Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области: Пономарева М.И. по доверенности от 18.11.2014 N 2944,
от администрации Люберецкого района Московской области: не явился, извещена,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области: не явился, извещен,
от ТУ Росимущества в Московской области: Колмакова А.А. по доверенности от 22.05.2014,
Комитета лесного хозяйства Московской области: Щипова А.Д. по доверенности от 03.07.2014,
Федерального агентства лесного хозяйства: Магдеев Р.Н. по доверенности от 07.11.2014,
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области и администрации Люберецкого района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-17350/14, принятое судьей Л.В. Федуловой, по иску администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области, администрации Люберецкого района Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и признании права отсутствующим,
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства,
установил:
администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области (далее - администрация городского поселения Красково), администрация Люберецкого района Московской области (далее - администрация Люберецкого района) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), в котором просит суд:
- - обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0060713:182, указав в качестве его категории категорию "земли населенных пунктов";
- - признать отсутствующим, возникшее в силу закона, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060713:182.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет), Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истцы обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области от 25.12.2012 N 158/40 был утвержден Генеральный план муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области.
В соответствии с указанным Генеральным планом земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060713:182 был включен в состав населенного пункта - дачный поселок Красково Люберецкого муниципального района Московской области. Факт включения спорного земельного участка в границы населенного пункта истцы подтверждают Техническим заключением о месте расположения земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, Виноградовское лесничество, Малаховское участковое лесничество, квартал 61, выделы 1, 4 - 6, подготовленного ООО "Геостройпроект" на основании задания администрации городского поселения Красково.
Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060713:182 общей площадью 44428+/-3689 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет 01.11.2012 и относится к категории земель: "земли лесного фонда", вид разрешенного использования: "заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление рекреационной деятельности; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы", что подтверждается кадастровой выпиской на данный земельный участок, а также копией кадастрового дела, представленного в материалы дела.
Полагая, что в связи с включением земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060713:182 в границы населенного пункта, изменилась категория земельного участка, администрация обратилась в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, в части внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении категории земель, к которой относится спорный земельный участок.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 05.03.2014 N МО-14/РКФ-129801 в учете изменений объекта недвижимости было отказано.
Ссылаясь на незаконность решения от 05.03.2014 N МО-14/РКФ-129801, администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области и администрация Люберецкого района Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что земли лесного фонда, в том числе спорный участок в квартале N 61, были включены в Генплан неправомерно, без получения соответствующих согласований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрации городского поселения Красково ссылается на то, что при подготовке, рассмотрении и утверждении проекта генерального плана городского поселения Красково данная процедура была проведена в полном соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского поселения Красково поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ТУ Росимущества в Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Комитета лесного хозяйства Московской области возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации Люберецкого района, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно пункту 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Согласно части 5 указанной статьи, в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Частью 3.1 статьи 20 Закона N 221-ФЗ определено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, в том числе связанных с изменением сведений о категории земель, к которой относится земельный участок, вправе обратиться любые лица.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом в случае, изменения границ населенного пункта, частью 3 данной статьи устанавливается, что сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 названного Закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения.
Процедура подготовки, рассмотрения и утверждения генерального плана поселения регулируется статьями 23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований администрация городского поселения Красково и администрация Люберецкого района ссылаются на соблюдение процедуры подготовки, рассмотрения и утверждения проекта генерального плана городского поселения Красково.
Вместе с тем, заявителями не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
При этом лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Как установлено судом при проведении процедуры по подготовке проекта и утверждению генерального плана городского поселения Красково, администрацией городского поселения Красково были допущены нарушения положений статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, в случаях, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно пункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относятся вопросы рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовки заключений в пределах своей компетенции.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу, что законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Как усматривается из материалов дела, согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта генерального плана городского поселения Красково на момент его утверждения не производилось.
25 мая 2011 года администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области обратился в Министерство регионального развития Российской Федерации с письмом N 1186, в котором просил согласовать проект генерального плана городского поселения Красково, в частности в письме приведены обоснования, в соответствии с которыми Администрация городского поселения Красково считает необходимым включить в границы населенных пунктов земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда.
Согласно представленному Рослесхозом письму от 05.02.2013, Рослесхоз отказался согласовать Генплан г.п. Красково, указав, что не представлены необходимые документы и пояснения, в том числе перечень участков земель лесного фонда с указанием местоположения, целевого назначения лесов и категорий защитных лесов, не обоснована площадь лесных участков; отсутствуют материалы по обоснованию в текстовой форме.
