Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Щелканов М.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Захваткина И.В., Пристром И.Г.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в судебном заседании 09 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2013 года, по которому
заявление И. об оспаривании отказа администрации МО ГО "..." во включении в список на предоставление земельного участка оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя ответчика Ч., судебная коллегия
установила:
И. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "..." о признании незаконным решения от <Дата обезличена> года об отказе во включении в список граждан на предоставление земельного участка в собственность, возложении на администрацию обязанности включить И. в соответствующий список исходя из даты поступления запроса <Дата обезличена> года, взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации МО ГО "..." просила отказать в иске.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе И. просит отменить судебное постановление, указывая, что имеет право на предоставление земельного участка в редакции, действовавшей на момент рождения ребенка, а также считает условие о признании нуждающимся ограничивающим предоставленные федеральным законом права для многодетных семей.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивала на оставлении решения суда без изменения.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие истца извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщившего об уважительных причинах неявки.
Проверив законность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
На основании 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях в порядке, которые установлены законами субъектов РФ.
Судом установлено, что И. и И.Т. являются родителями несовершеннолетних...., <Дата обезличена> года рождения, ...., <Дата обезличена> года рождения, ...., <Дата обезличена> года рождения.
И. обратился в администрацию МО ГО "..." <Дата обезличена> года с заявлением о предоставлении земельного участка по категории "граждане, имеющие трех и более детей".
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Законом Республики Коми от 28 июня от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (далее - Закон N 59-РЗ) в статье 5 установлено, что предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в установленных настоящей статьей случаях осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми или органом местного самоуправления в Республике Коми, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с законодательством, без проведения торгов.
Письмом от <Дата обезличена> года N <Номер обезличен> администрация МО ГО "..." отказала истцу во включении в список граждан на предоставление земельного участка в собственность по причине обеспеченности семьи общей площадью жилых помещений более... кв. м на каждого члена семьи.
Удовлетворяя исковые требования на основании правового анализа положений вышеприведенного Закона N 59-РЗ, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия доказательств факта нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, в связи с чем посчитал действия администрации соответствующими закону.
Данный вывод основан на установленных фактических обстоятельствах и произведенной по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценке доказательств при правильном толковании и применении норм материального права.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона N 59-РЗ земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Таким образом, нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий является обязательным условием для включения администрацией МО ГО "..." И. в списки граждан, от которых поступили запросы о предоставлении земельного участка.
В ходе рассмотрения дела истец не оспаривал того обстоятельства, что ни он, ни члены его семьи не состоят на жилищном учете в органе местного самоуправления, как и не приведено доказательств отсутствия необходимого уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы жалобы о несоответствии требований регионального закона определенным федеральным законодателем гарантиям подлежат отклонению, учитывая, что действующим законодательством субъекту РФ, в частности Республике Коми, предоставлена возможность определять порядок и условия реализации гражданами права на получение земли в собственность путем издания законов и подзаконных нормативных правовых актов. Внесение изменений в Закон N 59-РЗ осуществлено в пределах предоставленных органам законодательной власти Республики Коми полномочий и не может расцениваться как ущемляющее права граждан в сфере земельных отношений.
Ссылки на необходимость применения редакции закона, действовавшей на день рождения третьего ребенка, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку юридически значимым обстоятельством является момент постановки гражданина на соответствующий учет, от даты которой исчисляется очередность предоставления земельных участков.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 09.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6246/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2013 г. по делу N 33-6246/2013
Судья Щелканов М.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Захваткина И.В., Пристром И.Г.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в судебном заседании 09 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2013 года, по которому
заявление И. об оспаривании отказа администрации МО ГО "..." во включении в список на предоставление земельного участка оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя ответчика Ч., судебная коллегия
установила:
И. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "..." о признании незаконным решения от <Дата обезличена> года об отказе во включении в список граждан на предоставление земельного участка в собственность, возложении на администрацию обязанности включить И. в соответствующий список исходя из даты поступления запроса <Дата обезличена> года, взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации МО ГО "..." просила отказать в иске.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе И. просит отменить судебное постановление, указывая, что имеет право на предоставление земельного участка в редакции, действовавшей на момент рождения ребенка, а также считает условие о признании нуждающимся ограничивающим предоставленные федеральным законом права для многодетных семей.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивала на оставлении решения суда без изменения.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие истца извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщившего об уважительных причинах неявки.
Проверив законность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
На основании 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях в порядке, которые установлены законами субъектов РФ.
Судом установлено, что И. и И.Т. являются родителями несовершеннолетних...., <Дата обезличена> года рождения, ...., <Дата обезличена> года рождения, ...., <Дата обезличена> года рождения.
И. обратился в администрацию МО ГО "..." <Дата обезличена> года с заявлением о предоставлении земельного участка по категории "граждане, имеющие трех и более детей".
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Законом Республики Коми от 28 июня от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (далее - Закон N 59-РЗ) в статье 5 установлено, что предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в установленных настоящей статьей случаях осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми или органом местного самоуправления в Республике Коми, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с законодательством, без проведения торгов.
Письмом от <Дата обезличена> года N <Номер обезличен> администрация МО ГО "..." отказала истцу во включении в список граждан на предоставление земельного участка в собственность по причине обеспеченности семьи общей площадью жилых помещений более... кв. м на каждого члена семьи.
Удовлетворяя исковые требования на основании правового анализа положений вышеприведенного Закона N 59-РЗ, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия доказательств факта нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, в связи с чем посчитал действия администрации соответствующими закону.
Данный вывод основан на установленных фактических обстоятельствах и произведенной по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценке доказательств при правильном толковании и применении норм материального права.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона N 59-РЗ земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Таким образом, нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий является обязательным условием для включения администрацией МО ГО "..." И. в списки граждан, от которых поступили запросы о предоставлении земельного участка.
В ходе рассмотрения дела истец не оспаривал того обстоятельства, что ни он, ни члены его семьи не состоят на жилищном учете в органе местного самоуправления, как и не приведено доказательств отсутствия необходимого уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы жалобы о несоответствии требований регионального закона определенным федеральным законодателем гарантиям подлежат отклонению, учитывая, что действующим законодательством субъекту РФ, в частности Республике Коми, предоставлена возможность определять порядок и условия реализации гражданами права на получение земли в собственность путем издания законов и подзаконных нормативных правовых актов. Внесение изменений в Закон N 59-РЗ осуществлено в пределах предоставленных органам законодательной власти Республики Коми полномочий и не может расцениваться как ущемляющее права граждан в сфере земельных отношений.
Ссылки на необходимость применения редакции закона, действовавшей на день рождения третьего ребенка, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку юридически значимым обстоятельством является момент постановки гражданина на соответствующий учет, от даты которой исчисляется очередность предоставления земельных участков.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)