Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Решением суда был признан незаконным отказ государственного органа субъекта РФ в предоставлении заявителю земельного участка под строительство здания по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Государственный орган субъекта РФ направил в орган местного самоуправления обращение об обеспечении проведения мероприятий по выбору земельного участка. Органом местного самоуправления указанные мероприятия не проводятся, акт о его выборе заявителю не выдан.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Пержукова Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Крыловой В.Н.,
судей Улыбиной С.А. и Титова С.Е.
при секретаре С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
27 мая 2015 года
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по апелляционной жалобе П.М.
на решение Центрального районного суда г. Твери
от 17 февраля 2015 года,
которым постановлено:
"Признать не соответствующим требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть незаконным, бездействие администрации города Твери, выразившееся в не проведении мероприятий по выбору земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в г. Твери в кадастровом квартале <данные изъяты> под строительство торгово-офисного здания.
В удовлетворении остальной части заявления П.М. <данные изъяты> отказать".
Судебная коллегия
установила:
П.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Твери, выразившегося в не проведении мероприятий по выбору земельного участка и возложении обязанности по выдаче акта выбора земельного участка.
Требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Твери от 05 марта 2014 года признан незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в предоставлении заявителю земельного участка под строительство торгово-офисного центра по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, на министерство возложена обязанность направить обращение в администрацию города Твери об обеспечении проведения мероприятий по выбору земельного участка. Министерство направило соответствующее обращение в администрацию города Твери. В нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией города Твери мероприятия по выбору земельного участка не проводятся, акт о его выборе заявителю не выдан, чем нарушается его право на свободный доступ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным третьим лицам. Администрацией г. Твери обеспечено информирование населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство в газете "Вся Тверь" 05 сентября 2014 года, однако акт выбора земельного участка заявителю не выдан. Решением Центрального районного суда г. Твери от 02 октября 2014 года бездействие администрации г. Твери, выразившееся в не проведении мероприятий по выбору земельного участка под строительство торгово-офисного здания было признано незаконным, а на администрацию г. Твери была возложена обязанность по выдаче П.М. акта выбора указанного земельного участка. Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 30 декабря 2014 года данное решение суда было отменено, а требования П.М. оставлены без удовлетворения, со ссылкой на преждевременность разрешения судом заявленных требований, поскольку месячный срок с даты публикации информации о возможном предстоящем предоставлении земельного участка под строительство не истек. Данный срок истек 05 октября 2014 года, невыполнение до настоящего времени органом местного самоуправления мероприятий по выбору земельного участка свидетельствует о его незаконном бездействии.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Правительство Тверской области, М., К.Д.Г., К.Н., религиозная организация "Тверская и Кашинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", П.А., ООО "ДКС", Ф.
В судебное заседание П.М. не явился, поручив ведение дела своему представителю Л., который заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Твери по доверенности В. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель заинтересованного лица министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности С.Ю. заявленные требования не признала.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области по доверенности К.Е. заявленные требования не признала.
Заинтересованное лицо М., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, также сообщила, что в настоящее время какой-либо экономический интерес к земельному участку ею утрачен.
От заинтересованных лиц К.Д.В., не явившегося в судебное заседание, и Ф., действующего в своих интересах и в интересах религиозной организации "Тверская и Кашинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", поступили письменные возражения, просили отказать заявителю в удовлетворении его заявления.
Заинтересованное лицо ООО "ДКС" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
Заинтересованное лицо П.А. телефонограммой от 16.02.2015 просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо К.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе П.М. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на администрацию г. Твери обязанности по выдаче акта о выборе земельного участка.
