Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.07.2015 N 8-АПГ15-16

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. N 8-АПГ15-16


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе правительства Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 18 марта 2015 года, которым удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Фрам" об оспаривании постановления правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы <...> общества с ограниченной ответственностью "Фрам" Савельева Е.В. и представителя общества с ограниченной ответственностью "Фрам" Кузьминой О.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

ООО "Фрам" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" в части:
- - утверждения в строке 418015 раздела I "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области" приложения "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области" кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:061705:72 в размере 38 516 921,48 рубля;
- - утверждения в строке 975 раздела II "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ярославской области" приложения "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области" среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка кадастрового квартала 76:23:061705 городского округа город Ярославль по седьмому виду разрешенного использования в размере 6 240,59 рубля.
В обоснование заявленных требований указывало на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (в редакции Приказа от 11 января 2011 года), и нарушают право ООО "Фрам" как арендатора земельного участка с кадастровым номером 76:23:061705:72 на оплату арендных платежей, исчисляемых в зависимости от законно установленной кадастровой стоимости земельного участка в период 2011 - 2013 годов.
Решением Ярославского областного суда от 18 марта 2015 года заявление ООО "Фрам" удовлетворено.
В апелляционной жалобе правительство Ярославской области просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании контракта от 23 июля 2010 года N 5-10 между департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области и федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" последним проведены работы по определению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ярославской области.
5 марта 2011 года исполнителем составлен отчет N ГКОЗ НП/2010_76, который Росреестром был признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18 февраля 2007 года N 39.
В ходе выполнения указанных работ, формирования перечня земельных участков, подлежавших кадастровой оценке, участок заявителя был отнесен к седьмой группе видов разрешенного использования (пункт 1.2.7 Методических указаний).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 3 в Приказ от 18 февраля 2007 года N 39 были внесены изменения, вступившие в силу с 3 апреля 2011 года, в соответствии с которыми, как полагал заявитель, принадлежащий ему по договору аренды земельный участок должен был быть отнесен к отдельной группе видов разрешенного использования, определенных пунктом 1.2.17 Методических указаний.
Постановлением правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п полученные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ярославской области были утверждены.
Удовлетворяя заявленные ООО "Фрам" требования и признавая данное постановление незаконным, суд исходил из того, что, поскольку процедура государственной кадастровой оценки земель на момент внесения изменений в Методические указания не была завершена, проверка Росреестром отчета о проведении кадастровой оценки и утверждение правительством ее результатов должны были быть осуществлены в соответствии с Методическими указаниями в редакции Приказа Минэкономразвития России от 11 января 2011 года N 3.
Ввиду противоречия отчета названному правовому акту судом сделан вывод о его недостоверности и в связи с этим незаконности постановления правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п в оспариваемой части.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает данный вывод суда ошибочным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков (пункт 8).
Для проведения указанных работ в соответствии с пунктом 1 Правил привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Как указывалось выше, во исполнение пункта 11 Правил Приказом Минэкономразвития России от 18 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 утвержден и Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, действительно, состоит из таких административных процедур, как подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом бесспорно установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков был завершен составлением отчета 5 марта 2011 года, то есть до вступления в силу внесенных в Методические указания изменений.
В этой связи у суда не было оснований считать, что Росреестр должен был осуществлять проверку отчета на предмет его соответствия правилам, которые оценщиком не применялись и применяться не могли.
Подобной позиции придерживается и Минэкономразвития России, полагая, что акты, изменяющие правила расчета кадастровой стоимости земельных участков, обратной силы не имеют (письмо от 6 мая 2011 года N Д06-2413, разъяснения Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития РФ от 15 декабря 2011 года).
Федеральный законодатель, вводя в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" новые правила государственной кадастровой оценки земель (Глава III.1), в статье 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ также указал на то, что они не применяются к государственной кадастровой оценке земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого Закона.
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Из чего буквально следует, что актам, изменяющим правила определения кадастровой стоимости земельных участков, федеральным законодателем не только не придана обратная сила, но и предоставлена возможность работы, начатые до истечения указанного им срока, завершить по прежним правилам.
Кроме того, суд не учел, что в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Ярославской области от 20 мая 2014 года кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 76:23:061705:72 установлена в размере рыночной стоимости в 2 930 000 рублей. Следовательно, с утратой актуальности кадастровой стоимости земельного участка ООО "Фрам" у суда не было оснований считать, что постановление правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п об утверждении результатов государственной кадастровой оценки нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах решение суда является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ярославского областного суда от 18 марта 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Фрам" отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)