Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Сурхаев М.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Магамедова Ш.М. и Хираева Ш.М.,
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Администрации ГО "г. Дербент" по доверенности Г. и истца К.В.Я. на решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 10 октября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований К.В.Я. к К.С.З., Филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Россеестра по РД Отделу кадастрового учета о признании постановки на кадастровый учет земельного участка К.С.З. недействительным, аннулировании записи о государственной кадастровой регистрации участка и 5язании постановки на кадастровый учет земельного участка отказать.
Встречные исковые требования К.С.З. удовлетворить.
Признать недействительными: постановление администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность"; договор о безвозмездном предоставлении в собственность К.В.Я. находящегося в муниципальной собственности земельного участка, выданного управлением муниципального имущества г. Дербента N 1196 от 16 октября 2009 года, и аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16 ноября 2009 года N N.
Взыскать с К.В.Я., <дата> года рождения,
проживающего по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, <адрес>, в пользу К.С.З., проживающего по
адресу: РД, <адрес>, ул. <адрес>, процессуальные издержки по оплате услуг представителя в сумме N) рублей".
Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителей истца К.В.Я. - К.Я.Н. и адвоката Пирова Х.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, ответчика К.С.З. и его представителя - адвоката Мурадова М.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
К.В.Я. обратился в суд с иском к К.С.З., Филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД о признании постановки на кадастровый учет земельного участка К.С.З. недействительным, аннулировании записи о государственной кадастровой регистрации участка и обязании постановки на кадастровый учет земельного участка.
Свои доводы мотивировал тем, что земельный участок площадью N кв. м он получил на основании постановления администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность", договора о безвозмездном представлении в собственность, заключенного с управлением муниципального имущества г. Дербента N от 16 октября 2009 года и зарегистрировал в установленном порядке, что подтверждается выданным свидетельством от 16 ноября 2009 года о праве собственности серией N, записью регистрации N и имеющий кадастровый номер N. В момент представления ему земельного участка он находился на территории городского округа город Дербент". В момент предоставления ему земельного участка между городским округом "город Дербент" и муниципальным образованием "Дербентский район" имелись разногласия по поводу прохождения границ. В связи, с чем в последующем на основании приказа от 09 октября 2009 года за N 41 "О корректировке кадастрового деления Дербентского городского кадастрового района (05:42) и Дербентского кадастрового района (05:07) руководителем Управления Роснедвижимости по РД С. была произведена корректировка, в результате чего были ликвидированы в Дербентском городском кадастровом районе кадастровые кварталы. Ликвидированным оказался и кадастровый район, в котором находится его участок. В пунктах 3:4:5 данного приказа указано, как и каким способом произвести включение ликвидированных кадастровых кварталов в Дербентском кадастровом районе с сохранением предыдущих номеров этих кварталов. Но этого сделано не было. При первичной постановке на кадастровый учет его земельною участка по вине кадастрового инженера Х.М.Х. неверно был составлен межевой план земельного участка, в результате чего его месторасположение оказалось на значительном расстоянии от оси канала "Самур-Дербент", который проходил, как основной ориентир. Решением Дербентского городского суда кадастрового инженера Х.М.Х.обязали составить новый межевой план земельного участка, с учетом места его расположения на основании правоустанавливающего документа на земельный участок с приложенным к нему ситуационным планом. После предоставления нового межевого плана для постановки на кадастровый учет, ему сначала приостановили, а затем и отказали в проведении кадастрового учета со ссылкой на то, что происходит наложение на земельный участок ЗУ N правообладателем которого проходит К.С.З. При получении выписки в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РД, им был установлено, что земельный участок К.С.З. прошел кадастровый учет с получением кадастрового номера N - 15 апреля 2010 года и зарегистрированное его право собственности 27 мая 2010 записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок регистрации N. Поскольку им учет земельного участка произведен раньше, и в тот период каких-либо наложений с кем-либо не имелось, его требования должны быть удовлетворены. Кроме того, как смежный землепользователь, с ним не были согласованы границы земельного участка.
- К.С.З., не согласившись с исковыми требованиями К.В.Я., обратился в суд со встречным иском к К.В.Я., администрации МО "г. Дербент", Управлению муниципальным имуществом, администрации г. Дербента, Администрации Дербентского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД в г. Дербенте, о признании недействительными всех правоустанавливающих документов на спорный земельный участок: постановления администрации г. Дербента от 28.08.2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность К.В.Я., находящегося в муниципальной собственности земельного участка, выданного Управлением муниципального имущества г. Дербента N 1196 от 16.10.2009 года;
- свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок от 16.11.2009 года, бланк N на имя К.В.Я., и аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2009 года регистрация N N, мотивируя доводы тем, что данный земельный участок предоставлен ему постановлением администрации Дербентского района от 02 апреля 2008 года N 132,договором от 29.04.2010 года N 447, заключенным между ним и администрацией Дербентского района, администрация Дербентского района передала ему в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1200 кв. м, расположенный на территории сельского поселения с. Сабнава Дербентского района, для ведения личного подсобного хозяйства, бесплатно на основании постановления главы администрации Дербентского района от 02.04.2008 г. N 132. На земельный участок им получен кадастровый паспорт 07 ноября 2012 года N N зарегистрировано право собственности и получено свидетельство о государственной регистрации права.
Земельный участок К.В.Я. предоставлен постановлением администрации г. Дербента от 28.08.2009 года N 83/6 из земель населенных пунктов г. Дербента.
К.В.Я. земельный участок предоставлен в 2009 году, для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома площадью N кв. м, а ему участок предоставлен в 2008 году для ведения личного подсобного хозяйства площадью N кв. м.
Его земельный участок расположен на территории Дербентского района, относится к землям Сабнавинского сельского поселения и никакого отношения к землям населенного пункта г. Дербента не имеет.
