Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Купреенкова В.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.12.2013 по делу N А50-15610/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" - Калинин Д.А. (доверенность от 10.07.2014 N 14071001).
До начала судебного заседания от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (далее - Кадастровая палата) с использованием средств факсимильной связи, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" (далее - общество "ЛУКОЙЛ-Транс") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Росреестр) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 25.10.2012 N 181/УП-909-12, о возложении на Росреестр обязанности устранить допущенное нарушение прав путем осуществления государственной регистрации данного договора в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2013, 15.10.2013 на основании ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Росимущество), Кадастровая палата.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.12.2013 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены, решение Росреестра от 24.05.2013 N 59-59-12/001/2013-198 об отказе в государственной регистрации договора аренды признано незаконным, суд обязал Росреестр устранить допущенные нарушения прав путем проведения государственной регистрации договора аренды в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 (судьи Гладких Е.О., Дюкин В.Ю., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Росимущество обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неприменение ст. 8, п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что обжалуемый ненормативный акт не противоречит нормам действующего законодательства, у Росреестра отсутствовали основания для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведений о наличии обременения в виде передачи земельного участка в аренду, поскольку не представлено решение об образовании земельного участка, распоряжение лесными участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них, регистрация договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 59:19:5101001:100 приведет к двойному учету земель лесного фонда. Росимущество указывает, что названный земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9, право федеральной собственности на который зарегистрировано в установленном порядке, сформирован и поставлен на кадастровый учет с нарушением действующего законодательства, поскольку являясь частью земельного участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9, тем не менее зарегистрирован как самостоятельный объект. Доказательств принятия решения об образовании земельного участка и регистрации права собственности Российской Федерации в установленном порядке не представлено. Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что из материалов дела не следует вывод о формировании спорного земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9. Судами также необоснованно указано, что спорный земельный участок является ранее учтенным.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЛУКОЙЛ-Транс" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Росреестр в отзыве на кассационную жалобу просит ее удовлетворить, решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Министерством также представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "ЛУКОЙЛ-Транс" (арендатор) и Министерством (арендодатель) 25.10.2012 подписан договор аренды лесного участка N 181/УП-909/12, в соответствии с которым арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 0,03818 га с кадастровым номером 59:19:5101001:100, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 2026-2012-09, расположенный по адресу: Пермский край, Еловский муниципальный район, Чайковское лесничество, Дубровское участковое лесничество кварталы N 8 (часть выдела 7), N 9 (часть выдела 9), N 10 (часть выдела 2) для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для эксплуатации объектов нефтепровода "Пермь - Альметьевск - Запад" (опоры вдоль трассовой ВЛ-10 кВ). Земельный участок предоставлен на срок с 27.09.2012 по 26.09.2061.
Общество "ЛУКОЙЛ-Транс" 29.01.2013 обратилось в Осинский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации указанного договора. К заявлению приложены договор аренды лесного участка от 25.10.2012 N 181/УП-909/12, приказ Министерства от 27.09.2012 N СЭД-48-01-02-944, платежное поручение об оплате государственной пошлины.
Уведомлением от 12.02.2013 N 59-59-12/001/2013-198 общество "ЛУКОЙЛ-Транс" извещено о том, что государственная регистрация договора аренды приостановлена до 11.03.2013 на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), затем по заявлению заявителя данный срок продлен до 24.05.2013 на основании п. 3 ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Сообщением от 24.05.2013 N 59-59-12/001/2013-198 обществу "ЛУКОЙЛ-Транс" отказано в государственной регистрации договора аренды лесного участка на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с нарушением п. 2 ст. 16, ст. 19, 20, 22.2 данного Закона, а именно: не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав на земельный участок, в связи с необходимостью постановки на кадастровый учет вновь образуемого земельного участка, решение об образовании земельного участка.
Полагая, что данное решение не соответствует положениям ст. 17, 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "ЛУКОЙЛ-Транс" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок является самостоятельным объектом недвижимости, заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения на том основании, что для регистрации обременения в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:19:5101001:100 заявителем представлены все необходимые документы, поскольку спорный земельный участок является самостоятельным объектом права государственной собственности, в отношении него произведен государственный кадастровый учет как ранее учтенного объекта, принятия решения об образовании земельного (лесного) участка не требовалось.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Росреестра в государственной регистрации мотивирован тем, что в нарушение абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующему органу не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, а именно: решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 59:19:5101001:100.
