Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре П.В.А.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-31/13 по заявлениям Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ", П.В.В., Б., Е., М., Ш., Х., Дачного некоммерческого потребительского кооператива "Работников Малого театра" об оспаривании постановлений Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)", N 205/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)", N 206/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)"
постановлениями Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7 и 206/7, в границы г. Королев городского округа Королев (категория "земли населенных пунктов") включены три земельных участка:
- земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 85407 кв. м с кадастровым номером N в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 30 сентября 2001 года N, расположенный по адресу: <адрес> (район Валентиновка) (п. 1 постановления N 204/7);
- земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 58754 кв. м с кадастровым номером N в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 30 сентября 2011 года N, расположенный по адресу: <адрес> (п. 1 постановления N 205/7);
- земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 37332 кв. м с кадастровым номером N в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 29 сентября 2011 N, расположенный по адресу: <адрес> (п. 1 постановления N 206/7).
Кроме того, названными постановлениями изменен вид разрешенного использования указанных земельных участков - для жилищного строительства (пункты 2 постановлений от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7 и 206/7) (т. 1 л.д. 205, 217, 230).
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ", Дачное некоммерческий потребительский кооператив "Работников Малого театра", а также владельцы дачных участков Х., П.В.В., Б., Е., М., Ш. обратились в Московский областной суд с заявлениями об оспаривании указанных постановлений Правительства Московской области.
Определениями Московского областного суда дела по данным заявлениям объединены в одно производство (т. 1 л.д. 62, 125 - 126, т. 2 л.д. 4, 62).
По мнению заявителей, при принятии оспариваемых постановлений Правительства Московской области был нарушен установленный законом порядок перевода земель из одной категории в другую, изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, изменения границ города, внесения изменений в генеральный план города, а именно - нарушены положения ст. 31 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4.3 Устава г. Королев, предусматривающие в подобных случаях учет мнения населения, в том числе посредством проведения публичных слушаний.
Также, по утверждению заявителей, земельные участки, включенные оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области в границы г. Королев прилегают к национальному парку "Лосиный остров" и относятся к его охранной зоне с ограниченным режимом использования, что исключает жилищное строительство на данной особо охраняемой природной территории. Кроме того, для подобных земель законом установлен особый порядок их перевода в другую категорию, предусматривающий проведение государственной экологической экспертизы (ст. 58, 59, 61 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды", ст. 95 ЗК РФ, ст. 10 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"). Заявители полагают, что нахождение рассматриваемых земельных участков в охранной зоне национального парка "Лосиный остров" подтверждается Сводным заключением экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы Госкомприроды РСФСР и Главтерпроекта Госкомархстроя РСФСР от 29 марта 1991 года, утвержденного решением Совета Государственной экологической экспертизы от 29 марта 1991 года.
Также, заявители утверждают, что застройка указанных в оспариваемых постановлениях земельных участков, может оказать негативное воздействие на экологию и нарушить право москвичей и жителей г. Королева, в том числе заявителей, на благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания, на приоритет охраны жизни и здоровья человека, на экологическую безопасность. В этой связи, по мнению заявителей, оспариваемые нормативные правовые акты также противоречат ряду норм и принципов актов федерального уровня - ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1 Земельного кодекса РФ, ст. 3, 11, 35, 44, 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. ст. 8, 23 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года N 1225-р, Конституции РФ (т. 1 л.д. 3 - 12, 68 - 77, 131 - 140, т. 2 л.д. 3 - 10, 68 - 75).
Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, заявители просят суд признать постановления Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7. 205/7, 206/7 незаконными и недействующими со дня их принятия (т. 2 л.д. 218).
В судебном заседании заявитель Х., представители заявителей П.В.В., Б., Е., М., Ш., а также МОБО ОЗПП и ООС "Принципъ", ДНПК "Работников Малого театра" - Т.Д. и Т.Н. поддержали заявленные требования.
Заявители П.В.В., Б., Е., М., Ш. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.