Администрация МО "город Дербент" не имела полномочий по распоряжению земельным участком, расположенным на территории МР "Дербентский район", поскольку этот спорный земельный участок входил, и входит в состав земель Дербентского района, и распоряжаться ими могла только администрация Дербентского района, как собственник земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО "г. Дербент" по доверенности Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение в удовлетворении исковых требований истца К.В.А. к К.С.З. и Филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Россреестра по РД.
В обоснование своих доводов указывает, что решение судом принято с нарушениями норм материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В своем решении суд принимает во внимание показания представителя филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД отдела кадастрового учета М.С.М. о том, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, сведениям Дежурной кадастровой карты Дербентского района и в соответствии с приложением к Закону РД от 13.01.2005 года N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" в части описания границ Сабновинского сельского поселения, данный земельный участок находится в административно-территориальных границах Дербентского района на территории Сабновинского сельского поселения. Однако суд необоснованно не принимает во внимание и не излагает в мотивировочной части решения суда его показания о том, что границы земель г. Дербента определены и утверждены Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 29.08.1964 года; приложениями N 4 и N 5 к нему; постановлением совета министров ДАССР N 274 от 06 июля 1964 года и приложениями N 2, N 3 к нему. Площадь земель г. Дербента в рамках вышеуказанных границ и по состоянию на 01.01.2013 год составляет 7098 га. Постановлением Правительства Республики Дагестан N 355 от 29.12.2007 года утверждена государственная кадастровая оценка этих земель - как земли г. Дербента, границы земель г. Дербента описаны в законе Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан". В приложении к статье 44 указанного закона приведена схематическая карта муниципального образования "г. Дербент", которая совпадает с границами земель, утвержденными Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 29.08.1964 года. С 1964 года по настоящее время земли от города Дербент в установленном законом порядке не изымались и другим муниципальным образованиям не передавались.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшем в месте издания их актов на момент их издания.
Кроме того, им был представлен на обозрение суда генеральный план города Дербента, утвержденный 1964 году, и на момент обозрения действующий, из которого было видно, что спорный земельный участок находится в зоне административно-территориальной границы муниципального образования ГО "город Дербент", также на обозрение суда был представлен проект генерального плана, описывающий те же границы, что указаны в генеральном плане города Дербента от 1964 года с некоторыми изменениями, не затрагивающими предмет спора гражданского дела и на сегодняшний день утвержденный.
Однако суд, приняв во внимание доводы представителя М.С.М., посчитал, что дежурная кадастровая карта Дербентского района имеет безусловный приоритет над Генеральным планом ГО "город Дербент". Суд также принял во внимание ссылки М.С.М. на Закон РД от 13.01.2005 года N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" в части описания границ Сабновинского сельского поселения и что данный земельный участок находится в административно-территориальных границах Дербентского района на территории Сабновинского сельского поселения. Однако М.С.М. не представил суду доказательства своих доводов.
Суд необоснованно принял во внимание данные схематических карт, подготовленных Управлением Роснедвижимости по РД, как документов, имеющих приоритетную и основополагающую юридическую силу.
Закон РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" от 13.01.2005 года, не показывает границы между Дербентским районом и городом Дербент, а упомянутые схематические карты муниципальных образований РД, подготовленные Управлением Роснедвижимости по РД совместно с органами местного самоуправления, не должны противоречить действующему генеральному плану города Дербента и можно расценивать как внутренний рабочий справочный документ Управления Роснедвижимости по РД.
Суд, ссылаясь на ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ и на Правила кадастрового деления территории РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от <дата> N 660, прибегает к нормам, утратившим юридическую силу, приходя к ошибочным суждениям о предмете кадастрового деления и следственной связи с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что является недозволительным для суда.
Приказ об устранении ошибки, допущенной в 2001 году, это ни что иное, как внутренний документ и никак не распространяется на другие ведомства. Вышеперечисленные корректировки во избежание двойного учета должны производиться согласно императивным нормам, т.е. кадастровое деление кадастровых районов на кадастровые кварталы производятся согласно действующим документам, принимая во внимание генеральный план города Дербента в рамках и в границах данного документа по административно-территориальному делению, а не согласно с несуществующим приложениям границ муниципальных образований к Закону РД "О статусе и границах муниципальных образований", под что ссылаются подогнать свои действия стороны.
Считает, что суд необоснованно в наводящей форме излагает свои доводы о том, что администрация ГО "город Дербент", предоставляя землю, не приняла во внимание, что спорный земельный участок находится на территории Сабновинской сельской администрации, которая, в свою очередь, находится в административном подчинении Дербентского района, не имела полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории муниципального образования "Дербентский район", поскольку эти спорные земельные участки входили и входят в состав земель Дербентского района и распоряжаться ими могла только администрация Дербентского района, как собственник земельных участков, мотивируя это выпиской описания границ МО "село Сабнова" Дербентского района приложением к пункту 19 ст. 12 Закона РД "О статусе и границах муниципальных образований РД", а также выкопировкой из электронной карты Республики Дагестан с указанием границ г. Дербента и Дербентского района. Суд необоснованно не учитывает тот факт и дает неправильную оценку тому, что описание границ муниципального образования "село Сабнова" Дербентского района не корректно и должно было быть подготовлено согласно действующим и не отмененным границам ГО "город Дербент", т.е. не город должен подстраиваться под район, а район под город.
Выкопировка из электронной карты Республики Дагестан с указанием границ г. Дербента и Дербентского района не является надлежащим документом и принятие его во внимание судом недопустимо.
В апелляционной жалобе истца К.В.Я. содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении его исковых требований.
Полагает, что решение судом вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своих доводов указал, что суд не выяснил вопроса о принадлежности спорного участка к землям индивидуального жилищного строительства или сельскохозяйственного назначения, также не выяснил как администрация Дербентского района РД одним Постановлением от 2 апреля 2008 года за N 132 представила из фонда перераспределения из земель сельскохозяйственного значения земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства списочной форме группе граждан, в том числе и К.З.С., была ли уполномочена администрация Дербентского района выделять спорный земельный участок.
Кроме того, суд не предпринял никаких мер для определения размера наложения его земельного участка на земельный участок К.З.С., и не привлек в дело в качестве третьего лица руководство Самур - Дербентского канала, хотя им было заявлено такое ходатайство.
