Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Осиповой С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
при участии:
- от заявителя Общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" (ОГРН 1031802484449, ИНН 1822000453): Лучихин А.В., паспорт (доверенность от 04.06.2014); Цыганова Р.К., паспорт (доверенность от 20.05.2014);
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001380, ИНН 1835062672): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2014 года
по делу N А71-6695/2014,
принятое судьей Т.С.Коковихиной
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общественная организация "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" (далее - ОО "ШРООиР") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра по УР) о назначении административного наказания от 22.05.2014 по делу N 100-2014, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2014 г. по делу N А71-6695/14, рассмотренному в порядке упрощенного производства (ст. 226-228 АПК РФ), в удовлетворении требований было отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель по делу просит его отменить, заявленные требования удовлетворить, ввиду отсутствия у общественной организации обязанности, при наличии действующей долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, по заключению договора аренды земельных и лесных участков. Кроме того, полагает, что у общественной организации не имелось объективной возможности и потребности по заключению охотхозяйственных соглашений и, как следствие, договора аренды лесного участка.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя по делу доводы апелляционной жалобы поддержал, указав также на то, что данное дело необходимо было рассмотреть по общим правилам искового производства в целях полного объективного исследования доказательств. Кроме того, полагает, что судом 1 инстанции неверно истолкованы положения Федерального закона N 209-ФЗ.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике возражений на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой по результатам проведения проверки соблюдения ОО "ШРООиР" законодательства об охоте и лесного законодательства зафиксированы нарушения, выразившиеся в осуществлении деятельности и эксплуатации охотничьих угодий на землях лесного фонда в кварталах 3-11, 16-29, 36-48, 52-58, 75, 77-81, 83-100, 107-110, 123, 126-147, 155-178, 180-182, 188-206, 208, 209, 217-236, 239, 241, 243-276, 280, 282-289, 294, 295, 297-299, частях кварталов 2, 15, 35, 49, 51, 59, 76, 101, 121, 122, 125, 148, 154, 187, 207, 210, 214, 216, 238, 242, 277, 278, 279, 281, 290, 292, 293, 296, 300, 320 Шарканского лесничества Удмуртской Республики, в отсутствие заключенного с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
По факту выявленного нарушения Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором вынесено постановление от 07.05.2014 о возбуждении в отношении ОО "ШРООиР" производства по делу об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ (л.д. 31-39).
Для рассмотрения по существу материалы прокурорской проверки направлены по подведомственности в Управление Росреестра по УР, которое 22 мая 2014 г. вынесло постановление по делу N 100-2014 о привлечении организации к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 40-51).
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОО "ШРООиР" требований, арбитражный суд исходил из установленной действующим законодательством обязанности у осуществляющего пользование объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии лица по заключению договора аренды лесного участка, доказанности состава административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, присутствующего в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как верно установлено арбитражным судом 1 инстанции, общественная организация имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серия О N 0001971, сроком действия с 27.03.2007 г. по 27.03.2032 г. (л.д. 52-55).
Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и общественной организацией "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" 27.03.2007 г. заключен договор N 01/07 о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (л.д. 56-67), срок действия которого связан с окончанием срока действия долгосрочной лицензии (п. 4.1. договора).
При этом, из материалов дела следует, что долгосрочная лицензия N 0001971 серии О на пользование объектами животного мира сроком до 27.03.2032 выдана обществу 27.03.2007 службой, действовавшей в качестве уполномоченного органа Удмуртской Республики - Управлением Россельхознадзора по Удмуртской Республике.
Территория пользования животным миром определена договором N 01/07 от 27.03.2007 г.
Административным органом зафиксировано, заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела, что общественная организация использует, находящиеся в федеральной собственности земли лесного фонда для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в кварталах 3-11, 16-29, 36-48, 52-58, 75, 77-81, 83-100, 107-110, 123, 126-147, 155-178, 180-182, 188-206, 208, 209, 217-236, 239, 241, 243-276, 280, 282-289, 294, 295, 297-299, частях кварталов 2, 15, 35, 49, 51, 59, 76, 101, 121, 122, 125, 148, 154, 187, 207, 210, 214, 216, 238, 242, 277, 278, 279, 281, 290, 292, 293, 296, 300, 320 Шарканского лесничества Удмуртской Республики, в отсутствие охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков в целях ведения деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Полагая, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении заявителем по делу требований ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, 9, 71, 72, 74 Лесного кодекса РФ, ст. 25 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Управление Росреестра по Удмуртской Республике привлекло общественную организацию к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
В силу ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объективная сторона инкриминируемого Обществу правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ выражается в любом использовании земельного участка без разрешения на ведение хозяйственной деятельности.
Ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, установленного в ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков), выражается в совершении противоправных действий, направленных на нарушение установленных требований к пользованию лесным фондом: самовольное, то есть без надлежащего оформления, занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд.
Таким образом, административным органом не доказана правомерность квалификации выявленного правонарушения в данном конкретном случае по статье 7.1 КоАП РФ, а не по статье 7.9 Кодекса.
В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.
При этом, статьей 12 Закона о животном мире законодательно закреплено отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами.
Использование лесов может осуществляться, в том числе, в целях ведения деятельности в сфере охотничьего хозяйства (п. 5 ч. 1 ст. 25, ст. 36 ЛК РФ).
Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
В соответствии со ст. 1, 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В силу ч. 5 ст. 36 ЛК РФ правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Закона УР от 04.05.2010 N 19-РЗ "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 года N 8-П, определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1256-О).
Соответственно, правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается, в частности, на принципах обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования таких ресурсов, сохранения их биологического разнообразия, определения объема их добычи с учетом экологических, социальных и экономических факторов (статья 2 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
До вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
Согласно статье 37 Федерального закона "О животном мире", которая утратила силу с 01.04.2010 - момента введения в действие Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для получения такой долгосрочной лицензии заинтересованное лицо должно было подать заявку в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, указав сведения о границах и площади территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, и предполагаемый срок такого пользования.
Названный орган принимал решение о предоставлении заявленной территории на основании заключения компетентного органа по охране объектов животного мира, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно.
Результаты согласования подлежали внесению в долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира.
На основании согласования компетентный орган по охране животного мира и пользователь животным миром должны были заключить договор о предоставлении в пользование территории в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Территории, используемые для ведения сельского или лесного хозяйства, при предоставлении их для пользования животным миром в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации могли быть обременены необходимыми условиями, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в определенном порядке.
По смыслу Закона о животном мире договоры о предоставлении территории в пользование должны предусматривать публичные ограничения, обременения и обязанности, налагаемые на пользователей таким общенациональным достоянием, как животный мир, в пределах предоставленных им для названных целей территорий. Поэтому заключение подобных договоров возлагалось на компетентный орган по охране объектов животного мира, пределы усмотрения которого определялись решением субъекта Российской Федерации о предоставлении определенной территории конкретному лицу на предписанных условиях для установленных целей пользования животным миром.
При этом Закон о животном мире не предусматривал сроков, порядка, формы подлежащих заключению договоров, а также требований к их содержанию. Соответствующие условия в каждом конкретном случае должен был определить компетентный орган по охране объектов животного мира.
Разработанное во исполнение Закона о животном мире Положение о выдаче долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569, определяло долгосрочную лицензию как официальный документ, разрешающий пользование охотничьими животными и устанавливающий обязательные условия его осуществления. В лицензию подлежали внесению условия предоставления территории для пользования животным миром, согласованные органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 9662/12, которое касалось вопросов недропользования, разъяснено, что, получая лицензию с определенными в ней условиями, лицензиат принимает на себя обязанность по исполнению этих условий (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 N 12224/13).
Следовательно, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что общественная организация вправе осуществлять пользование животным миром на основании указанных выше документов, в данном случае правомерны.
Однако, в силу статьи 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 1).
Указанные выше лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3), а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с такими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения (часть 4).
Если названные лица не воспользовались предоставленным правом на заключение охотхозяйственных соглашений, то их право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации (часть 9). При этом за ними сохраняется право заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в пределах установленной максимальной площади охотничьих угодий (часть 10).
Во исполнение Закона об охоте Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.06.2012 за N 24514, утверждены Максимальные площади охотничьих угодий по субъектам Российской Федерации, в отношении которых охотхозяйственные соглашения могут быть заключены одним лицом или группой лиц.
Таким образом, Закон об охоте сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов и в определяемые лицензиатами сроки, которые зависят от того, претендуют ли они на всю ранее предоставленную в пользование по долгосрочной лицензии площадь охотугодий, если она превышает максимально допустимую.
В силу статьи 70 Закона об охоте положения ранее действовавшего законодательства сохраняют свою силу, если они не противоречат названному Закону.
Доказательств несоответствия общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" требованиям ст. 71 Закона об охоте, административным органом, вопреки положениям ст. 65, 210 АПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя по делу по указанным выше мотивам не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
С учетом вывода суда апелляционной инстанции о недоказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч.ч. 1, 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2014 г. по делу N А71-6695/2014 отменить, заявленные общественной организацией "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" требование удовлетворить.