При этом указывает, что вывод суда о том, что процедура рассмотрения заявления была завершена, нельзя признать обоснованным, поскольку заявление о предоставлении земельного участка не было оставлено без рассмотрения, а иных заявлений о предоставлении земельного участка под строительство в министерство П.М. не направлялось. Заявление о признании бездействия администрации незаконным поступило в суд 23.01.2015, а решение министерства об отказе в предоставлении земельного участка под строительство принято 29.01.2015. Между тем, обязанность по обеспечению мероприятий по выбору земельного участка под строительство, с учетом норм ст. 31 ЗК РФ и решения Центрального районного суда г. Твери от 05.03.2014, возникла у администрации г. Твери по истечении месяца с даты опубликования сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство, то есть 05.10.2014. При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции неправомерно придал правообразующее значение письму Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 29.01.2015. К доводам администрации города Твери и министерства о наличии иных заявлений о предоставлении спорного земельного участка под строительство следует отнестись критически. В силу положений ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления должен обеспечить информирование неопределенного круга лиц о проводимой процедуре выбора земельного участка под строительство в целях учета мнения местного населения по данному вопросу. Положений о невозможности осуществления процедуры выбора земельного участка под строительство ввиду поступления заявлений иных лиц о предоставлении земельного участка нормы упомянутой статьи не содержат.
Кроме того, из решения Центрального районного суда г. Твери от 05.03.2014 следует, что какие-либо препятствия для осуществления процедуры выбора земельного участка отсутствует и такая процедура должна быть П.М. обеспечена. По аналогичным основаниям не может быть признана обоснованной ссылка заинтересованных лиц на постановление администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па "Об утверждении Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь". Удовлетворение заявленных требований в части не отвечает требованиям ч. 1 ст. 258 ГПК РФ и нарушенных прав заявителя не восстанавливает.
С учетом того, что решение министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 29.01.2015 N 1203 и протокол заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18.12.2014 свидетельствуют о совершении заинтересованными лицами соответствующих действий после возникновения обязанности по обеспечению мероприятий по выбору земельного участка под строительство, автор жалобы просит суд апелляционной инстанции на основании положений ст. 13 ГК РФ не применять данный акт государственного органа, как противоречащий положениям ст. 13 ГПК РФ и ст. 31 ЗК РФ, а также приостановить действие решения министерства от 29.01.2015.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Тверской области по доверенности К.Е. и представитель администрации города Твери по доверенности Р. указывают на законность и обоснованность решения суда.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель П.М. представитель ООО "ДКС", Религиозной организации "Тверская и Кашинская Епархия Православной Церкви (Московский Патриархат)", Ф., М., К.Н., П.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. При таких обстоятельствах, судебная коллегия в соответствии с требованиями части 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав представителя П.М. - Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей администрации города Твери по доверенности Р. и Т., представителя Правительства Тверской области по доверенности К.Е., представителей Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности А. и С.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу п. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-ип "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области" на министерство возложена обязанность по осуществлению полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь.
Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "город Тверь" утвержден постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па.
Статья 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в п. 5 ст. 30 ЗК РФ.
При исследовании материалов дела и фактических обстоятельств спора судом установлено, что П.М. обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду по процедуре предварительного согласования места размещения объекта земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м для строительства торгово-офисного здания в кадастровом квартале <данные изъяты>. Заявление П.М. было рассмотрено по существу, в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта отказано. Решением Центрального районного суда города Твери от 05.03.2014, вступившим в законную силу, отказ в предоставлении земельного участка, оформленный письмом министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 22.01.2014 N 956-09, признан незаконным с возложением на министерство обязанности по направлению в администрацию города Твери письма об обеспечении П.М. выбора земельного участка под строительство.
Во исполнение указанного решения суда министерством имущественных и земельных отношений Тверской области в администрацию города Твери было направлено письмо от 07.08.2014 N 14681-09 об обеспечении мероприятий по выбору заявителю земельного участка под строительство торгово-офисного здания и об обеспечении информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Анализ положений п. 2 и 5 ст. 31 ЗК РФ свидетельствует о том, что оформление акта выбора земельного участка или невозможности такого выбора, который подлежит выдаче заявителю, является обязательным.
