Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
при участии:
от истца (индивидуального предпринимателя Старкова Никиты Викторовича заявителя): не явились,
от ответчика (Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"): Михеев А.В., паспорт, доверенность N 59/2013-07 от 28.01.2013,
от третьих лиц (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, индивидуального предпринимателя Козыревой Ольги Владимировны, Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", муниципального образования город Пермь в лице Департамента земельных отношений администрации г. Перми): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 мая 2014 года
по делу N А50-2165/2014,
принятое судьей Вихниной М.А.
по иску индивидуального предпринимателя Старкова Никиты Викторовича (ОГРНИП 304590615400057, ИНН 590610283223)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, индивидуальный предприниматель Козырева Ольга Владимировна (ОГРНИП 311590428600047, ИНН 590417418881), Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", муниципальное образование город Пермь в лице Департамента земельных отношений администрации г. Перми,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Старков Никита Викторович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719230:102, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: авторемонтные мастерские, автомойки (относящиеся к V классу вредности по санитарной классификации и при условии соблюдения нормативной санитарно-защитной зоны не более 50 м), общей площадью 1 849 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 31аа, в размере рыночной стоимости в сумме 2 245 537 руб. (с учетом уточнения, принятого судом протокольным определением от 17.03.2014).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 17.03.2014 в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, индивидуальный предприниматель Козырева Ольга Владимировна, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", муниципальное образование город Пермь в лице Департамента земельных отношений администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2014 года иск удовлетворен полностью. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719230:120, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1849 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 31аа, равной рыночной в размере 2 245 537 руб. 00 коп. по состоянию на 01.01.2013. С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу индивидуального предпринимателя Старкова Никиты Викторовича взысканы денежные средства в размере 4000 руб. в порядке возмещения судебных расходов, понесенных в связи с уплатой государственной пошлины по иску.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. По мнению ответчика, в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированном праве истца на земельный участок, а также не зарегистрировано никаких обременений на спорный земельный участок, право истца не нарушено, следовательно, истец не является заинтересованным лицом по данному делу, не имеет права заявлять указанные требования. Относительно выкупной стоимости земельного участка ответчик указывает, что для определения такой цены не применяется кадастровая стоимость выкупаемого земельного участка, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что заинтересованность истца в установлении кадастровой стоимости прямо вытекает из нормы закона, а также конкретных фактических действий истца.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю также представило отзыв на апелляционную жалобу, просит отменить решение суда. По мнению третьего лица, поскольку рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то есть на 07.12.2013 (22 529 621 руб. 21 коп.). Истцом же был представлен отчет об оценке земельного участка, подготовленный по состоянию на 01.01.2013, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение - отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Старкову Никите Викторовичу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - 1-этажное кирпично-пеноблочное здание мойки легковых автомашин на 2 поста с отделением мелкого ремонта (лит. А), общая площадь 271.1 кв. м, адрес: Пермский край, город Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 31аа (л.д. 96).
По утверждению истца, указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номер 59:01:0719230:102, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: авторемонтные мастерские, автомойки (относящиеся к V классу вредности по санитарной классификации и при условии соблюдения нормативной санитарно-защитной зоны не более 50 м), общей площадью 1 849 кв. м расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 31аа.
Истцом заявлено о приобретении прав собственности на указанный земельный участок.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 27.01.2014 земельный участок с кадастровым номером 59:01:0719230:102 поставлен на государственный кадастровый учет 07.12.2013, категория - земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 22 529 621,24 руб. (л.д. 9).
Ссылаясь на отчет об оценке по состоянию на 01.01.2013, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями об установлении размера кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, соответствующие изменения в сведения о спорном земельном участке вносятся с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, находит решение законным, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы, по мнению апелляционного суда, не имеется.
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
С 01.01.2014 определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края".
В соответствии с п. 7 данного Постановления кадастровая стоимость, утвержденная настоящим Постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 г.
В обоснование рыночной стоимости спорного земельного участка истец представил в материалы дела Отчет N 36/-14 от 27.01.2014 на предмет определения рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2013 спорного земельного участка. Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка в соответствии с отчетом составила 2 245 537 руб. (т. 1 л.д. 48-108).
