Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Корчагина С.В. представителя Бубнова Г.Н. по доверенности от 09.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" и религиозной организации "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2014 года по делу N А05-8022/2014 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
индивидуальный предприниматель Корчагин Сергей Валерьевич (ОГРНИП 305334031900040; ИНН 332909143751; место жительства: 600035, город Владимир; далее предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (ОГРН 1022901495143; ИНН 2921001682; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 30; далее - администрация) о признании недействительным распоряжения от 27.03.2014 N 854р о предоставлении земельного участка в аренду религиозной организации "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (далее - религиозная организация) для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест" в поселке Соловецкий муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, религиозной организации (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Религиозная организация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Предприниматель в отзыве на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании с доводами, в них изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Администрация и религиозная организация надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, предприниматель на основании распоряжения администрации от 14.05.2013 N 1095р о предоставлении ему в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 29:17:010101:985 площадью 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, для размещения летнего кафе, местоположение земельного участка примерно в 40 метрах по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Архангельская область, Приморский муниципальный район, муниципальное образование "Сельское поселение Соловецкое", п. Соловецкий, ул. Северная, д. 19, заключил с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" договор аренды земельного участка от 03.12.2013 сроком на 11 месяцев, составлен соответствующий передаточный акт от 03.12.2013 (т. 2, л. 101 - 105, 109).
На земельном участке расположены принадлежащие предпринимателю на праве собственности нежилые постройки: здание летнего кафе, каркасно-тентовая палатка, 4 летние беседки, приобретенные им на основании договора купли-продажи от 31.05.2012 у гражданки Сиваковой В.В. Право собственности на указанные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Монастырь письмом от 23.03.2012 N 44 обратился к администрации с просьбой обеспечить выбор земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - летнее кафе, площадь испрашиваемого участка 29,16 кв. м. В дополнение, письмом от 17.04.2012 N 71 уточнено, что для размещения сооружений кафе испрашиваются два земельных участка, кроме названного выше, указан земельный участок площадью 490,84 кв. м (т. 1, л. 117, 127).
Администрация письмом от 17.04.2012 N 03-16/20 сообщила монастырю о необходимости представления согласования Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области и администрации муниципального образования "Сельское поселение "Соловецкое" (т. 1, л. 125).
Письмом от 03.05.2012 N 87 монастырь обратился к Агентству архитектуры и градостроительства Архангельской области с просьбой о согласовании предоставления монастырю указанных земельных участков.
Письмом от 13.06.2012 N 301/392 Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области сообщило монастырю, главам муниципального образования "Соловецкое" и муниципального образования "Приморский муниципальный район", что рассмотрело обращение о возможности предоставления земельного участка для строительства кафе и установки на данном участке временных сооружений для осуществления выносной торговли в летнее время и согласовывает размещение земельного участка для строительства кафе вместимостью 65 мест как объекта капитального строительства в районе грузового причала "Тамарин" согласно подготовленной схеме (т. 1, л. 138).
Письмом от 22.06.2012 N 07-4/629 администрация муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" ходатайствовала перед главой администрации о предоставлении монастырю четырех земельных участков, в том числе, участка N 3 площадью 490,84 кв. м и N 4 площадью 29,16 кв. м, находящихся примерно в 40 по направлению на северо-запад от ориентира - здание, расположенное за пределами участка, по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Соловецкий, ул. Северная, д. 19, предназначенных для размещения объектов торговли и обслуживания малого предпринимательства, в соответствии с утвержденным генеральным планом, совмещенным в проектом планировки поселка Соловецкий, в аренду (т. 1, л. 145).
Письмом от 04.07.2012 N 163 монастырь обратился к администрации с ходатайством о предварительном согласовании и утверждении акта выбора земельного участка (т. 1, л. 141).
В ответ на обращение письмом от 23.07.2012 N 01-17/587 администрация разъяснила монастырю порядок предоставления земельных участков, порядка оформления акта выбора земельного участка (т. 1, л. 146).
В дополнение письмом от 31.07.2012 N 01-17/575а администрация сообщила монастырю о том, что размещение намеченного к строительству кафе вместимостью 65 мест в районе грузового причала "Тамарин" на намеченном для этих целей земельном участке предусмотрено утвержденным генеральным планом, совмещенным в проектом планировки, поселка Соловецкий и не требует предварительных согласований места размещения объекта. Предоставление земельного участка должно выполняться в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), который предусматривает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и государственный кадастровый учет такого участка, необходимо выполнить в отношении земельного участка комплекс кадастровых работ и предоставить кадастровый паспорт земельного участка (т. 1, л. 148).
