Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кузнецов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фроловой Т.Е.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Смирновой О.В.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Уфимского районного суда РБ от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Г. к СП Булгаковский сельсовет, MP Уфимский район РБ об определении места размещения земельного участка, выдаче справки о присвоении почтового адреса, отказать полностью.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ, Администрации МР Уфимский район РБ об обязании определить и показать место размещения земельного участка, выдать справку о присвоении почтового адреса на земельный участок.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником земельного участка общей площадью... с кадастровым номером N... расположенного по адресу: адрес
Истцом был получен ответ из отдела архитектуры и градостроительства Администрации МР Уфимский район РБ, из которого следует, что данный земельный участок существует без семантических данных, то есть без графики и координат.
Г. обратился к ответчикам с заявлением об определении места положения указанного земельного участка, какой-либо ответ им в настоящее время не получен.
Также указал, что обращался к главе Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ с просьбой предоставить адресную справку участка, однако ему было отказано.
Указанными действиями ответчиков, по мнению истца, нарушены его права и законные интересы.
Уточнив исковые требования, просил суд обязать ответчиков определить и показать место размещения принадлежащего ему земельного участка, а также выдать ему справку о присвоении данному участку почтового адреса.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. просит данное решение отменить, считает его незаконным, указал, что участок у него изъят не был. Иные доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Г. - М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ Ш., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
В соответствии со ст. 11.1, 36 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Для того, чтобы земельный участок приобрел статус объекта недвижимого имущества, как объект права, необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как следует из ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласование местоположения границ требуется исключительно с лицами, обладающими правами на смежные земельные участки.
По смыслу закона, на кадастрового инженера при проведении согласования местоположения границ возложены обязанности по проверке полномочий заинтересованных лиц или их представителей, обеспечению возможности ознакомления указанных лиц с соответствующим проектом межевого плана и разъяснению его содержания, а также по показу подлежащего согласованию местоположения границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
По смыслу закона, фактическое расположение земельного участка на местности может быть установлено только по результатам проведения землеустроительных работ по его межеванию, определения границ земельного участка и их согласования со смежными землепользователями.
На основании ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлен перечень сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости отнесены к категории дополнительных сведений.
Ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением данных сведений вправе обратиться любые лица.
В силу ст. 68 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года N 42, сведения об адресе земельного участка вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в Реестр вносится описание его местоположения.
На основании ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
Как следует из п. 2.1, 2.12, 2.19, 2.20 Постановления главы Администрации муниципального района Уфимский район РБ от 26 ноября 2012 года N 2745 "Об утверждении временного Положения об адресном реестре муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан", адрес - совокупность описательных признаков местоположения объекта адресации. Адрес здания или владения, связанный с его устойчивым местоположением, юридически закрепленный и используемый в информационных системах регистрации граждан и прав на объекты недвижимости, является элементом информационных ресурсов градостроительного кадастра. Адрес устанавливает принадлежность объекта конкретному объекту адресной структуры и его расположение в системе нумерации.
Земельный участок - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Почтовый адрес объекта - формализованное описание, представляющее собой систему адресных элементов, однозначно обозначающее местоположение адресуемого объекта.
Присвоение адреса - совокупность действий по определению местоположения объекта на территории муниципального района в соответствии с представленными документами и выездом на местность (в случае необходимости), с последующим нанесением адреса объекта на адресный план и привязкой в Адресном реестре.
В силу п. 9.21 Постановления, земельным участкам без капитальных строений почтовые адреса не присваиваются.
Разделами 3 и 4 Постановления предусмотрено, что Администрации сельских поселений муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в пределах своей компетенции осуществляют: присвоение, изменение, аннулирование почтовых адресов зданий, находящихся в административных границах населенных пунктов соответствующего сельского поселения, и направляют информацию в Отдел архитектуры и градостроительства муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для регистрации адресов в Адресном реестре в соответствии с данным Временным положением, осуществляют подготовку и выдачу справок об адресации объектов по утвержденным формам по заявкам застройщиков и правообладателей объектов недвижимости.
Отдел архитектуры и градостроительства в пределах своей компетенции осуществляет:
- - формирование и ведение Адресного реестра, подтверждение почтовых адресов зданий на территории Уфимского района и их регистрацию в Адресном реестре в соответствии с данным Временным положением;
- - подготовку и выдачу справок о подтверждении адресации объектов по утвержденным формам по заявкам застройщиков и правообладателей объектов недвижимости.
Таким образом, почтовый адрес может быть присвоен только земельному участку, границы которого сформированы в установленном законом порядке, при условии расположения на нем капитального строения.
На основании ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу о необоснованности заявленных Г. требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, на основании государственного акта N... от дата Г. в пожизненно наследуемое владение предоставлено... земли, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 11-13).
