Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2015 N 10АП-13153/2014 ПО ДЕЛУ N А41-28525/14

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. по делу N А41-28525/14


Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 марта 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Крон-Арт": Ложкарева Е.Г. по доверенности от 29.04.2014,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Крон-Арт" на решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-28525/14, принятое судьей А.О. Уваровым, по заявлению ООО "Крон-Арт" к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, при участии третьих лиц: Министерства имущественных отношений Московской области, администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, администрации сельского поселения Луневское, Управления Росреестра по Московской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Крон-Арт" (далее - истец, общество, ООО "Крон-Арт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), в котором просит суд:
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060608:1 на рыночную стоимость, указанную в отчете от 29 апреля 2014 года N 06247;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060608:2 на рыночную стоимость, указанную в отчете от 29 апреля 2014 года N 06247;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Луневское, Управление Росреестра по Московской области
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Крон-Арт" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Крон-Арт" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:09:0060608:1 площадью 10 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, в районе д. Черная Грязь, категория земель - земли промышленности, энергетика, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 06.11.2009 (т. 1, л.д. 147);
- - с кадастровым номером 50:09:0060608:2 площадью 30 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, в районе д. Черная Грязь, категория земель - земли промышленности, энергетика, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 06.11.2009 (т. 1, л.д. 148).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (Приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. /м. земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (Приложение N 3).
Как следует из актов определения кадастровой стоимости, на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060608:1 по состоянию на 01.01.2014 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости равной 68 389 200 руб. 50 коп.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060608:2 по состоянию на 01.01.2014 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости равной 203 682 600 руб. 50 коп.
Считая, что информация о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровым номером 50:09:0060608:1 и с кадастровым номером 50:09:0060608:2 содержащаяся в государственном кадастре недвижимости является недостоверной, истец обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что согласно отчету об оценке ЗАО "ЮК "Ваш адвокат" от 29.04.2014 N 06247, представленному истцом, рыночная стоимость спорных земельных участков ошибочно определена по состоянию на 09.12.2013.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ, нарушают права и законные интересы истца.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 567-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно статье 12 указанного Закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
Согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В обоснование требований истцом представлен отчет об оценке ЗАО "ЮК "Ваш адвокат" от 29.04.2014 N 06247, согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 09.12.2013.
Учитывая, что положительного экспертного заключения о соответствии представленного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности истцом не представлено, апелляционный суд в порядке статьи 82 АПК РФ определением от 15 декабря 2014 года назначил проведение землеустроительной экспертизы, производство которой поручил эксперту Ефимову Игорю Владимировичу ООО "Эксперт".
Согласно экспертному заключению ООО "Эксперт" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060608:1, площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, в районе д. Черная Грязь, по состоянию на 01.01.2013 составила 15 740 000 руб. 00 коп.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060608:2 площадью 30 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, в районе д. Черная Грязь, по состоянию на 01.01.2013 составила 43 020 000 руб. 00 коп. (т. 4, л.д. 60).
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленное заключение экспертизы с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что заключение эксперта, проведенное ООО "Эксперт" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорных земельных участков определялась экспертом ООО "Эксперт" по состоянию на дату установления кадастровой стоимости - 01.01.2013 (т. 4, л.д. 60), что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060608:1 и 50:09:0060608:2 в размере равном рыночной стоимости определенной по состоянию на 01.01.2013 удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-28525/14 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060608:1, площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, в районе д. Черная Грязь, в размере рыночной стоимости равной 15 740 000 руб. 00 коп. (удельная величина рыночной стоимости 1574 руб. /кв. м), определенной по состоянию на 01.01.2013.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060608:2 площадью 30 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, в районе д. Черная Грязь, в размере рыночной стоимости равной 43 020 000 руб. 00 коп. (удельная величина 1434 руб. /кв. м), определенной по состоянию на 01.01.2013.
В удовлетворении остальной части иска отказать.

Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)