Фрагмент основного чертежа генерального плана поселка Соловецкий предоставлен в материалы дела (т. 1, л. 151).
В направленном в адрес администрации письме от 13.08.2012 N 219 монастырь не согласился с тем, что размещение кафе не требует предварительного согласования места размещения объекта, так как размещение кафе не предусмотрено генеральным планом и в муниципальном образовании "Сельское поселение Соловецкое" отсутствуют Правила землепользования и застройки, настаивал на предоставлении земельного участка через процедуру предварительного согласования места размещения объекта, просил рассмотреть возможность предоставления испрашиваемого земельного участка в безвозмездное срочное пользование, а не в аренду, оформить акт выбора земельного участка для строительства кафе согласно процедуре, предусмотренной пункта 3.7 Регламента от 19.04.2012 N 202 (т. 1, л. 152 - 153).
С сопроводительным письмом от 27.08.2012 N 01-17/722 администрация направила для подписания членами комиссии и заинтересованными лицами в соответствии со статьей 31 ЗК РФ акт выбора земельного участка с выкопировкой М 1:2000 (3 экз.) (т. 1, л. 156).
Администрацией вынесено распоряжение от 18.10.2012 N 2297р "О согласовании места размещения и утверждении акта выбора земельного участка для проектирования и строительства Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем Русской Православной Церкви (Московский патриархат) кафе на 65 мест в п. Соловецкий муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" (т. 2, л.д. 2), которым согласовано место размещения и утвержден акт от 27.08.2012 о выборе земельного участка площадью 795 кв. м для проектирования и строительства объекта (т. 1, л. 2).
Администрация 09.03.2013 направила в адрес предпринимателя письмо N 01-17/1119, в котором сообщила о том, что на основании заявления от 04.10.2012 и предыдущих обращений распоряжением от 18.10.2012 N 2297р согласовано место размещения и утвержден акт от 27.08.2012 о выборе земельного участка площадью 795 кв. м для проектирования и строительства монастырем кафе на 65 мест в районе причала "Тамарин" в поселке Соловецкий, распоряжение о предоставлении земельного участка администрацией не принималось. В указанном письме предпринимателю разъяснены положения статьи 31 и пунктов 6 и 4 (подпункты 3 и 4) статьи 30 ЗК РФ (т. 1, л. 95).
Предприниматель 13.02.2013 обратился к администрации о регистрации в качестве заявителя на вышеуказанный земельный участок с целью проектирования и строительства кафе на 65 мест.
В ответ на обращение от 13.02.2013 письмом от 27.03.2013 N 01-31/536 администрация сообщила предпринимателю о том, что информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для проектирования и строительства кафе на 65 мест в районе причала "Тамарин" опубликовано в газете "У Белого моря" от 13.02.2013 N 6 и на официальном интернет-сайте администрации. Кроме того, в письме указано на то, что заявление предпринимателя от 13.02.2013 принято администрацией к сведению и будет учтено при формировании земельного участка для организации аукциона по продаже права аренды, а также сообщено о том, что распоряжением администрации от 19.02.2013 N 368р утверждена схема расположения земельного участка площадью 400 кв. м на основании заявления от 07.02.2013 (т. 1, л. 34).
В материалы дела представлена страница газеты "У Белого моря" от 13.02.2013 N 6 с изложенным выше информационным сообщением (т. 1, л. 105).
Письмом от 14.03.2013 N 69 монастырь обратился к администрации об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства кафе в кадастровом квартале 29:17:010101 площадью 469 кв. м, испрашиваемое право: аренда.
Предприниматель письмом от 14.02.2014 обратился к администрации с просьбой пояснить статус земельного участка для проектирования и строительства кафе на 65 мест, ход и сроки подготовки аукциона по продаже права аренды, подтвердив еще раз свою готовность участия в конкурсе (т. 1, л. 35).
Администрация письмом от 27.03.2014 N 01-14/210 сообщила предпринимателю о том, что процедура предоставления монастырю земельного участка с кадастровым номером 29:17:010101:994 площадью 469 кв. м для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест" соблюдена в соответствии с действующим законодательством и не требует проведения торгов (аукциона), публикация в газете "У Белого моря" не имеет отношения к проведению аукциона по предоставлению земельного участка (т. 1, л. 36 - 37).
Администрацией вынесено распоряжение от 27.03.2014 N 854р о предоставлении земельного участка в аренду религиозной организации для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест" в п. Соловецкий муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" (т. 2, л. 22).
Земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости, ему присвоен кадастровый номер 29:17:010101:994, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест", сведения о земельном участке носят временный характер, дата истечения срока действия временного характера 30.07.2018. В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка (т. 2, л. 34 - 35).