05 сентября 2014 года в газете "Вся Тверь" N 63 (477) была опубликована информация о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов строительства на территории города Твери.
После опубликования данной информации в отношении испрашиваемого П.М. земельного участка поступили заявления М., К.Д.Г., К.Н., религиозной организации Тверская и Кашинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", П.А., ООО "ДКС", Ф., ООО "СК-Групп".
В такой ситуации право на заключение договора земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ, о чем письмом от 06.11.2014 N 01/6240-и администрация города Твери поставила в известность министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Вместе с тем, акт, предусматривающий возможность выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора для строительства конкретного объекта недвижимости или невозможность такого выбора, орган местного самоуправления заявителю не выдал, в связи с чем бездействие администрации города Твери признано судом первой инстанции незаконным.
18 декабря 2014 года на заседании Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям рассмотрен вопрос о целесообразности предоставления земельного участка для строительства. Межведомственная комиссия пришла к выводу о нецелесообразности предоставления испрашиваемого П.М. земельного участка под строительство по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку о предоставлении данного земельного участка имелось несколько заявлений. Министерству было рекомендовано рассмотреть возможность о формировании испрашиваемого земельного участка и предоставлении его в дальнейшем путем проведения торгов.
Письмом от 29.01.2015 N 1203-03 министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сообщило П.М. об отказе в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Также в письме разъяснялось, что в случае проведения аукциона по предоставлению земельного участка для строительства информация об этом будет размещена на официальном сайте РФ.
Учитывая, что по результатам рассмотрения заявления П.М. министерством принято решение, которое заявителем не оспорено, то процедура рассмотрения заявления П.М. завершена 29.01.2015.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на администрацию города Твери обязанности по выдаче акта выбора земельного участка.
С учетом приведенного выше, доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут быть приняты во внимание, так как они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 17 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.КРЫЛОВА
Судьи
С.А.УЛЫБИНА
С.Е.ТИТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1591/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Решением суда был признан незаконным отказ государственного органа субъекта РФ в предоставлении заявителю земельного участка под строительство здания по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Государственный орган субъекта РФ направил в орган местного самоуправления обращение об обеспечении проведения мероприятий по выбору земельного участка. Органом местного самоуправления указанные мероприятия не проводятся, акт о его выборе заявителю не выдан.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. по делу N 33-1591
судья Пержукова Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Крыловой В.Н.,
судей Улыбиной С.А. и Титова С.Е.
при секретаре С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
27 мая 2015 года
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по апелляционной жалобе П.М.
на решение Центрального районного суда г. Твери
от 17 февраля 2015 года,
которым постановлено:
"Признать не соответствующим требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть незаконным, бездействие администрации города Твери, выразившееся в не проведении мероприятий по выбору земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в г. Твери в кадастровом квартале <данные изъяты> под строительство торгово-офисного здания.
В удовлетворении остальной части заявления П.М. <данные изъяты> отказать".
Судебная коллегия
установила:
П.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Твери, выразившегося в не проведении мероприятий по выбору земельного участка и возложении обязанности по выдаче акта выбора земельного участка.
Требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Твери от 05 марта 2014 года признан незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в предоставлении заявителю земельного участка под строительство торгово-офисного центра по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, на министерство возложена обязанность направить обращение в администрацию города Твери об обеспечении проведения мероприятий по выбору земельного участка. Министерство направило соответствующее обращение в администрацию города Твери. В нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией города Твери мероприятия по выбору земельного участка не проводятся, акт о его выборе заявителю не выдан, чем нарушается его право на свободный доступ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным третьим лицам. Администрацией г. Твери обеспечено информирование населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство в газете "Вся Тверь" 05 сентября 2014 года, однако акт выбора земельного участка заявителю не выдан. Решением Центрального районного суда г. Твери от 02 октября 2014 года бездействие администрации г. Твери, выразившееся в не проведении мероприятий по выбору земельного участка под строительство торгово-офисного здания было признано незаконным, а на администрацию г. Твери была возложена обязанность по выдаче П.М. акта выбора указанного земельного участка. Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 30 декабря 2014 года данное решение суда было отменено, а требования П.М. оставлены без удовлетворения, со ссылкой на преждевременность разрешения судом заявленных требований, поскольку месячный срок с даты публикации информации о возможном предстоящем предоставлении земельного участка под строительство не истек. Данный срок истек 05 октября 2014 года, невыполнение до настоящего времени органом местного самоуправления мероприятий по выбору земельного участка свидетельствует о его незаконном бездействии.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Правительство Тверской области, М., К.Д.Г., К.Н., религиозная организация "Тверская и Кашинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", П.А., ООО "ДКС", Ф.
