Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 14 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
апелляционное производство N 05АП-12431/2014
на решение от 13.08.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-17215/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АННА-ФОРТУНА" (ИНН 2536265570, ОГРН 1132536006965, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.09.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 3777;
- ООО "АННА-ФОРТУНА", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АННА-ФОРТУНА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", выраженного в сообщении от 26.05.2014 N 30339/20у, и об обязании ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обеспечить выбор земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы настаивает на том, что расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории, в отношении которой ведутся работы по разработке документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь", препятствует обеспечению выбора земельного участка.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "АННА-ФОРТУНА", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Из материалов дела судом установлено, что 17.10.2013 Общество с ограниченной ответственностью "АННА-ФОРТУНА" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края, с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка примерной площадью 9000 кв. м, расположенного в районе ул. Адмирала Горшкова, 40, для строительства капитальных гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта, приложив к заявлению технико-экономическое обоснование проекта строительства и сведения из публичной кадастровой карты.
Рассмотрев заявление Общества и пакет документов, направленный Департаментом в орган местного самоуправления для рассмотрения вопроса о возможности выбора земельного участка, а также документы, дополнительно представленные Обществом письмами от 28.11.2013, 16.01.2014, 17.02.2014, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока письмом от 26.05.2014 N 30339/20 сообщило о том, что в результате проделанной работы был подготовлен проект распоряжения о выдаче акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в районе ул. Адмирала Горшкова, 40, ООО "АННА-ФОРТУНА", однако проект отклонен от согласования по причине того, что земельный участок попадает в границы территории жилого района "Снеговая Падь", в отношении которой на основании постановления администрации г. Владивостока от 23.07.2013 N 2127 ведутся работы по подготовке проекта планировки территории.
Не согласившись с данным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "АННА-ФОРТУНА" в сфере экономической деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что заявлением от 17.10.2013 Общество просило предоставить ему в аренду сроком до 5 лет земельный участок примерной площадью 9000 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Адмирала Горшкова, 40, для строительства капитальных гаражей.
Управлением выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства, не производились.
Отказывая в выборе земельного участка для строительства капитальных гаражей, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока указало, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый Обществом земельный участок ведутся работы по разработке проекта планировки территории, в результате которой должны быть определены как перспективы развития территории, так и действующие и возможные варианты использования территории в будущем. Проектом планировки будут определены зоны различного функционального назначения, параметры застройки, до его утверждения произвести выбор земельного участка не представляется возможным. Отказ оформлен письмом от 26.05.2014 N 30339/20.
Оценивая правомерность данного отказа в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, коллегия исходит из следующего.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, а также особенности подготовки этой документации в случае ее разработки на основании решения органа местного самоуправления поседения или городского округа, установлены статьями 45 - 56 ГрК РФ.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что документация по планировке территории конкретизирует утвержденную документацию о градостроительном зонировании. Согласно части 15 статьи 46 ГрК РФ на основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г. Владивостока от 23.07.2013 N 2127 инициирована подготовка Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь" г. Владивостока, площадью 7728026 кв. м. Согласно схеме взаимного наложения земельных участков испрашиваемый земельный участок вошел в границы территории, в отношении которой принято решение о подготовке документации по планировке.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вышеприведенными нормативными положениями не предусмотрено приостановление оказания органами местного самоуправления услуг по обеспечению выбора земельного участка по заявлениям лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, на период подготовки документации по планировке территории.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" также не изменяет общего порядка предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае проведения работ по разработке документации о планировке территории.
Пунктом 14 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусматривается лишь, что с 31 декабря 2013 года в городских округах при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Согласно представленному в материалы дела фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки, размещение гаражей относится к основному виду разрешенного использования зоны Ж-3.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Управления отсутствовали основания для отказа Обществу в обеспечении выбора земельного участка.
Иных оснований для отказа в выборе земельного участка коллегией не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Заявителем соблюдены условия для получения муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
К моменту принятия оспариваемого решения Управление располагало заключениями о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке и положительными согласованиями, полученными от Краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" (от 07.02.2014 N ТУ-74), Муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (от 14.02.2014 N 1/2-868), филиала "Приморский" ОАО "Оборонэнерго" (от 14.02.2014 N ПРМ/020/721), филиала Приморские тепловые сети ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (от 12.02.2014 N 5-16-3247), филиала "ПЭС" ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (от 17.02.2014 N 510-42/85).
Наличие каких-либо ограничений в использовании и особенностей правового режима испрашиваемой территории судебной коллегий не установлено.
Учитывая вышеизложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое Обществом решение Управления, выраженное в сообщении от 26.05.2014 N 30339 /20у, не соответствует земельному законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "АННА-ФОРТУНА".