На основании указанного распоряжения между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (арендодатель) и монастырем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 04.04.2014, в соответствии с которым арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 29:17:010101:994 площадью 469 кв. м для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест", срок договора установлен 5 лет. Указанный договор зарегистрирован 12.05.2014 в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области письмом от 23.05.2014 N 301/435 согласовало предоставление монастырю земельного участка с кадастровым номером 29:17:010101:985 (участок, который находится в аренде у заявителя согласно распоряжению администрации от 14.05.2013 N 1095р), расположенного на смежной территории с земельным участком с кадастровым номером 29:17:010101:994 согласно прилагаемой схеме (письмо и схема представлены в дело, т. 1, л. 110 - 111).
Не согласившись с распоряжением администрации N 854р, предприниматель обратился в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из пункта 3 статьи 31 ЗК РФ следует, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, информация в отношении предоставления земельного участка в рассматриваемом случае опубликована в газете "У Белого моря" N 6 от 13.02.2013 и на официальном интернет-сайте администрации.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, пришел к обоснованному выводу о том, что на спорный земельный участок для осуществления на нем строительства объекта "Кафе на 65 мест" претендовал не только монастырь, но и предприниматель, данная информация неоднократно доводилась до уполномоченного органа местного самоуправления, о чем свидетельствует имеющаяся в деле переписка между администрацией и предпринимателем.
Доводы религиозной организации, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что предприниматель фактически не обращался в администрацию с заявлениями в отношении спорного земельного участка опровергаются материалами дела.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Таким образом, при наличии двух или более заявок на один и тот же земельный участок предоставление земельного участка одному из претендентов без проведения торгов не представляется возможным.
Доводы религиозной организации о наличии оснований для оставления рассматриваемого в настоящем деле заявления предпринимателя без рассмотрения в связи с обращением последнего в суд общей юрисдикции с аналогичным заявлением подлежат отклонению, как не подтвержденные документально.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для вывода о несоответствии оспариваемого распоряжения администрации действующему законодательству и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные предпринимателем требования.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб администрации и религиозной организации не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2014 года по делу N А05-8022/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" и религиозной организации "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2014 ПО ДЕЛУ N А05-8022/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А05-8022/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Корчагина С.В. представителя Бубнова Г.Н. по доверенности от 09.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" и религиозной организации "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2014 года по делу N А05-8022/2014 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
индивидуальный предприниматель Корчагин Сергей Валерьевич (ОГРНИП 305334031900040; ИНН 332909143751; место жительства: 600035, город Владимир; далее предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (ОГРН 1022901495143; ИНН 2921001682; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 30; далее - администрация) о признании недействительным распоряжения от 27.03.2014 N 854р о предоставлении земельного участка в аренду религиозной организации "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (далее - религиозная организация) для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест" в поселке Соловецкий муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, религиозной организации (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Религиозная организация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Предприниматель в отзыве на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании с доводами, в них изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Администрация и религиозная организация надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, предприниматель на основании распоряжения администрации от 14.05.2013 N 1095р о предоставлении ему в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 29:17:010101:985 площадью 400 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, для размещения летнего кафе, местоположение земельного участка примерно в 40 метрах по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Архангельская область, Приморский муниципальный район, муниципальное образование "Сельское поселение Соловецкое", п. Соловецкий, ул. Северная, д. 19, заключил с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" договор аренды земельного участка от 03.12.2013 сроком на 11 месяцев, составлен соответствующий передаточный акт от 03.12.2013 (т. 2, л. 101 - 105, 109).
На земельном участке расположены принадлежащие предпринимателю на праве собственности нежилые постройки: здание летнего кафе, каркасно-тентовая палатка, 4 летние беседки, приобретенные им на основании договора купли-продажи от 31.05.2012 у гражданки Сиваковой В.В. Право собственности на указанные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Монастырь письмом от 23.03.2012 N 44 обратился к администрации с просьбой обеспечить выбор земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - летнее кафе, площадь испрашиваемого участка 29,16 кв. м. В дополнение, письмом от 17.04.2012 N 71 уточнено, что для размещения сооружений кафе испрашиваются два земельных участка, кроме названного выше, указан земельный участок площадью 490,84 кв. м (т. 1, л. 117, 127).
Администрация письмом от 17.04.2012 N 03-16/20 сообщила монастырю о необходимости представления согласования Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области и администрации муниципального образования "Сельское поселение "Соловецкое" (т. 1, л. 125).