На основании ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости") (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п. 3 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Исходя из п. 2 ст. 26 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13), разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 59:19:5101001:100 на момент подписания договора аренды от 25.10.2012 N 181 данный земельный участок состоял на государственном кадастровом учете с 21.08.2001 как ранее учтенный объект с уточненными в установленном законом порядке границами и площадью. Кроме того, спорный земельный участок включен в лесной реестр Пермского края (номер учетной записи 2026-2012-09), границы отражены в кадастровом плане и на схеме расположения (приложение N 1 к договору).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе приказ Министерства от 27.09.2012 N СЭД-48-01-02-944, кадастровый паспорт спорного земельного участка, землеустроительное дело открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ", постановление Главы администрации Еловского района от 21.08.2001 N 257 "Об отводе земельного участка под строительство ВЛ-10 кВ и установлении связи, электрохимзащиты и технологических объектов для эксплуатации нефтепродуктопровода "Пермь - Альметьевск - Запад", постановление Главы администрации Еловского района от 14.11.2001 N 364 "Об изъятии и передаче лесных земель по существующей трассе нефтепродуктопроводов", приказ Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу от 30.05.2006 N 186 "О предоставлении участков лесного фонда", договор аренды от 07.07.2006 N 01 с учетом дополнительных соглашений к нему от 03.05.2007 и от 01.07.2009, суд апелляционной инстанции установил, что спорный земельный участок не является вновь образуемым, на момент подписания договора аренды являлся самостоятельным объектом права, сформирован в установленном порядке и поставлен на государственный кадастровый учет, право собственности Российской Федерации сторонами спора не оспаривается, земельный участок с кадастровым номером 59:19:0000000:9 также является ранее учтенным, однако сведения о проведении землеустроительных работ по межеванию в отношении него в государственном кадастре отсутствуют.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что принятие решения об образовании земельного участка не требуется, обществом "ЛУКОЙЛ-Транс" на государственную регистрацию договора аренды представлены все необходимые и предусмотренные законом документы. В связи с чем, правомерно удовлетворили требования о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 25.10.2012 N 181/УП-909-12 и о возложении на Росреестр обязанности устранить допущенное нарушение прав путем осуществления государственной регистрации данного договора в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права с учетом установленных обстоятельств и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суд Пермского края от 17.12.2013 по делу N А50-15610/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
С.В.ЛАЗАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2014 N Ф09-4314/14 ПО ДЕЛУ N А50-15610/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. N Ф09-4314/14
Дело N А50-15610/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Купреенкова В.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.12.2013 по делу N А50-15610/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" - Калинин Д.А. (доверенность от 10.07.2014 N 14071001).
До начала судебного заседания от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (далее - Кадастровая палата) с использованием средств факсимильной связи, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Транс" (далее - общество "ЛУКОЙЛ-Транс") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Росреестр) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 25.10.2012 N 181/УП-909-12, о возложении на Росреестр обязанности устранить допущенное нарушение прав путем осуществления государственной регистрации данного договора в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2013, 15.10.2013 на основании ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Росимущество), Кадастровая палата.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.12.2013 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены, решение Росреестра от 24.05.2013 N 59-59-12/001/2013-198 об отказе в государственной регистрации договора аренды признано незаконным, суд обязал Росреестр устранить допущенные нарушения прав путем проведения государственной регистрации договора аренды в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 (судьи Гладких Е.О., Дюкин В.Ю., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Росимущество обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неприменение ст. 8, п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что обжалуемый ненормативный акт не противоречит нормам действующего законодательства, у Росреестра отсутствовали основания для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведений о наличии обременения в виде передачи земельного участка в аренду, поскольку не представлено решение об образовании земельного участка, распоряжение лесными участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них, регистрация договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 59:19:5101001:100 приведет к двойному учету земель лесного фонда. Росимущество указывает, что названный земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9, право федеральной собственности на который зарегистрировано в установленном порядке, сформирован и поставлен на кадастровый учет с нарушением действующего законодательства, поскольку являясь частью земельного участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9, тем не менее зарегистрирован как самостоятельный объект. Доказательств принятия решения об образовании земельного участка и регистрации права собственности Российской Федерации в установленном порядке не представлено. Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что из материалов дела не следует вывод о формировании спорного земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 59:19:0000000:9. Судами также необоснованно указано, что спорный земельный участок является ранее учтенным.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЛУКОЙЛ-Транс" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Росреестр в отзыве на кассационную жалобу просит ее удовлетворить, решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Министерством также представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "ЛУКОЙЛ-Транс" (арендатор) и Министерством (арендодатель) 25.10.2012 подписан договор аренды лесного участка N 181/УП-909/12, в соответствии с которым арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 0,03818 га с кадастровым номером 59:19:5101001:100, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 2026-2012-09, расположенный по адресу: Пермский край, Еловский муниципальный район, Чайковское лесничество, Дубровское участковое лесничество кварталы N 8 (часть выдела 7), N 9 (часть выдела 9), N 10 (часть выдела 2) для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для эксплуатации объектов нефтепровода "Пермь - Альметьевск - Запад" (опоры вдоль трассовой ВЛ-10 кВ). Земельный участок предоставлен на срок с 27.09.2012 по 26.09.2061.