Согласно ст. 1 Закона Республики Дагестан "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в РД" от 29 декабря 2003 года за N 46 с последующими изменениями был определен порядок предоставление таких земель, где говорится, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Республики Дагестан и собственности муниципальных образований, входящих в фонд перераспределение земель, осуществляются в соответствии со ст. 4 п. 1 и ст. 5 данного закона уполномоченным органом.
При этом обоснованное ходатайство о пропуске срока исковой давности, а также дополнительные требования К.В.Я. об оспаривании документов К.С.З. судом вообще не были рассмотрены.
В возражениях К.С.З. на апелляционные жалобы содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционных жалоб -без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Дербентского района от 02 апреля 2008 года N 132 земельный участок площадью 1200 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения был представлен К.С.З. по договору от 29 апреля 2010 года N 447, заключенному между К.С.З. и администрацией Дербентского района, он был передан в собственность. Спорный земельный участок расположен на территории сельского поселения "село Сабнава" Дербентского района и предоставлен для ведения личного подсобно хозяйства. На земельный участок выдан кадастровый паспорт 07 ноября 2012 года N и свидетельство о государственной регистрации права.
Постановлением администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность" ему был предоставлен земельный участок площадью 900 кв. м из земель городского поселения.
На основании договора о безвозмездном представлении в собственность, заключенного с управлением муниципального имущества г. Дербента N 1196 от 16 октября 2009 года, данный земельный участок был предоставлен К.В.Я. в собственность. В последующем им был получен кадастровый паспорт NN и свидетельство о регистрации права собственности от 16 ноября 2009 года серии N, с записью регистрации N N
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что согласно материалам межевания земельных участков, кадастровых паспортов, земельный участок, выделенный в 2008 году К.С.З., и в 2009 году -К.В.Я., находится на территории Дербентского района, т.е. на территории Сабнавинского сельского поселения.
Согасно объяснениям кадастрового инженера Х.М., к нему обратился К.Я.Н. для оформления земельного участка им по его просьбе, и в границах, указанных К.Я.Н., был составлен ситуационный план на земельный участок, который в последующем, на основании Постановления администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность" был ему предоставлен. Для постановки на кадастровый учет земельного участка, он обратился в городской кадастровый отдел, в последующем К.В.Я. обращался в суд о признании недействительными кадастрового паспорта и межевою плана, и обязании составить новый межевой план на земельный участок, согласно правоустанавливающим документам. Во исполнение решения Дербентского городского суда от 24 августа 2011 года им был составлен новый межевой план и его представили филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД Отделу кадастрового учета.
Представитель филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД отделу кадастрового учета М.С.М.. пояснил, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости сведениям Дежурной кадастровой карты Дербентского района и в соответствии с приложением к Закону РД от 13.01.2005 года N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" в части описания границ Сабнавинского сельского поселения, данный земельный участок находится в административно-территориальных границах Дербентского района на территории Сабнавинского сельского поселения.
Доводы жалобы о том, что до корректировки кадастрового деления между Дербентским районом и гор. Дербентом, территория, на которой расположен предоставленный К.В.Я. администрацией ГО "город Дербент" земельный участок, находилась в ведении муниципального образования гор. Дербент, не состоятельны.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" от 25 октября 2001 года за N 137, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, т.е. распоряжение земельными участками осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа в пределах границ соответствующих муниципальных районов и городского округа.
В соответствии со ст. 85 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" принят Закон РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" от 13.01.2005 года, которым установлены границы между Дербентским районом и городом Дербент в соответствии с прилагаемым к нему описанием прохождения границ муниципальных образований и схематическими картами муниципальных образований РД, подготовленные Управлением Роснедвижимости по РД совместно с органами местного самоуправления.
Согласно карте землепользователей Дербентского района составленной на основании Закона РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" от 13.01.2006 года и картографическому материалу, представленному Федеральной службой регистрации кадастра и картографии, земельный участок, предоставленный администрацией городского округа "город Дербент", расположен на территории МР "Дербентский район" сельского поселения "село Сабнава" с кадастровым номером N на землях населенного пункта.
В соответствии с ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ и Правилами кадастрового деления территории РФ. утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельною кадастра России только в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров. При этом в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законом субъекта РФ. Следовательно, кадастровое деление территории округа может не совпадать с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что не противоречит законодательству.
Из приказа Управления Роснедвижимости по РД от 09.10.2009 года за N 41 усматривается, что ввиду необходимости устранения технической ошибки, допущенной в 2001 году в дежурных кадастровых картах Дербентского кадастрового района и Дербентского городскою кадастрового района, приводившей к случаям двойного кадастрового учета земельных участков, в кадастровое деление Дербентского городского кадастрового района (05:42) и Дербентского кадастрового района (05:07), внесены корректировки, в результате чего ряд кадастровых кварталов из Дербентского городского кадастрового района исключены и границы кадастровых делений приведены в соответствие с Законом РД "О статусе и границах муниципальных образований", т.е. с границами муниципальных образований.
Неизменность границ, установленных Законом РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" с 13.01.2005 года подтвердил Верховный суд РД своим решением от 25 апреля 2011 года, оставленным и силе определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 20 июля 2011 года.
Отказывая в удовлетворении иска К.В.Я., суд правильно указал в решении о том, что Администрация городского округа "город Дербент", предоставляя и собственность К.В.Я. земельный участок, не приняла во внимание то, что спорный земельный участок находится на территории Сабнавинской сельской администрации, которая, в свою очередь, находится в административном подчинении Дербентского района.
При этом посчитала, что администрация муниципального образования городской округ "город Дербент" не имела полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории муниципального образования "Дербентский район", поскольку эти спорные земельные участки входили и входят в состав земель Дербентского района и распоряжаться ими могла только администрация Дербентского района, как собственник земельных участков.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данное обстоятельство подтверждается еще выпиской описания МО "село Сабнава" Дербентского района, приложением к пункту ст. 1. Закона РД "О статусе и границах муниципальных образований РД", а также выкопировкой из электронной карты Республики Дагестан с указанием границ г. Дербента и Дербентского района из которых усматривается, что спорный земельный участок расположен на территории МО "Дербентский район".
