Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-366/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2014 г. по делу N 33-366/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГО г. Уфа РБ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 10 июня 2013 года, которым постановлено:
исковые требования М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществить постановку М. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определив очередность на момент обращения - дата.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия

установила:

М. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании поставить его на указанный учет.
В обоснование иска указал на письмо Администрации Советского района городского округа г. Уфа РБ N... от дата, согласно которому он признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата.
По утверждению истца, дата он обращался в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с просьбой поставить на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства.
дата им был получен ответ от Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ об отказе в постановке на учет.
Со ссылкой на положения ч. 2, п. 1 ч. 2.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", ст. 34 п. 1 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, просил удовлетворить его требования.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа город Уфа РБ просит данное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Как следует из обращения истца в Администрацию ГО г. Уфа РБ от дата, истец просил поставить его на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом к обращению были приложены справка Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата, выписка из состава очередников, справка УЗР ГО г. Уфа от дата N... (л.д. 9).

дата Комиссией по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято решение отказать заявителю в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с несоответствием условиям, установленным вышеуказанным Положением. При этом было разъяснено, что заявитель не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Администрации Советского района, а включен в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования (л.д. 10).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что отказ ответчика в постановке истца на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства является незаконным, поскольку ранее он был признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования в г. Уфа РБ. Суд полагает, что при этом не имеет правового значения в рамках какой социальной программы совершены данные действия уполномоченным органом, так как Закон Республики Башкортостан не содержит ограничений относительно оснований признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ст. 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.
В соответствии с п. 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" земельные участки предоставляются однократно бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, указанным в части 2.1 настоящей статьи.
Согласно части 2.1 указанной статьи, к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из Постановления Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" следует, что к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
1) для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;
- справка, выданная органом местного самоуправления (не ранее 60 дней на дату подачи заявления), о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина, об отсутствии у него земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (выписка представляется по Республике Башкортостан).
По правилам ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
При системном толковании вышеизложенных положений во взаимосвязи с Жилищным кодексом РФ, приказом Минрегиона РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года N 2846 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" усматривается, что у гражданина, признанного нуждающимся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, установленными ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, то есть при наличии решения органа местного самоуправления о принятии его на учет в качестве такового, возникает право на льготное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Судебной коллегией достоверно и бесспорно установлено, что в отношении истца указанного распоряжения Администрацией Советского района г. Уфы РБ не принималось.
При обращении истца в Администрацию ГО г. Уфа РБ дата он просил поставить его на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, при этом обосновывая свое заявление тем, что он включен в Городскую программу социального жилищного ипотечного кредитования, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Приложенное им сообщение Администрации городского округа г. Уфа РБ дата о том, что он признан нуждающимися в жилых помещениях и включены в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от дата, не может рассматриваться в качестве доказательства того, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Указанное письмо не имеет правового значения при разрешении заявленных истцом требований о понуждении Администрации ГО г. Уфа РБ осуществить постановку М. на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Так городская программа социального жилищного ипотечного кредитования, не предусматривает предоставление на льготных (бесплатных) условиях земельных участков, а предоставление на льготных (бесплатных) условиях земельных участков и социальное жилищное ипотечное кредитование являются различными и самостоятельными правоотношениями и порядок предоставления земельных участков регулируется различными нормами земельного законодательства.
Социальное жилищное ипотечное кредитование в Республике Башкортостан является мерой государственной поддержки постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде: субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья, предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
Из постановления Правительства РБ от 16.05.2006 г. N 131 "О социальном жилищном ипотечном кредитовании в Республике Башкортостан", постановления Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 28.06.2012 г. N 2844 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включение в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования" усматривается, что данная программа является государственной поддержкой постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья; предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
При этом содействие в улучшении жилищных условий может быть оказано гражданам как уже признанными нуждающимися в жилых помещениях органами местного самоуправления по основаниям, предусмотренными ст. 51 ЖК РФ, так и гражданами, признаваемыми таковыми в рамках данной программы при соблюдении следующих требований: если совокупный среднемесячный доход заявителя и членов его семьи за последние шесть месяцев составляет: для приобретения однокомнатной квартиры - до 30 тыс. руб.; двухкомнатной квартиры - до 40 тыс. руб.; трехкомнатной квартиры - до 50 тыс. руб.
Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяются на основании указанных в заявлении о включении в состав участников Городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, которые могут быть признаны малоимущими в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, не могут быть участниками данной программы.
При таких обстоятельствах, рассматривая данное обращение истца, исходя из его содержания, начальник Управления по земельным ресурсам ГО г. Уфа РБ обоснованно пришел к выводу, что требования заявителя направлены на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность, на что М. обоснованно и правомерно сообщено об отказе в постановке его на учет в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка в связи с не предоставлением справки о постановке на учет в Администрацию по месту жительства в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Безусловным и очевидным является, что предоставление земельных участков однократно и бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан"), как и социальное жилищное ипотечное кредитование граждан, в силу своей правовой природы являются различными и самостоятельными правоотношениями.
Требования истца, обоснованные вышеуказанными письмами и обращением истца со ссылками на положения ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", устанавливающей однократное и бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и нормы Земельного кодекса РФ, основаны на ошибочном и неправильном понимании норм материального права и удовлетворению не подлежат.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства дела, имеющие существенное значение, неправильно применены нормы материального права, что привело к вынесению неправильного по существу решения.
Исходя из изложенного и руководствуясь требованиями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления М. о признании незаконным отказа Администрации ГО г. Уфа РБ в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании поставить его на указанный учет.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 10 июня 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления М. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании поставить его на указанный учет, отказать.

Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА

Судьи
О.В.СМИРНОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
Справка: судья
Р.Р.НУРИСЛАМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)