Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2014 N Ф05-8625/2014 ПО ДЕЛУ N А41-57036/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. по делу N А41-57036/13


Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Ананьиной Е.А., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - неявка, извещено,
от ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Пузырев П.А. по дов. от 14.05.2014,
от третьего лица: открытого акционерного общества "Газпром" - Кузнецов Н.М. по дов. от 02.06.2014, Свешникова С.П. по дов. от 02.06.2014,
рассмотрев 07 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 30 января 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
и постановление от 07 мая 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А., Огурцовым Н.А.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок,
третье лицо: открытое акционерное общество "Газпром",

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконными решений, оформленных сообщениями от 25.03.2013 N 01/002/2013-242 и от 06.06.2013 N 01/011/2013-266, об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:69, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Московская, д. 77, обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 января 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 мая 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов регистрирующий орган указал, что в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации) заявителем не были представлены на государственную регистрацию документы, подтверждающие наличие оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок; согласно данным ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:69 относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение зданий и сооружений Московского подземного хранилища газа ОАО "Газпром"; документы, подтверждающие, что объекты, находящиеся на указанном земельном участке, входят в состав федеральной энергетической системы Российской Федерации, на государственную регистрацию не представлены; информация, содержащаяся в представленном письме филиала "Московское управление подземного хранения газа" от 04.06.2013 N 02/10/1-218, не устраняет причин, препятствующих проведению государственной регистрации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель регистрирующего органа поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Явившиеся в судебное заседание представители третьего лица - ОАО "Газпром" возражали против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Заявитель по делу - ТУ Росимущества в Московской области, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между Администрацией Щелковского муниципального района Московской области и ОАО "Газпром" (арендатор) заключен договор от 22.11.2011 N 16-1141/11 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:69, общей площадью 1 012 002 кв. м, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Московская, д. 77 (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение зданий и сооружений Московского подземного хранилища газа ОАО "Газпром").
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости (здания, сооружения), принадлежащие на праве собственности ОАО "Газпром", что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРП, свидетельствами о государственной регистрации права, кадастровой выпиской формы КВ1-КВ6.
ТУ Росимущества в Московской области 18.04.2013 обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и представило пакет документов, необходимых для проведения регистрационных действий, в том числе договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 22.11.20111 N 16-1141/11, решение участника ООО "Газпром ПГХ" от 01.12.2010, письмо филиала "Московское управление подземного хранения газа" от 04.02.2013, кадастровый паспорт земельного участка.
Письмами от 25.03.2013 N 01/002/2013-242 и от 06.06.2013 N 01/011/2013-266 регистрирующий орган уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, мотивировав отказ непредставлением на регистрацию доказательств, подтверждающих факт принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности, а также доказательств того, что расположенные на указанном земельном участке объекты входят в состав федеральной энергетической системы газоснабжения.
Полагая, что данный отказ регистрирующего органа является неправомерным, ТУ Росимущества в Московской области обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворили заявленные требования, установив, что оспариваемый отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок не соответствует положениям Закона о регистрации, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Судами установлено, что заявителем на регистрацию был представлен необходимый пакет документов, что подтверждается представленными в дело расписками регистрирующего органа о получении документов.
В силу абзаца 6 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, помимо земельных участков, указанных в абзацах 2 - 5 части 1 настоящей статьи, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 указанного Закона единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 14 названного Закона для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Судами установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:69 имеет вид разрешенного использования - под размещение зданий и сооружений Московского подземного хранилища газа ОАО "Газпром".
На данным земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Газпром": здание, условный номер: 50:14:16:80395:005; здание, условный номер: 50:14:16:80395:006; здание, условный номер: 50:14:16:80395:004; комплекс предметно-специализированного объекта недвижимости: газовый промысел, условный номер: 50:14:16:80395:001.
Учитывая, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суды правильно указали, что спорный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, суды обеих инстанций, установив, что все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества, были представлены заявителем в регистрирующий орган, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости отсутствовали, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная коллегия признает, что суды правомерно удовлетворили заявленные требования на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязав регистрирующий орган устранить допущенные нарушения.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, им дана надлежащая правовая оценка. Окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о недоказанности факта принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности, а также того, что расположенные на указанном земельном участке объекты входят в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Все доводы кассационной жалобы по сути сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 30 января 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 мая 2014 года по делу N А41-57036/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.В.ПЕТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)