Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-34017/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу N А55-34017/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс" - извещен, не явился,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Пряничникова Т.В., доверенность от 09.10.2012 г. N Д05-01/2520,
от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года по делу N А55-34017/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс", г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными решения и заключения,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными решения N 3/6135 от 13.09.2012 об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению от 10.06.2011 N 20110296 и заключения N СП-9/2856-0-8 от 23.08.2012, обязании Министерства строительства Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс" в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство строительства Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, отказать в удовлетворении требований ООО "Строй-Альянс" в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что рассмотрение вопроса о согласовании размещения объекта или об отказе в этом возможно только после осуществления действий по выбору земельного участка.
По мнению подателя жалобы, уполномоченным органом не были представлены результаты выбора земельного участка (акт о выборе земельного участка и распоряжение департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории), министерством не может быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Поэтому податель жалобы считает, что Министерство правомерно отказало ООО "Строй-Альянс" в предоставлении испрашиваемого земельного участка (письмо от 13.09.2012 N 3/6135).
Податель жалобы ссылается также на то, что на момент подготовки отказа от 13.09.2012 N 3/6135, заключение Департамента, послужившее основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не было оспорено и не было признано недействительными, следовательно, министерство правомерно на него ссылалось,
При рассмотрении представленного ООО "Строй-Альянс" пакета документов, министерство действовало строго в рамках процедуры, установленной постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, а именно, при поступлении заключения о невозможности подготовки акта о выборе земельного участка, министерство обязано было отказать в предоставлении испрашиваемого земельного участка
В судебное заседание представитель Министерства строительства Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебном заседании доводы Министерства Строительства Самарской области поддержал.
Представитель ООО "Строй-Альянс" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ООО "Строй-Альянс".
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Строй-Альянс" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственной базы снабжения и сбыта на земельном участке по адресу: г. Самара, Кировский район, в районе улицы Литвинова площадью 12349 кв. м (л.д. 17 - 18).
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом N СП-9/2856-0-8 от 23.08.2012 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка мотивирован непредставлением заявителем заключения Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
На основании указанного письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства решением N 3/6135 от 13.09.2012 отказало в предоставлении земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (Далее - Регламент).
Как следует из положений указанных нормативных правовых актов, заявитель представляет в Министерство строительства Самарской области заявление о предоставлении земельного участка, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Судом правильно указано на то, что заявление ООО "Строй-Альянс" в Министерство о предоставлении земельного участка в аренду соответствует вышеуказанным требованиям.
Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В качестве основания для отказа в организации работ по выбору Департамент сослался на непредставление заявителем заключения Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Судом правильно отмечено в решении, что указанный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 ЗК РФ, и что нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязанности общества с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства представлять заключение Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ". Доказательств обратного суду не представлено.
Иных оснований для не обеспечения выбора земельного участка в материалы дела суду не представлено.
Нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязанности общества с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства представлять заключение Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ". Доказательств обратного суду не представлено.
Из пояснений представителя общества и материалов дела следует, что о непредставлении заявителем заключения Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" департамент уведомил министерство. Доказательств направления департаментом и получения обществом запроса о необходимости представления заключения Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" суду не представлено.
В качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка, Министерство ссылается на не представление уполномоченным органом акта о выборе земельного участка и распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судом верно отмечено в решении, что указанные основания не соответствует положениям статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права заявителя.
Судом учтено, что постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (Далее - Регламент).
Судом сделан правильный вывод о том, что незаконное решение об отказе в осуществлении выбора Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара повлекло незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством строительства Самарской области, что дает суду основания для признания незаконными заключения Департамента строительства и решения Министерства строительства.
Судом верно отмечено, что решение Министерства строительства Самарской области и заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не содержит конкретных правовых обоснований, препятствующих организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка и, как следствие, предоставлению участка, и сделан правильный вывод о несоответствии решения Министерства строительства Самарской области от 13.09.2012 N 3/6135 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Альянс" в предоставлении испрашиваемого земельного участка по заявлению от 10.06.2011 N 20110296, а также заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-9/2856-0-8 от 23.08.2012 о невозможности организации процедуры выбора земельного участка для строительства производственной базы снабжения и сбыта на земельном участке по адресу: г. Самара, Кировский район, в районе улицы Литвинова требованиям статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также о нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что дает суду основание для признания их незаконными.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством строительства Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года по делу N А55-34017/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)