В судебное заседание П.М. не явился, поручив ведение дела своему представителю Л., который заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Твери по доверенности В. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель заинтересованного лица министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности С.Ю. заявленные требования не признала.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области по доверенности К.Е. заявленные требования не признала.
Заинтересованное лицо М., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, также сообщила, что в настоящее время какой-либо экономический интерес к земельному участку ею утрачен.
От заинтересованных лиц К.Д.В., не явившегося в судебное заседание, и Ф., действующего в своих интересах и в интересах религиозной организации "Тверская и Кашинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", поступили письменные возражения, просили отказать заявителю в удовлетворении его заявления.
Заинтересованное лицо ООО "ДКС" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
Заинтересованное лицо П.А. телефонограммой от 16.02.2015 просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо К.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе П.М. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на администрацию г. Твери обязанности по выдаче акта о выборе земельного участка.
При этом указывает, что вывод суда о том, что процедура рассмотрения заявления была завершена, нельзя признать обоснованным, поскольку заявление о предоставлении земельного участка не было оставлено без рассмотрения, а иных заявлений о предоставлении земельного участка под строительство в министерство П.М. не направлялось. Заявление о признании бездействия администрации незаконным поступило в суд 23.01.2015, а решение министерства об отказе в предоставлении земельного участка под строительство принято 29.01.2015. Между тем, обязанность по обеспечению мероприятий по выбору земельного участка под строительство, с учетом норм ст. 31 ЗК РФ и решения Центрального районного суда г. Твери от 05.03.2014, возникла у администрации г. Твери по истечении месяца с даты опубликования сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство, то есть 05.10.2014. При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции неправомерно придал правообразующее значение письму Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 29.01.2015. К доводам администрации города Твери и министерства о наличии иных заявлений о предоставлении спорного земельного участка под строительство следует отнестись критически. В силу положений ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления должен обеспечить информирование неопределенного круга лиц о проводимой процедуре выбора земельного участка под строительство в целях учета мнения местного населения по данному вопросу. Положений о невозможности осуществления процедуры выбора земельного участка под строительство ввиду поступления заявлений иных лиц о предоставлении земельного участка нормы упомянутой статьи не содержат.
Кроме того, из решения Центрального районного суда г. Твери от 05.03.2014 следует, что какие-либо препятствия для осуществления процедуры выбора земельного участка отсутствует и такая процедура должна быть П.М. обеспечена. По аналогичным основаниям не может быть признана обоснованной ссылка заинтересованных лиц на постановление администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па "Об утверждении Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь". Удовлетворение заявленных требований в части не отвечает требованиям ч. 1 ст. 258 ГПК РФ и нарушенных прав заявителя не восстанавливает.