В этой связи правомерен вывод суда о том, что представленные в суд представителем К.В.Я. - К.Я. приложение к постановлению администрации г. Дербент N 83/6 от 28 августа 2009 года, план части земель поселений г. Дербента, расположенных в кадастровом квартале N 99, не отвечают критериям допустимости и достоверности.
Анализ исследованных судом доказательств подтверждает то, что спорный земельный участок из Дербентского района в установленном порядке не изымался, г. Дербенту не передавался.
Поэтому необоснованны доводы апелляционных жалоб о том, что администрация г. Дербента правомочна была предоставлять спорный участок истцу, в связи с чем суд с учетом совокупности всех юридически значимых обстоятельств, установленных в ходе разбирательства дела, пришел к верному выводу о том, что администрация городского округа "г. Дербент" в 2009 году не законно предоставила в собственность К.В.Я. спорный земельный участок, который уже в 2008 году администрацией Дербентского района был предоставлен в собственность К.С.З.
Довод К.В.Я. о том, что на момент предоставления земельного участка он находился на территории города Дербента, также не обоснован, так как, несмотря на разногласия на тот момент между Дербентским районом и городом Дербентом по поводу прохождения границ, сами границы, установленные Законом Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" от 13 января 2005 года N 6, не менялись. Приказом Роснедвижимости от 09 октября 2009 года изменения вносились в границы кадастровых кварталов: Дербентского районного кадастрового квартала и Дербентского городского кадастрового квартала, а не по границам муниципальных образований. К тому же, согласно данному Приказу, городской квартал 05:42:000099, в котором якобы был расположен земельный участок К.В.Я. был ликвидирован.
Так же необоснованны доводы, что ранее до корректировки кадастрового деления между Дербентским районом и г. Дербентом, территория, на которой расположен спорный земельный участок, находился в ведении муниципального образования г. Дербент, т.к. они основаны на неверном толковании определения кадастрового деления и понятия административно-территориального устройства субъекта РФ. В соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" от 02 января 2000 года N 28-ФЗ и Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2000 года N 660, кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России только в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются Законом субъекта РФ. Следовательно, кадастровое деление территории округа может не совпадать с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что не противоречит законодательству. Законом РД "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" с 13 января 2005 года установлены границы между Дербентским районом и г. Дербентом в соответствии с прилагаемым к нему описанием прохождения границ муниципальных образований. Несогласие со стороны муниципального образования г. Дербент с установленным Законом административно-территориальным делением вызывало земельно-территориальные споры между муниципальными образованиями город Дербент и Дербентский район. В настоящее время данный территориальный спор окончательно разрешен Решением Верховного суда РД от 25 апреля 2011 года, который подтвердил неизменность границ, установленных Законом Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований".
Как усматривается из объяснений представителя К.В.Я. по доверенности К.Я. (отец К.В.Я.), спорный земельный участок раньше он, и его семья использовали под выращивание сельхозпродукции, он работал в совхозе Ленинский Дербентского района и данные земли принадлежали совхозу Ленинскому. Он обратился в администрацию г. Дербента, с заявлением о представлении земельного участка его сыну К.В.Я., по его просьбе кадастровым инженером Х.М. был составлен ситуационный план, по размерам, которые он указал ему, который был в последующем приложен к постановлению администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6. При указании кадастровому инженеру размеров и места нахождения земельного участка, представителя администрации г. Дербента не было, и фактически отвод земельного участка с участием представителя администрации ему не произведен.
После того, как К.В.Я. оградил земельный участок, выяснилось, что на земельный участок имеет документы К.С.З., и за самовольное занятие земельного участка, он был подвергнут административному наказанию, в виде штрафа, что подтверждается имеющимися в деле постановлениями о привлечении истца к административной ответственности и наказанию.
Также судом установлено, что земельный участок ответчик использовал для выращивания сельхозпродукции еще с 1999 года, что видно из справки, выданной начальником Самуро-Дербентского канала и договора аренды, заключенного между К.С.З. и начальником Самур-Дербентского канала.
Сроки исковой давности по заявленным ответчиком исковым требованиям, как об этом утверждается в доводах жалобы К.В.Я., не пропущены, поскольку о том, что у К.В.Я. имеются документы на этот же земельный участок ответчику стало известно из предъявленного им в суд иска.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц и создающие угрозу их нарушения, могуч быть пресечены путем признания недействительными судебном порядке соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Ст. 61 ЗК РФ предусматривает, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы и юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Поскольку К.С.З. в установленном законом порядке приобрел право пользования спорным земельным участком и это право в таком же порядке не прекращено по настоящее время, что, в смысле вышеуказанных предписаний земельного законодательства, исключало правомочия администрации г. Дербента по его предоставлению К.В.Я., равно и по передаче этого участка в собственность последнего, правоприменительные акты данного органа местного самоуправления об этом, не соответствуя тем же предписаниям, нарушают имущественные права истца по встречному иску.
Таким образом, суд первой инстанции, подчинившись требованиям ст. 13 ГК РФ, также правомерно признал эти ненормативные акты недействительными.
Доводы апелляционной жалобы К.В.Я. о том, что суд не рассмотрел его дополнительных требований о признании недействительными правоустанавливающих документов, не основаны на материалах дела, поскольку в деле(л.д. 136) имеется ходатайство адвоката Пирова Х.М., именованное им как ходатайство обоснования требования о незаконности правоустанавливающего документа, однако самого искового заявления с такими требованиями, оформленного в соответствии со ст. 131 - 132 ГПК РФ, в материалах дела нет.
