Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2014 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-24364/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области к закрытому акционерному обществу "Электрон-авто" о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
установил:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Электрон-авто" (далее - ответчик) о взыскании 4 902 622 руб. 19 коп., из них: 2 456 625 руб. 42 коп. основного долга по договору аренды земельного участка N 020373з от 24.03.2005 за период с 01.01.2012 по 31.08.2013 и 2 445 996 руб. 77 коп. пени за просрочку платежа за период с 11.01.2012 по 31.08.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2014 исковое заявление удовлетворено частично. С ЗАО "Электрон-авто" в пользу Министерства взыскано 1 058 952 руб. 07 коп., из них: 433 725 руб. 60 коп. основного долга и 625 226 руб. 47 коп. пени.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 решение суда первой инстанции изменено, по делу принят новый судебный акт, которым с закрытого акционерного общества "Электрон-авто" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.01.2012 по 31.08.2013 в сумме 469 863 руб. 84 коп. и пени за период с 11.01.2012 по 31.08.2013 в сумме 419 429 руб. 80 коп.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, при определении размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следует руководствоваться постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, которое признано не противоречащим Федеральному закону.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24 марта 2005 года Комитет по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ЗАО "Электрон-авто" (арендатор) на основании постановления Главы города Самары от 29.11.2004 N 4538 заключили договор N 020272з аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору на условиях аренды земельный участок из категории "земли поселений" с кадастровым номером 63:01:01 12 002:0003, площадью 1189,60 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, для строительства многоэтажного паркинга с гаражами, станции технического обслуживания автомобилей, офисных помещений, магазина и автомобильной мойки замкнутого цикла.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора, его условия распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 29.11.2004, срок действия договора истекает 28.11.2009.
Договор зарегистрирован 06.05.2005 в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи от 24.03.2005.
Согласно пунктам 4.2 и 4.4 договора, арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования земельным участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (приложение N 3), за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.
Пунктом 4.3 договора определено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
По истечении срока действия договора ответчик продолжал пользоваться арендованным имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор N 020272з аренды земельного участка от 24.03.2005 был возобновлен на неопределенный срок на прежних условиях.
С 01.07.2006 Комитет по управлению имуществом г. Самары утратил правомочие действовать от имени государства при распоряжении государственной землей.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области) с 01.07.2006 наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, предназначенных для целей строительства.
Истец указывает, что в нарушение норм права, регулирующих арендные отношения, и условий договора N 020272з аренды земельного участка от 24.03.2005 ответчиком не выполнены обязательства по внесению арендной платы за пользование имуществом, в связи с этим за ним образовалась задолженность согласно расчету за период с 01.01.2012 по 31.08.2013 в размере 2 456 625 руб. 42 коп. Несвоевременная оплата арендных платежей послужила основанием для начисления неустойки, предусмотренной пунктом 7.2 договора, в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки, за период с 11.01.2012 по 31.08.2013 в размере 2 445 996 руб. 77 коп.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения в арбитражный суд первой инстанции с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 606, 614, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что размер арендной платы должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2006 N 308, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, действующее с 04.08.2009.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
При таких обстоятельствах, судами правомерно применены нормы Постановления Правительства Российской Федерации N 582.
Суд апелляционной инстанции полно, всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и принял обоснованный судебный акт.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда апелляционной инстанции, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А55-24364/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.СМОЛЕНСКИЙ
Судьи
К.Р.ГАРИФУЛЛИНА
И.Р.НАГИМУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-24364/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. по делу N А55-24364/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2014 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-24364/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области к закрытому акционерному обществу "Электрон-авто" о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
установил:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Электрон-авто" (далее - ответчик) о взыскании 4 902 622 руб. 19 коп., из них: 2 456 625 руб. 42 коп. основного долга по договору аренды земельного участка N 020373з от 24.03.2005 за период с 01.01.2012 по 31.08.2013 и 2 445 996 руб. 77 коп. пени за просрочку платежа за период с 11.01.2012 по 31.08.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2014 исковое заявление удовлетворено частично. С ЗАО "Электрон-авто" в пользу Министерства взыскано 1 058 952 руб. 07 коп., из них: 433 725 руб. 60 коп. основного долга и 625 226 руб. 47 коп. пени.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 решение суда первой инстанции изменено, по делу принят новый судебный акт, которым с закрытого акционерного общества "Электрон-авто" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.01.2012 по 31.08.2013 в сумме 469 863 руб. 84 коп. и пени за период с 11.01.2012 по 31.08.2013 в сумме 419 429 руб. 80 коп.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, при определении размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следует руководствоваться постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, которое признано не противоречащим Федеральному закону.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24 марта 2005 года Комитет по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ЗАО "Электрон-авто" (арендатор) на основании постановления Главы города Самары от 29.11.2004 N 4538 заключили договор N 020272з аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору на условиях аренды земельный участок из категории "земли поселений" с кадастровым номером 63:01:01 12 002:0003, площадью 1189,60 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, для строительства многоэтажного паркинга с гаражами, станции технического обслуживания автомобилей, офисных помещений, магазина и автомобильной мойки замкнутого цикла.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора, его условия распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 29.11.2004, срок действия договора истекает 28.11.2009.
Договор зарегистрирован 06.05.2005 в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи от 24.03.2005.
Согласно пунктам 4.2 и 4.4 договора, арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования земельным участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (приложение N 3), за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.
Пунктом 4.3 договора определено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
По истечении срока действия договора ответчик продолжал пользоваться арендованным имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор N 020272з аренды земельного участка от 24.03.2005 был возобновлен на неопределенный срок на прежних условиях.
С 01.07.2006 Комитет по управлению имуществом г. Самары утратил правомочие действовать от имени государства при распоряжении государственной землей.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области) с 01.07.2006 наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, предназначенных для целей строительства.
Истец указывает, что в нарушение норм права, регулирующих арендные отношения, и условий договора N 020272з аренды земельного участка от 24.03.2005 ответчиком не выполнены обязательства по внесению арендной платы за пользование имуществом, в связи с этим за ним образовалась задолженность согласно расчету за период с 01.01.2012 по 31.08.2013 в размере 2 456 625 руб. 42 коп. Несвоевременная оплата арендных платежей послужила основанием для начисления неустойки, предусмотренной пунктом 7.2 договора, в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки, за период с 11.01.2012 по 31.08.2013 в размере 2 445 996 руб. 77 коп.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения в арбитражный суд первой инстанции с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 606, 614, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что размер арендной платы должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2006 N 308, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, действующее с 04.08.2009.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
При таких обстоятельствах, судами правомерно применены нормы Постановления Правительства Российской Федерации N 582.
Суд апелляционной инстанции полно, всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и принял обоснованный судебный акт.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда апелляционной инстанции, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А55-24364/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.СМОЛЕНСКИЙ
Судьи
К.Р.ГАРИФУЛЛИНА
И.Р.НАГИМУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)