Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.09.2014 N 4Г-1983/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 года


Судья Красноярского краевого суда Астапов А.М., рассмотрев кассационную жалобу А.А.В. на решение Ермаковского районного суда от 13 марта 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 июня 2014 года по делу по иску прокурора Ермаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к А.А. ФИО5, администрации Ермаковского района о признании права аренды отсутствующим, истребовании земельного участка и исключении земельного участка из государственного кадастра недвижимости,

установил:

Решением Ермаковского районного суда от 13 марта 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 июня 2014 г., исковые требования прокурора Ермаковского района удовлетворены, постановлено: "Прекратить право аренды А.А.В. по договору аренды N 61 от 8 мая 2009 года земельного участка площадью 150 000 кв. м, кадастровый номер N, местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <адрес>.
Истребовать у А.А.В. путем передачи земельный участок площадью 150000 кв. м, кадастровый номер N местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир п. Новоозерный, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-запад, адрес ориентира: Ермаковский район, Красноярский край, Россия.
Исключить из государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью 150 000 кв. м, кадастровый номер N, местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в виде погашения (аннулирования) записи о договоре аренды земельного участка, прекращения права аренды А.А.В.".
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 18 июня 2014 г. решение Ермаковского районного суда от 13 марта 2014 г. в части истребования у А.А.В. земельного участка дополнено указанием на истребование земельного участка в пользу Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 25 августа 2014 г., А.А.В. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы кассационной жалобы, оснований для ее передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не нахожу.
Обращаясь в суд с иском к А.А.В., администрации Ермаковского района о признании права аренды отсутствующим, истребовании земельного участка и исключении земельного участка из государственного кадастра недвижимости, прокурор Ермаковского района требования мотивировал тем, что <дата> между администрацией Ермаковского района и А.А.В. был заключен договор аренды N 61 находящегося в федеральной собственности земельного участка, срок аренды с <дата> по <дата> года. Данный договор заключен сторонами на основании Постановления администрации Ермаковского района N 366-п от 05.05.2009 года. Проверкой установлено, что указанный земельный участок, предоставленный в аренду для использования в сельскохозяйственных целях, используется арендатором не по целевому назначению, на земельном участке арендатором размещен природно-развлекательный комплекс "Мигнинский парк". Поскольку спорный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда Российской Федерации, то администрация Ермаковского района не вправе была распоряжаться указанным земельным участком. На основании изложенного, с учетом уточнения требований просил: признать отсутствующим у А.А.В. права аренды на земельный участок с кадастровым номером N; истребовать данный земельный участок в пользу Российской Федерации из незаконного владения А.А.В. и исключить его из государственного кадастра недвижимости.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
Статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Такие земельные участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а лесной план - юридически действительным (статья 4.2 указанного Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 14 этого же закона вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
На территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя таксацию лесных участков (ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Как следует из материалов кассационной жалобы и установлено нижестоящими судами, постановлением администрации Ермаковского района N 366-п от 05.05.2009 года А.А.В. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 150 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <адрес> (далее спорный земельный участок).
<дата> между администрацией Ермаковского района и А. заключен договор аренды в отношении спорного земельного участка, по условиям которого земельный участок предоставлен в аренду сроком на 5 лет для осуществления сельскохозяйственного использования.
Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
По данным кадастрового паспорта спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.07.2008 года, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования; имеет площадь 150 000 кв. м, площадь участка соответствует материалам межевания.
Судами также достоверно установлено, что фактически земельный участок используется А.А.В. для организации досуга и отдыха граждан, на нем размещен природно-развлекательный комплекс "Мигнинский парк", кроме того, земельный участок большей частью располагается в границах земель государственного лесного фонда Российской Федерации на территории КГКУ "Ермаковское лесничество".
Согласно свидетельству о регистрации права собственности от <дата> Российской Федерации принадлежит право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 72 562 га, по адресу: Красноярский <адрес>, кадастровый условный номер: N
Свидетельством о регистрации права собственности от 20.06.2013 года также подтверждено право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: все виды использования лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ и регламентом лесничества, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 года N 91-о (в редакции приказа от 13.03.2013 года N 75-о), общая площадь 52 764,3 га, адрес объекта: <адрес>, в числе прочего ООО им В. квартал(ы) (выд.) 7, 9-15, 16 (за исключением части выделов 17,25), 17, 20, 21, 22 (за исключением части выделов 2,7, 15, 17, 18, 19, 20), 23, 25-35; лесному участку присвоен кадастровый условный номер N.
Учитывая приведенные обстоятельства, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, с соблюдением требований статей 67 и 198 ГПК РФ, руководствуясь нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что действующее лесное законодательство, а также Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления муниципальных районов полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований, в связи с чем право аренды А.А.В. на спорный земельный участок подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что администрацией Ермаковского района был передан А.А.В. земельный участок, собственность на который не разграничена, учитывая, что судами достоверно установлено наличие права собственности на него Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что к участию в деле не был привлечен материальный истец - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции, обоснованно был отклонен.
Обстоятельства гражданского дела, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не опровергают выводы судов, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную как в суде первой инстанции, так и в суде второй инстанции, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в постановлении суда апелляционной инстанции и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Учитывая задачи кассационного производства, а также, что, основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке является нарушение норм материального и процессуального права, в случае если без устранения судебной ошибки невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав и свобод и законных интересов, принцип правовой определенности, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных постановлений. Следовательно, не имеется причин для передачи жалобы в Президиум краевого суда для рассмотрения ее по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 383 ГПК РФ, судья

определил:

В передаче кассационной жалобы А. ФИО6 для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, отказать.

Судья
Красноярского краевого суда
А.М.АСТАПОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)