Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ДАЛИ-С" - представитель не явился, извещено,
от муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года по делу N А65-28348/2014 (судья Хасанов А.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДАЛИ-С" (ОГРН 1131650007136; ИНН 1650262710), Республика Татарстан, г. Набережные Челны, к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДАЛИ-С" (далее - ООО "ДАЛИ-С", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - ответчик, исполнительный комитет) о признании незаконными действий исполнительного комитета, выразившихся в отказе ООО "ДАЛИ-С" в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный, для строительства кафе, об обязании исполнительного комитета подготовить и выдать ООО "ДАЛИ-С" в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный, для строительства кафе.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года заявление удовлетворено, действия исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны, выразившиеся в отказе ООО "ДАЛИ-С" в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный признаны незаконными, как не соответствующие требованиям действующего законодательства. На исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем подготовки и выдачи ООО "ДАЛИ-С" в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный.
В апелляционной жалобе исполнительный комитет просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. При этом исполнительный комитет приводит ссылку на ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Исполнительный комитет ссылается на то, что по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. В связи с отсутствием проекта планировки, а также проекта межевания территории земельного участка, разработка градостроительного плана не представляется возможной.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ДАЛИ-С" на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от 17 мая 2013 года является арендатором земельного участка с кадастровым N 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, парк Прибрежный. Общество 20 октября 2014 года обратилось к ответчику с заявлением N 17/10-2014 о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, парк Прибрежный, под строительство кафе.
Исполнительный комитет письмом от 05 ноября 2014 года N 05-7548 отказал обществу в подготовке градостроительного плана земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что проект планировки территории, в границах которой расположен указанный земельный участок, отсутствует.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 03 августа 2000 года между администрацией г. Набережные Челны и ОАО "Агрофирма "Сосновоборская" был заключен договор на аренду земли N 1463, согласно которому ОАО "Агрофирма "Сосновоборская" был передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 0,070 га, расположенный в парке Прибрежный, цель предоставления - для кафе.
Указанный земельный участок площадью 700 кв. м из земель населенных пунктов, разрешенное использование - под кафе, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный, поставлен на государственный кадастровый учет 24 декабря 2001 года, присвоен кадастровый N 16:52:050101:34.
Между Скорняковым А.В. и ООО "КУПЕР" 28 ноября 2007 года заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем), в соответствии с которым к ООО "КУПЕР" перешли все права и обязанности по договору на аренду земли от 03 августа 2000 года N 1463.
Между ООО "КУПЕР" и ООО "АРС НОВА" 20 октября 2009 года был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем), по которому к ООО "АРС НОВА" перешли все права и обязанности по договору на аренду земли от 03 августа 2000 года N 1463.
Между ООО "АРС НОВА" и ООО "ДАЛИ-С" 17 мая 2013 года был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем), по которому к ООО "ДАЛИ-С" перешли все права и обязанности по договору на аренду земли от 03 августа 2000 года N 1463.
В обоснование отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка ответчик сослался на то, что проект планировки территории, в границах которой расположен указанный земельный участок, отсутствует.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно положениям частей 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Исходя из частей 1, 2, 3, 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
Нормами частей 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
При этом в силу частей 1, 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Исходя из вышеизложенного, градостроительный план земельного участка может быть выдан не только в составе документации по планировке и межеванию территории, но и в виде отдельного документа.
В соответствии с оспариваемым письмом ответчика единственным основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка явилось то обстоятельство, что в установленном порядке не утвержден проект планировки территории, в границах которой расположен спорный земельный участок.
Вместе с тем такое основание отказа в выдаче градостроительного плана, как отсутствие проекта планировки территории, не предусмотрено ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденным постановлением исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 27 сентября 2013 года N 5858.
Кроме того, информация, содержащаяся в представленном заявителем пакете документов, достаточна для указания в испрашиваемом градостроительном плане применительно к пункту 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 16:52:050101:34, площадью 700 кв. м поставлен на кадастровый учет, сведения о нем достаточны для определения его границ на местности.
