Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2014 N 10АП-14504/2014 ПО ДЕЛУ N А41-48507/14

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А41-48507/14


Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Коломна Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года, принятое судьей Федуловой Л.В., по делу N А41-48507/14 по заявлению Московской областной организации Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" к Администрации городского округа Коломна Московской области о признании незаконными действий (бездействия),
при участии в заседании:
- от заявителя - Петренко Е.А. по доверенности от 15.12.2014 N 36;
- от заинтересованного лица - не явились, извещены,

установил:

Московская областная организация Общественная организация "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Коломна Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- - признать незаконным бездействие Администрации городского округа Коломна Московской области, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления о передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:57:0080401:18 площадью 5 858 кв. м, по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Астахова, д. 9в;
- - обязать Администрацию городского округа Коломна Московской области передать Московской областной организации Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:57:0080401:18 площадью 5 858 кв. м по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Астахова, д. 9в.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-48507/14 требования Московской областной организации Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации городского округа Коломна Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из имеющегося в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права от 01.11.2010 (л.д. 21) следует, что Московская областная организация Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" является собственником объекта недвижимости - автостоянка, нежилое помещение: инв. N 077:027-3116, лит. 1Б (лит. 1 - 1Б помещение для дежурных площадью 14,90 кв. м, лит. 1 - 2Б гараж металлический, лит. 1 - Б туалет деревянный, лит. 1 - 3Б будка металлическая (сарай), лит 1 - 4Б асфальтовое покрытие площадью замощения 5 383,1 кв. м, лит. 1 - 5Б забор металлический), расположенное по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Астахова, д. 9в.
Вышеназванные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:57:0080401:18, общей площадью 5 858 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Астахова, д. 9в.
На основании постановления Администрации городского округа Коломна Московской области от 08.10.2013 N 2388 земельный участок с кадастровым номером 50:57:0080401:18 предоставлен в аренду Московской областной организации Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" для размещения автомобильной стоянки.
Московская областная организация Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" обратилось в Администрацию городского округа Коломна Московской области с заявлениями от 24.02.2014 N 43 (л.д. 10) о выкупе спорного земельного участка.
В связи с отсутствием решения по выкупу земельного участка письмом от 20.05.2014 N 97 Московская областная организация Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" повторно обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка с приложением всех необходимых документов (л.д. 10).
Поскольку в установленный законом срок администрацией не был дан ответ заявителю, Московская областная организация Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" обратилась с заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращении граждан в Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В материалы дела представлен ответ администрации от 03.04.2014 N 1062-з, из которого следует, что заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка направлено для рассмотрения данного вопроса на Комиссии администрации городского округа Коломна по строительству и земельным отношениям. Доказательств направления данного ответа заявителю не представлено.
Как следует из материалов дела, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращении граждан в Российской Федерации", ответ заявителю администрацией не был направлен. Следовательно, имеет место незаконное бездействие администрации по не предоставлению ответа заявителю.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Следовательно, общество правомерно обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки. Наличие договора аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Для приобретения прав на земельный участок, в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок со дня получения заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды земельного участка - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2.2 статьи 3).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Московской области от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным.
В нарушении пунктов 3, 4 статьи 28, пунктов 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации решения о передаче в собственность Московской областной организации Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" за плату земельного участка с кадастровым номером 50:57:0080401:18 площадью 5 858 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Астахова, д. 9в принято не было.
Администрация своевременно заявителю не ответила, испрашиваемый земельный участок не предоставила.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку на земельном расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, земельный участок в обороте не ограничен, принадлежит на праве аренды заявителю, его площадь соразмерна площади объектов недвижимости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При определении соразмерности площади испрашиваемого земельного участка суд учитывает, что площадь объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.11.2007, составляет: автостоянка, нежилое помещение: инв. N 077:027-3116, лит. 1Б (лит. 1 - 1Б помещение для дежурных площадью 14,90 кв. м, лит. 1 - 2Б гараж металлический, лит. 1-Б туалет деревянный, лит. 1 - 3Б будка металлическая (сарай), лит 1 - 4Б асфальтовое покрытие площадью замощения 5 383,1 кв. м, лит. 1 - 5Б забор металлический).
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела допущено процессуальное нарушение, выразившееся в не привлечении к участию в деле Коломенского городского комитета по управлению имуществом являются состоятельными.
В соответствии с Положением о порядке продажи движимого и недвижимого муниципального имущества, земельных участков в гор. Коломна, утвержденного решением Совета депутатов г. Коломны Московской области от 07.08.2002 N 34/9 решение о продажи имущества принимает глава города Коломны в форме постановления (пункт 1.4 Положения). Решение о продаже земельных участков принимается главой города Коломны в форме постановления (пункт 6.3 Положения).
В соответствии с пунктом 1.2.3 данное Положение не распространяется на продажу земельных участков собственникам расположенного на них объектов недвижимости, права на которые возникли не в порядке приватизации. Право на автомобильную стоянку, расположенную на спорном земельном участке возникли не в порядке приватизации. Объект был построен за счет средств общественной организации и основанием для его государственной регистрации в собственность Московской областной организации Общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" являлся акт приемки здания в эксплуатацию государственной комиссией от 11.03.1983.
В соответствии с Положением о Коломенском городском комитете по управлению имуществом основными функциями комитета являются формирование муниципального имущества, эффективное использование имущества, передача имущества в аренду, разработка программы приватизации имущества (пункт 2.1 - 2.8).
Доводы жалобы о том, что заявитель имеет задолженность по оплате арендных платежей, не могут быть основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24.10.2014 по делу N А41-48507/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)