Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А55-14497/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А55-14497/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 25 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 декабря 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Денисова О.В., доверенность от 17 июня 2013 г.,
от первого ответчика - Музыка Е.О., доверенность от 25 января 2013 г.,
от второго ответчика - Черкасова Е.Г., доверенность от 28 декабря 2013 г. N 12-9365,
от третьих лиц:
от мэрии городского округа Тольятти - извещен, не явился,
от Правительство Самарской области - извещен, не явился,
от ФГУП "ФКЦ "Земля" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Эколайн" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2013 г. по делу N А55-14497/2013 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эколайн" (ИНН 6323077548, ОГРН 1046301043964), г. Тольятти, Самарская обл.,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
Правительство Самарской области, г. Самара,
ФГУП "ФКЦ "Земля", г. Самара,
о признании незаконными действий,

установил:

ООО "Эколайн" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области выразившихся в отнесении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:0017 к 13 виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов" и о возложении обязанности внести исправления в государственный кадастр недвижимости и отнесения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:0017 к 9 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в период с 01.01.2009 года и передать их в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, в органы Федеральной налоговой службы.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2013 г. по делу N А55-14497/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчики считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчиков, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0303071:17, площадью 128 395 кв. м, с видом разрешенного использования - промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности согласно санитарным нормам и правилам, расположенном: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, севернее села Тимофеевка, вдоль а/дороги Тольятти-Ташелка, на 1,5-2 км севернее ж/д переезда.
Правообладатель, согласно сведениям ГКН - ООО "Эколайн" (per. запись от 01.08.2006 г. N 63-63-09/088/2006-382).
Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН при проведении работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
Изначально указанный земельный участок предоставлялся СЗАО "Россия" для эксплуатации карьера по разработке суглинка и песка для дорожного строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденными Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно п. 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 9 и п. 10 Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании нормативного правового акта, утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Комплекс работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Самарской области проводился в период 2007-2008 г.г. в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Министерством экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39 (далее - Методические указания) и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152, действовавших на тот момент (далее - Технические рекомендации).
Согласно Методическим рекомендациям и Техническими рекомендациями кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 16 видов разрешенного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:0017 была утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов" в размере 164 730 785 руб. (Приложение N 1), исходя из среднего значения удельного показателя стоимости земель кадастрового квартала 63:09:0303071 для 13 вида разрешенного использования земельных участков "Земельные участки предназначенные для разработки полезных ископаемых..." в размере 1283 руб. ((Приложение N 2) в то же время среднее значение удельного показателя стоимости земель кадастрового квартала 63:09:0303071 для 9 вида разрешенного использования земельных участков "Земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений..., коммунального хозяйства, ..." определено в размере 1 480, 71 руб. (Приложение N 2), что на 187, 71 руб. выше чем по 13 виду разрешенного использования.
В государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:0017 в размере 164 730 785 руб. была внесена на основании Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, которое никем не оспорено и не признано в установленном законом порядке незаконным.
Заявителем оспаривается отнесение земельного участка к 13 виду разрешенного использования, поскольку он фактически на этом земельном участке осуществляет с 2005 г. деятельность, отнесенную к 9 виду разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что на момент проведения государственной кадастровой оценки вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:0017 был установлен "для эксплуатации карьера по разработке суглинка и песка для дорожного строительства", соответственно и при проведении оценки кадастровая стоимость данного земельного участка рассчитывалась исходя из данного вида разрешенного использования.
Таким образом, утверждение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:0017, при проведении государственной кадастровой оценки Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, исходя из отнесения указанного земельного участка к 13 группе оценки видов разрешенного использования было произведено обоснованно и правомерно.
Заявитель, являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:0017, несмотря на фактически иное использование спорного участка, заявитель, не обращался в органы кадастрового учета с заявлением об изменении вида разрешенного использования до 2013 г.
Согласно части 2 статьи 16 ФЗ N 221-ФЗ внесение изменений в ГКН осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц.
05.03.2013 г. в ГКН были внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 г. N 9 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и кадастровая стоимость земельного участка стала составлять 59 954 045, 25 руб., при удельном показателе 466, 95 руб. /кв. м, при проведении новой оценки кадастровая стоимость спорного земельного участка также рассчитывалась исходя из вида разрешенного использования - "для эксплуатации карьера по разработке суглинка и песка для дорожного строительства".
В соответствии с п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях изменения категории земель или вида разрешенного использования установлен в Методических указаниях по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Согласно п. 1.2 и п. 2.1.3 Методических указаний в случае перевода земельного участка в состав земель поселений из состава иной категории или изменения вида разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
С учетом изложенного, только в случае осуществления изменения вида разрешенного использования в установленном действующим законодательством порядке, в силу пункта 2.3.2 Методических указаний у соответствующего органа кадастрового учета возникает обязанность по определению новой кадастровой стоимости земельного участка.
Довод заявителя о необходимости внесении исправления в государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:0017, не к 13-му, а к 9-му виду разрешенного использования за период с 01.01.2009 обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с письмом Минфина России от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91 изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение его кадастровой стоимости, которая определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Поэтому если изменение вида разрешенного использования произошло в течение налогового периода (года), то оно учитывается при определении налоговой базы и налоговой ставки, которые будут применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде.
Таким образом, налоговая база, определенная исходя из кадастровой стоимости, не может изменяться и распространяться на ранние периоды времени.
Указанное правило отражено также в разъяснениях Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 "Разъяснения Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости".
Кроме того, из материалов дела следует, что 24.06.2013 г. заявитель обратился с заявлением N 63-0-1-139/3301/2013-5749 о государственном учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с представленными правоустанавливающим документом на земельный участок, письмом мэрии г.о. Тольятти от 26.02.2013 г. N 1724/5.
22.07.2013 г. органом кадастрового учета принято решение N 63-00-119/13-159134 о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:17 в части изменения вида разрешенного использования с "для эксплуатации карьера по разработке суглинка и песка для дорожного строительства" на "промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности согласно санитарным нормам и правилам", также была пересчитана кадастровая стоимость земельного участка с применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 г. N 9 исходя из 9-ой группы видов разрешенного использования.
Таким образом, расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0303071:17 по постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 года N 473 исходя из 13 группы видов разрешенного использования земельного участка является достоверным и правомерным, так сведения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка были внесены 22.07.2013 г., на момент действия уже нового постановления Правительства Самарской области от 22.01.2013 г. N 9. в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2013 г. по делу N А55-14497/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)