Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2014 N 11АП-3174/2014 ПО ДЕЛУ N А65-20746/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу N А65-20746/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 23 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 25 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Адамант" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 января 2014 г. по делу N А65-20746/2013 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адамант" (ИНН 1645022174, ОГРН 1071689001603), г. Бугульма, Республика Татарстан,
к Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, г. Бугульма, Республика Татарстан,
Палате имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, г. Бугульма, Республика Татарстан,
третье лицо - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействия, решения, действий,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Адамант" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее первый ответчик) о признании незаконным бездействия первого ответчика по решению вопроса об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 16:13:120513:1082, принадлежащего ООО "Адамант" на праве собственности и к Палате имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее второй ответчик) о признании незаконным решения и действий второго ответчика, изложенных в письме от 26.07.2013 г. N 1578/1, создающих препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 января 2014 г. по делу N А65-20746/2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.02.2010 г. по результатам открытых аукционных торов по договору купли-продажи N 61 заявитель приобрел у Муниципального образования Бугульминский муниципальный района Республики Татарстан земельный участок с кадастровым номером 16:13:120513:1082, о чем выдано свидетельство о праве собственности заявителя на участок.
Вышеуказанный участок разделен на три самостоятельных участка, в том числе на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:13:120513:1082, размером 56 025 кв. м, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Право собственности на данный участок зарегистрировано за заявителем.
24.06.2013 г. заявитель обратился в исполком Бугульминского муниципального района Республики Татарстан с письмом исх. N 63 (л.д. 11) об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на "земли, занятые древесно-кустарниковыми насаждениями".
Письмом от 26.07.2013 исх. N 1578/1 второй ответчик указал Обществу на невозможность изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:13:120513:1082.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Между тем, вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, не может решаться в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, то есть путем проведения публичных слушаний.
Согласно п. п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
В силу п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Однако, согласно статье 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в пределах границ соответствующей территориальной зоны. В свою очередь, градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки как документа градостроительного зонирования, которое является зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только при условии вхождения земельного участка в территорию муниципального образования и при наличии градостроительного зонирования.
Порядок перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию регулируется Законом N 172-ФЗ.
В силу п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.
Пунктом 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Как видно из материалов дела, заявитель обратился к первому ответчику с письмом об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на "земли, занятые древесно-кустарниковыми насаждениями".
На основании указанных норм в совокупности с положениями пункта 9 статьи 1, части 6 статьи 30, статей 36, 37 ГрК РФ арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, может быть изменен только после изменения категории этих земель.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Законом N 101-ФЗ, "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" которым не предусмотрено изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Выводы суда в решении соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.11.2011 г. N Ф09-7689/11 по делу N А07-6024/2011, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.10.2013 г. N Ф04-6159/13 по делу N А03-17891/2012, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.03.2013 г. N Ф07-8/13 по делу N А21-2818/2012, Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.09.2012 г. N Ф05-8878/12 по делу N А41-2265/2012.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 января 2014 г. по делу N А65-20746/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)