С учетом вышеуказанного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что применительно к данному земельному участку может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка и законных оснований для отказа в выдаче градостроительного плана у ответчика не имелось, отказ в выдаче градостроительного плана нарушает права и законные интересы заявителя в отношении использования земельного участка в предоставленных ему целях для осуществления им предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование заявителя о признании незаконным отказа исполнительного, изложенного в письме N 06/1887 от 16 июня 2014 года.
В соответствии с ч. 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В случае признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным или оспариваемых действий (бездействия) незаконным в решении суда должно быть указание на обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае имеет место неправомерный отказ ответчика в виде непредставления заявителю градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный.
В части документов, приложенных заявителем с письмом, направленном ответчику, суд первой инстанции установил, что заявителем представлен полный комплект документов, необходимых для получения градостроительного плана земельного участка, согласно п. 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением от 27 сентября 2013 года N 5858 исполнительного комитета.
Следовательно, у ответчика отсутствовали правовые основания для приостановления либо отказа в предоставления муниципальной услуги.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки и выдачи ООО "ДАЛИ-С" в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием проекта планировки, а также проекта межевания территории земельного участка, разработка градостроительного плана не представляется возможной, не принимаются. В данном случае отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории не может служить основанием для отказа в подготовке исполнительным комитетом градостроительного плана земельного участка и предоставлении его заявителю. При этом ссылка на ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Действительно, в вышеприведенной правовой норме указано на возможность подготовки документации по планировке территории за счет средств физических или юридических лиц. Вместе с тем пункт 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предполагает самостоятельную либо с привлечением соответствующих организаций подготовку документации по планировке территории уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Следовательно, подготовка документации по планировке территории является, в первую очередь, полномочием (обязанностью) органов местного самоуправления или органов исполнительной власти.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 04 февраля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на исполнительный комитет, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года по делу N А65-28348/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2015 N 11АП-3802/2015 ПО ДЕЛУ N А65-28348/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. по делу N А65-28348/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ДАЛИ-С" - представитель не явился, извещено,
от муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года по делу N А65-28348/2014 (судья Хасанов А.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДАЛИ-С" (ОГРН 1131650007136; ИНН 1650262710), Республика Татарстан, г. Набережные Челны, к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДАЛИ-С" (далее - ООО "ДАЛИ-С", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - ответчик, исполнительный комитет) о признании незаконными действий исполнительного комитета, выразившихся в отказе ООО "ДАЛИ-С" в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный, для строительства кафе, об обязании исполнительного комитета подготовить и выдать ООО "ДАЛИ-С" в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный, для строительства кафе.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года заявление удовлетворено, действия исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны, выразившиеся в отказе ООО "ДАЛИ-С" в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный признаны незаконными, как не соответствующие требованиям действующего законодательства. На исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем подготовки и выдачи ООО "ДАЛИ-С" в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный.
В апелляционной жалобе исполнительный комитет просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. При этом исполнительный комитет приводит ссылку на ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Исполнительный комитет ссылается на то, что по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. В связи с отсутствием проекта планировки, а также проекта межевания территории земельного участка, разработка градостроительного плана не представляется возможной.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ДАЛИ-С" на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) от 17 мая 2013 года является арендатором земельного участка с кадастровым N 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, парк Прибрежный. Общество 20 октября 2014 года обратилось к ответчику с заявлением N 17/10-2014 о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, парк Прибрежный, под строительство кафе.
Исполнительный комитет письмом от 05 ноября 2014 года N 05-7548 отказал обществу в подготовке градостроительного плана земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что проект планировки территории, в границах которой расположен указанный земельный участок, отсутствует.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 03 августа 2000 года между администрацией г. Набережные Челны и ОАО "Агрофирма "Сосновоборская" был заключен договор на аренду земли N 1463, согласно которому ОАО "Агрофирма "Сосновоборская" был передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 0,070 га, расположенный в парке Прибрежный, цель предоставления - для кафе.