Письмом от 03.05.2012 N 87 монастырь обратился к Агентству архитектуры и градостроительства Архангельской области с просьбой о согласовании предоставления монастырю указанных земельных участков.
Письмом от 13.06.2012 N 301/392 Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области сообщило монастырю, главам муниципального образования "Соловецкое" и муниципального образования "Приморский муниципальный район", что рассмотрело обращение о возможности предоставления земельного участка для строительства кафе и установки на данном участке временных сооружений для осуществления выносной торговли в летнее время и согласовывает размещение земельного участка для строительства кафе вместимостью 65 мест как объекта капитального строительства в районе грузового причала "Тамарин" согласно подготовленной схеме (т. 1, л. 138).
Письмом от 22.06.2012 N 07-4/629 администрация муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" ходатайствовала перед главой администрации о предоставлении монастырю четырех земельных участков, в том числе, участка N 3 площадью 490,84 кв. м и N 4 площадью 29,16 кв. м, находящихся примерно в 40 по направлению на северо-запад от ориентира - здание, расположенное за пределами участка, по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Соловецкий, ул. Северная, д. 19, предназначенных для размещения объектов торговли и обслуживания малого предпринимательства, в соответствии с утвержденным генеральным планом, совмещенным в проектом планировки поселка Соловецкий, в аренду (т. 1, л. 145).
Письмом от 04.07.2012 N 163 монастырь обратился к администрации с ходатайством о предварительном согласовании и утверждении акта выбора земельного участка (т. 1, л. 141).
В ответ на обращение письмом от 23.07.2012 N 01-17/587 администрация разъяснила монастырю порядок предоставления земельных участков, порядка оформления акта выбора земельного участка (т. 1, л. 146).
В дополнение письмом от 31.07.2012 N 01-17/575а администрация сообщила монастырю о том, что размещение намеченного к строительству кафе вместимостью 65 мест в районе грузового причала "Тамарин" на намеченном для этих целей земельном участке предусмотрено утвержденным генеральным планом, совмещенным в проектом планировки, поселка Соловецкий и не требует предварительных согласований места размещения объекта. Предоставление земельного участка должно выполняться в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), который предусматривает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и государственный кадастровый учет такого участка, необходимо выполнить в отношении земельного участка комплекс кадастровых работ и предоставить кадастровый паспорт земельного участка (т. 1, л. 148).
Фрагмент основного чертежа генерального плана поселка Соловецкий предоставлен в материалы дела (т. 1, л. 151).
В направленном в адрес администрации письме от 13.08.2012 N 219 монастырь не согласился с тем, что размещение кафе не требует предварительного согласования места размещения объекта, так как размещение кафе не предусмотрено генеральным планом и в муниципальном образовании "Сельское поселение Соловецкое" отсутствуют Правила землепользования и застройки, настаивал на предоставлении земельного участка через процедуру предварительного согласования места размещения объекта, просил рассмотреть возможность предоставления испрашиваемого земельного участка в безвозмездное срочное пользование, а не в аренду, оформить акт выбора земельного участка для строительства кафе согласно процедуре, предусмотренной пункта 3.7 Регламента от 19.04.2012 N 202 (т. 1, л. 152 - 153).
С сопроводительным письмом от 27.08.2012 N 01-17/722 администрация направила для подписания членами комиссии и заинтересованными лицами в соответствии со статьей 31 ЗК РФ акт выбора земельного участка с выкопировкой М 1:2000 (3 экз.) (т. 1, л. 156).
Администрацией вынесено распоряжение от 18.10.2012 N 2297р "О согласовании места размещения и утверждении акта выбора земельного участка для проектирования и строительства Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем Русской Православной Церкви (Московский патриархат) кафе на 65 мест в п. Соловецкий муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" (т. 2, л.д. 2), которым согласовано место размещения и утвержден акт от 27.08.2012 о выборе земельного участка площадью 795 кв. м для проектирования и строительства объекта (т. 1, л. 2).
Администрация 09.03.2013 направила в адрес предпринимателя письмо N 01-17/1119, в котором сообщила о том, что на основании заявления от 04.10.2012 и предыдущих обращений распоряжением от 18.10.2012 N 2297р согласовано место размещения и утвержден акт от 27.08.2012 о выборе земельного участка площадью 795 кв. м для проектирования и строительства монастырем кафе на 65 мест в районе причала "Тамарин" в поселке Соловецкий, распоряжение о предоставлении земельного участка администрацией не принималось. В указанном письме предпринимателю разъяснены положения статьи 31 и пунктов 6 и 4 (подпункты 3 и 4) статьи 30 ЗК РФ (т. 1, л. 95).
