Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7094/2015) открытого акционерного общества "Омскшина" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Омскшина" (ИНН 5506007419, ОГРН 1025501244779) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска, о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по исправлению технической ошибки, а также об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области внести исправления в государственный кадастр недвижимости,
при участии в судебном заседании:
- от открытого акционерного общества "Омскшина" - представитель Тихонов Михаил Юрьевич, предъявлен паспорт, по доверенности N 153 от 22.12.2014 сроком действия по 31.12.2015;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - представитель Соболев Константин Юрьевич, предъявлен паспорт, по доверенности N 55/2013 от 18.02.2013 сроком действия 3 года;
- от Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска - представитель Гапуненко Алена Кирилловна, предъявлено удостоверение, по доверенности N ДФК/720 от 29.07.2015 сроком действия 3 год;
- установил:
открытое акционерное общество "Омскшина" (далее по тексту - Общество, ОАО "Омскшина") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата, Учреждение):
- - о признании незаконными действий Учреждения по исправлению технической ошибки, выразившейся в исправлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 01.01.2012 на 28.06.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012 на 28.06.2012;
- - об обязании Учреждения внести исправления в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 28.06.2012 на 01.01.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 28.06.2012 на 20.01.2012.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Мотивируя решение, суд первой инстанции сослался на то, что орган кадастрового учета неправомерно определил дату внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, поэтому в рассматриваемом случае органом кадастрового учета была допущена техническая ошибка, приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. По мнению суда первой инстанции, в рассматриваемом случае нарушение заинтересованным лицом норм действующего законодательства отсутствует, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области следовало прямому указанию нормативных правовых актов по исправлению ошибок в кадастровых сведениях.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что сведения о размере кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии, внесены в государственной кадастр недвижимости (ГКН) без каких-либо ошибок, и не подлежат исправлению, в том числе и на основании решения об исправлении технической ошибки; техническая ошибка в рассматриваемом случае отсутствовала. Податель жалобы указал, что дата документа и дата введения сведений в кадастр не является сведениями ГКН.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска в судебном заседании просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Омскшина" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - в период с 23.10.2008 по 23.01.2013 земельный участок с кадастровым номером 55:36:120306:13, площадью 3280,00 кв. м, занят спорткомплексом, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно спортивно-оздоровительного комплекса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский АО, ул. Транспортная, 10а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АВ 798937 от 23.10.2008;
- - земельный участок с кадастровым номером 55:36:120308:45, площадью 33 800,00 кв. м, предоставленный для производственных целей, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно 3-этажного крупнопанельного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский АО, ул. 3 Молодежная, 2а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АВ 798938 от 23.10.2008;
- - земельный участок с кадастровым номером 55:36:120306:9, площадью 10 858,00 кв. м, предоставленный для общественно-деловых целей под строение, расположенный на землях населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АВ 798939 от 23.10.2008;
- - на земельном участке с кадастровым номером 55:35:120308:3116, площадью 114 297 кв. м, предоставленном для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 5-этажное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Октябрьский АО, ул. Рельсовая, 30/1, расположен котельный цех N 2, принадлежащий Заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55 АА N 351873 от 30.04.2002, а также иные объекты принадлежащие Заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 55 АБ N 295357 от 12.05.2014, 55 АВ N 562280 от 03.12.2007 г., 55 АА N 351885 от 30.04.2002, 30.04.2002, 55 АА N 351878 от 30.04.2002, 55 АГ N 101792.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в следующих размерах: 9 565 701 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:13; 56 060 337 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:45; 18 154 151 рубль в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:9; 115 505 119 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:3116.
На основании Решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 13.06.2012 N 113 кадастровая стоимость земельных участков была установлена в размере их рыночной стоимости и составляла: 3 529 280 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:13; 15 953 600 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:45; 4 918 674 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:9; 47 868 873 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:3116.
Решением от 28.06.2012 N 55/12-34676 в соответствии с решением от 13.06.2012 N 113 внесены сведения в ГКН об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:3026, 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 с 01.01.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012.
Решением от 18.08.2014 N 55/14-79958 Учреждение исправило техническую ошибку в кадастровых сведениях, выразившуюся в исправлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:3026, 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 01.01.2012 на 28.06.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012 на 28.06.2012.
Полагая, что внесение изменений в сведения в государственном кадастре недвижимости незаконно, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае Обществом оспариваются действия Учреждения по исправлению технической ошибки, выразившейся в исправлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 01.01.2012 на 28.06.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012 на 28.06.2012.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав доводы Общества и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, не находит оснований для признания незаконными оспариваемых действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии сведений на бумажных носителях и сведений на электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Понятие ошибки в государственном кадастре недвижимости и порядок ее исправления закреплены в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ о государственном кадастре, техническая ошибка определена как описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда.
Согласно пунктам 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения государственного кадастра), исправление технических ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Действия, которые уполномоченный орган должен осуществить при обнаружении технической ошибки, отражены в пунктах 47 - 50 Порядка ведения государственного кадастра.