Признать незаконным и отменить вынесенное 22.05.2014 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации по Удмуртской Республике постановление по делу N 100-2014 о привлечении общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
С.П.ОСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2014 N 17АП-12466/2014-АКУ ПО ДЕЛУ N А71-6695/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. N 17АП-12466/2014-АКу
Дело N А71-6695/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Осиповой С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
при участии:
- от заявителя Общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" (ОГРН 1031802484449, ИНН 1822000453): Лучихин А.В., паспорт (доверенность от 04.06.2014); Цыганова Р.К., паспорт (доверенность от 20.05.2014);
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001380, ИНН 1835062672): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2014 года
по делу N А71-6695/2014,
принятое судьей Т.С.Коковихиной
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общественная организация "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" (далее - ОО "ШРООиР") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра по УР) о назначении административного наказания от 22.05.2014 по делу N 100-2014, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2014 г. по делу N А71-6695/14, рассмотренному в порядке упрощенного производства (ст. 226-228 АПК РФ), в удовлетворении требований было отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель по делу просит его отменить, заявленные требования удовлетворить, ввиду отсутствия у общественной организации обязанности, при наличии действующей долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, по заключению договора аренды земельных и лесных участков. Кроме того, полагает, что у общественной организации не имелось объективной возможности и потребности по заключению охотхозяйственных соглашений и, как следствие, договора аренды лесного участка.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя по делу доводы апелляционной жалобы поддержал, указав также на то, что данное дело необходимо было рассмотреть по общим правилам искового производства в целях полного объективного исследования доказательств. Кроме того, полагает, что судом 1 инстанции неверно истолкованы положения Федерального закона N 209-ФЗ.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике возражений на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой по результатам проведения проверки соблюдения ОО "ШРООиР" законодательства об охоте и лесного законодательства зафиксированы нарушения, выразившиеся в осуществлении деятельности и эксплуатации охотничьих угодий на землях лесного фонда в кварталах 3-11, 16-29, 36-48, 52-58, 75, 77-81, 83-100, 107-110, 123, 126-147, 155-178, 180-182, 188-206, 208, 209, 217-236, 239, 241, 243-276, 280, 282-289, 294, 295, 297-299, частях кварталов 2, 15, 35, 49, 51, 59, 76, 101, 121, 122, 125, 148, 154, 187, 207, 210, 214, 216, 238, 242, 277, 278, 279, 281, 290, 292, 293, 296, 300, 320 Шарканского лесничества Удмуртской Республики, в отсутствие заключенного с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
По факту выявленного нарушения Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором вынесено постановление от 07.05.2014 о возбуждении в отношении ОО "ШРООиР" производства по делу об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ (л.д. 31-39).
Для рассмотрения по существу материалы прокурорской проверки направлены по подведомственности в Управление Росреестра по УР, которое 22 мая 2014 г. вынесло постановление по делу N 100-2014 о привлечении организации к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 40-51).
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОО "ШРООиР" требований, арбитражный суд исходил из установленной действующим законодательством обязанности у осуществляющего пользование объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии лица по заключению договора аренды лесного участка, доказанности состава административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, присутствующего в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как верно установлено арбитражным судом 1 инстанции, общественная организация имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серия О N 0001971, сроком действия с 27.03.2007 г. по 27.03.2032 г. (л.д. 52-55).
Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и общественной организацией "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" 27.03.2007 г. заключен договор N 01/07 о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (л.д. 56-67), срок действия которого связан с окончанием срока действия долгосрочной лицензии (п. 4.1. договора).
При этом, из материалов дела следует, что долгосрочная лицензия N 0001971 серии О на пользование объектами животного мира сроком до 27.03.2032 выдана обществу 27.03.2007 службой, действовавшей в качестве уполномоченного органа Удмуртской Республики - Управлением Россельхознадзора по Удмуртской Республике.
Территория пользования животным миром определена договором N 01/07 от 27.03.2007 г.
Административным органом зафиксировано, заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела, что общественная организация использует, находящиеся в федеральной собственности земли лесного фонда для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в кварталах 3-11, 16-29, 36-48, 52-58, 75, 77-81, 83-100, 107-110, 123, 126-147, 155-178, 180-182, 188-206, 208, 209, 217-236, 239, 241, 243-276, 280, 282-289, 294, 295, 297-299, частях кварталов 2, 15, 35, 49, 51, 59, 76, 101, 121, 122, 125, 148, 154, 187, 207, 210, 214, 216, 238, 242, 277, 278, 279, 281, 290, 292, 293, 296, 300, 320 Шарканского лесничества Удмуртской Республики, в отсутствие охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков в целях ведения деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Полагая, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении заявителем по делу требований ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, 9, 71, 72, 74 Лесного кодекса РФ, ст. 25 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Управление Росреестра по Удмуртской Республике привлекло общественную организацию к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
В силу ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объективная сторона инкриминируемого Обществу правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ выражается в любом использовании земельного участка без разрешения на ведение хозяйственной деятельности.
Ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, установленного в ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков), выражается в совершении противоправных действий, направленных на нарушение установленных требований к пользованию лесным фондом: самовольное, то есть без надлежащего оформления, занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд.
Таким образом, административным органом не доказана правомерность квалификации выявленного правонарушения в данном конкретном случае по статье 7.1 КоАП РФ, а не по статье 7.9 Кодекса.
В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.
При этом, статьей 12 Закона о животном мире законодательно закреплено отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами.
Использование лесов может осуществляться, в том числе, в целях ведения деятельности в сфере охотничьего хозяйства (п. 5 ч. 1 ст. 25, ст. 36 ЛК РФ).
Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
В соответствии со ст. 1, 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В силу ч. 5 ст. 36 ЛК РФ правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Закона УР от 04.05.2010 N 19-РЗ "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 года N 8-П, определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1256-О).
Соответственно, правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается, в частности, на принципах обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования таких ресурсов, сохранения их биологического разнообразия, определения объема их добычи с учетом экологических, социальных и экономических факторов (статья 2 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
До вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
Согласно статье 37 Федерального закона "О животном мире", которая утратила силу с 01.04.2010 - момента введения в действие Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для получения такой долгосрочной лицензии заинтересованное лицо должно было подать заявку в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, указав сведения о границах и площади территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, и предполагаемый срок такого пользования.
Названный орган принимал решение о предоставлении заявленной территории на основании заключения компетентного органа по охране объектов животного мира, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно.
Результаты согласования подлежали внесению в долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира.
На основании согласования компетентный орган по охране животного мира и пользователь животным миром должны были заключить договор о предоставлении в пользование территории в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Территории, используемые для ведения сельского или лесного хозяйства, при предоставлении их для пользования животным миром в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации могли быть обременены необходимыми условиями, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в определенном порядке.
По смыслу Закона о животном мире договоры о предоставлении территории в пользование должны предусматривать публичные ограничения, обременения и обязанности, налагаемые на пользователей таким общенациональным достоянием, как животный мир, в пределах предоставленных им для названных целей территорий. Поэтому заключение подобных договоров возлагалось на компетентный орган по охране объектов животного мира, пределы усмотрения которого определялись решением субъекта Российской Федерации о предоставлении определенной территории конкретному лицу на предписанных условиях для установленных целей пользования животным миром.
При этом Закон о животном мире не предусматривал сроков, порядка, формы подлежащих заключению договоров, а также требований к их содержанию. Соответствующие условия в каждом конкретном случае должен был определить компетентный орган по охране объектов животного мира.
Разработанное во исполнение Закона о животном мире Положение о выдаче долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569, определяло долгосрочную лицензию как официальный документ, разрешающий пользование охотничьими животными и устанавливающий обязательные условия его осуществления. В лицензию подлежали внесению условия предоставления территории для пользования животным миром, согласованные органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 9662/12, которое касалось вопросов недропользования, разъяснено, что, получая лицензию с определенными в ней условиями, лицензиат принимает на себя обязанность по исполнению этих условий (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 N 12224/13).
Следовательно, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что общественная организация вправе осуществлять пользование животным миром на основании указанных выше документов, в данном случае правомерны.
Однако, в силу статьи 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 1).
Указанные выше лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3), а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с такими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения (часть 4).
Если названные лица не воспользовались предоставленным правом на заключение охотхозяйственных соглашений, то их право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации (часть 9). При этом за ними сохраняется право заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в пределах установленной максимальной площади охотничьих угодий (часть 10).
Во исполнение Закона об охоте Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.06.2012 за N 24514, утверждены Максимальные площади охотничьих угодий по субъектам Российской Федерации, в отношении которых охотхозяйственные соглашения могут быть заключены одним лицом или группой лиц.
Таким образом, Закон об охоте сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов и в определяемые лицензиатами сроки, которые зависят от того, претендуют ли они на всю ранее предоставленную в пользование по долгосрочной лицензии площадь охотугодий, если она превышает максимально допустимую.
В силу статьи 70 Закона об охоте положения ранее действовавшего законодательства сохраняют свою силу, если они не противоречат названному Закону.
Доказательств несоответствия общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" требованиям ст. 71 Закона об охоте, административным органом, вопреки положениям ст. 65, 210 АПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя по делу по указанным выше мотивам не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
С учетом вывода суда апелляционной инстанции о недоказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч.ч. 1, 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2014 г. по делу N А71-6695/2014 отменить, заявленные общественной организацией "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" требование удовлетворить.
Признать незаконным и отменить вынесенное 22.05.2014 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации по Удмуртской Республике постановление по делу N 100-2014 о привлечении общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
С.П.ОСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)