Общество "ЛУКОЙЛ-Транс" 29.01.2013 обратилось в Осинский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации указанного договора. К заявлению приложены договор аренды лесного участка от 25.10.2012 N 181/УП-909/12, приказ Министерства от 27.09.2012 N СЭД-48-01-02-944, платежное поручение об оплате государственной пошлины.
Уведомлением от 12.02.2013 N 59-59-12/001/2013-198 общество "ЛУКОЙЛ-Транс" извещено о том, что государственная регистрация договора аренды приостановлена до 11.03.2013 на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), затем по заявлению заявителя данный срок продлен до 24.05.2013 на основании п. 3 ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Сообщением от 24.05.2013 N 59-59-12/001/2013-198 обществу "ЛУКОЙЛ-Транс" отказано в государственной регистрации договора аренды лесного участка на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с нарушением п. 2 ст. 16, ст. 19, 20, 22.2 данного Закона, а именно: не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав на земельный участок, в связи с необходимостью постановки на кадастровый учет вновь образуемого земельного участка, решение об образовании земельного участка.
Полагая, что данное решение не соответствует положениям ст. 17, 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "ЛУКОЙЛ-Транс" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок является самостоятельным объектом недвижимости, заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения на том основании, что для регистрации обременения в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:19:5101001:100 заявителем представлены все необходимые документы, поскольку спорный земельный участок является самостоятельным объектом права государственной собственности, в отношении него произведен государственный кадастровый учет как ранее учтенного объекта, принятия решения об образовании земельного (лесного) участка не требовалось.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Росреестра в государственной регистрации мотивирован тем, что в нарушение абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующему органу не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, а именно: решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 59:19:5101001:100.
На основании ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости") (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п. 3 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Исходя из п. 2 ст. 26 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13), разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 59:19:5101001:100 на момент подписания договора аренды от 25.10.2012 N 181 данный земельный участок состоял на государственном кадастровом учете с 21.08.2001 как ранее учтенный объект с уточненными в установленном законом порядке границами и площадью. Кроме того, спорный земельный участок включен в лесной реестр Пермского края (номер учетной записи 2026-2012-09), границы отражены в кадастровом плане и на схеме расположения (приложение N 1 к договору).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе приказ Министерства от 27.09.2012 N СЭД-48-01-02-944, кадастровый паспорт спорного земельного участка, землеустроительное дело открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ", постановление Главы администрации Еловского района от 21.08.2001 N 257 "Об отводе земельного участка под строительство ВЛ-10 кВ и установлении связи, электрохимзащиты и технологических объектов для эксплуатации нефтепродуктопровода "Пермь - Альметьевск - Запад", постановление Главы администрации Еловского района от 14.11.2001 N 364 "Об изъятии и передаче лесных земель по существующей трассе нефтепродуктопроводов", приказ Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу от 30.05.2006 N 186 "О предоставлении участков лесного фонда", договор аренды от 07.07.2006 N 01 с учетом дополнительных соглашений к нему от 03.05.2007 и от 01.07.2009, суд апелляционной инстанции установил, что спорный земельный участок не является вновь образуемым, на момент подписания договора аренды являлся самостоятельным объектом права, сформирован в установленном порядке и поставлен на государственный кадастровый учет, право собственности Российской Федерации сторонами спора не оспаривается, земельный участок с кадастровым номером 59:19:0000000:9 также является ранее учтенным, однако сведения о проведении землеустроительных работ по межеванию в отношении него в государственном кадастре отсутствуют.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что принятие решения об образовании земельного участка не требуется, обществом "ЛУКОЙЛ-Транс" на государственную регистрацию договора аренды представлены все необходимые и предусмотренные законом документы. В связи с чем, правомерно удовлетворили требования о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 25.10.2012 N 181/УП-909-12 и о возложении на Росреестр обязанности устранить допущенное нарушение прав путем осуществления государственной регистрации данного договора в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права с учетом установленных обстоятельств и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суд Пермского края от 17.12.2013 по делу N А50-15610/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
С.В.ЛАЗАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)