Представитель Правительства Московской области и Губернатора Московской области - Р., а также представитель ООО "ЖК Инвест" - собственника земельных участков, включаемых в границы г. Королев оспариваемыми постановлениями - С. требования заявителей не признали и пояснили, что оспариваемые постановления приняты компетентным органом государственной власти Московской области, не противоречат федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителей. Представителем Правительства Московской области представлены также письменные возражения на заявления (т. 1 л.д. 197 - 203).
Суд, выслушав объяснения заявителя Х. представителей заявителей Т.Д. и Т.Н., представителя Правительства Московской области и Губернатора Московской области Р., представителя ООО "ЖК Инвест", исследовав материалы дела, а также материалы приобщенного гражданского дела N 3-32/93, заслушав заключение прокурора Козлову О.А., полагавшую в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Судом установлено, что 11 апреля 2011 года ООО "Деймос" по договору купли-продажи, заключенным с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области приобрело в собственность, находящейся в федеральной собственности, земельный участок площадью 800295 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу <адрес> категория - земли сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 245 - 246, 247 - 250).
9 августа 2011 года ООО "Деймос" было принято решение о разделе указанного земельного участка с образованием 8-ми земельных участков, в том числе земельных участков - площадью 85407 кв. м с кадастровым номером N, площадью 58754 кв. м с кадастровым номером N и площадью 37332 кв. м с кадастровыми номером 5N (т. 1 л.д. 251 - 252). Право собственности ООО "Деймос" на данные сформированные земельные участки было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 6 сентября 2011 года (т. 1 л.д. 212 - 215, 225 - 228, 238 - 241).
Оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7 и 206/7, с учетом заявлений ООО "Деймос" и заключения главы города Королев, названные земельные участки были включены в границы г. Королев городского округа Королев (категория земель "земли населенных пунктов") с одновременным изменением их вида разрешенного использования на земельные участки для жилищного строительства.
Данные постановления Правительства Московской области опубликованы в "Информационном вестнике Правительства Московской области" N 6 от 29 июня 2012 года.
Из материалов дела также следует, что в настоящее время собственником вышеуказанных земельных участков является ООО "ЖК "Инвест", право собственности которого на данные участки, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 апреля 2012 года (л.д. 166 - 170, 171 - 173, 174 - 190).
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) предусматривает, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, до утверждении генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31 декабря 2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 4.1. Федерального закона N 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
В соответствии с п. п. 7, 7.1 ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О регулировании земельных отношений в Московской области" принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключения их из границ населенных пунктов, а также об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких земельных участков в границы населенных пунктов, относятся к компетенции Правительства Московской области и данные полномочия не могут быть переданы какому-либо иному органу Московской области.
Таким образом, из указанных норм федерального и областного законодательства следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Московской области
Как установлено судом, генеральный план городского округа Королев Московской области до настоящего времени не утвержден, что подтверждается письмами Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (т. 1 л.д. 207, 219, 232). Представленная заявителями копия письма заместителя председателя Правительства Московской области от 27 июня 2003 года N Б-15/8251 т. 1 л.д. 25), из которой усматривается существование на тот период генерального плана развития г. Королев, не предусматривающего никакого жилищного строительства на спорных территориях, не может быть принята судом во внимание, поскольку не свидетельствует о наличии утвержденного генерального плана городского округа Королев. При таких обстоятельствах, Правительство Московской области при принятии оспариваемых постановлений правомерно руководствовалось положениями ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
Судом также установлено, что при принятии постановлений от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7, 206/7 порядок включения земельных участков в границы населенного пункта Правительством Московской области полностью соблюден.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Деймос", являвшийся в рассматриваемый период собственником земельного участка, в соответствии с требованиями п. 4 ст. 4. 1 Федерального закона N 191-ФЗ обратилось с соответствующими заявлениями к главе города Королева Московской области. Главой города Королева были подготовлены три заключения от 6 декабря 2011 года N 437-ГС о возможности и целесообразности включения земельных участков о возможности и целесообразности включения данных земельных участков в границы г. Королева с изменением разрешенного вида использования. В данных заключениях отмечено, что земельные участки по своим характеристикам подходят для размещения жилищного строительства. свободны от застройки, окружены объектами жилищного и социального назначения. Размещение жилищного строительства на земельных участках улучшит планировочную структуру населенного пункта и не нарушит экологической обстановки данной территории (т. 1 л.д. 210, 223, 236).
