Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от открытого акционерного общества "Сетевая компания" - представителя Шагвалиева И.Р., доверенность от 30.12.2014 года,
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30300/2014 (судья Аппакова Л.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания" (ОГРН 1021602830930; ИНН 1655049111), г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, об обязании произвести регистрацию права аренды лесного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным отказа от 07.11.2014 N 59/006/2014-377 в государственной регистрации права по Договору аренды от 12.08.2014 г. N 668, об обязании Управление Росреестра по РТ произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,03 га, имеющего месторасположение: РТ, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1, Аксубаевского участкового лесничества, квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5, Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества, квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9, квартал 102 выдел 26, квартал 109 выдел 32, Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08, по договору от 12.08.2014 г. N 668, заключенного между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных к Управлению Росреестра по РТ требований в полном объеме, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Указывает на отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости, указанный в качестве предмета договора аренды.
Арбитражным судом не учтен довод Управления Росреестра по РТ о том, что объекты аренды по договору невозможно идентифицировать, следовательно, такой договор считается незаключенным, то есть является ничтожной сделкой.
Открытое акционерное общество "Сетевая компания" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель открытого акционерного общества "Сетевая компания" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. При этом исходил из следующего.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Статья 4 Федерального закона N 122-ФЗ указывает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах согласно статье 9 Федерального закона N 122-ФЗ.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 18.02.1998 N 219 утвердило Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абзацем 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; (10) если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав. Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статье 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных документов.
В соответствии со статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
На основании статьи 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Таким образом, исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
В порядке статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 ч. 3 ст. 3 Закон РТ от 22.05.2008 N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 года N 38, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории РТ.
Лесным кодексом РФ непосредственно ст. 71 урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено, что распоряжением от 08.04.2014 г. N 96-р Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан спорные вышеназванные лесные участки, площадью 0,03 га предоставлены заявителю для эксплуатации линейных объектов (линий электропередач) N 668, сроком на 49 лет.
12.08.2014, на основании вышеуказанного распоряжения между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ был заключен договор аренды лесного участка N 668 в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи). Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Согласно пунктам 1, 2 вышеуказанного договора, арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование находящийся в государственной собственности Лесной участок площадью 0,03 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1 Аксубаевского участкового лесничества; квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5 Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества Аксубаевского лесничества; квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9 квартал 102 выдел 26 квартал 109 выдел 32 Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества. Кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08.
Вместе с тем, в силу статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", до 01 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ (п. 3 ст. 4.1 Вводного закона).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно пункту 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139 по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что спорный лесной участок образован из участка лесного фонда, в отношении которого не проводился государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, суд сделал правильный вывод о том, что в данном случае не требуется постановка спорного участка на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 4.4 Закона N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122.
Выводы суда основаны на единообразной судебной практике, складывающейся при рассмотрении аналогичных дел Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.05.2013 по делу А12-18495/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2014 г. по делу N А71-5017/2013.
Анализ положений норм 7, 69, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, положений статей 4.3, 4.4 Закона N 201 позволяет сделать вывод о том, что предоставление лесного участка как части земельного участка в вещное владение, либо по договору не требует разделения земельного участка, на котором находятся лесные участки, и не требует формирования этих лесных участков как новых объектов недвижимости.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выданные планы лесного участка свидетельствуют о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка.
Как усматривается из материалов дела, согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 26.09.2014. в регистрационный орган были представлены ряд документов, необходимых для государственной регистрации (расписка имеется в материалах дела).
Однако уведомлением от 08.10.2014 N 59/006/2014-377 регистрационным органом была приостановлена государственная регистрация до 06.11.2014.
В связи с тем, что в отведенные сроки причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права по договору аренды, устранены не были, регистрирующим органом 07.11.2014 было принято решение N 59/006/2014-377, на основании абз.абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отказе в государственной регистрации договора аренды на вышеуказанные земельные участки.
Как установлено судом, на лесные участки, имеющие месторасположение: имеет местоположение: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1 Аксубаевского участкового лесничества; квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5 Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества Аксубаевского лесничества; квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9 квартал 102 выдел 26 квартал 109 выдел 32 Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества; кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: 16-АЕ N 329190, 16-АЕ N 293786, 16-АЕ N 329116.
Таким образом, представленные заявителем в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы содержат описание местоположения предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков. Земельный участок включен в лесной реестр; имеется план лесного участка и карты-схемы расположения и границы лесного участка.
В порядке ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, суд верно указал, что право собственности Российской Федерации на лесной участок не прекращалось, решений о разделении лесного участка и об образовании новых земельных участков не принималось. Спорные лесные участки являются частью лесных участков, в связи с чем, право собственности Российской Федерации на них сохраняется. При этом, в силу действующего законодательства, право постоянного (бессрочного) пользования должно быть зарегистрировано на испрашиваемый земельный участок за лицом, которому этот земельный участок предоставлен.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, по основаниям, предусмотренным абз. абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30300/2014, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30300/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2015 N 11АП-4240/2015 ПО ДЕЛУ N А65-30300/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N А65-30300/2014
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от открытого акционерного общества "Сетевая компания" - представителя Шагвалиева И.Р., доверенность от 30.12.2014 года,
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30300/2014 (судья Аппакова Л.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания" (ОГРН 1021602830930; ИНН 1655049111), г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, об обязании произвести регистрацию права аренды лесного участка,
установил:
открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным отказа от 07.11.2014 N 59/006/2014-377 в государственной регистрации права по Договору аренды от 12.08.2014 г. N 668, об обязании Управление Росреестра по РТ произвести регистрацию права аренды лесного участка общей площадью 0,03 га, имеющего месторасположение: РТ, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1, Аксубаевского участкового лесничества, квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5, Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества, квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9, квартал 102 выдел 26, квартал 109 выдел 32, Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества, номера учетной записи в государственном лесном реестре 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08, по договору от 12.08.2014 г. N 668, заключенного между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных к Управлению Росреестра по РТ требований в полном объеме, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Указывает на отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости, указанный в качестве предмета договора аренды.