Предприниматель 13.02.2013 обратился к администрации о регистрации в качестве заявителя на вышеуказанный земельный участок с целью проектирования и строительства кафе на 65 мест.
В ответ на обращение от 13.02.2013 письмом от 27.03.2013 N 01-31/536 администрация сообщила предпринимателю о том, что информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для проектирования и строительства кафе на 65 мест в районе причала "Тамарин" опубликовано в газете "У Белого моря" от 13.02.2013 N 6 и на официальном интернет-сайте администрации. Кроме того, в письме указано на то, что заявление предпринимателя от 13.02.2013 принято администрацией к сведению и будет учтено при формировании земельного участка для организации аукциона по продаже права аренды, а также сообщено о том, что распоряжением администрации от 19.02.2013 N 368р утверждена схема расположения земельного участка площадью 400 кв. м на основании заявления от 07.02.2013 (т. 1, л. 34).
В материалы дела представлена страница газеты "У Белого моря" от 13.02.2013 N 6 с изложенным выше информационным сообщением (т. 1, л. 105).
Письмом от 14.03.2013 N 69 монастырь обратился к администрации об утверждении схемы расположения земельного участка для проектирования и строительства кафе в кадастровом квартале 29:17:010101 площадью 469 кв. м, испрашиваемое право: аренда.
Предприниматель письмом от 14.02.2014 обратился к администрации с просьбой пояснить статус земельного участка для проектирования и строительства кафе на 65 мест, ход и сроки подготовки аукциона по продаже права аренды, подтвердив еще раз свою готовность участия в конкурсе (т. 1, л. 35).
Администрация письмом от 27.03.2014 N 01-14/210 сообщила предпринимателю о том, что процедура предоставления монастырю земельного участка с кадастровым номером 29:17:010101:994 площадью 469 кв. м для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест" соблюдена в соответствии с действующим законодательством и не требует проведения торгов (аукциона), публикация в газете "У Белого моря" не имеет отношения к проведению аукциона по предоставлению земельного участка (т. 1, л. 36 - 37).
Администрацией вынесено распоряжение от 27.03.2014 N 854р о предоставлении земельного участка в аренду религиозной организации для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест" в п. Соловецкий муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" (т. 2, л. 22).
Земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости, ему присвоен кадастровый номер 29:17:010101:994, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест", сведения о земельном участке носят временный характер, дата истечения срока действия временного характера 30.07.2018. В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка (т. 2, л. 34 - 35).
На основании указанного распоряжения между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (арендодатель) и монастырем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 04.04.2014, в соответствии с которым арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 29:17:010101:994 площадью 469 кв. м для проектирования и строительства объекта "Кафе на 65 мест", срок договора установлен 5 лет. Указанный договор зарегистрирован 12.05.2014 в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области письмом от 23.05.2014 N 301/435 согласовало предоставление монастырю земельного участка с кадастровым номером 29:17:010101:985 (участок, который находится в аренде у заявителя согласно распоряжению администрации от 14.05.2013 N 1095р), расположенного на смежной территории с земельным участком с кадастровым номером 29:17:010101:994 согласно прилагаемой схеме (письмо и схема представлены в дело, т. 1, л. 110 - 111).
Не согласившись с распоряжением администрации N 854р, предприниматель обратился в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из пункта 3 статьи 31 ЗК РФ следует, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, информация в отношении предоставления земельного участка в рассматриваемом случае опубликована в газете "У Белого моря" N 6 от 13.02.2013 и на официальном интернет-сайте администрации.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, пришел к обоснованному выводу о том, что на спорный земельный участок для осуществления на нем строительства объекта "Кафе на 65 мест" претендовал не только монастырь, но и предприниматель, данная информация неоднократно доводилась до уполномоченного органа местного самоуправления, о чем свидетельствует имеющаяся в деле переписка между администрацией и предпринимателем.
Доводы религиозной организации, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что предприниматель фактически не обращался в администрацию с заявлениями в отношении спорного земельного участка опровергаются материалами дела.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Таким образом, при наличии двух или более заявок на один и тот же земельный участок предоставление земельного участка одному из претендентов без проведения торгов не представляется возможным.
Доводы религиозной организации о наличии оснований для оставления рассматриваемого в настоящем деле заявления предпринимателя без рассмотрения в связи с обращением последнего в суд общей юрисдикции с аналогичным заявлением подлежат отклонению, как не подтвержденные документально.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для вывода о несоответствии оспариваемого распоряжения администрации действующему законодательству и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные предпринимателем требования.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб администрации и религиозной организации не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2014 года по делу N А05-8022/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" и религиозной организации "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)