Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10520

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N 33-10520


Судья Дульцева Л.Ю.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Овчинниковой Н.А. при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 ноября 2014 г. дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 августа 2014 г., которым постановлено:
признать отказ департамента земельных отношений администрации г. Перми N И-21-01-09-24474 от 17.12.2013 г. в предоставлении в аренду К. земельного участка незаконным.
Возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов К., путем предоставления ему в аренду земельного участка, расположенного на территории города Перми, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований К. отказать.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя К. - Л., проверив дело, судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании отказа департамента земельных отношений администрации г. Перми от 17.12.2013 года в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, возложении на департамент обязанности предоставить участок в аренду под ИЖС сроком на 10 лет. Мотивировал требования тем, что является инвалидом 2 группы и в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 22.11.2013 г. обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка, в чем было отказано по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральным законом не урегулирован; на территории г. Перми отсутствуют сформированные земельные участки, подлежащие предоставлению этим гражданам, не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Не представлено доказательств постановки К. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд обязал предоставить в аренду земельный участок, но не указал конкретный участок. Несформированный земельный участок не соответствует понятию объекта недвижимого имущества и не может быть предметом договора аренды. Заключению договора аренды предшествует издание распоряжения о предоставлении земельного участка, такое распоряжение отсутствует, и заключение договора в этой связи является преждевременным.
В возражениях относительно апелляционной жалобы К. просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, К., являясь инвалидом 2 группы по общему заболеванию, 22.11.13. обращался в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка для ИЖС на территории г. Перми в первоочередном порядке.
17.12.13. департаментом земельных отношений администрации г. Перми отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что федеральным законодательством порядок предоставления земельных участков данной категории граждан не урегулирован, не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; не представлены документы, позволяющие определить нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий.
Признавая отказ департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка незаконным, суд правильно исходил из того, что отсутствие разработанного порядка предоставления участков инвалидам не может служить основанием для отказа в реализации права заявителя на первоочередное получение земельного участка.
Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства является мерой, направленной на улучшение жилищных условий указанных граждан.
При рассмотрении дела суд судом исследовался вопрос о нуждаемости К. в улучшении жилищных условий. Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека. Исходя из общей площади занимаемого семьей заявителя жилого помещения по ул. <...> (44,8 кв. м) и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в указанной квартире (4 чел.), на одного человека приходится 11,2 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы.
Доводы департамента о том, что заявитель не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не влекут отмену решения суда. Данное обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения заявленных требований, поскольку учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, а в настоящем случае вопрос связан с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Доводы жалобы о том, что земельный участок не конкретизирован, не сформирован, в связи с чем не может являться объектом недвижимого имущества и предметом договора аренды, не являются основанием для отмены решения. Положения ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривают право заявителя требовать предоставления под ИЖС конкретного земельного участка по выбору заявителя. Вместе с тем данное обстоятельство, а также отсутствие сформированных для предоставления указанной категории граждан земельных участков не означает возможности отказа уполномоченным органом в предоставлении участка инвалиду по данным: основаниям. Осуществляя полномочия по предоставлению земельных участков, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, орган местного самоуправления не лишен возможности самостоятельно определить, с учетом зонирования территорий, местоположение предполагаемого к предоставлению такому гражданину земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Ссылка на то, что не издано распоряжение о предоставлении земельного участка, в связи с чем заключение договора аренды является преждевременным, не влечет отмену решения, так как относится к процедуре оформления арендных отношений и не свидетельствует о неправильности выводов суда по существу дела.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 августа 2014 г. оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)