дата истцом оформлено право собственности на земельный участок общей площадью... с кадастровым номером N..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: адрес
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что дата Г. обратился к Администрации СП Булгаковский сельсовет МР адрес РБ с заявлением об индивидуализации данного земельного участка на местности, однако Письмом от дата ему было отказано со ссылкой на то, что, по данным материалов инвентаризации в адрес дата, участок с кадастровым номером N... не числится, информация об оплате Г. земельного налога отсутствует. Истцу рекомендовано обратится в Администрацию МР Уфимский район РБ и МУП "А." (л.д. 14).
дата Г. обратился в отдел архитектуры и градостроительства Администрации МР Уфимский район РБ с заявлением об определении границ вышеуказанного земельного участка, однако ему было отказано со ссылкой на то, что вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет дата по декларированной площади... согласно правоустанавливающему документу без семантических данных, то есть без графики и координат (л.д. 52).
Указанные обстоятельства подтверждаются Письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ N... из которого следует, что сведения о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу адрес с декларированной... внесены дата на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от дата и государственного акта N... от дата без графической информации с присвоением кадастрового номера N... Правообладателем земельного участка является Г.
То есть в ГКН отсутствуют сведения о местоположении границ данного участка, что не позволяет однозначно определить его фактическое расположение.
Истцу рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана по уточнению границ данного участка, после чего - подать в уполномоченную организацию заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (л.д. 53).
Таким образом, право собственности Г. на спорный земельный участок было зарегистрировано на основании декларативных сведений, без проведения землеустроительных работ по его межеванию; границы данного участка на местности не определены, их расположение со смежными пользователями не согласовано, в связи с чем фактическое расположение спорного земельного участка на местности на данном этапе установлено быть не может.
Принимая во внимание, что одним из обязательных условий возложения на уполномоченный орган обязанности определить и показать место размещения земельного участка, а также присвоить ему почтовый адрес является, в частности, завершение процедуры точного установления границ вышеуказанного участка по результатам межевания и их согласования со смежными землепользователями, доказательств проведения указанной процедуры в отношении спорного земельного участка истцом не представлено и судом не добыто, судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку он основан на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда на том основании, что земельный участок у истца не был изъят, сами по себе основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения не являются, не свидетельствуют о возможности однозначно определить фактическое расположение данного земельного участка на местности.
В связи с изложенным, исковые требования Г. в рамках избранного истцом способа защиты права удовлетворению не подлежат, о чем судом сделан обоснованный вывод.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Е.ФРОЛОВА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4741/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N 33-4741/2014
Судья: Кузнецов А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фроловой Т.Е.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Смирновой О.В.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Уфимского районного суда РБ от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Г. к СП Булгаковский сельсовет, MP Уфимский район РБ об определении места размещения земельного участка, выдаче справки о присвоении почтового адреса, отказать полностью.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ, Администрации МР Уфимский район РБ об обязании определить и показать место размещения земельного участка, выдать справку о присвоении почтового адреса на земельный участок.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником земельного участка общей площадью... с кадастровым номером N... расположенного по адресу: адрес
Истцом был получен ответ из отдела архитектуры и градостроительства Администрации МР Уфимский район РБ, из которого следует, что данный земельный участок существует без семантических данных, то есть без графики и координат.
Г. обратился к ответчикам с заявлением об определении места положения указанного земельного участка, какой-либо ответ им в настоящее время не получен.
Также указал, что обращался к главе Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ с просьбой предоставить адресную справку участка, однако ему было отказано.
Указанными действиями ответчиков, по мнению истца, нарушены его права и законные интересы.
Уточнив исковые требования, просил суд обязать ответчиков определить и показать место размещения принадлежащего ему земельного участка, а также выдать ему справку о присвоении данному участку почтового адреса.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. просит данное решение отменить, считает его незаконным, указал, что участок у него изъят не был. Иные доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Г. - М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации СП Булгаковский сельсовет МР Уфимский район РБ Ш., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
В соответствии со ст. 11.1, 36 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Для того, чтобы земельный участок приобрел статус объекта недвижимого имущества, как объект права, необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как следует из ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласование местоположения границ требуется исключительно с лицами, обладающими правами на смежные земельные участки.
По смыслу закона, на кадастрового инженера при проведении согласования местоположения границ возложены обязанности по проверке полномочий заинтересованных лиц или их представителей, обеспечению возможности ознакомления указанных лиц с соответствующим проектом межевого плана и разъяснению его содержания, а также по показу подлежащего согласованию местоположения границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
По смыслу закона, фактическое расположение земельного участка на местности может быть установлено только по результатам проведения землеустроительных работ по его межеванию, определения границ земельного участка и их согласования со смежными землепользователями.
На основании ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлен перечень сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости отнесены к категории дополнительных сведений.
Ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением данных сведений вправе обратиться любые лица.
В силу ст. 68 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года N 42, сведения об адресе земельного участка вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в Реестр вносится описание его местоположения.