Так, в пункте 45 Порядка ведения государственного кадастра указаны основания для исправления технической ошибки:
- - решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки (в случае обнаружения технической ошибки органом кадастрового учета);
- - представленное заинтересованным лицом заявление об исправлении технической ошибки и необходимые для исправления такой ошибки документы;
- - вступившее в законную силу решение суда об исправлении технической ошибки.
На основании решения уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки и документов, содержащих новые значения подлежащих исправлению кадастровых сведений, либо на основании решения суда новые сведения вносятся в Реестр (пункт 49 Порядка ведения государственного кадастра).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Подпунктом 7 пункта 8 раздела II Порядка ведения государственного кадастра определено, что в структуру записи об объекте недвижимости в Реестре включены сведения о кадастровой стоимости, к числу которых, кроме самой кадастровой стоимости объекта недвижимости, относится дата ее утверждения и реквизиты акта об ее утверждении.
При этом по смыслу статей 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить или решение комиссии, или вступившее в законную силу решение суда.
Как усматривается из материалов дела, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области от 13.06.2012 N 113 без указания конкретной даты была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Решением от 28.06.2012 N 55/12-34676 (в соответствии с решением от 13.06.2012 N 113) внесены сведения в ГКН об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:3026, 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 с 01.01.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012.
Таким образом, при внесении сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участках в ГКН Учреждением ошибочно указана дата внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, сведения о которой отсутствовали в решении-основании для внесения соответствующих сведений.
Решением от 18.08.2014 N 55/14-79958 Учреждение исправило техническую ошибку в кадастровых сведениях, выразившуюся в исправлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:3026, 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 01.01.2012 на 28.06.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012 на 28.06.2012 - дату принятия решения органом кадастрового учета о внесении кадастровых сведений.
Таким образом, поскольку при внесении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в ГКН Учреждением допущена техническая ошибка в виде указания даты внесения соответствующих сведений в ГКН, сведения о которой отсутствовали в решении-основании для внесения соответствующих сведений, и данное обстоятельство выявлено Учреждением, постольку последнее обоснованно вынесло решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, ссылаясь на положения части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Общество не доказало несоответствие оспариваемых действий Учреждения нормам действующего законодательства и нарушение соответствующим решением прав и законных интересов Общества.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судом апелляционной инстанции на основании пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению Общества произведен зачет государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1616 от 07.04.2015 в сумме 3 000 руб., в счет оплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу. Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на Общество в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная Обществом по платежному поручению N 1616 от 07.04.2015 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Омскшина" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Омскшина" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1616 от 07.04.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2015 N 08АП-7094/2015 ПО ДЕЛУ N А46-17376/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2015 г. N 08АП-7094/2015
Дело N А46-17376/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7094/2015) открытого акционерного общества "Омскшина" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Омскшина" (ИНН 5506007419, ОГРН 1025501244779) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска, о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по исправлению технической ошибки, а также об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области внести исправления в государственный кадастр недвижимости,
при участии в судебном заседании:
- от открытого акционерного общества "Омскшина" - представитель Тихонов Михаил Юрьевич, предъявлен паспорт, по доверенности N 153 от 22.12.2014 сроком действия по 31.12.2015;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - представитель Соболев Константин Юрьевич, предъявлен паспорт, по доверенности N 55/2013 от 18.02.2013 сроком действия 3 года;
- от Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска - представитель Гапуненко Алена Кирилловна, предъявлено удостоверение, по доверенности N ДФК/720 от 29.07.2015 сроком действия 3 год;
- установил:
открытое акционерное общество "Омскшина" (далее по тексту - Общество, ОАО "Омскшина") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата, Учреждение):
- - о признании незаконными действий Учреждения по исправлению технической ошибки, выразившейся в исправлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 01.01.2012 на 28.06.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012 на 28.06.2012;
- - об обязании Учреждения внести исправления в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 28.06.2012 на 01.01.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 28.06.2012 на 20.01.2012.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Мотивируя решение, суд первой инстанции сослался на то, что орган кадастрового учета неправомерно определил дату внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, поэтому в рассматриваемом случае органом кадастрового учета была допущена техническая ошибка, приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. По мнению суда первой инстанции, в рассматриваемом случае нарушение заинтересованным лицом норм действующего законодательства отсутствует, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области следовало прямому указанию нормативных правовых актов по исправлению ошибок в кадастровых сведениях.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что сведения о размере кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии, внесены в государственной кадастр недвижимости (ГКН) без каких-либо ошибок, и не подлежат исправлению, в том числе и на основании решения об исправлении технической ошибки; техническая ошибка в рассматриваемом случае отсутствовала. Податель жалобы указал, что дата документа и дата введения сведений в кадастр не является сведениями ГКН.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска в судебном заседании просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Омскшина" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - в период с 23.10.2008 по 23.01.2013 земельный участок с кадастровым номером 55:36:120306:13, площадью 3280,00 кв. м, занят спорткомплексом, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно спортивно-оздоровительного комплекса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский АО, ул. Транспортная, 10а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АВ 798937 от 23.10.2008;
- - земельный участок с кадастровым номером 55:36:120308:45, площадью 33 800,00 кв. м, предоставленный для производственных целей, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно 3-этажного крупнопанельного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский АО, ул. 3 Молодежная, 2а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АВ 798938 от 23.10.2008;
- - земельный участок с кадастровым номером 55:36:120306:9, площадью 10 858,00 кв. м, предоставленный для общественно-деловых целей под строение, расположенный на землях населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АВ 798939 от 23.10.2008;
- - на земельном участке с кадастровым номером 55:35:120308:3116, площадью 114 297 кв. м, предоставленном для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 5-этажное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Октябрьский АО, ул. Рельсовая, 30/1, расположен котельный цех N 2, принадлежащий Заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55 АА N 351873 от 30.04.2002, а также иные объекты принадлежащие Заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 55 АБ N 295357 от 12.05.2014, 55 АВ N 562280 от 03.12.2007 г., 55 АА N 351885 от 30.04.2002, 30.04.2002, 55 АА N 351878 от 30.04.2002, 55 АГ N 101792.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в следующих размерах: 9 565 701 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:13; 56 060 337 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:45; 18 154 151 рубль в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:9; 115 505 119 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:3116.
