Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2014 ПО ДЕЛУ N А09-1144/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N А09-1144/2014


Резолютивная часть постановления оглашена 25.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего А.Н.Гриднева
судей Л.В.Леоновой, Л.В.Солодовой
при участии в заседании:
от истца:
- общества с ограниченной ответственностью "Ипуть" ОГРН 1023201330569, ИНН 3229002758 представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчика:
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597 представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365 представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- муниципального образования "город Сураж" представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- Департамента финансов Брянской области ОГРН 1023202746577, ИНН 3234012310) представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- правительства Брянской области ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525 Череповой Ю.Ю. (доверенность от 10.09.2014 N 1-6274и)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.05.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 г. по делу N А09-1144/2014

установил:

ООО "Ипуть" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:25:0410110:166, площадью 19 873 кв. м, находящегося по адресу: Брянская область, Суражский район, город Сураж, улица Белорусская, участок 105, в размере его рыночной стоимости 4 769 500 рублей на дату определения кадастровой стоимости - 01.01.2010.
Определениями суда от 11.02.2014, от 04.03.2014, от 14.04.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Брянской области, Муниципальное образование "город Сураж" и департамент финансов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.05.2014 (судья Прудникова М.С.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 г. (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с выводом судов обеих инстанций, ссылаясь на несоответствие их фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, правительство Брянской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вышеназванные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Правительства Брянской области и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, разрешившими спор, ООО "Ипуть" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 32:25:0410110:166, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для производственных целей, общей площадью 19 873 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, город Сураж, улица Белорусская, участок 105, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.12.2011 серии 32-АГ N 970219.
В соответствии с постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, рекомендованные органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения, в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельных участков.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 26.04.2013, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, составляет 9 522 942 рубля 87 копеек.
При этом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:25:0410110:166 согласно отчету от 27.12.2013 N 32-22335729-13-118, выполненному ООО "Ко-Инвест-Брянск", по состоянию на 01.01.2010 составляет 4 769 500 рублей.
Ссылаясь на значительное превышение утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, ООО "Ипуть" обратилось в арбитражный суд с иском.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя исковые требования, обоснованно указали и руководствовались следующим.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Согласно отчету от 27.12.2013 N 32-22335729-13-118, представленного истцом в обоснование своих требований, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 4 769 500 рублей.
Соответствие указанного отчета требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 27.01.2014 N 127/2014.
Как правильно указано судами, определение рыночной стоимости спорного земельного участка на дату проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2010) соответствует сложившейся арбитражной практике.
Оценив отчет ООО "Ко-Инвест-Брянск" от 27.12.2013 N 32-22335729-13-118, с учетом заключения экспертизы отчета об оценке от 27.01.2014 N 127/2014, отсутствие замечаний по указанному отчету, противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности представленного в суд отчета, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, признав отчет надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суды верно установили кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 4 769 500 рублей по состоянию на 01.01.2010.
Также судебные инстанции, учитывая пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункт 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93, приказ Минэконом развития России от 13.09.2011 N 473, пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования к ответчикам заявлены истцом правомерно, указав, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Доводы жалобы о неправомерном отказе в удовлетворении ходатайства правительства о назначении по делу судебной экспертизы судами первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции считает несостоятельными ввиду его немотивированности, а также непредставления доказательств о несоответствии результатов отчета ООО "Ко-Инвест-Брянск" N 32-22335729-13-118 от 27.12.2013 и экспертного заключения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 27.01.2014 N 127/2014 требованиям действующего законодательства.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.05.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 г. по делу N А09-1144/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ГРИДНЕВ

Судьи
Л.В.ЛЕОНОВА
Л.В.СОЛОДОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)