На основании ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
Как следует из п. 2.1, 2.12, 2.19, 2.20 Постановления главы Администрации муниципального района Уфимский район РБ от 26 ноября 2012 года N 2745 "Об утверждении временного Положения об адресном реестре муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан", адрес - совокупность описательных признаков местоположения объекта адресации. Адрес здания или владения, связанный с его устойчивым местоположением, юридически закрепленный и используемый в информационных системах регистрации граждан и прав на объекты недвижимости, является элементом информационных ресурсов градостроительного кадастра. Адрес устанавливает принадлежность объекта конкретному объекту адресной структуры и его расположение в системе нумерации.
Земельный участок - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Почтовый адрес объекта - формализованное описание, представляющее собой систему адресных элементов, однозначно обозначающее местоположение адресуемого объекта.
Присвоение адреса - совокупность действий по определению местоположения объекта на территории муниципального района в соответствии с представленными документами и выездом на местность (в случае необходимости), с последующим нанесением адреса объекта на адресный план и привязкой в Адресном реестре.
В силу п. 9.21 Постановления, земельным участкам без капитальных строений почтовые адреса не присваиваются.
Разделами 3 и 4 Постановления предусмотрено, что Администрации сельских поселений муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в пределах своей компетенции осуществляют: присвоение, изменение, аннулирование почтовых адресов зданий, находящихся в административных границах населенных пунктов соответствующего сельского поселения, и направляют информацию в Отдел архитектуры и градостроительства муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан для регистрации адресов в Адресном реестре в соответствии с данным Временным положением, осуществляют подготовку и выдачу справок об адресации объектов по утвержденным формам по заявкам застройщиков и правообладателей объектов недвижимости.
Отдел архитектуры и градостроительства в пределах своей компетенции осуществляет:
- - формирование и ведение Адресного реестра, подтверждение почтовых адресов зданий на территории Уфимского района и их регистрацию в Адресном реестре в соответствии с данным Временным положением;
- - подготовку и выдачу справок о подтверждении адресации объектов по утвержденным формам по заявкам застройщиков и правообладателей объектов недвижимости.
Таким образом, почтовый адрес может быть присвоен только земельному участку, границы которого сформированы в установленном законом порядке, при условии расположения на нем капитального строения.
На основании ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу о необоснованности заявленных Г. требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, на основании государственного акта N... от дата Г. в пожизненно наследуемое владение предоставлено... земли, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 11-13).
дата истцом оформлено право собственности на земельный участок общей площадью... с кадастровым номером N..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: адрес
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что дата Г. обратился к Администрации СП Булгаковский сельсовет МР адрес РБ с заявлением об индивидуализации данного земельного участка на местности, однако Письмом от дата ему было отказано со ссылкой на то, что, по данным материалов инвентаризации в адрес дата, участок с кадастровым номером N... не числится, информация об оплате Г. земельного налога отсутствует. Истцу рекомендовано обратится в Администрацию МР Уфимский район РБ и МУП "А." (л.д. 14).
дата Г. обратился в отдел архитектуры и градостроительства Администрации МР Уфимский район РБ с заявлением об определении границ вышеуказанного земельного участка, однако ему было отказано со ссылкой на то, что вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет дата по декларированной площади... согласно правоустанавливающему документу без семантических данных, то есть без графики и координат (л.д. 52).
Указанные обстоятельства подтверждаются Письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ N... из которого следует, что сведения о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу адрес с декларированной... внесены дата на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от дата и государственного акта N... от дата без графической информации с присвоением кадастрового номера N... Правообладателем земельного участка является Г.
То есть в ГКН отсутствуют сведения о местоположении границ данного участка, что не позволяет однозначно определить его фактическое расположение.
Истцу рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана по уточнению границ данного участка, после чего - подать в уполномоченную организацию заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (л.д. 53).
Таким образом, право собственности Г. на спорный земельный участок было зарегистрировано на основании декларативных сведений, без проведения землеустроительных работ по его межеванию; границы данного участка на местности не определены, их расположение со смежными пользователями не согласовано, в связи с чем фактическое расположение спорного земельного участка на местности на данном этапе установлено быть не может.
Принимая во внимание, что одним из обязательных условий возложения на уполномоченный орган обязанности определить и показать место размещения земельного участка, а также присвоить ему почтовый адрес является, в частности, завершение процедуры точного установления границ вышеуказанного участка по результатам межевания и их согласования со смежными землепользователями, доказательств проведения указанной процедуры в отношении спорного земельного участка истцом не представлено и судом не добыто, судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку он основан на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда на том основании, что земельный участок у истца не был изъят, сами по себе основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения не являются, не свидетельствуют о возможности однозначно определить фактическое расположение данного земельного участка на местности.
В связи с изложенным, исковые требования Г. в рамках избранного истцом способа защиты права удовлетворению не подлежат, о чем судом сделан обоснованный вывод.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Е.ФРОЛОВА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)