Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 27.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2671/2015

Требование: Об обязании предоставить земельный участок в собственность.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявители ссылались на то, что им было незаконно отказано в предоставлении земельного участка для доведения площади имеющегося у них участка до минимальных норм, предусмотренных законодательством.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N 33-2671


Судья: Тумурова А.А.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н., при секретаре К.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В.Е., К.О.Н. о признании незаконным отказа Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в предоставлении земельного участка и возложении обязанности передать участок в собственность
по апелляционной жалобе К.В.Е., К.О.Н. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 15 мая 2015 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заявителя К.В.Е., его представителя Б.Н.А., представителя Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ А., судебная коллегия

установила:

К.В.Е., К.О.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ от 26.02.2015 года в предоставлении дополнительного земельного участка площадью до <...> кв. м в целях доведения площади имеющегося земельного участка до норм, предусмотренных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. N 817-82 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Улан-Удэ", возложении обязанности передать участок в собственность.
В обоснование требований заявители указали, что К-зан на праве общей долевой собственности принадлежат жилой дом и земельный участок по адресу: <...> Земельный участок с кадастровым номером <...>, на котором расположен жилой дом, имеет площадь <...> кв. м, что ниже минимального размера земельного участка, установленного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. N 817-82. 26 февраля 2015 года заявители обратились с заявлением о предоставлении земельного участка площадью до <...> кв. м для доведения площади имеющегося земельного участка до минимальных норм, предусмотренных законодательством. На обращение получен отрицательный ответ по мотиву того, что ранее им уже был предоставлен дополнительный земельный участок площадью <...> кв. м. Отказ является незаконным, ссылка на решение Совета депутатов от 20.03.2008 года N 807-82 незаконна, поскольку заявители ссылались на Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 года N 817-82.
В судебном заседании заявители К.В.Е., К.О.Н. и их представитель К.В.А. поддержали заявление.
Представители заинтересованных лиц - Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ, Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, Управления Росреестра по РБ, ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по РБ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Представители Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ, Управления Росреестра по РБ, ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по РБ просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления было отказано.
В апелляционной жалобе К.В.Е., К.О.Н. просят отменить решение и принять новое решение об удовлетворении требований. Авторы жалобы полагают, что суд не учел фактические обстоятельства дела. Суд не учел, что фактически участок площадью <...> кв. м ранее предоставлен не был, поскольку не представилось возможным провести межевание с учетом прав смежных землепользователей. Судом не учтено, что заявители просят предоставить им земельный участок, расположенный по периметру их здания, для предоставления им возможности обслуживать свой дом без нарушения прав иных лиц и для предотвращения конфликта между соседями.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции К.В.Е. и представитель К.В.Е., К.О.Н. - Б.Н.А. поддержали доводы жалобы, против которых возражал представитель Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ А.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на день обращения с заявлением о предоставлении земельного участка) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что К.О.Н., К.В.Е. являются долевыми сособственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <...>, площадью <...> кв. м, категория земель: земля населенных пунктов - объекты индивидуального жилищного строительства.
26.02.2015 г. К.О.Н. обратилась в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка площадью до <...> кв. м для доведения площади имеющегося земельного участка до норм, предусмотренных законодательством.
26.02.2015 г. Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ отказал К-зан в предоставлении дополнительного земельного участка, сославшись на то, что ранее было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <...> кв. м от 22.07.2014 г. для обслуживания жилого дома N <...> по ул. <...>
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление земельного участка площадью <...> кв. м невозможно с учетом установленных красных линий.
Однако судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении заявления суд вышел за пределы рассматриваемых требований, установив основания для отказа в предоставлении участка, которые не были указаны в отказе от 26.02.2015 г., а также не учел, что заявители обращались с заявлением о предоставлении земельного участка, указав лишь предельный его размер (до 726 кв. м).
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (действующим на день обращения с заявлением о предоставлении земельного участка) было утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности (далее - Положение).