В соответствии с требованиями ч. 13 ст. 4.1 того же Федерального закона, все необходимые документы органом местного самоуправления были направлены в Правительство Московской области.
Согласно имеющимся в материалах дела письмам Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 10 февраля 2012 года N 3/129, 3/130 и 3/132 генеральный план городского округа Королев в настоящее время не утвержден. Земельные участки, включаемые в границы города Королев, расположены в районе сложившейся индивидуальной жилой застройки и их включение в границы города не противоречит Схеме территориального планирования Московской области - основным положениям градостроительного развития, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 года N 517/23 (т. 1 л.д. 207, 219, 232).
В силу ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если: 1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; 3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи.
Суд, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что названные основания для отказа в принятии решения о включении рассматриваемых земельных участков, ранее принадлежащих ООО "Деймос", в границы г. Королева городского округа Королев, у Правительства Московской области отсутствовали.
Доводы заявителей о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу включения земельных участков в границы населенных пунктов и об изменении в связи с этим вида разрешенного использования данных земельных участков являются несостоятельными.
В силу положений п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, публичные слушания не проводятся.
Довод заявителей о том, что в данном случае необходимо было вносить изменения в генеральный план города с проведением публичных слушаний также является несостоятельным, поскольку как установлено судом, генеральный план города Королева в настоящее время не утвержден.
Ссылку заявителей на ст. 4.3. Устава г. Королева, предусматривающую, по утверждению заявителей, обязательный учет мнения населения при изменении границ города, суд не может принять во внимание, поскольку статья 4.3 в Уставе города отсутствует. Кроме того, при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет данный акт на соответствие федеральному закону или другому акту, имеющему большую (а не меньшую) юридическую силу (ст. 253 ГПК РФ).
В ходе судебного разбирательства также не нашли своего подтверждения доводы заявителей о вхождении указанных в оспариваемых постановлениях Правительства Московской области земельных участков в охранную зону национального парка "Лосиный остров".
Вывод суда основан на следующем.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Аналогичная норма содержится в п. 4 раздела III Положения о национальных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года N 769, где помимо этого указано, что решения об образовании таких охранных зон принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Ранее действовавшее законодательство также предусматривало возможность создания охранных зон вокруг национальных парков.
Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 года N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров" (дело N 3-32/93 л.д. 204).
Границы национального парка и его охранной зоны были установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 4 мая 1979 года N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" (т. 1 л.д. 277 - 299).
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 года N 2130-1344 "Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка" границы самого парка были уточнены, при этом границы охранной зоны, утвержденные в 1979 году, остались без изменения. В данном решении было также определено, что III и IV этапы разработки детальной планировки национального парка будут включать, в том числе, разработку проекта его охранной зоны (дело N 3-32/93 л.д. 209 - 212).
При дальнейшей разработке проекта планировки и застройки охраной зоны национального парка "Лосиный остров" была проведена комплексная экологическая экспертиза данного проекта, по результатам которой, экспертной комиссией Государственной экологической экспертизы РСФСР и Главтерпроекта Госкомархстроя РСФСР 29 марта 1991 года было подготовлено Сводное заключение (дело N 3-32/93 л.д. 110 - 154). Решением Совета государственной экологической экспертизы от 29 апреля 1991 года N 13-2/59-9 основные положения Сводного заключения экспертной комиссии были одобрены, в том числе предложение о расширении границ охранной зоны парка (л.д. 27 - 35). Из данного Сводного заключения и картографического проекта-разработки охранной зоны национального парка, который обозревался в судебном заседании, следует, что земельные участки, указанные в оспариваемых постановлениях, предлагалось включить в охранную зону национального парка "Лосиный остров" (дело N 3-32/93 л.д. 135, 136, приобщенный проект-разработка).
