Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2015 N 17АП-4562/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-12394/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. N 17АП-4562/2015-ГК

Дело N А50-12394/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Л.Ф.Виноградовой, Т.В.Макарова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - Садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады": Дзыгарь Я.Г., председатель правления, протокол от 26.09.2013,
от Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
от заинтересованного лица - Дачного потребительского кооператива "Садовод": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента земельных отношений Администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 4 марта 2015 года
по делу N А50-12394/2014,
принятое судьей Р.В.Трубиным,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады" (ОГРН 1115905006062, ИНН 5905287454)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованное лицо: дачный потребительский кооператив "Садовод" (ОГРН 1115904013697, ИНН 5904254618),
о признании решения незаконным,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении земельного участка общей площадью 6 092 кв. м с кадастровым номером 59:01:3810346:317 по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе, содержащегося в письме Департамента земельных отношений администрации г. Перми N И-21-01-09-8542 от 16.05.2014; возложении на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности в течение 10 дней с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу издать распоряжение о предоставлении земельного участка общей площадью 6 092 кв. м с кадастровым номером 59:01:3810346:317 по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе в аренду сроком на 11 месяцев СНТ "Городские сады" и заключить договор аренды данного земельного участка с СНТ "Городские сады.
Определением суда от 08.07.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен дачный потребительский кооператив "Садовод".
Определением суда от 30.09.2014 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А50-17071/2014. Указанный судебный акт вступил в законную силу.
Протокольным определением суда от 18.02.2015 производство по делу возобновлено.
Решением суда от 4 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении земельного участка общей площадью 6 092 кв. м с кадастровым номером 59:01:3810346:317 по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе, содержащееся в письме Департамента земельных отношений администрации г. Перми N И-21-01-09-8542 от 16.05.2014. На Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность в течение 10 дней с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу издать распоряжение о предоставлении земельного участка общей площадью 6 092 кв. м с кадастровым номером 59:01:3810346:317 по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе в аренду сроком на 11 месяцев СНТ "Городские сады". С Департамента земельных отношений администрации г. Перми в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады" взысканы расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Департамент земельных отношений Администрации города Перми с решением суда от 4 марта 2015 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель в жалобе указывает на то, что принятое Департаментом решение о выставлении земельного участка на торги является законным и обоснованным, соответствует действующему законодательству и сформированной судебной практике, следовательно, оспариваемый отказ Департамента также является законным и обоснованным. Порядок предоставления земельного участка для строительства, в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить. Право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Департамент земельных отношений администрации города Перми представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что не согласен с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указал на то, что согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан такому объединению земельный участок предоставляется бесплатно в соответствии с земельным законодательством. Предоставление земельных участков на бесплатной основе для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства не может быть осуществлено на торгах, целью проведения которых является получение наибольшей цены на земельный участок. Спорный земельный участок персонифицирован и может быть предоставлен только конкретному дачному или садоводческому некоммерческому объединению и не может быть предоставлен лицу, не участвующему в его формировании. ДПК "Садовод" не обращался в Департамент с заявлением о предоставлении ему спорного участка, что исключает возможность рассматривать его как еще одного претендента на спорный участок.
Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.08.2012 СНТ "Городские сады" обратилось в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 6 092 кв. м по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе, сроком на 11 месяцев для целей, не связанных со строительством, под садоводство.
24.09.2012 Департамент сообщил о невозможности удовлетворения заявления со ссылкой на ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки для садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения, которые по смыслу ст. 77 Земельного кодекса РФ находятся за границами населенных пунктов. Других причин невозможности предоставления земельных участков указано не было.
16.01.2013 Департаментом заявителю направлен ответ N И-21-01-09-530, в котором указано на невозможность предоставления земельного участка для ведения садоводства в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2013 по делу N А50-6678/2013 решение Департамента N И-21-01-09-530 признано незаконным, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление СНТ "Городские сады" в соответствии с требованиями ст. 34 ЗК РФ, совершить действия по информированию о предстоящем предоставлении земельных участков в печатных средствах массовой информации, утверждению и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
СНТ "Городские сады" изготовлена схема расположения земельного участка, которая утверждена Департаментом.
СНТ "Городские сады" получен кадастровый паспорт земельного участка 59:01:3810346:317.
22.04.2014 СНТ "Городские сады" вновь обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду названного земельного участка.
Письмом от 16.05.2014 N И-21-01-09-8542 Департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду, указав, что во исполнение решения Арбитражного суда Пермского края от 11.09.2013 по делу N А50-10839/2013 ДПК "Садовод" выдан акт о выборе земельного участка для размещения дачного кооператива. Поскольку земельный участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить посредством проведения торгов на право заключения договор аренды земельного участка. Также Департамент указал на то, что испрашиваемый земельный участок будет сформирован на торги.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).
Согласно ст. 31 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Вступившим в законную силу решением суда от 27.11.2014 по делу N А50-17071/2014 дачному потребительскому кооперативу "Садовод" отказано в признании незаконным решения от 02.03.2013 N И-21-01-09-16871 о возможном предоставлении СНТ "Городские сады" земельного участка площадью 6 092 кв. м для садоводства, местоположение г. Пермь Орджоникидзевский район ул. Пархоменко, 20.
Как следует из указанного судебного акта, 03.04.2014 ДПК "Садовод" обратился в Департамент за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
30.04.2014 Департаментом отказано в утверждении схемы, поскольку было выявлено, что к смежным земельным участкам не обеспечен доступ. Местоположение границ образуемого земельного участка определено без учета местоположения границ смежного земельного участка с условным кадастровым N 10346-101 (схема в отношении заказчика СНТ "Городские сады" утверждена 04.04.2014).
Кроме того, в Департамент поступило обращение СНТ "Городские сады" о предоставлении в аренду данной территории для целей, не связанных со строительством, для ведения садоводства.
Рассматривая поступившие заявления и от СНТ "Городские сады" и от ДПК "Садовод" Департамент исходил из того, что, несмотря на то, что в одном случае заявление поступало в порядке ст. 34 ЗК РФ, а в другом случае в порядке ст. 31 ЗК РФ, правовой режим использования земель одинаков - под садоводство.
Каждая из указанных процедур предполагает соблюдение принципа, открытости, гласности и соблюдения прав всех лиц, заинтересованных в предоставлении того или иного земельного участка.
При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Порядок предоставления земельного участка в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить.
Право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам Земельного кодекса, поскольку данный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных лиц, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанные выводы соответствуют позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что у Департамента земельных отношений администрации города Перми не имелось оснований для удовлетворения заявления товарищества, поскольку удовлетворение его заявления по формальным основаниям привело бы к нарушению порядка предоставления земельного участка.
Следовательно, оспариваемое решение Департамента земельных отношений администрации города Перми не нарушает каких-либо прав или законных интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого решения недействительным, отсутствует.
Основания для обязания Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества также отсутствуют.
Установив, что заявитель по правилам ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства несоответствия обжалуемого решения положениям действующего законодательства, доказательств нарушения его прав и законных интересов, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 04.03.2015 по делу N А50-12394/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Т.В.МАКАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)