Остальные доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона истца в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению судом первой инстанции определены правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность принятого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 10 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации ГО "г. Дербент" по доверенности - Г. и К.В.Я. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4695-13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N 33-4695-13
Судья: Сурхаев М.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Магамедова Ш.М. и Хираева Ш.М.,
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Администрации ГО "г. Дербент" по доверенности Г. и истца К.В.Я. на решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 10 октября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований К.В.Я. к К.С.З., Филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Россеестра по РД Отделу кадастрового учета о признании постановки на кадастровый учет земельного участка К.С.З. недействительным, аннулировании записи о государственной кадастровой регистрации участка и 5язании постановки на кадастровый учет земельного участка отказать.
Встречные исковые требования К.С.З. удовлетворить.
Признать недействительными: постановление администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность"; договор о безвозмездном предоставлении в собственность К.В.Я. находящегося в муниципальной собственности земельного участка, выданного управлением муниципального имущества г. Дербента N 1196 от 16 октября 2009 года, и аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16 ноября 2009 года N N.
Взыскать с К.В.Я., <дата> года рождения,
проживающего по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, <адрес>, в пользу К.С.З., проживающего по
адресу: РД, <адрес>, ул. <адрес>, процессуальные издержки по оплате услуг представителя в сумме N) рублей".
Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителей истца К.В.Я. - К.Я.Н. и адвоката Пирова Х.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, ответчика К.С.З. и его представителя - адвоката Мурадова М.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
К.В.Я. обратился в суд с иском к К.С.З., Филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД о признании постановки на кадастровый учет земельного участка К.С.З. недействительным, аннулировании записи о государственной кадастровой регистрации участка и обязании постановки на кадастровый учет земельного участка.
Свои доводы мотивировал тем, что земельный участок площадью N кв. м он получил на основании постановления администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность", договора о безвозмездном представлении в собственность, заключенного с управлением муниципального имущества г. Дербента N от 16 октября 2009 года и зарегистрировал в установленном порядке, что подтверждается выданным свидетельством от 16 ноября 2009 года о праве собственности серией N, записью регистрации N и имеющий кадастровый номер N. В момент представления ему земельного участка он находился на территории городского округа город Дербент". В момент предоставления ему земельного участка между городским округом "город Дербент" и муниципальным образованием "Дербентский район" имелись разногласия по поводу прохождения границ. В связи, с чем в последующем на основании приказа от 09 октября 2009 года за N 41 "О корректировке кадастрового деления Дербентского городского кадастрового района (05:42) и Дербентского кадастрового района (05:07) руководителем Управления Роснедвижимости по РД С. была произведена корректировка, в результате чего были ликвидированы в Дербентском городском кадастровом районе кадастровые кварталы. Ликвидированным оказался и кадастровый район, в котором находится его участок. В пунктах 3:4:5 данного приказа указано, как и каким способом произвести включение ликвидированных кадастровых кварталов в Дербентском кадастровом районе с сохранением предыдущих номеров этих кварталов. Но этого сделано не было. При первичной постановке на кадастровый учет его земельною участка по вине кадастрового инженера Х.М.Х. неверно был составлен межевой план земельного участка, в результате чего его месторасположение оказалось на значительном расстоянии от оси канала "Самур-Дербент", который проходил, как основной ориентир. Решением Дербентского городского суда кадастрового инженера Х.М.Х.обязали составить новый межевой план земельного участка, с учетом места его расположения на основании правоустанавливающего документа на земельный участок с приложенным к нему ситуационным планом. После предоставления нового межевого плана для постановки на кадастровый учет, ему сначала приостановили, а затем и отказали в проведении кадастрового учета со ссылкой на то, что происходит наложение на земельный участок ЗУ N правообладателем которого проходит К.С.З. При получении выписки в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РД, им был установлено, что земельный участок К.С.З. прошел кадастровый учет с получением кадастрового номера N - 15 апреля 2010 года и зарегистрированное его право собственности 27 мая 2010 записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок регистрации N. Поскольку им учет земельного участка произведен раньше, и в тот период каких-либо наложений с кем-либо не имелось, его требования должны быть удовлетворены. Кроме того, как смежный землепользователь, с ним не были согласованы границы земельного участка.
- К.С.З., не согласившись с исковыми требованиями К.В.Я., обратился в суд со встречным иском к К.В.Я., администрации МО "г. Дербент", Управлению муниципальным имуществом, администрации г. Дербента, Администрации Дербентского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД в г. Дербенте, о признании недействительными всех правоустанавливающих документов на спорный земельный участок: постановления администрации г. Дербента от 28.08.2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность К.В.Я., находящегося в муниципальной собственности земельного участка, выданного Управлением муниципального имущества г. Дербента N 1196 от 16.10.2009 года;
- свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок от 16.11.2009 года, бланк N на имя К.В.Я., и аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2009 года регистрация N N, мотивируя доводы тем, что данный земельный участок предоставлен ему постановлением администрации Дербентского района от 02 апреля 2008 года N 132,договором от 29.04.2010 года N 447, заключенным между ним и администрацией Дербентского района, администрация Дербентского района передала ему в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1200 кв. м, расположенный на территории сельского поселения с. Сабнава Дербентского района, для ведения личного подсобного хозяйства, бесплатно на основании постановления главы администрации Дербентского района от 02.04.2008 г. N 132. На земельный участок им получен кадастровый паспорт 07 ноября 2012 года N N зарегистрировано право собственности и получено свидетельство о государственной регистрации права.
Земельный участок К.В.Я. предоставлен постановлением администрации г. Дербента от 28.08.2009 года N 83/6 из земель населенных пунктов г. Дербента.
К.В.Я. земельный участок предоставлен в 2009 году, для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома площадью N кв. м, а ему участок предоставлен в 2008 году для ведения личного подсобного хозяйства площадью N кв. м.
Его земельный участок расположен на территории Дербентского района, относится к землям Сабнавинского сельского поселения и никакого отношения к землям населенного пункта г. Дербента не имеет.
Администрация МО "город Дербент" не имела полномочий по распоряжению земельным участком, расположенным на территории МР "Дербентский район", поскольку этот спорный земельный участок входил, и входит в состав земель Дербентского района, и распоряжаться ими могла только администрация Дербентского района, как собственник земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО "г. Дербент" по доверенности Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение в удовлетворении исковых требований истца К.В.А. к К.С.З. и Филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Россреестра по РД.