29 апреля 1992 года было принято постановление Правительства Москвы и Администрации Московской области N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" которым границы парка и его охранной зоны в черте г. Калининграда (в настоящее время г. Королев) и Щелковского района Московской области были уточнены и установлен режим охранной зоны на данных территориях (п. 1, 1.2, 2, 3 постановления и приложения к нему) (дело N 3-32/93 л.д. 93 - 103).
Решением Московского областного суда от 10 ноября 1993 года названное постановление Правительства Москвы и Администрации Московской области признано частично недействительным, в том числе в части уточнения границы охранной зоны Государственного природного национального парка "Лосиный остров" и установления режима данной зоны (п. 1.2, 2). Решение в кассационном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу (дело N 3-32/93 л.д. 345 - 350).
Впоследствии каких-либо решений касающихся границ охранной зоны национального парка органами государственной власти не принималось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 280 природный национальный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Таким образом, судом установлено, что на период принятия оспариваемых нормативных актов и в настоящее время действуют границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" установленные объединенным решением исполнительных комитетом Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 4 мая 1979 года N 1190-543. На указанное обстоятельство имеется ссылка и в положениях о национальном парке "Лосиный остров" утвержденных Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 910 от 25 декабря 2002 года и N 232 от 30 июня 2010 года (в настоящее время утратили силу) (т. 2 л.д. 200 - 215). Действующее положение, утвержденное Приказом N 82 от 26 марта 2012 года указанного Министерства, упоминаний об охранной зоне парка не содержит (л.д. 191 - 199).
Судом также установлено, что в действующие границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" земельные участки, включенные оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области в границы г. Королев, не входят.
Данное обстоятельство подтверждается Письмами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 12-47/20386 и Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" от 12 декабря 2012 года N 1/03-1286. Согласно данным документам рассматриваемые земельные участки не входят в границы национального парка и его охранной зоны (т. 1 л.д. 243, 244).
Доводы заявителя Х. в судебном заседании о том, что органы государственной власти Московской области обязаны были за 20 лет выполнить предложения сформулированные в Сводном заключении экспертной комиссии и расширить территорию охранной зоны парка, суд в данном случае не может принять во внимание. Исходя из конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), суд не вправе обязать исполнительный орган субъекта Российской Федерации принять, отменить или изменить какой-либо нормативный правовой акт.
Суд также отмечает, что из представленного ООО "ЖК Инвест" проекта планировки территории, включенной в границы г. Королева оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области, на данной территории предполагается малоэтажная застройка, что не противоречит выводам, содержащимся в Сводном заключении экспертной комиссии (приложение к материалам дела).
Учитывая, что рассматриваемые земельные участки не входят в охранную зону национального парка, несостоятельными являются и доводы заявителей о нарушении оспариваемыми нормативными актами положений федерального законодательства, регламентирующих порядок использования и изменения категории особо охраняемых природных территорий.
Утверждение заявителей о нарушении оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области их прав на благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания и об иных нарушениях норм федерального законодательства в сфере экологии, являются необоснованными, поскольку суду не представлено каких-либо данных свидетельствующих об этом.
Суд, проанализировав вышеназванные нормы федерального и областного законодательства, приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7, 206/7 приняты в пределах полномочий Правительства Московской области, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителей.
