Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 N 06АП-5639/2014 ПО ДЕЛУ N А73-6396/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. N 06АП-5639/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино": Вырупаева А.С., представитель по доверенности от 27.11.2013 б/н;
- от Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края: Карев С.А., представитель по доверенности от 23.01.2014 б/н;
- от Министерства финансов Хабаровского края: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 21.08.2014
по делу N А73-6396/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Левинталь О.М.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино"
к Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
о взыскании неосновательного обогащения в сумме 35 074 405 руб. 73 коп.
третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Ванино" (ОГРН 1082709001540 ИНН 2709005108, далее - ООО "Порт Мечел-Ванино") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700712891 ИНН 2709003742, далее - Администрации Ванинского района) о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты арендной платы по договору аренды земельных участков от 04.05.2011 N 1847 за период 2011-2012 годы в общей сумме 35 074 405 руб. 73 коп.
Определением от 03.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением от 21.08.2014 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрации Ванинского района обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального и процессуального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель Администрация Ванинского района настаивал на доводах жалобы, просил решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ООО "Порт Мечел-Ванино" в судебном заседании по заявленным доводам возражала, просила в удовлетворении жалобы отказать, оспариваемое решение оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Министерство финансов Хабаровского края надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направило.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
04.05.2011 между Администрацией Ванинского района (арендодатель) и ООО "Порт Мечел-Ванино" (арендатор) заключен договор аренды земельных участков N 1847, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает согласно постановлению Главы Ванинского муниципального района Хабаровского края от 04.05.2011 N 399 два земельных участка в Ванинском районе на межселенной территории, в районе мыса Токи в северной части бухты Мучке, находящихся в государственной собственности во временно использование на условиях аренды сроком на 5 лет с 01.04.2011 до 01.04.2016 для проектирования и строительства объекта "Специализированный угольный перегрузочный комплекс (СУПК) навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн в год в бухте Мучке, п. Ванино, Хабаровского края", категория земель - земли промышленности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения причалов, пристаней, железнодорожных путей и других устройств транспорта:
- участок N 1 площадью 2 337 674 кв. м с кадастровым номером 27:04:0701003:9;
- участок N 2 площадью 1 662 326 кв. м с кадастровым номером 27:04:0702001:13. С 01.11.2013 площадь участка составляет 1 416 295 кв. м.
Дополнительным соглашением N 2 в предмет договора внесены изменения в части определения объекта, для проектирования и строительства которого предоставлены земельные участки, который заменен на "Специализированный портовый перегрузочный комплекс (СППК) навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн".
В соответствии с пунктом 3.1. договора аренды арендатор обязался вносить арендную плату в размере, определенном в прилагаемом к договору расчете арендной платы (приложение N 3).
В соответствии с пунктом 3.2 договора, размер арендной платы по календарным годам мог быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке с учетом изменяющейся экономической ситуации, в связи с решениями Правительства РФ, Правительства Хабаровского края и Собрания депутатов Ванинского муниципального района, централизованно устанавливающими корректирующие коэффициенты к платежам за землю, оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые размеры арендной платы и льготы. Перерасчет арендной платы по годам за пользование участками выполняется арендатором самостоятельно на основании публикуемых в периодической печати постановлений о применении коэффициентов, корректирующих размер арендной платы.
Согласно пункту 3.4. договора арендная плата исчисляется с 01.04.2011 и вносится арендатором ежемесячно до 10 числа соответствующего месяца равными долями от годового размера арендной платы.
Земельные участки переданы арендатору по актам приема-передачи (передаточным актам), являющимся неотъемлемой частью договора.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Истец в течение за период 2011-2012 годы своевременно вносил установленную договором плату за аренду земельных участков.
Полагая, что им произведена переплата в размере 35 074 405 руб. 73 коп., истец обратился к ответчику с иском об их взыскании.
Свои требования в части переплаты предъявленной к взысканию суммы истец обосновывает ссылкой на подпункт "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которым установлены предельные ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности Российской Федерации. В частности, указанной нормой установлена ставка арендной платы в размере 2 процента от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Удовлетворяя иск суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов истца.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации Ванинского района в связи со следующим.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Так, согласно подпункту "д" пункта 3 Постановления N 582, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и составляет 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, предметом договора от 04.05.2011 N 1847 являются два земельных участка, расположенные в Ванинском районе на межселенной территории, в районе мыса Токи в северной части бухты Мучке, и предназначенные для проектирования и строительства объекта "Специализированный портовый перегрузочный комплекс (СППК) навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн". Следовательно, на них распространяется действие подпункта "д" пункта 3 Постановления N 582.