В обоснование своих доводов указывает, что решение судом принято с нарушениями норм материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В своем решении суд принимает во внимание показания представителя филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД отдела кадастрового учета М.С.М. о том, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, сведениям Дежурной кадастровой карты Дербентского района и в соответствии с приложением к Закону РД от 13.01.2005 года N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" в части описания границ Сабновинского сельского поселения, данный земельный участок находится в административно-территориальных границах Дербентского района на территории Сабновинского сельского поселения. Однако суд необоснованно не принимает во внимание и не излагает в мотивировочной части решения суда его показания о том, что границы земель г. Дербента определены и утверждены Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 29.08.1964 года; приложениями N 4 и N 5 к нему; постановлением совета министров ДАССР N 274 от 06 июля 1964 года и приложениями N 2, N 3 к нему. Площадь земель г. Дербента в рамках вышеуказанных границ и по состоянию на 01.01.2013 год составляет 7098 га. Постановлением Правительства Республики Дагестан N 355 от 29.12.2007 года утверждена государственная кадастровая оценка этих земель - как земли г. Дербента, границы земель г. Дербента описаны в законе Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан". В приложении к статье 44 указанного закона приведена схематическая карта муниципального образования "г. Дербент", которая совпадает с границами земель, утвержденными Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 29.08.1964 года. С 1964 года по настоящее время земли от города Дербент в установленном законом порядке не изымались и другим муниципальным образованиям не передавались.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшем в месте издания их актов на момент их издания.
Кроме того, им был представлен на обозрение суда генеральный план города Дербента, утвержденный 1964 году, и на момент обозрения действующий, из которого было видно, что спорный земельный участок находится в зоне административно-территориальной границы муниципального образования ГО "город Дербент", также на обозрение суда был представлен проект генерального плана, описывающий те же границы, что указаны в генеральном плане города Дербента от 1964 года с некоторыми изменениями, не затрагивающими предмет спора гражданского дела и на сегодняшний день утвержденный.
Однако суд, приняв во внимание доводы представителя М.С.М., посчитал, что дежурная кадастровая карта Дербентского района имеет безусловный приоритет над Генеральным планом ГО "город Дербент". Суд также принял во внимание ссылки М.С.М. на Закон РД от 13.01.2005 года N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" в части описания границ Сабновинского сельского поселения и что данный земельный участок находится в административно-территориальных границах Дербентского района на территории Сабновинского сельского поселения. Однако М.С.М. не представил суду доказательства своих доводов.
Суд необоснованно принял во внимание данные схематических карт, подготовленных Управлением Роснедвижимости по РД, как документов, имеющих приоритетную и основополагающую юридическую силу.
Закон РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" от 13.01.2005 года, не показывает границы между Дербентским районом и городом Дербент, а упомянутые схематические карты муниципальных образований РД, подготовленные Управлением Роснедвижимости по РД совместно с органами местного самоуправления, не должны противоречить действующему генеральному плану города Дербента и можно расценивать как внутренний рабочий справочный документ Управления Роснедвижимости по РД.
Суд, ссылаясь на ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ и на Правила кадастрового деления территории РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от <дата> N 660, прибегает к нормам, утратившим юридическую силу, приходя к ошибочным суждениям о предмете кадастрового деления и следственной связи с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что является недозволительным для суда.
Приказ об устранении ошибки, допущенной в 2001 году, это ни что иное, как внутренний документ и никак не распространяется на другие ведомства. Вышеперечисленные корректировки во избежание двойного учета должны производиться согласно императивным нормам, т.е. кадастровое деление кадастровых районов на кадастровые кварталы производятся согласно действующим документам, принимая во внимание генеральный план города Дербента в рамках и в границах данного документа по административно-территориальному делению, а не согласно с несуществующим приложениям границ муниципальных образований к Закону РД "О статусе и границах муниципальных образований", под что ссылаются подогнать свои действия стороны.
Считает, что суд необоснованно в наводящей форме излагает свои доводы о том, что администрация ГО "город Дербент", предоставляя землю, не приняла во внимание, что спорный земельный участок находится на территории Сабновинской сельской администрации, которая, в свою очередь, находится в административном подчинении Дербентского района, не имела полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории муниципального образования "Дербентский район", поскольку эти спорные земельные участки входили и входят в состав земель Дербентского района и распоряжаться ими могла только администрация Дербентского района, как собственник земельных участков, мотивируя это выпиской описания границ МО "село Сабнова" Дербентского района приложением к пункту 19 ст. 12 Закона РД "О статусе и границах муниципальных образований РД", а также выкопировкой из электронной карты Республики Дагестан с указанием границ г. Дербента и Дербентского района. Суд необоснованно не учитывает тот факт и дает неправильную оценку тому, что описание границ муниципального образования "село Сабнова" Дербентского района не корректно и должно было быть подготовлено согласно действующим и не отмененным границам ГО "город Дербент", т.е. не город должен подстраиваться под район, а район под город.
Выкопировка из электронной карты Республики Дагестан с указанием границ г. Дербента и Дербентского района не является надлежащим документом и принятие его во внимание судом недопустимо.
В апелляционной жалобе истца К.В.Я. содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении его исковых требований.
Полагает, что решение судом вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своих доводов указал, что суд не выяснил вопроса о принадлежности спорного участка к землям индивидуального жилищного строительства или сельскохозяйственного назначения, также не выяснил как администрация Дербентского района РД одним Постановлением от 2 апреля 2008 года за N 132 представила из фонда перераспределения из земель сельскохозяйственного значения земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства списочной форме группе граждан, в том числе и К.З.С., была ли уполномочена администрация Дербентского района выделять спорный земельный участок.
Кроме того, суд не предпринял никаких мер для определения размера наложения его земельного участка на земельный участок К.З.С., и не привлек в дело в качестве третьего лица руководство Самур - Дербентского канала, хотя им было заявлено такое ходатайство.