Учитывая изложенное, требования заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
заявления Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ", П.В.В., Б., Е., М., Ш., Х., Дачного некоммерческого потребительского кооператива "Работников Малого театра" об оспаривании постановлений Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)", N 205/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)", N 206/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а также апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.03.2013 ПО ДЕЛУ N 3-31/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. по делу N 3-31/13
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре П.В.А.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-31/13 по заявлениям Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ", П.В.В., Б., Е., М., Ш., Х., Дачного некоммерческого потребительского кооператива "Работников Малого театра" об оспаривании постановлений Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)", N 205/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)", N 206/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)"
установил:
постановлениями Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7 и 206/7, в границы г. Королев городского округа Королев (категория "земли населенных пунктов") включены три земельных участка:
- земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 85407 кв. м с кадастровым номером N в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 30 сентября 2001 года N, расположенный по адресу: <адрес> (район Валентиновка) (п. 1 постановления N 204/7);
- земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 58754 кв. м с кадастровым номером N в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 30 сентября 2011 года N, расположенный по адресу: <адрес> (п. 1 постановления N 205/7);
- земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения") площадью 37332 кв. м с кадастровым номером N в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 29 сентября 2011 N, расположенный по адресу: <адрес> (п. 1 постановления N 206/7).
Кроме того, названными постановлениями изменен вид разрешенного использования указанных земельных участков - для жилищного строительства (пункты 2 постановлений от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7 и 206/7) (т. 1 л.д. 205, 217, 230).
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ", Дачное некоммерческий потребительский кооператив "Работников Малого театра", а также владельцы дачных участков Х., П.В.В., Б., Е., М., Ш. обратились в Московский областной суд с заявлениями об оспаривании указанных постановлений Правительства Московской области.
Определениями Московского областного суда дела по данным заявлениям объединены в одно производство (т. 1 л.д. 62, 125 - 126, т. 2 л.д. 4, 62).
По мнению заявителей, при принятии оспариваемых постановлений Правительства Московской области был нарушен установленный законом порядок перевода земель из одной категории в другую, изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, изменения границ города, внесения изменений в генеральный план города, а именно - нарушены положения ст. 31 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4.3 Устава г. Королев, предусматривающие в подобных случаях учет мнения населения, в том числе посредством проведения публичных слушаний.
Также, по утверждению заявителей, земельные участки, включенные оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области в границы г. Королев прилегают к национальному парку "Лосиный остров" и относятся к его охранной зоне с ограниченным режимом использования, что исключает жилищное строительство на данной особо охраняемой природной территории. Кроме того, для подобных земель законом установлен особый порядок их перевода в другую категорию, предусматривающий проведение государственной экологической экспертизы (ст. 58, 59, 61 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды", ст. 95 ЗК РФ, ст. 10 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"). Заявители полагают, что нахождение рассматриваемых земельных участков в охранной зоне национального парка "Лосиный остров" подтверждается Сводным заключением экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы Госкомприроды РСФСР и Главтерпроекта Госкомархстроя РСФСР от 29 марта 1991 года, утвержденного решением Совета Государственной экологической экспертизы от 29 марта 1991 года.
Также, заявители утверждают, что застройка указанных в оспариваемых постановлениях земельных участков, может оказать негативное воздействие на экологию и нарушить право москвичей и жителей г. Королева, в том числе заявителей, на благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания, на приоритет охраны жизни и здоровья человека, на экологическую безопасность. В этой связи, по мнению заявителей, оспариваемые нормативные правовые акты также противоречат ряду норм и принципов актов федерального уровня - ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1 Земельного кодекса РФ, ст. 3, 11, 35, 44, 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. ст. 8, 23 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года N 1225-р, Конституции РФ (т. 1 л.д. 3 - 12, 68 - 77, 131 - 140, т. 2 л.д. 3 - 10, 68 - 75).
Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, заявители просят суд признать постановления Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7. 205/7, 206/7 незаконными и недействующими со дня их принятия (т. 2 л.д. 218).
В судебном заседании заявитель Х., представители заявителей П.В.В., Б., Е., М., Ш., а также МОБО ОЗПП и ООС "Принципъ", ДНПК "Работников Малого театра" - Т.Д. и Т.Н. поддержали заявленные требования.
Заявители П.В.В., Б., Е., М., Ш. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.
