером 74:36:0418009:37, разрешенное использование - для строительства многоуровневой стоянки, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Ключевая (пос. Новосинеглазовский).
Распоряжением Первого заместителя Главы города Челябинска от 11.03.2010 N 1637-д (далее - распоряжение N 1637-д) утверждена прилагаемая схема N 004464-04-2009 расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Ключевой в Советском р-не г. Челябинска. В распоряжение N 698-д внесены изменения, в соответствии уточнена площадь предоставляемого земельного участка до 0,8630 га, а также наименование планируемого к размещению объекта "многоуровневая автостоянка с автомойкой, магазином и нежилыми помещениями".
Предприниматель Ищенко С.Н. письмами от 10.12.2010, от 27.05.2011 обращался в комитет с просьбой о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:0418009:37 для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 8630 кв. м.
На обращение заявителя от 27.05.2011 комитет 21.02.2012 направил предпринимателю Ищенко С.Н. решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) о невозможности снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:0418009:37.
Кадастровой палатой 13.07.2011 произведена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 8630 кв. м. Земельному участку присвоен кадастровый номер - 74:36:0418009:44. Вид разрешенного использования - многоуровневая автостоянка с автомойкой, магазином и нежилыми помещениями (кадастровый паспорт земельного участка).
Во исполнение обязанности главного управления архитектуры обеспечить разработку документации по планировке территории администрацией вынесено распоряжение от 08.12.2010 N 8841 "О разработке документации по планировке территории в границах ул.: Громова, Челябинская, Заводская, Южная в Советском р-не г. Челябинска", которым срок разработки документации по планировке территории в границах улиц: Громова, Челябинская, Заводская, Южная в Советском р-не г. Челябинска продлен на 2 года.
Предпринимателю Ищенко С.Н. главным управлением архитектуры выдано задание от 19.01.2011 N 6/п на подготовку материалов "Обоснование внесения изменений в Правовое зонирование территории г. Челябинска" территория в границах: ул. Громова - Челябинская, Заводская, Южная в Советском р-не г. Челябинска".
Предприниматель Ищенко С.Н. обратился к главе администрации с письмом от 22.03.2011, в котором просил оформить земельный участок в аренду для проектирования и строительства многоуровневой автостоянки с автомойкой, магазином и нежилыми помещениями по ул. Ключевая согласно распоряжениям N 698-д, N 1637-д.
Письмом от 25.04.2011 N 10-3885/11-0-1 администрация сообщила заявителю о невозможности предоставления земельного участка для проектирования и строительства многоуровневой автостоянки с автомойкой, магазином и нежилыми помещениями по ул. Ключевая в Советском р-не г. Челябинска ввиду неприложения кадастрового паспорта земельного участка, а также нахождения в соответствии с Правовым зонированием территории г. Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27.04.2004 N 36/8, испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах: В.1.3.2. и В.1.1.2.
После постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 8630 кв. м. с кадастровым номером 74:36:0418009:44 заявитель вновь 11.08.2011 обратился в комитет о заключении договора аренды.
Письмом от 21.12.2011 N 36890 комитет сообщил, что распоряжение об отводе оформляется главным управлением архитектуры и после принятия распоряжения комитетом будет подготовлен договор аренды на земельный участок.
Предприниматель Ищенко С.Н. 14.03.2012 обратился в комитет о заключении договора аренды, в ответ на что комитет сослался на невозможность заключения договора аренды в связи с отсутствием согласования в главном управлении архитектуры "Проекта планировки с межеванием территории в границах: ул. Громова, ул. Челябинская, ул. Заводская, ул. Южная в Советском р-не г. Челябинска" и нахождением земельного участка в 2 территориальных зонах.
Распоряжением администрации от 04.03.2013 N 1121 главному управлению архитектуры поручено в течение года подготовить документацию по планировке территории (проект планировки территории и межевания территории) в границах улиц: Громова, Челябинская, Заводская, Южная (проект) на земельном участке из земель населенных пунктов в Советском р-не г. Челябинска.
Предприниматель Ищенко С.Н. 23.03.2013 обратился в администрацию с заявлением для оформления земельного участка для строительства многоуровневой автостоянки в аренду, на что письмом от 20.05.2013 N 10-6598/13-0-1 администрация сообщила об отказе в предоставлении земельного участка для строительства многоуровневой автостоянки в аренду в связи с истечением срока действия распоряжения N 698-д и получением кадастрового паспорта на земельный участок площадью 8630 кв. м. после истечения срока действия акта выбора земельного участка.
Заявитель 21.05.2013 вновь обратился в администрацию для предоставления земельного участка в аренду.
Письмом от 03.07.2013 N 10-6598/13-3-1 администрация сообщила, что мнение по вопросу предоставления земельного участка в аренду для проектирования и строительства многоуровневой автостоянки было выражено в письме от 25.04.2011 N 10-3885/11-0-1.