Согласно ст. 1 Закона Республики Дагестан "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в РД" от 29 декабря 2003 года за N 46 с последующими изменениями был определен порядок предоставление таких земель, где говорится, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Республики Дагестан и собственности муниципальных образований, входящих в фонд перераспределение земель, осуществляются в соответствии со ст. 4 п. 1 и ст. 5 данного закона уполномоченным органом.
При этом обоснованное ходатайство о пропуске срока исковой давности, а также дополнительные требования К.В.Я. об оспаривании документов К.С.З. судом вообще не были рассмотрены.
В возражениях К.С.З. на апелляционные жалобы содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционных жалоб -без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Дербентского района от 02 апреля 2008 года N 132 земельный участок площадью 1200 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения был представлен К.С.З. по договору от 29 апреля 2010 года N 447, заключенному между К.С.З. и администрацией Дербентского района, он был передан в собственность. Спорный земельный участок расположен на территории сельского поселения "село Сабнава" Дербентского района и предоставлен для ведения личного подсобно хозяйства. На земельный участок выдан кадастровый паспорт 07 ноября 2012 года N и свидетельство о государственной регистрации права.
Постановлением администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность" ему был предоставлен земельный участок площадью 900 кв. м из земель городского поселения.
На основании договора о безвозмездном представлении в собственность, заключенного с управлением муниципального имущества г. Дербента N 1196 от 16 октября 2009 года, данный земельный участок был предоставлен К.В.Я. в собственность. В последующем им был получен кадастровый паспорт NN и свидетельство о регистрации права собственности от 16 ноября 2009 года серии N, с записью регистрации N N
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что согласно материалам межевания земельных участков, кадастровых паспортов, земельный участок, выделенный в 2008 году К.С.З., и в 2009 году -К.В.Я., находится на территории Дербентского района, т.е. на территории Сабнавинского сельского поселения.
Согасно объяснениям кадастрового инженера Х.М., к нему обратился К.Я.Н. для оформления земельного участка им по его просьбе, и в границах, указанных К.Я.Н., был составлен ситуационный план на земельный участок, который в последующем, на основании Постановления администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6 "О предоставлении К.В.Я. земель населенных пунктов в собственность" был ему предоставлен. Для постановки на кадастровый учет земельного участка, он обратился в городской кадастровый отдел, в последующем К.В.Я. обращался в суд о признании недействительными кадастрового паспорта и межевою плана, и обязании составить новый межевой план на земельный участок, согласно правоустанавливающим документам. Во исполнение решения Дербентского городского суда от 24 августа 2011 года им был составлен новый межевой план и его представили филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД Отделу кадастрового учета.
Представитель филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД отделу кадастрового учета М.С.М.. пояснил, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости сведениям Дежурной кадастровой карты Дербентского района и в соответствии с приложением к Закону РД от 13.01.2005 года N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" в части описания границ Сабнавинского сельского поселения, данный земельный участок находится в административно-территориальных границах Дербентского района на территории Сабнавинского сельского поселения.
Доводы жалобы о том, что до корректировки кадастрового деления между Дербентским районом и гор. Дербентом, территория, на которой расположен предоставленный К.В.Я. администрацией ГО "город Дербент" земельный участок, находилась в ведении муниципального образования гор. Дербент, не состоятельны.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" от 25 октября 2001 года за N 137, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, т.е. распоряжение земельными участками осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа в пределах границ соответствующих муниципальных районов и городского округа.
В соответствии со ст. 85 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" принят Закон РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" от 13.01.2005 года, которым установлены границы между Дербентским районом и городом Дербент в соответствии с прилагаемым к нему описанием прохождения границ муниципальных образований и схематическими картами муниципальных образований РД, подготовленные Управлением Роснедвижимости по РД совместно с органами местного самоуправления.
Согласно карте землепользователей Дербентского района составленной на основании Закона РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" от 13.01.2006 года и картографическому материалу, представленному Федеральной службой регистрации кадастра и картографии, земельный участок, предоставленный администрацией городского округа "город Дербент", расположен на территории МР "Дербентский район" сельского поселения "село Сабнава" с кадастровым номером N на землях населенного пункта.
В соответствии с ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ и Правилами кадастрового деления территории РФ. утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельною кадастра России только в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров. При этом в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законом субъекта РФ. Следовательно, кадастровое деление территории округа может не совпадать с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что не противоречит законодательству.
Из приказа Управления Роснедвижимости по РД от 09.10.2009 года за N 41 усматривается, что ввиду необходимости устранения технической ошибки, допущенной в 2001 году в дежурных кадастровых картах Дербентского кадастрового района и Дербентского городскою кадастрового района, приводившей к случаям двойного кадастрового учета земельных участков, в кадастровое деление Дербентского городского кадастрового района (05:42) и Дербентского кадастрового района (05:07), внесены корректировки, в результате чего ряд кадастровых кварталов из Дербентского городского кадастрового района исключены и границы кадастровых делений приведены в соответствие с Законом РД "О статусе и границах муниципальных образований", т.е. с границами муниципальных образований.
Неизменность границ, установленных Законом РД "О статусе и границах муниципальных образований РД" с 13.01.2005 года подтвердил Верховный суд РД своим решением от 25 апреля 2011 года, оставленным и силе определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 20 июля 2011 года.
Отказывая в удовлетворении иска К.В.Я., суд правильно указал в решении о том, что Администрация городского округа "город Дербент", предоставляя и собственность К.В.Я. земельный участок, не приняла во внимание то, что спорный земельный участок находится на территории Сабнавинской сельской администрации, которая, в свою очередь, находится в административном подчинении Дербентского района.
При этом посчитала, что администрация муниципального образования городской округ "город Дербент" не имела полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории муниципального образования "Дербентский район", поскольку эти спорные земельные участки входили и входят в состав земель Дербентского района и распоряжаться ими могла только администрация Дербентского района, как собственник земельных участков.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данное обстоятельство подтверждается еще выпиской описания МО "село Сабнава" Дербентского района, приложением к пункту ст. 1. Закона РД "О статусе и границах муниципальных образований РД", а также выкопировкой из электронной карты Республики Дагестан с указанием границ г. Дербента и Дербентского района из которых усматривается, что спорный земельный участок расположен на территории МО "Дербентский район".