В соответствии с подп. 2 п. 3.2. указанного Положения предоставление земельных участков осуществляется в аренду, в собственность без проведения торгов для целей обслуживания объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 3.9 Положения предоставление дополнительного земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома, части жилого дома осуществляется однократно на основании заявления собственника индивидуального жилого дома, части жилого дома в собственность или в аренду сроком до 49 лет. Дополнительный земельный участок должен непосредственно прилегать к основному земельному участку, предназначенному для размещения индивидуального жилого дома, части жилого дома, и права на основной земельный участок должны быть оформлены и зарегистрированы в установленном порядке. Максимальный размер дополнительного земельного участка не может быть равным и превышать минимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства.
Процедура предоставления была установлена п. п. 3.3. -3.5. Положения. Так, физическое и (или) юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ непосредственно, в электронной форме через Единый портал государственных услуг либо через многофункциональный центр заявление о выборе земельного участка для целей, не связанных со строительством (п. 3.3.).
Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ определяет возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил (п. 3.5.).
В соответствии с п. 3.6. Положения в случае определения невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в двухнедельный срок со дня поступления заявления дает письменный мотивированный отказ заявителю в выборе земельного участка.
Основаниями для отказа в выборе земельного участка для целей, не связанных со строительством, являются:
- - земельный участок не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена или находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Улан-Удэ";
- - земельный участок относится к землям, изъятым из оборота;
- - земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- - земельный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд;
- - федеральным законодательством установлен запрет на приватизацию земельного участка;
- - представление неполного комплекта документов, указанных в п. 3.3 настоящего Положения;
- - цель использования и местоположение земельного участка не соответствует градостроительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам.
Отказывая К-зан в предоставлении дополнительного земельного участка, Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в качестве основания для отказа указал о наличии ранее принятого решения об утверждении схемы расположения земельного участка от 22.07.2014 г. для обслуживания жилого дома.
Действительно, из материалов дела следует, что решением Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ от 22.07.2014 г. была утверждена схема расположения дополнительного земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м по ул. <...> К-зан для обслуживания жилого дома.
Однако начатая процедура предоставления указанного земельного участка не была завершена: участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, договор купли-продажи или аренды с К-зан не заключен, право собственности не зарегистрировано.
Таким образом, поскольку ранее дополнительный земельный участок К-зан предоставлен не был, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ в предоставлении дополнительного земельного участка по мотиву повторного обращения с соответствующим заявлением нельзя признать законным и обоснованным.
Доводы о том, что заявителям не может быть предоставлен земельный участок площадью <...> кв. м, во внимание не принимаются, поскольку, обращаясь с заявлением, они просили предоставить участок площадью до <...> кв. м (в целях доведения площади участка до предельных размеров), конкретный размер земельного участка с учетом норм, установленных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82, а также прав смежных землепользователей могли быть определены Комитетом при разрешении указанного заявления.
Иные доводы представителя Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ относительно невозможности предоставления земельного участка во внимание быть приятны не могут, поскольку не являлись причиной отказа в предоставлении участка.
По изложенным основаниям решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Разрешая по существу заявление К-зан, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ об отказе в предоставлении К.О.Н. и К.В.Е. дополнительного земельного участка по адресу <...>, изложенное в письме N <...> от 26.02.2015 г., является незаконным.
Поскольку заявление К-зан о предоставлении участка фактически не было рассмотрено, а суд не вправе предрешать результат рассмотрения такого заявления, судебная коллегия приходит к выводу, что в целях устранения допущенного нарушения прав заявителей на Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ следует возложить обязанность по повторному рассмотрению заявления К-зан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия

определила:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 15 мая 2015 года отменить, принять новое решение.
Заявление К.В.Е., К.О.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ об отказе в предоставлении К.О.Н. и К.В.Е. дополнительного земельного участка по адресу <...>, изложенное в письме N <...> от 26.02.2015 г.
Обязать Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ повторно - в срок до 01 сентября 2015 г. рассмотреть заявление К.В.Е., К.О.Н. от 26.02.2015 г. о предоставлении земельного участка.

Председательствующий
С.В.БУЛГЫТОВА

Судьи
Т.Б.КАЗАНЦЕВА
Т.Н.РАДНАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)