Указанный земельный участок площадью 700 кв. м из земель населенных пунктов, разрешенное использование - под кафе, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный, поставлен на государственный кадастровый учет 24 декабря 2001 года, присвоен кадастровый N 16:52:050101:34.
Между Скорняковым А.В. и ООО "КУПЕР" 28 ноября 2007 года заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем), в соответствии с которым к ООО "КУПЕР" перешли все права и обязанности по договору на аренду земли от 03 августа 2000 года N 1463.
Между ООО "КУПЕР" и ООО "АРС НОВА" 20 октября 2009 года был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем), по которому к ООО "АРС НОВА" перешли все права и обязанности по договору на аренду земли от 03 августа 2000 года N 1463.
Между ООО "АРС НОВА" и ООО "ДАЛИ-С" 17 мая 2013 года был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем), по которому к ООО "ДАЛИ-С" перешли все права и обязанности по договору на аренду земли от 03 августа 2000 года N 1463.
В обоснование отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка ответчик сослался на то, что проект планировки территории, в границах которой расположен указанный земельный участок, отсутствует.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно положениям частей 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Исходя из частей 1, 2, 3, 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
Нормами частей 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
При этом в силу частей 1, 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Исходя из вышеизложенного, градостроительный план земельного участка может быть выдан не только в составе документации по планировке и межеванию территории, но и в виде отдельного документа.
В соответствии с оспариваемым письмом ответчика единственным основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка явилось то обстоятельство, что в установленном порядке не утвержден проект планировки территории, в границах которой расположен спорный земельный участок.
Вместе с тем такое основание отказа в выдаче градостроительного плана, как отсутствие проекта планировки территории, не предусмотрено ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденным постановлением исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 27 сентября 2013 года N 5858.
Кроме того, информация, содержащаяся в представленном заявителем пакете документов, достаточна для указания в испрашиваемом градостроительном плане применительно к пункту 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 16:52:050101:34, площадью 700 кв. м поставлен на кадастровый учет, сведения о нем достаточны для определения его границ на местности.
С учетом вышеуказанного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что применительно к данному земельному участку может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка и законных оснований для отказа в выдаче градостроительного плана у ответчика не имелось, отказ в выдаче градостроительного плана нарушает права и законные интересы заявителя в отношении использования земельного участка в предоставленных ему целях для осуществления им предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование заявителя о признании незаконным отказа исполнительного, изложенного в письме N 06/1887 от 16 июня 2014 года.
В соответствии с ч. 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В случае признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным или оспариваемых действий (бездействия) незаконным в решении суда должно быть указание на обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае имеет место неправомерный отказ ответчика в виде непредставления заявителю градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный.
В части документов, приложенных заявителем с письмом, направленном ответчику, суд первой инстанции установил, что заявителем представлен полный комплект документов, необходимых для получения градостроительного плана земельного участка, согласно п. 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением от 27 сентября 2013 года N 5858 исполнительного комитета.
Следовательно, у ответчика отсутствовали правовые основания для приостановления либо отказа в предоставления муниципальной услуги.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки и выдачи ООО "ДАЛИ-С" в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:34, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, территория парка Прибрежный.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием проекта планировки, а также проекта межевания территории земельного участка, разработка градостроительного плана не представляется возможной, не принимаются. В данном случае отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории не может служить основанием для отказа в подготовке исполнительным комитетом градостроительного плана земельного участка и предоставлении его заявителю. При этом ссылка на ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Действительно, в вышеприведенной правовой норме указано на возможность подготовки документации по планировке территории за счет средств физических или юридических лиц. Вместе с тем пункт 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предполагает самостоятельную либо с привлечением соответствующих организаций подготовку документации по планировке территории уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Следовательно, подготовка документации по планировке территории является, в первую очередь, полномочием (обязанностью) органов местного самоуправления или органов исполнительной власти.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 04 февраля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на исполнительный комитет, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года по делу N А65-28348/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)