Отчет составлен индивидуальным предпринимателем Козыревой О.В.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, при этом, доказательств того, что на дату оценки для земельного участка была установленная иная кадастровая стоимость, не представлено.
В соответствии с п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 г. N 263 "Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Аналогичное требование предусмотрено п. 24.16 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
С учетом приведенных норм на представленный в материалы дела отчет получено положительное экспертное заключение от 30.01.2014 N 18/10-14 подготовленное некоммерческим партнерством "Межрегиональный отчет оценщиков", из которого следует, что данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (т. 1 л.д. 109-125).
Заинтересованность истца в установлении кадастровой стоимости следует из решения Дзержинского районного суда г. Перми от 01.08.2013 N 2-2175/2013, положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Ответчиком рыночная стоимость земельного участка, установленную отчетом об оценке, не оспаривалась.
Ходатайств о назначении экспертизы отчета оценщика не заявлялось.
Возражений со стороны муниципального образования г. Пермь по существу спора также не заявлено.
Дата оценки избрана в соответствии с правовой позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Функции органа кадастрового учета, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, в силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены именно на ответчика.
Суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, соответствующие изменения в сведения о спорном земельном участке подлежат внесению с момента вступления настоящего решения в законную силу.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), им дана надлежащая правовая оценка.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия решения, являющегося предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы, которые заключаются в иной - отличной от приведенной в обжалуемом решении, оценке этих обстоятельств, не влекут ее удовлетворение.
Довод ответчика о том, что истец не является заинтересованным лицом по данному делу, не имеет права заявлять указанные требования, подлежит отклонению.
Как правильно указал суд первой инстанции, заинтересованность истца в установлении кадастровой стоимости следует из решения Дзержинского районного суда г. Перми от 01.08.2013 N 2-2175/2013, положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Относительно выкупной стоимости земельного участка ответчик указывает, что для определения такой цены не применяется кадастровая стоимость выкупаемого земельного участка, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2014 года по делу N А50-2165/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2014 N 17АП-9096/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-2165/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. N 17АП-9096/2014-ГК
Дело N А50-2165/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
при участии:
от истца (индивидуального предпринимателя Старкова Никиты Викторовича заявителя): не явились,
от ответчика (Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"): Михеев А.В., паспорт, доверенность N 59/2013-07 от 28.01.2013,
от третьих лиц (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, индивидуального предпринимателя Козыревой Ольги Владимировны, Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", муниципального образования город Пермь в лице Департамента земельных отношений администрации г. Перми): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 мая 2014 года
по делу N А50-2165/2014,
принятое судьей Вихниной М.А.
по иску индивидуального предпринимателя Старкова Никиты Викторовича (ОГРНИП 304590615400057, ИНН 590610283223)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, индивидуальный предприниматель Козырева Ольга Владимировна (ОГРНИП 311590428600047, ИНН 590417418881), Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", муниципальное образование город Пермь в лице Департамента земельных отношений администрации г. Перми,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Старков Никита Викторович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719230:102, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: авторемонтные мастерские, автомойки (относящиеся к V классу вредности по санитарной классификации и при условии соблюдения нормативной санитарно-защитной зоны не более 50 м), общей площадью 1 849 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 31аа, в размере рыночной стоимости в сумме 2 245 537 руб. (с учетом уточнения, принятого судом протокольным определением от 17.03.2014).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 17.03.2014 в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, индивидуальный предприниматель Козырева Ольга Владимировна, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", муниципальное образование город Пермь в лице Департамента земельных отношений администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2014 года иск удовлетворен полностью. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719230:120, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1849 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 31аа, равной рыночной в размере 2 245 537 руб. 00 коп. по состоянию на 01.01.2013. С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу индивидуального предпринимателя Старкова Никиты Викторовича взысканы денежные средства в размере 4000 руб. в порядке возмещения судебных расходов, понесенных в связи с уплатой государственной пошлины по иску.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. По мнению ответчика, в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированном праве истца на земельный участок, а также не зарегистрировано никаких обременений на спорный земельный участок, право истца не нарушено, следовательно, истец не является заинтересованным лицом по данному делу, не имеет права заявлять указанные требования. Относительно выкупной стоимости земельного участка ответчик указывает, что для определения такой цены не применяется кадастровая стоимость выкупаемого земельного участка, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что заинтересованность истца в установлении кадастровой стоимости прямо вытекает из нормы закона, а также конкретных фактических действий истца.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю также представило отзыв на апелляционную жалобу, просит отменить решение суда. По мнению третьего лица, поскольку рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то есть на 07.12.2013 (22 529 621 руб. 21 коп.). Истцом же был представлен отчет об оценке земельного участка, подготовленный по состоянию на 01.01.2013, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение - отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Старкову Никите Викторовичу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - 1-этажное кирпично-пеноблочное здание мойки легковых автомашин на 2 поста с отделением мелкого ремонта (лит. А), общая площадь 271.1 кв. м, адрес: Пермский край, город Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 31аа (л.д. 96).