Представитель Правительства Московской области и Губернатора Московской области - Р., а также представитель ООО "ЖК Инвест" - собственника земельных участков, включаемых в границы г. Королев оспариваемыми постановлениями - С. требования заявителей не признали и пояснили, что оспариваемые постановления приняты компетентным органом государственной власти Московской области, не противоречат федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителей. Представителем Правительства Московской области представлены также письменные возражения на заявления (т. 1 л.д. 197 - 203).
Суд, выслушав объяснения заявителя Х. представителей заявителей Т.Д. и Т.Н., представителя Правительства Московской области и Губернатора Московской области Р., представителя ООО "ЖК Инвест", исследовав материалы дела, а также материалы приобщенного гражданского дела N 3-32/93, заслушав заключение прокурора Козлову О.А., полагавшую в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Судом установлено, что 11 апреля 2011 года ООО "Деймос" по договору купли-продажи, заключенным с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области приобрело в собственность, находящейся в федеральной собственности, земельный участок площадью 800295 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу <адрес> категория - земли сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 245 - 246, 247 - 250).
9 августа 2011 года ООО "Деймос" было принято решение о разделе указанного земельного участка с образованием 8-ми земельных участков, в том числе земельных участков - площадью 85407 кв. м с кадастровым номером N, площадью 58754 кв. м с кадастровым номером N и площадью 37332 кв. м с кадастровыми номером 5N (т. 1 л.д. 251 - 252). Право собственности ООО "Деймос" на данные сформированные земельные участки было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 6 сентября 2011 года (т. 1 л.д. 212 - 215, 225 - 228, 238 - 241).
Оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7 и 206/7, с учетом заявлений ООО "Деймос" и заключения главы города Королев, названные земельные участки были включены в границы г. Королев городского округа Королев (категория земель "земли населенных пунктов") с одновременным изменением их вида разрешенного использования на земельные участки для жилищного строительства.
Данные постановления Правительства Московской области опубликованы в "Информационном вестнике Правительства Московской области" N 6 от 29 июня 2012 года.
Из материалов дела также следует, что в настоящее время собственником вышеуказанных земельных участков является ООО "ЖК "Инвест", право собственности которого на данные участки, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 апреля 2012 года (л.д. 166 - 170, 171 - 173, 174 - 190).
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) предусматривает, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, до утверждении генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31 декабря 2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 4.1. Федерального закона N 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
В соответствии с п. п. 7, 7.1 ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О регулировании земельных отношений в Московской области" принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключения их из границ населенных пунктов, а также об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких земельных участков в границы населенных пунктов, относятся к компетенции Правительства Московской области и данные полномочия не могут быть переданы какому-либо иному органу Московской области.
Таким образом, из указанных норм федерального и областного законодательства следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Московской области
Как установлено судом, генеральный план городского округа Королев Московской области до настоящего времени не утвержден, что подтверждается письмами Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (т. 1 л.д. 207, 219, 232). Представленная заявителями копия письма заместителя председателя Правительства Московской области от 27 июня 2003 года N Б-15/8251 т. 1 л.д. 25), из которой усматривается существование на тот период генерального плана развития г. Королев, не предусматривающего никакого жилищного строительства на спорных территориях, не может быть принята судом во внимание, поскольку не свидетельствует о наличии утвержденного генерального плана городского округа Королев. При таких обстоятельствах, Правительство Московской области при принятии оспариваемых постановлений правомерно руководствовалось положениями ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
Судом также установлено, что при принятии постановлений от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7, 206/7 порядок включения земельных участков в границы населенного пункта Правительством Московской области полностью соблюден.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Деймос", являвшийся в рассматриваемый период собственником земельного участка, в соответствии с требованиями п. 4 ст. 4. 1 Федерального закона N 191-ФЗ обратилось с соответствующими заявлениями к главе города Королева Московской области. Главой города Королева были подготовлены три заключения от 6 декабря 2011 года N 437-ГС о возможности и целесообразности включения земельных участков о возможности и целесообразности включения данных земельных участков в границы г. Королева с изменением разрешенного вида использования. В данных заключениях отмечено, что земельные участки по своим характеристикам подходят для размещения жилищного строительства. свободны от застройки, окружены объектами жилищного и социального назначения. Размещение жилищного строительства на земельных участках улучшит планировочную структуру населенного пункта и не нарушит экологической обстановки данной территории (т. 1 л.д. 210, 223, 236).