С учетом того, что решение министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 29.01.2015 N 1203 и протокол заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18.12.2014 свидетельствуют о совершении заинтересованными лицами соответствующих действий после возникновения обязанности по обеспечению мероприятий по выбору земельного участка под строительство, автор жалобы просит суд апелляционной инстанции на основании положений ст. 13 ГК РФ не применять данный акт государственного органа, как противоречащий положениям ст. 13 ГПК РФ и ст. 31 ЗК РФ, а также приостановить действие решения министерства от 29.01.2015.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Тверской области по доверенности К.Е. и представитель администрации города Твери по доверенности Р. указывают на законность и обоснованность решения суда.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель П.М. представитель ООО "ДКС", Религиозной организации "Тверская и Кашинская Епархия Православной Церкви (Московский Патриархат)", Ф., М., К.Н., П.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. При таких обстоятельствах, судебная коллегия в соответствии с требованиями части 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав представителя П.М. - Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей администрации города Твери по доверенности Р. и Т., представителя Правительства Тверской области по доверенности К.Е., представителей Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности А. и С.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу п. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-ип "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области" на министерство возложена обязанность по осуществлению полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь.
Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "город Тверь" утвержден постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па.
Статья 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в п. 5 ст. 30 ЗК РФ.
При исследовании материалов дела и фактических обстоятельств спора судом установлено, что П.М. обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду по процедуре предварительного согласования места размещения объекта земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м для строительства торгово-офисного здания в кадастровом квартале <данные изъяты>. Заявление П.М. было рассмотрено по существу, в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта отказано. Решением Центрального районного суда города Твери от 05.03.2014, вступившим в законную силу, отказ в предоставлении земельного участка, оформленный письмом министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 22.01.2014 N 956-09, признан незаконным с возложением на министерство обязанности по направлению в администрацию города Твери письма об обеспечении П.М. выбора земельного участка под строительство.
Во исполнение указанного решения суда министерством имущественных и земельных отношений Тверской области в администрацию города Твери было направлено письмо от 07.08.2014 N 14681-09 об обеспечении мероприятий по выбору заявителю земельного участка под строительство торгово-офисного здания и об обеспечении информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Анализ положений п. 2 и 5 ст. 31 ЗК РФ свидетельствует о том, что оформление акта выбора земельного участка или невозможности такого выбора, который подлежит выдаче заявителю, является обязательным.
05 сентября 2014 года в газете "Вся Тверь" N 63 (477) была опубликована информация о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов строительства на территории города Твери.
После опубликования данной информации в отношении испрашиваемого П.М. земельного участка поступили заявления М., К.Д.Г., К.Н., религиозной организации Тверская и Кашинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", П.А., ООО "ДКС", Ф., ООО "СК-Групп".
В такой ситуации право на заключение договора земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ, о чем письмом от 06.11.2014 N 01/6240-и администрация города Твери поставила в известность министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Вместе с тем, акт, предусматривающий возможность выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора для строительства конкретного объекта недвижимости или невозможность такого выбора, орган местного самоуправления заявителю не выдал, в связи с чем бездействие администрации города Твери признано судом первой инстанции незаконным.
18 декабря 2014 года на заседании Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям рассмотрен вопрос о целесообразности предоставления земельного участка для строительства. Межведомственная комиссия пришла к выводу о нецелесообразности предоставления испрашиваемого П.М. земельного участка под строительство по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку о предоставлении данного земельного участка имелось несколько заявлений. Министерству было рекомендовано рассмотреть возможность о формировании испрашиваемого земельного участка и предоставлении его в дальнейшем путем проведения торгов.
Письмом от 29.01.2015 N 1203-03 министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сообщило П.М. об отказе в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Также в письме разъяснялось, что в случае проведения аукциона по предоставлению земельного участка для строительства информация об этом будет размещена на официальном сайте РФ.
Учитывая, что по результатам рассмотрения заявления П.М. министерством принято решение, которое заявителем не оспорено, то процедура рассмотрения заявления П.М. завершена 29.01.2015.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на администрацию города Твери обязанности по выдаче акта выбора земельного участка.
С учетом приведенного выше, доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут быть приняты во внимание, так как они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 17 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.КРЫЛОВА
Судьи
С.А.УЛЫБИНА
С.Е.ТИТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)