Арендные платежи в спорный период производились истцом исходя из порядка расчета, установленного Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.03.2011 N 78-пр "Об установлении на 2011 год значений коэффициентов к арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ванинского муниципального района", Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.12.2011 N 406-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2009 N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края", решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 26.01.2012 N 233 "Об установлении на 2012 год значений коэффициентов (Квз) по виду разрешенного использования и зонированию территории для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края".
Поскольку перечисляемая истцом арендная плата превышала предельный размер, установленный Постановлением N 582, на стороне арендодателя возникло неосновательное обогащение.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Статьей 1105 ГК РФ установлено, что в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с данными кадастровых паспортов кадастровая стоимость земельного участка площадью 2 337 674 кв. м с кадастровым номером 27:04:0701003:9 составляет 112 559 003 руб. 10 коп., земельного участка площадью 1 662 326 кв. м с кадастровым номером 27:04:0702001:13 составляет 80 040 996 руб. 90 коп., с 01.11.2013-68 194 604 руб. Следовательно, 2% кадастровой стоимости по двум участкам составляет 321 000 руб. в месяц, с 01.11.2013 301-256 руб. в месяц. За год к уплате арендатору причитается 11 771 619 руб. 67 коп. Вместе с тем, истцом за период 2011-2012 годы было перечислено 46 846 025 руб.
В этой связи излишне уплаченные арендные платежи в общем размере 35 074 405 руб. 73 коп. подлежат возврату арендатору, поскольку правовые основания для их получения отсутствуют.
Возражения ответчика о том, что собственность на спорные земельные участки не разграничена, тогда, как Постановление N 582 устанавливает ставки на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, как указано выше, нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, не должны противоречить основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением N 582, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации.
В силу изложенного также не может быть принят во внимание довод Администрации Ванинского района со ссылкой на то, что в договоре аренды от 04.05.2011 N 1847 стороны добровольно согласовали порядок определения арендной платы соответствующий действующим нормативный актам Хабаровского края, который и подлежит применению на основании статьи 424 ГК РФ, поскольку изменения в договор в порядке статьи 452 ГК РФ внесены не были.
Как исследовалось выше, в настоящем случае, при определении размера арендной платы в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края размер арендной платы по договору значительно превысил предельный размер арендной платы, установленный в подпункте "д" пункта 3 Постановления N 582.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Поскольку федеральный закон (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ) вступил в силу до заключения договора, арендная плата является регулируемой, следовательно, субъекты Российской Федерации, имея наряду с Российской Федерацией полномочия по регулированию земельных отношений, должны соблюдать порядок, установленный Российской Федерацией, то есть не противоречить федеральным нормам.
Постановление N 582, является обязательным при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, когда размер арендной платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, а согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ подлежит установлению соответствующими органами власти в качестве регулируемой цены.
Кроме того, осуществление публичным органом своих полномочий должно осуществляться при неукоснительном соблюдении принципа законности, не может иметь произвольных оснований, и направлено на обеспечение баланса публичных и частных интересов.
Вместе с тем, методика, используемая ответчиком при расчете арендной платы, противоречит принципам, закрепленным в Постановлении N 582, в связи с чем, суд пришел к правомерному выводу о том, что она не может быть применена.
Иное толкование ответчиком вышеуказанных норм является ошибочным, а потому не принимается судом во внимание.
Довод жалобы о том, что размер арендной платы был определен в соответствии с действующими в спорный период нормативными правовыми актами, которые не были обжалованы в судебном порядке уже был исследован и обоснованно отклонен в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2014 N 06АП-6993/2013, которым оставлено без изменения решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.11.2013 по делу N А73-9064/2013 об отказе в иске Администрации Ванинского района к ООО "Порт Мечел-Ванино" о взыскании задолженности по договору аренды земельных участков от 04.05.2011 N 1847 за период с 01.11.2012 по 01.07.2013 в размере 36 917 935 руб., в связи с чем, ему не может быть дана повторная правовая оценка.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции, изложенных в оспариваемом решении. Оснований для отмены оспоренного в апелляционном порядке судебного акта не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.08.2014 по делу N А73-6396/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА

Судьи
Т.С.ГЕТМАНОВА
С.Б.РОТАРЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)