На основании Решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 13.06.2012 N 113 кадастровая стоимость земельных участков была установлена в размере их рыночной стоимости и составляла: 3 529 280 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:13; 15 953 600 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:45; 4 918 674 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:9; 47 868 873 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:3116.
Решением от 28.06.2012 N 55/12-34676 в соответствии с решением от 13.06.2012 N 113 внесены сведения в ГКН об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:3026, 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 с 01.01.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012.
Решением от 18.08.2014 N 55/14-79958 Учреждение исправило техническую ошибку в кадастровых сведениях, выразившуюся в исправлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:3026, 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 01.01.2012 на 28.06.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012 на 28.06.2012.
Полагая, что внесение изменений в сведения в государственном кадастре недвижимости незаконно, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае Обществом оспариваются действия Учреждения по исправлению технической ошибки, выразившейся в исправлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 01.01.2012 на 28.06.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012 на 28.06.2012.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав доводы Общества и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, не находит оснований для признания незаконными оспариваемых действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии сведений на бумажных носителях и сведений на электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Понятие ошибки в государственном кадастре недвижимости и порядок ее исправления закреплены в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ о государственном кадастре, техническая ошибка определена как описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда.
Согласно пунктам 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения государственного кадастра), исправление технических ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Действия, которые уполномоченный орган должен осуществить при обнаружении технической ошибки, отражены в пунктах 47 - 50 Порядка ведения государственного кадастра.
Так, в пункте 45 Порядка ведения государственного кадастра указаны основания для исправления технической ошибки:
- - решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки (в случае обнаружения технической ошибки органом кадастрового учета);
- - представленное заинтересованным лицом заявление об исправлении технической ошибки и необходимые для исправления такой ошибки документы;
- - вступившее в законную силу решение суда об исправлении технической ошибки.
На основании решения уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки и документов, содержащих новые значения подлежащих исправлению кадастровых сведений, либо на основании решения суда новые сведения вносятся в Реестр (пункт 49 Порядка ведения государственного кадастра).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Подпунктом 7 пункта 8 раздела II Порядка ведения государственного кадастра определено, что в структуру записи об объекте недвижимости в Реестре включены сведения о кадастровой стоимости, к числу которых, кроме самой кадастровой стоимости объекта недвижимости, относится дата ее утверждения и реквизиты акта об ее утверждении.
При этом по смыслу статей 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить или решение комиссии, или вступившее в законную силу решение суда.
Как усматривается из материалов дела, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области от 13.06.2012 N 113 без указания конкретной даты была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Решением от 28.06.2012 N 55/12-34676 (в соответствии с решением от 13.06.2012 N 113) внесены сведения в ГКН об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:3026, 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 с 01.01.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012.
Таким образом, при внесении сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участках в ГКН Учреждением ошибочно указана дата внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, сведения о которой отсутствовали в решении-основании для внесения соответствующих сведений.
Решением от 18.08.2014 N 55/14-79958 Учреждение исправило техническую ошибку в кадастровых сведениях, выразившуюся в исправлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120308:3026, 55:36:120308:45, 55:36:120306:13, 55:36:120306:9 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 01.01.2012 на 28.06.2012, по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120308:3116 даты введения сведений о кадастровой стоимости с 20.01.2012 на 28.06.2012 - дату принятия решения органом кадастрового учета о внесении кадастровых сведений.
Таким образом, поскольку при внесении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в ГКН Учреждением допущена техническая ошибка в виде указания даты внесения соответствующих сведений в ГКН, сведения о которой отсутствовали в решении-основании для внесения соответствующих сведений, и данное обстоятельство выявлено Учреждением, постольку последнее обоснованно вынесло решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, ссылаясь на положения части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Общество не доказало несоответствие оспариваемых действий Учреждения нормам действующего законодательства и нарушение соответствующим решением прав и законных интересов Общества.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судом апелляционной инстанции на основании пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению Общества произведен зачет государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1616 от 07.04.2015 в сумме 3 000 руб., в счет оплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу. Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на Общество в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная Обществом по платежному поручению N 1616 от 07.04.2015 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Омскшина" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 по делу N А46-17376/2014 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Омскшина" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1616 от 07.04.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)