Постановлением администрации от 05.08.2013 N 198-п утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах улиц: Громова, Челябинская, Заводская, Южная (проект) в Советском р-не г. Челябинска с выделением 1-й очереди реализации.
Администрация письмом от 10.12.2013 N 10-22728/130-1 вновь отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду по основаниям истечения срока действия распоряжения N 698-д и аннулирования кадастрового учета спорного земельного участка.
Ссылаясь на то, что последний отказ администрации является незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Ищенко С.Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Обстоятельства нарушения прав и законных интересов ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) подлежат доказыванию заявителем в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из содержания ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для целей строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта.
Процедура предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта урегулирована нормами ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что правом на предоставление земельного участка в аренду под строительство обладает лицо, в пользу которого с соблюдением законом процедуры органом местного самоуправления осуществлен выбор земельного участка под строительство.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела и установлено судами, администрацией по заявлению предпринимателя Ищенко С.Н. была начата процедура предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В силу ч. 4, 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по подготовке документации по планировке территории возложена на орган местного самоуправления.
Распоряжением N 698-д главному управлению архитектуры было поручено обеспечить разработку документации по планировке территории в границах: ул. Громова - ул. Челябинская - ул. Заводская - местный проезд в Советском р-не г. Челябинска. Указанная документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах улиц: Громова, Челябинская, Заводская, Южная (проект) в Советском р-не г. Челябинска с выделением 1-й очереди реализации была утверждена 05.08.2013 постановлением администрации N 198-п.
Таким образом, 22.03.2011 предприниматель Ищенко С.Н. обратился к главе администрации с просьбой оформить земельный участок в аренду для проектирования и строительства многоуровневой автостоянки с автомойкой, магазином и нежилыми помещениями по ул. Ключевая согласно распоряжениям N 698-д, 1637-д в пределах установленного п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехгодичного срока.
Письмом от 25.04.2011 N 10-3885/11-0-1 администрация сообщила заявителю о невозможности предоставления земельного участка для проектирования и строительства многоуровневой автостоянки с автомойкой, магазином и нежилыми помещениями по ул. Ключевая в Советском районе г. Челябинска ввиду неприложения кадастрового паспорта земельного участка, а также нахождения в соответствии с Правовым зонированием территории г. Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27.04.2004 N 36/8, испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах: В.1.3.2. и В.1.1.2.
Аналогичные мотивы, как и изложенные в письме от 25.04.2011 N 10-3885/11-0-1, касающиеся отсутствия утвержденной документации по планировке территории, содержались и в письмах комитета от 21.12.2011 N 36890, от 16.07.2012 N 19298.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что невозможность принятия решения органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства была вызвана не действиями предпринимателя Ищенко С.Н., который обратился в уполномоченный орган местного самоуправления в пределах установленного п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации срока, а ненадлежащим исполнением органом местного самоуправления возложенной на него обязанности по подготовке документации по планировке территории в границах: ул. Громова - ул. Челябинская - ул. Заводская - местный проезд в Советском р-не г. Челябинска.
При этом, предоставление земельного участка заявителю на основании утвержденного акта выбора земельного участка не может быть поставлено в зависимость от исполнения органом власти своей публично-правовой обязанности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что истечение срока, установленного п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, само по себе не лишает заявителя права при наличии к тому оснований требовать у администрации совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Кроме того, на момент вынесения отказа администрацией испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет, сформирован путем установления на местности его границ, в силу чего отказ заинтересованного лица по предоставлении земельного участка по мотиву снятия его с учета является необоснованным.
С учетом изложенного, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы администрации о невозможности предоставления земельного участка за пределами срока действия акта выбора земельного участка, отсутствии возможности продления срока действия акта выбора, отклоняются как основанные на неправильном применении норм земельного законодательства.
Поскольку препятствия в предоставлении испрашиваемого предпринимателем земельного участка были вызваны объективными причинами, связанными с отсутствием по вине уполномоченных органов местного самоуправления города Челябинска документации по планировке территории, при том что, как следует из писем от 21.12.2011 N 36890 и от 16.07.2012 N 19298, заявление предпринимателя не отклонялось, а планировалось к рассмотрению в дальнейшем после разработки документации по планировке территории, следовательно, причины пропуска заявителем установленного срока являются уважительными. Истечение срока действия акта выбора земельного участка в силу ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации не может лишить предпринимателя права аренды на испрашиваемый им земельный участок для строительства.
Доводы заявителя о том, что предпринимателем обжаловался отказ администрации, изложенный в письме от 25.04.2013, в рамках дела N А76-13864/2013, и в удовлетворении требований заявителя было отказано в связи с непредставлением кадастрового паспорта земельного участка и нахождением испрашиваемого земельного участка в двух функциональных зонах, являются несостоятельными, поскольку отказ, изложенный в письме от 25.04.2013, не является предметом настоящего спора.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2014 по делу N А76-5056/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
А.Ю.СМИРНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)