По утверждению истца, указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номер 59:01:0719230:102, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: авторемонтные мастерские, автомойки (относящиеся к V классу вредности по санитарной классификации и при условии соблюдения нормативной санитарно-защитной зоны не более 50 м), общей площадью 1 849 кв. м расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 31аа.
Истцом заявлено о приобретении прав собственности на указанный земельный участок.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 27.01.2014 земельный участок с кадастровым номером 59:01:0719230:102 поставлен на государственный кадастровый учет 07.12.2013, категория - земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 22 529 621,24 руб. (л.д. 9).
Ссылаясь на отчет об оценке по состоянию на 01.01.2013, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями об установлении размера кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, соответствующие изменения в сведения о спорном земельном участке вносятся с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, находит решение законным, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы, по мнению апелляционного суда, не имеется.
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
С 01.01.2014 определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края".
В соответствии с п. 7 данного Постановления кадастровая стоимость, утвержденная настоящим Постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 г.
В обоснование рыночной стоимости спорного земельного участка истец представил в материалы дела Отчет N 36/-14 от 27.01.2014 на предмет определения рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2013 спорного земельного участка. Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка в соответствии с отчетом составила 2 245 537 руб. (т. 1 л.д. 48-108).
Отчет составлен индивидуальным предпринимателем Козыревой О.В.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, при этом, доказательств того, что на дату оценки для земельного участка была установленная иная кадастровая стоимость, не представлено.
В соответствии с п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 г. N 263 "Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Аналогичное требование предусмотрено п. 24.16 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
С учетом приведенных норм на представленный в материалы дела отчет получено положительное экспертное заключение от 30.01.2014 N 18/10-14 подготовленное некоммерческим партнерством "Межрегиональный отчет оценщиков", из которого следует, что данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (т. 1 л.д. 109-125).
Заинтересованность истца в установлении кадастровой стоимости следует из решения Дзержинского районного суда г. Перми от 01.08.2013 N 2-2175/2013, положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Ответчиком рыночная стоимость земельного участка, установленную отчетом об оценке, не оспаривалась.
Ходатайств о назначении экспертизы отчета оценщика не заявлялось.
Возражений со стороны муниципального образования г. Пермь по существу спора также не заявлено.
Дата оценки избрана в соответствии с правовой позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Функции органа кадастрового учета, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, в силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены именно на ответчика.
Суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, соответствующие изменения в сведения о спорном земельном участке подлежат внесению с момента вступления настоящего решения в законную силу.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), им дана надлежащая правовая оценка.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия решения, являющегося предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы, которые заключаются в иной - отличной от приведенной в обжалуемом решении, оценке этих обстоятельств, не влекут ее удовлетворение.
Довод ответчика о том, что истец не является заинтересованным лицом по данному делу, не имеет права заявлять указанные требования, подлежит отклонению.
Как правильно указал суд первой инстанции, заинтересованность истца в установлении кадастровой стоимости следует из решения Дзержинского районного суда г. Перми от 01.08.2013 N 2-2175/2013, положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Относительно выкупной стоимости земельного участка ответчик указывает, что для определения такой цены не применяется кадастровая стоимость выкупаемого земельного участка, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая 2014 года по делу N А50-2165/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)