В соответствии с требованиями ч. 13 ст. 4.1 того же Федерального закона, все необходимые документы органом местного самоуправления были направлены в Правительство Московской области.
Согласно имеющимся в материалах дела письмам Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 10 февраля 2012 года N 3/129, 3/130 и 3/132 генеральный план городского округа Королев в настоящее время не утвержден. Земельные участки, включаемые в границы города Королев, расположены в районе сложившейся индивидуальной жилой застройки и их включение в границы города не противоречит Схеме территориального планирования Московской области - основным положениям градостроительного развития, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 года N 517/23 (т. 1 л.д. 207, 219, 232).
В силу ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если: 1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; 3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи.
Суд, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что названные основания для отказа в принятии решения о включении рассматриваемых земельных участков, ранее принадлежащих ООО "Деймос", в границы г. Королева городского округа Королев, у Правительства Московской области отсутствовали.
Доводы заявителей о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу включения земельных участков в границы населенных пунктов и об изменении в связи с этим вида разрешенного использования данных земельных участков являются несостоятельными.
В силу положений п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, публичные слушания не проводятся.
Довод заявителей о том, что в данном случае необходимо было вносить изменения в генеральный план города с проведением публичных слушаний также является несостоятельным, поскольку как установлено судом, генеральный план города Королева в настоящее время не утвержден.
Ссылку заявителей на ст. 4.3. Устава г. Королева, предусматривающую, по утверждению заявителей, обязательный учет мнения населения при изменении границ города, суд не может принять во внимание, поскольку статья 4.3 в Уставе города отсутствует. Кроме того, при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет данный акт на соответствие федеральному закону или другому акту, имеющему большую (а не меньшую) юридическую силу (ст. 253 ГПК РФ).
В ходе судебного разбирательства также не нашли своего подтверждения доводы заявителей о вхождении указанных в оспариваемых постановлениях Правительства Московской области земельных участков в охранную зону национального парка "Лосиный остров".
Вывод суда основан на следующем.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Аналогичная норма содержится в п. 4 раздела III Положения о национальных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года N 769, где помимо этого указано, что решения об образовании таких охранных зон принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Ранее действовавшее законодательство также предусматривало возможность создания охранных зон вокруг национальных парков.
Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 года N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров" (дело N 3-32/93 л.д. 204).
Границы национального парка и его охранной зоны были установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 4 мая 1979 года N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" (т. 1 л.д. 277 - 299).
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 года N 2130-1344 "Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка" границы самого парка были уточнены, при этом границы охранной зоны, утвержденные в 1979 году, остались без изменения. В данном решении было также определено, что III и IV этапы разработки детальной планировки национального парка будут включать, в том числе, разработку проекта его охранной зоны (дело N 3-32/93 л.д. 209 - 212).
При дальнейшей разработке проекта планировки и застройки охраной зоны национального парка "Лосиный остров" была проведена комплексная экологическая экспертиза данного проекта, по результатам которой, экспертной комиссией Государственной экологической экспертизы РСФСР и Главтерпроекта Госкомархстроя РСФСР 29 марта 1991 года было подготовлено Сводное заключение (дело N 3-32/93 л.д. 110 - 154). Решением Совета государственной экологической экспертизы от 29 апреля 1991 года N 13-2/59-9 основные положения Сводного заключения экспертной комиссии были одобрены, в том числе предложение о расширении границ охранной зоны парка (л.д. 27 - 35). Из данного Сводного заключения и картографического проекта-разработки охранной зоны национального парка, который обозревался в судебном заседании, следует, что земельные участки, указанные в оспариваемых постановлениях, предлагалось включить в охранную зону национального парка "Лосиный остров" (дело N 3-32/93 л.д. 135, 136, приобщенный проект-разработка).