Арбитражным судом не учтен довод Управления Росреестра по РТ о том, что объекты аренды по договору невозможно идентифицировать, следовательно, такой договор считается незаключенным, то есть является ничтожной сделкой.
Открытое акционерное общество "Сетевая компания" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель открытого акционерного общества "Сетевая компания" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. При этом исходил из следующего.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Статья 4 Федерального закона N 122-ФЗ указывает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах согласно статье 9 Федерального закона N 122-ФЗ.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 18.02.1998 N 219 утвердило Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абзацем 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; (10) если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав. Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статье 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, представленные для регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных документов.
В соответствии со статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
На основании статьи 7, части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Таким образом, исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
В порядке статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 9 ч. 3 ст. 3 Закон РТ от 22.05.2008 N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 года N 38, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории РТ.
Лесным кодексом РФ непосредственно ст. 71 урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено, что распоряжением от 08.04.2014 г. N 96-р Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан спорные вышеназванные лесные участки, площадью 0,03 га предоставлены заявителю для эксплуатации линейных объектов (линий электропередач) N 668, сроком на 49 лет.
12.08.2014, на основании вышеуказанного распоряжения между ОАО "Сетевая компания" и Министерством лесного хозяйства РТ был заключен договор аренды лесного участка N 668 в целях использования лесов для эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи). Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Согласно пунктам 1, 2 вышеуказанного договора, арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование находящийся в государственной собственности Лесной участок площадью 0,03 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1 Аксубаевского участкового лесничества; квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5 Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества Аксубаевского лесничества; квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9 квартал 102 выдел 26 квартал 109 выдел 32 Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества. Кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08.
Вместе с тем, в силу статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", до 01 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ (п. 3 ст. 4.1 Вводного закона).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно пункту 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139 по результатам государственного учета выдается план лесного участка.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что спорный лесной участок образован из участка лесного фонда, в отношении которого не проводился государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, суд сделал правильный вывод о том, что в данном случае не требуется постановка спорного участка на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 4.4 Закона N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122.
Выводы суда основаны на единообразной судебной практике, складывающейся при рассмотрении аналогичных дел Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.05.2013 по делу А12-18495/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2014 г. по делу N А71-5017/2013.
Анализ положений норм 7, 69, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, положений статей 4.3, 4.4 Закона N 201 позволяет сделать вывод о том, что предоставление лесного участка как части земельного участка в вещное владение, либо по договору не требует разделения земельного участка, на котором находятся лесные участки, и не требует формирования этих лесных участков как новых объектов недвижимости.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выданные планы лесного участка свидетельствуют о проведенном государственном учете передаваемого в аренду лесного участка.
Как усматривается из материалов дела, согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 26.09.2014. в регистрационный орган были представлены ряд документов, необходимых для государственной регистрации (расписка имеется в материалах дела).
Однако уведомлением от 08.10.2014 N 59/006/2014-377 регистрационным органом была приостановлена государственная регистрация до 06.11.2014.
В связи с тем, что в отведенные сроки причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права по договору аренды, устранены не были, регистрирующим органом 07.11.2014 было принято решение N 59/006/2014-377, на основании абз.абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отказе в государственной регистрации договора аренды на вышеуказанные земельные участки.
Как установлено судом, на лесные участки, имеющие месторасположение: имеет местоположение: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, квартал 6 выдел 1 Аксубаевского участкового лесничества; квартал 35 выдел 46, квартал 44 выдел 5 Ибрайкинского участкового лесничества Аксубаевского лесничества Аксубаевского лесничества; квартал 91 выдел 30, квартал 101 выдел 9 квартал 102 выдел 26 квартал 109 выдел 32 Чебоксарского участкового лесничества Аксубаевского лесничества; кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 28765-2014-08, 28766-2014-08, 28767-2014-08, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: 16-АЕ N 329190, 16-АЕ N 293786, 16-АЕ N 329116.
Таким образом, представленные заявителем в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы содержат описание местоположения предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков. Земельный участок включен в лесной реестр; имеется план лесного участка и карты-схемы расположения и границы лесного участка.
В порядке ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, суд верно указал, что право собственности Российской Федерации на лесной участок не прекращалось, решений о разделении лесного участка и об образовании новых земельных участков не принималось. Спорные лесные участки являются частью лесных участков, в связи с чем, право собственности Российской Федерации на них сохраняется. При этом, в силу действующего законодательства, право постоянного (бессрочного) пользования должно быть зарегистрировано на испрашиваемый земельный участок за лицом, которому этот земельный участок предоставлен.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, по основаниям, предусмотренным абз. абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30300/2014, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-30300/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)