Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2015 N Ф05-16717/2014 ПО ДЕЛУ N А41-50341/13

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. по делу N А41-50341/13


Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Дудкиной О.В.
судей: Крекотнева С.Н., Туболец И.В.
при участии в заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчиков:
Правительства Москвы: Зебелян С.А. по дов. от 30.04.2014 N 4-47-410/4; Шатихин Н.В. по дов. от 30.04.2014 N 4-47-409/4
- ГПБУ города Москвы "Московское городское управление природными территориями": Якута Д.А. по дов. от 31.12.2014 N 03-12-317; Ильин Ю.В. по дов. от 31.12.2014 N 03-12-318;
- от третьих лиц:
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен;
- Федеральное агентство лесного хозяйства: не явился, извещен;
- ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские": Насонов И.В. по дов. от 14.07.2014;
- Министерство культуры Российской Федерации: Рысева Е.В. по дов. от 09.01.2013 N 3-43 "Д";
- Комитет лесного хозяйства Московской области: Виноградова Е.А. по дов. от 29.12.2014 N 26дов-546
Правительство Московской области: Горячева Ю.И. по дов. от 26.11.2014 N исх-14558/03-05
- Администрация городского поселения Горки Ленинские: Глебов С.Ю. по дов. от 20.12.2012;
- ГУП города Москвы "Центр по выполнению работ по оказанию услуг природоохранного назначения": не явился, извещен;
- ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: не явился; извещен;
- рассмотрев 29 января 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Правительства Москвы и Государственного природоохранного бюджетного учреждения "Московское городское управление природными территориями"
на решение от 04 августа 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление от 13 октября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-50341/13
по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом
к Правительству Москвы, ГПБУ города Москвы "Московское городское управление природными территориями"
о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства; ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские"; Министерство культуры Российской Федерации; Комитет лесного хозяйства Московской области; Правительство Московской области; Администрация городского поселения Горки Ленинские; ГУП города Москвы "Центр по выполнению работ по оказанию услуг природоохранного назначения"; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

установил:

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Правительству Москвы и ГПБУ города Москвы "Московское городское управление природными территориями" (далее - ГПБУ "Мосприрода") о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, с кадастровым номером 50:21:000000:497, общей площадью 22 604 195 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские", Министерство культуры Российской Федерации, Комитет лесного хозяйства Московской области, Правительство Московской области, Администрация городского поселения Горки Ленинские, ГУП города Москвы "Центр по выполнению работ по оказанию услуг природоохранного назначения", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2014 года, иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением судов двух инстанций, Правительство Москвы и ГПБУ "Мосприрода", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушение ими норм материального и процессуального права, обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Московского округа.
В кассационной жалобе Правительство Москвы, ссылаясь на неправомерность выводов судов об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности, а также на неисследованность судами факта нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности г. Москве, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение.
ГПБУ "Мосприрода" в своей кассационной жалобе просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, указывая также на то, что часть спорного земельного участка относится к "землям населенных пунктов".
От Федерального агентства лесного хозяйства и ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские" поступили отзывы на кассационные жалобы.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, суд, совещаясь на месте определил: отзывы приобщить к материалам дела; дополнительные отзывы N 1 и N 2 от ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские", а также приложенные к ним дополнительные документы возвратить представителю подателя в судебном заседании под роспись, поскольку суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по сбору, исследованию и оценке доказательств.
Представители Росимущества и третьих лиц - Управления Росреестра по Московской области, ГУП города Москвы "Центр по выполнению работ по оказанию услуг природоохранного назначения", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
От Федерального агентства лесного хозяйства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представители третьих лиц - ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские", Министерство культуры Российской Федерации, Комитет лесного хозяйства Московской области, Правительство Московской области и Администрация городского поселения Горки Ленинские возражали против удовлетворения кассационных жалоб ответчиков, просили принятые по делу судебные акты судов двух инстанций оставить в силе.
Выслушав представителей ответчиков и третьих лиц, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Судами установлено, что основанием для обращения Росимущества в арбитражный суд с настоящими требованиями послужила регистрация за ГПБУ "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам г. Москвы" на основании Постановления Правительства Москвы N 782-ПП от 18.08.2009 права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:21:000000:497, общей площадью 22 604 195 кв. м, расположенным по адресу: Московская область, Ленинский район.
Между тем, в соответствии с кадастровой выпиской от 31.01.2013 N МО-13/3В-80031 весь спорный земельный участок относится к категории земель: "земли лесного фонда".
Полагая, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:21:000000:497 зарегистрировано за ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО г. Москвы" в нарушении действующего законодательства, Росимущество обратилось с требованием о признании отсутствующим данного права и признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования истца, исходили из отсутствия у Правительства Москвы правовых оснований распоряжаться спорным земельным участком, в частности, передавать его в постоянное (бессрочное) пользование ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО г. Москвы", поскольку материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации, к тому же, на нем располагается Музей-заповедник "Горки Ленинские", относящийся к объекту исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель лесного фонда.
Поскольку как установлено судами земельный участок с кадастровым номером 50:21:000000:497 полностью относится к категории земель - "земли лесного фонда", суды пришли к правильному выводу о наличии у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок.
Кроме того, суды указали, что на части спорного земельного участка расположен объект культурного наследия федерального значения, в связи с чем этот земельный участок относится исключительно к федеральной собственности.
Так, согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:21:000000:497 от 16.01.2014, на спорном земельном участке находятся здания, строения и сооружения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, используемые ФГБУК "Государственный исторический музей заповедник "Горки Ленинские".
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действии Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Таким образом, вывод судов о том, что правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация, также подтверждается фактом нахождения на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Доказательств обратного ответчиками в материалы дела не представлено.
Довод кассационной жалобы Правительства Москвы о неисследованности судами факта нахождения на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности г. Москве, был предметом рассмотрения судов двух инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Так, суд апелляционной инстанции указал, что нахождение на спорном земельном участке зданий, строений и сооружений, принадлежащих на праве собственности г. Москве, не является основанием для отказа в признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Вместе с тем, созданное Правительством Москвы бюджетное учреждение не лишено права на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении части земельного участка, необходимой для использования принадлежащих учреждению зданий, строений, сооружений.
Довод кассационной жалобы ГПБУ "Мосприрода" о том, что спорный земельный участок входит не только в состав земель категории "земли лесного фонда", но и в состав земель категории "земли населенных пунктов", не соответствует установленным судами фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам, содержащим сведения о спорном земельном участке, которые были предметом исследования судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Так, судами на основании кадастровой выписки от 31.01.2013 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:000000:497 полностью относится к категории земель: "земли лесного фонда".
Ссылка ГПБУ "Мосприрода" на экспертное заключение, в котором указана принадлежность земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов", направлена на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
С учетом вышеизложенного, суды двух инстанций правомерно пришли к выводу о том, что запись в ЕГРП о праве постоянного (бессрочного) пользования ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО г. Москвы" земельным участком с кадастровым номером 50:21:000000:497, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению спорным земельным участком, относящимся к разграниченной государственной собственности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие Правительства Москвы и ГПБУ "Мосприрода" с выводами судов, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2014 года по делу N А41-50341/13 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА

Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
И.В.ТУБОЛЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)