19 марта 2014 года Министерством регионального развития Российской Федерации в адрес администрации городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области направлено Сводное заключение об отказе в согласовании проекта генерального плана муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области.
Более того, Протоколом согласительного совещания по урегулированию разногласий к замечаниям на проекты документов территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.05.2014 следует, что Министерство регионального развития Российской Федерации не согласовывает проект генерального плана городского поселения Красково Люберецкого района Московской области.
Доводы администрации городского поселения Красково о том, что в соответствии с частями 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования, а в случае непоступления в установленный срок заключений на проект генерального плана данный проект считается согласованным с такими органами, обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, администрация городского поселения Красково обращалась за согласованием проекта генерального плана в Министерство регионального развития Российской Федерации, а не в Федеральное агентство лесного хозяйства, как это указано в вышеприведенных нормах.
Кроме того, обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов), в части согласования данного вопроса со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 4 данной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд не принял во внимание положения генерального плана городского поселения Красково, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области от 25.12.2012 N 158/40, в части включения в границы населенного пункта - дачный поселок Красково земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060713:182, категория земель: "земли лесного фонда".
Иных доказательств в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060713:182 мог бы быть отнесен к землям населенных пунктов и в связи с чем право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок могло быть признано отсутствующим, заявителями в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Исходя из положений статьей 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральных планах поселений, действительно, отображаются границы соответствующих поселений. Однако генеральный план поселения является документом территориального планирования соответствующего поселения - не более того.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следовательно, генеральный план поселения не имеет правоустанавливающего значения для вопроса о границах соответствующего поселения, границы которого отображены на содержащейся в этом плане карте поселения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Требования к этой процедуре установления границ приведены в статьях 11 - 13 Закона N 131-ФЗ. Корреспондирующее положение содержится и в пункте 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу приведенных выше норм границы поселений устанавливаются и изменяются законами органов власти соответствующего уровня - в рассматриваемом случае - это закон Московской области - субъекта Российской Федерации, а не генеральным планом.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.09.2014 по делу N А41-17350/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2014 ПО ДЕЛУ N А41-17350/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. по делу N А41-17350/14
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области: Пономарева М.И. по доверенности от 18.11.2014 N 2944,
от администрации Люберецкого района Московской области: не явился, извещена,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области: не явился, извещен,
от ТУ Росимущества в Московской области: Колмакова А.А. по доверенности от 22.05.2014,
Комитета лесного хозяйства Московской области: Щипова А.Д. по доверенности от 03.07.2014,
Федерального агентства лесного хозяйства: Магдеев Р.Н. по доверенности от 07.11.2014,
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области и администрации Люберецкого района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-17350/14, принятое судьей Л.В. Федуловой, по иску администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области, администрации Люберецкого района Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и признании права отсутствующим,
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства,
установил:
администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области (далее - администрация городского поселения Красково), администрация Люберецкого района Московской области (далее - администрация Люберецкого района) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), в котором просит суд:
- - обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0060713:182, указав в качестве его категории категорию "земли населенных пунктов";
- - признать отсутствующим, возникшее в силу закона, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060713:182.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет), Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истцы обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области от 25.12.2012 N 158/40 был утвержден Генеральный план муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области.
В соответствии с указанным Генеральным планом земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060713:182 был включен в состав населенного пункта - дачный поселок Красково Люберецкого муниципального района Московской области. Факт включения спорного земельного участка в границы населенного пункта истцы подтверждают Техническим заключением о месте расположения земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, Виноградовское лесничество, Малаховское участковое лесничество, квартал 61, выделы 1, 4 - 6, подготовленного ООО "Геостройпроект" на основании задания администрации городского поселения Красково.
Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060713:182 общей площадью 44428+/-3689 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет 01.11.2012 и относится к категории земель: "земли лесного фонда", вид разрешенного использования: "заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление рекреационной деятельности; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы", что подтверждается кадастровой выпиской на данный земельный участок, а также копией кадастрового дела, представленного в материалы дела.
Полагая, что в связи с включением земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060713:182 в границы населенного пункта, изменилась категория земельного участка, администрация обратилась в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, в части внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении категории земель, к которой относится спорный земельный участок.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 05.03.2014 N МО-14/РКФ-129801 в учете изменений объекта недвижимости было отказано.
