Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован несоответствием испрашиваемой цели предоставления участка порядку предоставления участков, утвержденному в муниципальном образовании.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДАНС" (далее - общество "ДАНС") на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2014 по делу N А50-20935/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ДАНС" обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент) с заявлением о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка кадастровым номером 59:01:5110124:24 общей площадью 1681 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, северо-западнее строения по ул. Островского, 89 в поселке Новые Ляды, на новый срок 4 года 11 месяцев; о возложении обязанности заключить договор аренды указанного земельного участка на новый срок 4 года 11 месяцев под размещение ярмарки.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2014 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ДАНС" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что департамент вправе отказать заявителю в предоставлении земельного участка без обращения в функциональные органы. По мнению заявителя, Решение Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 не относится к федеральному законодательству и не может устанавливать основания для отказа в предоставлении земельного участка. Заявитель указывает, что земельный участок может быть предоставлен ему на праве аренды, поскольку он сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, границы земельного участка установлены законодательством. Также заявитель ссылается на надлежащее исполнение обязательств по договору, и на своевременное обращение с заключением договора на новый срок, следовательно, департамент обязан заключить с арендатором новый договор аренды с соблюдением процедуры, установленной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядком, предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок предоставления земельных участков).
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 26.08.2011 общество "ДАНС" и департамент заключили договор N 187-11С аренды земельного участка с кадастровым номером 59:01:5110124:24 на срок с 12.05.2011 по 11.05.2014 для использования - под универсальный розничный рынок.
Общество "ДАНС" 06.03.2014 обратилось к департаменту с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду на новый срок 4 года 11 месяцев.
Решением от 09.09.2014 N И-21-01-09-15784 департамент отказал обществу "ДАНС" в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемая цель предоставления земельного участка не предусмотрена подп. 1.8.1, 1.8.2 п. 1.8. Порядка предоставления земельных участков.
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, общество "ДАНС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрено ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми".
Согласно п. 1.8. Порядка предоставления земельных участков земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться: без размещения временных объектов; для размещения временных объектов.
Вышеуказанные изменения опубликованы в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 7, от 07.02.2014.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения заявления общества "ДАНС" действовала редакция Порядка предоставления земельных участков от 28.01.2014, в силу которой земельные участки для целей, не связанных со строительством могут предоставляться исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей, при этом размер земельного участка не должен превышать 35 кв. м, то есть такая цель использования земельного участка, как склад некапитального типа, данным Порядком не предусмотрена.
С учетом изложенного, департамент обоснованно отказал обществу "ДАНС" в предоставлении земельного участка в аренду.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом апелляционной инстанции на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2014 по делу N А50-20935/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ДАНС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
А.А.СТОЛЯРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2015 N Ф09-4563/15 ПО ДЕЛУ N А50-20935/2014
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании устранить нарушение.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован несоответствием испрашиваемой цели предоставления участка порядку предоставления участков, утвержденному в муниципальном образовании.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. N Ф09-4563/15
Дело N А50-20935/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДАНС" (далее - общество "ДАНС") на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2014 по делу N А50-20935/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ДАНС" обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент) с заявлением о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка кадастровым номером 59:01:5110124:24 общей площадью 1681 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, северо-западнее строения по ул. Островского, 89 в поселке Новые Ляды, на новый срок 4 года 11 месяцев; о возложении обязанности заключить договор аренды указанного земельного участка на новый срок 4 года 11 месяцев под размещение ярмарки.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2014 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ДАНС" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что департамент вправе отказать заявителю в предоставлении земельного участка без обращения в функциональные органы. По мнению заявителя, Решение Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 не относится к федеральному законодательству и не может устанавливать основания для отказа в предоставлении земельного участка. Заявитель указывает, что земельный участок может быть предоставлен ему на праве аренды, поскольку он сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, границы земельного участка установлены законодательством. Также заявитель ссылается на надлежащее исполнение обязательств по договору, и на своевременное обращение с заключением договора на новый срок, следовательно, департамент обязан заключить с арендатором новый договор аренды с соблюдением процедуры, установленной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Порядком, предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок предоставления земельных участков).
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 26.08.2011 общество "ДАНС" и департамент заключили договор N 187-11С аренды земельного участка с кадастровым номером 59:01:5110124:24 на срок с 12.05.2011 по 11.05.2014 для использования - под универсальный розничный рынок.
Общество "ДАНС" 06.03.2014 обратилось к департаменту с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду на новый срок 4 года 11 месяцев.
Решением от 09.09.2014 N И-21-01-09-15784 департамент отказал обществу "ДАНС" в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемая цель предоставления земельного участка не предусмотрена подп. 1.8.1, 1.8.2 п. 1.8. Порядка предоставления земельных участков.
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, общество "ДАНС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрено ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми".
Согласно п. 1.8. Порядка предоставления земельных участков земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться: без размещения временных объектов; для размещения временных объектов.
Вышеуказанные изменения опубликованы в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 7, от 07.02.2014.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения заявления общества "ДАНС" действовала редакция Порядка предоставления земельных участков от 28.01.2014, в силу которой земельные участки для целей, не связанных со строительством могут предоставляться исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей, при этом размер земельного участка не должен превышать 35 кв. м, то есть такая цель использования земельного участка, как склад некапитального типа, данным Порядком не предусмотрена.
С учетом изложенного, департамент обоснованно отказал обществу "ДАНС" в предоставлении земельного участка в аренду.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом апелляционной инстанции на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2014 по делу N А50-20935/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ДАНС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
А.А.СТОЛЯРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)