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Заявленные требования удовлетворены арбитражным судом законно и обоснованно.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2014 по делу N А51-17215/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2014 N 05АП-12431/2014 ПО ДЕЛУ N А51-17215/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. N 05АП-12431/2014
Дело N А51-17215/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 14 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
апелляционное производство N 05АП-12431/2014
на решение от 13.08.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-17215/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АННА-ФОРТУНА" (ИНН 2536265570, ОГРН 1132536006965, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.09.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 3777;
- ООО "АННА-ФОРТУНА", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АННА-ФОРТУНА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", выраженного в сообщении от 26.05.2014 N 30339/20у, и об обязании ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обеспечить выбор земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы настаивает на том, что расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории, в отношении которой ведутся работы по разработке документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь", препятствует обеспечению выбора земельного участка.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "АННА-ФОРТУНА", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Из материалов дела судом установлено, что 17.10.2013 Общество с ограниченной ответственностью "АННА-ФОРТУНА" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края, с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка примерной площадью 9000 кв. м, расположенного в районе ул. Адмирала Горшкова, 40, для строительства капитальных гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта, приложив к заявлению технико-экономическое обоснование проекта строительства и сведения из публичной кадастровой карты.
Рассмотрев заявление Общества и пакет документов, направленный Департаментом в орган местного самоуправления для рассмотрения вопроса о возможности выбора земельного участка, а также документы, дополнительно представленные Обществом письмами от 28.11.2013, 16.01.2014, 17.02.2014, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока письмом от 26.05.2014 N 30339/20 сообщило о том, что в результате проделанной работы был подготовлен проект распоряжения о выдаче акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в районе ул. Адмирала Горшкова, 40, ООО "АННА-ФОРТУНА", однако проект отклонен от согласования по причине того, что земельный участок попадает в границы территории жилого района "Снеговая Падь", в отношении которой на основании постановления администрации г. Владивостока от 23.07.2013 N 2127 ведутся работы по подготовке проекта планировки территории.
Не согласившись с данным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "АННА-ФОРТУНА" в сфере экономической деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что заявлением от 17.10.2013 Общество просило предоставить ему в аренду сроком до 5 лет земельный участок примерной площадью 9000 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Адмирала Горшкова, 40, для строительства капитальных гаражей.
Управлением выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства, не производились.
Отказывая в выборе земельного участка для строительства капитальных гаражей, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока указало, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый Обществом земельный участок ведутся работы по разработке проекта планировки территории, в результате которой должны быть определены как перспективы развития территории, так и действующие и возможные варианты использования территории в будущем. Проектом планировки будут определены зоны различного функционального назначения, параметры застройки, до его утверждения произвести выбор земельного участка не представляется возможным. Отказ оформлен письмом от 26.05.2014 N 30339/20.
Оценивая правомерность данного отказа в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, коллегия исходит из следующего.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, а также особенности подготовки этой документации в случае ее разработки на основании решения органа местного самоуправления поседения или городского округа, установлены статьями 45 - 56 ГрК РФ.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что документация по планировке территории конкретизирует утвержденную документацию о градостроительном зонировании. Согласно части 15 статьи 46 ГрК РФ на основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г. Владивостока от 23.07.2013 N 2127 инициирована подготовка Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь" г. Владивостока, площадью 7728026 кв. м. Согласно схеме взаимного наложения земельных участков испрашиваемый земельный участок вошел в границы территории, в отношении которой принято решение о подготовке документации по планировке.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вышеприведенными нормативными положениями не предусмотрено приостановление оказания органами местного самоуправления услуг по обеспечению выбора земельного участка по заявлениям лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, на период подготовки документации по планировке территории.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" также не изменяет общего порядка предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае проведения работ по разработке документации о планировке территории.
Пунктом 14 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусматривается лишь, что с 31 декабря 2013 года в городских округах при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Согласно представленному в материалы дела фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки, размещение гаражей относится к основному виду разрешенного использования зоны Ж-3.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Управления отсутствовали основания для отказа Обществу в обеспечении выбора земельного участка.
Иных оснований для отказа в выборе земельного участка коллегией не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Заявителем соблюдены условия для получения муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
К моменту принятия оспариваемого решения Управление располагало заключениями о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке и положительными согласованиями, полученными от Краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" (от 07.02.2014 N ТУ-74), Муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (от 14.02.2014 N 1/2-868), филиала "Приморский" ОАО "Оборонэнерго" (от 14.02.2014 N ПРМ/020/721), филиала Приморские тепловые сети ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (от 12.02.2014 N 5-16-3247), филиала "ПЭС" ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (от 17.02.2014 N 510-42/85).
Наличие каких-либо ограничений в использовании и особенностей правового режима испрашиваемой территории судебной коллегий не установлено.
Учитывая вышеизложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое Обществом решение Управления, выраженное в сообщении от 26.05.2014 N 30339 /20у, не соответствует земельному законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "АННА-ФОРТУНА".
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Заявленные требования удовлетворены арбитражным судом законно и обоснованно.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2014 по делу N А51-17215/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)