29 апреля 1992 года было принято постановление Правительства Москвы и Администрации Московской области N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" которым границы парка и его охранной зоны в черте г. Калининграда (в настоящее время г. Королев) и Щелковского района Московской области были уточнены и установлен режим охранной зоны на данных территориях (п. 1, 1.2, 2, 3 постановления и приложения к нему) (дело N 3-32/93 л.д. 93 - 103).
Решением Московского областного суда от 10 ноября 1993 года названное постановление Правительства Москвы и Администрации Московской области признано частично недействительным, в том числе в части уточнения границы охранной зоны Государственного природного национального парка "Лосиный остров" и установления режима данной зоны (п. 1.2, 2). Решение в кассационном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу (дело N 3-32/93 л.д. 345 - 350).
Впоследствии каких-либо решений касающихся границ охранной зоны национального парка органами государственной власти не принималось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 280 природный национальный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Таким образом, судом установлено, что на период принятия оспариваемых нормативных актов и в настоящее время действуют границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" установленные объединенным решением исполнительных комитетом Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 4 мая 1979 года N 1190-543. На указанное обстоятельство имеется ссылка и в положениях о национальном парке "Лосиный остров" утвержденных Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 910 от 25 декабря 2002 года и N 232 от 30 июня 2010 года (в настоящее время утратили силу) (т. 2 л.д. 200 - 215). Действующее положение, утвержденное Приказом N 82 от 26 марта 2012 года указанного Министерства, упоминаний об охранной зоне парка не содержит (л.д. 191 - 199).
Судом также установлено, что в действующие границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" земельные участки, включенные оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области в границы г. Королев, не входят.
Данное обстоятельство подтверждается Письмами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 12-47/20386 и Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" от 12 декабря 2012 года N 1/03-1286. Согласно данным документам рассматриваемые земельные участки не входят в границы национального парка и его охранной зоны (т. 1 л.д. 243, 244).
Доводы заявителя Х. в судебном заседании о том, что органы государственной власти Московской области обязаны были за 20 лет выполнить предложения сформулированные в Сводном заключении экспертной комиссии и расширить территорию охранной зоны парка, суд в данном случае не может принять во внимание. Исходя из конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), суд не вправе обязать исполнительный орган субъекта Российской Федерации принять, отменить или изменить какой-либо нормативный правовой акт.
Суд также отмечает, что из представленного ООО "ЖК Инвест" проекта планировки территории, включенной в границы г. Королева оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области, на данной территории предполагается малоэтажная застройка, что не противоречит выводам, содержащимся в Сводном заключении экспертной комиссии (приложение к материалам дела).
Учитывая, что рассматриваемые земельные участки не входят в охранную зону национального парка, несостоятельными являются и доводы заявителей о нарушении оспариваемыми нормативными актами положений федерального законодательства, регламентирующих порядок использования и изменения категории особо охраняемых природных территорий.
Утверждение заявителей о нарушении оспариваемыми постановлениями Правительства Московской области их прав на благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания и об иных нарушениях норм федерального законодательства в сфере экологии, являются необоснованными, поскольку суду не представлено каких-либо данных свидетельствующих об этом.
Суд, проанализировав вышеназванные нормы федерального и областного законодательства, приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7, 205/7, 206/7 приняты в пределах полномочий Правительства Московской области, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителей.
Учитывая изложенное, требования заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявления Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ", П.В.В., Б., Е., М., Ш., Х., Дачного некоммерческого потребительского кооператива "Работников Малого театра" об оспаривании постановлений Правительства Московской области от 24 февраля 2012 года N 204/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)", N 205/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)", N 206/7 "О включении земельного участка в границы г. Королев городского округа Королев (кадастровый номер N)" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а также апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
М.Г.ВЛАСОВА
М.Г.ВЛАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)