В этой связи правомерен вывод суда о том, что представленные в суд представителем К.В.Я. - К.Я. приложение к постановлению администрации г. Дербент N 83/6 от 28 августа 2009 года, план части земель поселений г. Дербента, расположенных в кадастровом квартале N 99, не отвечают критериям допустимости и достоверности.
Анализ исследованных судом доказательств подтверждает то, что спорный земельный участок из Дербентского района в установленном порядке не изымался, г. Дербенту не передавался.
Поэтому необоснованны доводы апелляционных жалоб о том, что администрация г. Дербента правомочна была предоставлять спорный участок истцу, в связи с чем суд с учетом совокупности всех юридически значимых обстоятельств, установленных в ходе разбирательства дела, пришел к верному выводу о том, что администрация городского округа "г. Дербент" в 2009 году не законно предоставила в собственность К.В.Я. спорный земельный участок, который уже в 2008 году администрацией Дербентского района был предоставлен в собственность К.С.З.
Довод К.В.Я. о том, что на момент предоставления земельного участка он находился на территории города Дербента, также не обоснован, так как, несмотря на разногласия на тот момент между Дербентским районом и городом Дербентом по поводу прохождения границ, сами границы, установленные Законом Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" от 13 января 2005 года N 6, не менялись. Приказом Роснедвижимости от 09 октября 2009 года изменения вносились в границы кадастровых кварталов: Дербентского районного кадастрового квартала и Дербентского городского кадастрового квартала, а не по границам муниципальных образований. К тому же, согласно данному Приказу, городской квартал 05:42:000099, в котором якобы был расположен земельный участок К.В.Я. был ликвидирован.
Так же необоснованны доводы, что ранее до корректировки кадастрового деления между Дербентским районом и г. Дербентом, территория, на которой расположен спорный земельный участок, находился в ведении муниципального образования г. Дербент, т.к. они основаны на неверном толковании определения кадастрового деления и понятия административно-территориального устройства субъекта РФ. В соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" от 02 января 2000 года N 28-ФЗ и Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2000 года N 660, кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России только в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются Законом субъекта РФ. Следовательно, кадастровое деление территории округа может не совпадать с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что не противоречит законодательству. Законом РД "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" с 13 января 2005 года установлены границы между Дербентским районом и г. Дербентом в соответствии с прилагаемым к нему описанием прохождения границ муниципальных образований. Несогласие со стороны муниципального образования г. Дербент с установленным Законом административно-территориальным делением вызывало земельно-территориальные споры между муниципальными образованиями город Дербент и Дербентский район. В настоящее время данный территориальный спор окончательно разрешен Решением Верховного суда РД от 25 апреля 2011 года, который подтвердил неизменность границ, установленных Законом Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований".
Как усматривается из объяснений представителя К.В.Я. по доверенности К.Я. (отец К.В.Я.), спорный земельный участок раньше он, и его семья использовали под выращивание сельхозпродукции, он работал в совхозе Ленинский Дербентского района и данные земли принадлежали совхозу Ленинскому. Он обратился в администрацию г. Дербента, с заявлением о представлении земельного участка его сыну К.В.Я., по его просьбе кадастровым инженером Х.М. был составлен ситуационный план, по размерам, которые он указал ему, который был в последующем приложен к постановлению администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года N 83/6. При указании кадастровому инженеру размеров и места нахождения земельного участка, представителя администрации г. Дербента не было, и фактически отвод земельного участка с участием представителя администрации ему не произведен.
После того, как К.В.Я. оградил земельный участок, выяснилось, что на земельный участок имеет документы К.С.З., и за самовольное занятие земельного участка, он был подвергнут административному наказанию, в виде штрафа, что подтверждается имеющимися в деле постановлениями о привлечении истца к административной ответственности и наказанию.
Также судом установлено, что земельный участок ответчик использовал для выращивания сельхозпродукции еще с 1999 года, что видно из справки, выданной начальником Самуро-Дербентского канала и договора аренды, заключенного между К.С.З. и начальником Самур-Дербентского канала.
Сроки исковой давности по заявленным ответчиком исковым требованиям, как об этом утверждается в доводах жалобы К.В.Я., не пропущены, поскольку о том, что у К.В.Я. имеются документы на этот же земельный участок ответчику стало известно из предъявленного им в суд иска.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц и создающие угрозу их нарушения, могуч быть пресечены путем признания недействительными судебном порядке соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Ст. 61 ЗК РФ предусматривает, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы и юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Поскольку К.С.З. в установленном законом порядке приобрел право пользования спорным земельным участком и это право в таком же порядке не прекращено по настоящее время, что, в смысле вышеуказанных предписаний земельного законодательства, исключало правомочия администрации г. Дербента по его предоставлению К.В.Я., равно и по передаче этого участка в собственность последнего, правоприменительные акты данного органа местного самоуправления об этом, не соответствуя тем же предписаниям, нарушают имущественные права истца по встречному иску.
Таким образом, суд первой инстанции, подчинившись требованиям ст. 13 ГК РФ, также правомерно признал эти ненормативные акты недействительными.
Доводы апелляционной жалобы К.В.Я. о том, что суд не рассмотрел его дополнительных требований о признании недействительными правоустанавливающих документов, не основаны на материалах дела, поскольку в деле(л.д. 136) имеется ходатайство адвоката Пирова Х.М., именованное им как ходатайство обоснования требования о незаконности правоустанавливающего документа, однако самого искового заявления с такими требованиями, оформленного в соответствии со ст. 131 - 132 ГПК РФ, в материалах дела нет.
Остальные доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона истца в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению судом первой инстанции определены правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность принятого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 10 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации ГО "г. Дербент" по доверенности - Г. и К.В.Я. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)