Ссылаясь на незаконность решения от 05.03.2014 N МО-14/РКФ-129801, администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области и администрация Люберецкого района Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что земли лесного фонда, в том числе спорный участок в квартале N 61, были включены в Генплан неправомерно, без получения соответствующих согласований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрации городского поселения Красково ссылается на то, что при подготовке, рассмотрении и утверждении проекта генерального плана городского поселения Красково данная процедура была проведена в полном соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского поселения Красково поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ТУ Росимущества в Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Комитета лесного хозяйства Московской области возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации Люберецкого района, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно пункту 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Согласно части 5 указанной статьи, в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Частью 3.1 статьи 20 Закона N 221-ФЗ определено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, в том числе связанных с изменением сведений о категории земель, к которой относится земельный участок, вправе обратиться любые лица.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом в случае, изменения границ населенного пункта, частью 3 данной статьи устанавливается, что сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 названного Закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения.
Процедура подготовки, рассмотрения и утверждения генерального плана поселения регулируется статьями 23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований администрация городского поселения Красково и администрация Люберецкого района ссылаются на соблюдение процедуры подготовки, рассмотрения и утверждения проекта генерального плана городского поселения Красково.
Вместе с тем, заявителями не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
При этом лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Как установлено судом при проведении процедуры по подготовке проекта и утверждению генерального плана городского поселения Красково, администрацией городского поселения Красково были допущены нарушения положений статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, в случаях, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно пункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относятся вопросы рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовки заключений в пределах своей компетенции.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу, что законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Как усматривается из материалов дела, согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта генерального плана городского поселения Красково на момент его утверждения не производилось.
25 мая 2011 года администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области обратился в Министерство регионального развития Российской Федерации с письмом N 1186, в котором просил согласовать проект генерального плана городского поселения Красково, в частности в письме приведены обоснования, в соответствии с которыми Администрация городского поселения Красково считает необходимым включить в границы населенных пунктов земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда.
Согласно представленному Рослесхозом письму от 05.02.2013, Рослесхоз отказался согласовать Генплан г.п. Красково, указав, что не представлены необходимые документы и пояснения, в том числе перечень участков земель лесного фонда с указанием местоположения, целевого назначения лесов и категорий защитных лесов, не обоснована площадь лесных участков; отсутствуют материалы по обоснованию в текстовой форме.
19 марта 2014 года Министерством регионального развития Российской Федерации в адрес администрации городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области направлено Сводное заключение об отказе в согласовании проекта генерального плана муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области.
Более того, Протоколом согласительного совещания по урегулированию разногласий к замечаниям на проекты документов территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.05.2014 следует, что Министерство регионального развития Российской Федерации не согласовывает проект генерального плана городского поселения Красково Люберецкого района Московской области.
Доводы администрации городского поселения Красково о том, что в соответствии с частями 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования, а в случае непоступления в установленный срок заключений на проект генерального плана данный проект считается согласованным с такими органами, обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, администрация городского поселения Красково обращалась за согласованием проекта генерального плана в Министерство регионального развития Российской Федерации, а не в Федеральное агентство лесного хозяйства, как это указано в вышеприведенных нормах.
Кроме того, обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов), в части согласования данного вопроса со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 4 данной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд не принял во внимание положения генерального плана городского поселения Красково, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области от 25.12.2012 N 158/40, в части включения в границы населенного пункта - дачный поселок Красково земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060713:182, категория земель: "земли лесного фонда".
Иных доказательств в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060713:182 мог бы быть отнесен к землям населенных пунктов и в связи с чем право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок могло быть признано отсутствующим, заявителями в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Исходя из положений статьей 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральных планах поселений, действительно, отображаются границы соответствующих поселений. Однако генеральный план поселения является документом территориального планирования соответствующего поселения - не более того.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следовательно, генеральный план поселения не имеет правоустанавливающего значения для вопроса о границах соответствующего поселения, границы которого отображены на содержащейся в этом плане карте поселения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Требования к этой процедуре установления границ приведены в статьях 11 - 13 Закона N 131-ФЗ. Корреспондирующее положение содержится и в пункте 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу приведенных выше норм границы поселений устанавливаются и изменяются законами органов власти соответствующего уровня - в рассматриваемом случае - это закон Московской области - субъекта Российской Федерации, а не генеральным планом.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.09.2014 по делу N А41-17350/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)